рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Воланд как художественно переосмысленный автором образ Сатаны

Воланд как художественно переосмысленный автором образ Сатаны - Дипломная Работа, раздел Литература, Магическое в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" Воланд Как Художественно Переосмысленный Автором Образ Сатаны. По Замыслу Авт...

Воланд как художественно переосмысленный автором образ Сатаны. По замыслу автора фантастический образ Воланда в романе Мастер и Маргарита должен восприниматься как реальность.

Узнать Воланда должен - союзник автора. Здесь ничего не нужно разгадывать и расшифровывать. Догадка поражает читателя в тот самый момент, когда Воланд появляется на Патриарших, и уже к концу первой главы сменяется уверенностью. Читатель в этом романе вообще стоит рядом с автором, очень близко к Мастеру и Маргарите, его взгляд на будничный, заземленный и бездуховный мир - мир Берлиоза и Степы Лиходеева, Варенухи, Поплавского, Босого, Рюхина, мир стяжательства и себялюбия - взгляд сверху. Многие критики отмечали, что Воланда следует рассматривать как аллегорию даже аллегорию авторской совести и мудрости, как символ, иначе можно поверить в Булгакова как мистика и теософа. Но Булгаков не мистик и не теософ.

Булгаков - художник, светлый, бесстрашный, радостный, при всем трагизме многих его страниц.

Фигура Воланда не символ и не аллегория. Читатель знает можно быть тысячу раз атеистом и не верить ни в бога, ни в черта, но когда входишь в мир романа Мастер и Маргарита , Воланд существует - могущественный, бездонный и совершенно реальный. Образы Мефистофеля Гете, Мефистофеля Гуно, Мефистофеля Шаляпина играют в романе служебную роль они проступают как бы ликами, в которых Воланд уже являлся искусству мгновениями его существования в прошлом свидетельствами свиданий с ним. Глубже всего булгаковский Воланд не похож на Мефистофеля Гете. У Гете Мефистофель выступает то, как сатана, то всего лишь как один из могущественных духов тьмы. У Булгакова Воланд - сам великий сатана и сильнее его в лунном, ночном мире, в принадлежащем ему мире жестокой справедливости и жестокого возмездия нет никого.

К слову следует отметить, что мистификатор Булгаков, по мнению литературоведов, упоминается в романе 43 раза. Причем образ луны несет особую смысловую нагрузку, не всегда четко определяемую, но чрезвычайно важную для более полного осмысления романа.

Основное действие романа разворачивается именно в полнолуние. Полнолуние - мистическое, тревожное, волнующее, зловещее, завораживающее время. Это время шабаша ведьм и бала Сатаны, получения Тайного Знания и обострения чувств. Воланда можно было бы в соответствии с известной литературной традицией считать олицетворением зла, но он мало похож и на гонителя добра, он оказывается куда милосерднее к героям романа, чем многие окружающие их ближние.

Ведь именно благодаря ему был отпущен на волю не пожелавший остаться вампиром и раскаявшийся лгун и хам Варенуха, его заботами спасся от смерти превратившийся в борова Николай Иванович, именно он, а никто другой принял горячее участие в судьбе Мастера и Маргариты. Если Мефистофель Гете - дух сомнения и неверия и его пафос - в развенчании всего, что представляется высоким, то все, на что обращает свой взгляд Воланд, предстает всего лишь в истинном свете.

Воланд не сеет зла. Он всего лишь вскрывает зло, показывая то, что действительно ничтожно. Образ Воланда в романе как бы лишний раз доказывает читателю, что дьяволиада один из наиболее любимых авторских мотивов. Здесь, в Мастере и Маргарите этот мотив приобретает настолько реалистичные формы, что может служить блистательным примером гротескно-сатирического обнажения противоречий живой действительности, окружающей персонажей романа. Вражда, недоверие к инакомыслящим, зависть царствуют в мире, который окружает Мастера и других персонажей романа.

Не случайно там появляется Воланд. Воланд - это художник, переосмысленный автором образ Сатаны. Сатана и его помощники сущность явлений, высвечивают, выставляют на всеобщее обозрение всякое зло. Фокусы в варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина - это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете.

Здесь происходит испытание москвичей на алчность и милосердие. В конце представления Воланд приходит к выводу Ну что же - люди как люди. Любят деньги, из чего бы те деньги ни были сделаны - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны ну, что ж и милосердие иногда стучится в их сердца обыкновенные в общем, напоминают прежних квартирный вопрос только испортил их Но Воланд и его свита совершали в романе небезобидные и часто мстительные чудеса, наподобие злых волшебников в доброй сказке.

Одной из мишеней Воланда становится самодовольство рассудка, в особенности его атеистичность, сметающая с пути за одно с верой в бога всю область загадочного и таинственного. С наслаждением, отдаваясь вольной фантазии, расписывая фокусы, шутки и перелеты Азазелло, Коровьева и кота, любуясь мрачным могуществом Воланда, автор посмеивается над непоколебимой уверенностью, что все формы жизни можно спланировать, а процветание и счастье людей ничего не стоит устроить - стоит только захотеть.

М.Булгаков сомневается в возможности штурмом обеспечить равномерный и однонаправленный прогресс. Его мистика обнажает трещину в рационализме. Он осмеивает самодовольную кичливость рассудка, уверенного в том, что, освободившись от суеверий, можно создать точный чертеж будущего, рациональное устройство всех человеческих отношений, рациональное устройство во имя гармонии в душе самого человека. Фантастические повороты сюжета позволяют писателю развернуть перед читателями целую галерею персонажей весьма неприглядного вида. Внезапная встреча с нечистой силой сдирает маски лицемерия со всех этих берлиозов, латунских, май- гелей и прочих.

Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле обнажает некоторых зрителей. Не дьявол страшен автору и его любимым героям. Дьявола, скорее всего, для Булгакова не существует, как не существует и богочеловека. В его романе живет иная, глубокая вера в человека и человечность, нравственные непреложные законы.

Для Булгакова нравственный закон является частью души человека и не должен зависеть от религиозного ужаса перед грядущим возмездием, проявление которого можно легко усмотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного атеиста, возглавлявшего МАССОЛИТ. По мнению литературоведов, сама идея поместить в Москву 20-х годов Князя Тьмы и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской.

Воланд появляется в Москве, чтобы испытать героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим любовь и верность друг другу, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут не перед людским судом. Судьей для них будет время и совесть. Булгаковский Воланд знает подлинную цену всему стяжательству, бездуховности и невежеству тенями висельников и убийц на своем великом весеннем балу рассудочности Берлиоза, навсегда уходящего в небытие, и суетной страсти толпы к зрелищам и деньгам.

И находит полное понимание у своей преданной свиты. Если подробнее рассматривать сцену с балом, то можно увидеть и еще одну проблему, которую Булгаков хотел показать нам. Тема бессмертия и воскресения душ. У Булгакова главный воскреситель - Воланд. Да, он может воскресить душу, а может и наоборот, погубить ее. Вообще, Воланд в романе, представ перед нами, как дьявол наоборот, погубил лишь душу Берлиоза.

Особенно ярко описано воскресение души на балу. Эти люди давно умерли, причем наверняка не без содействия самого Воланда, но каждый год, в полнолуние, они собираются на бал, который устраивает Воланд, воскресивший их, вероятно, потому, что они верили в некую философию, некую теорию. Видимо, в основе этой теории лежала идея загробной жизни, когда тело умирает, а душа остается жить. Воланд, впрочем, называет их доказательствами совсем иной теории. По его утверждениям Берлиоз всю жизнь исповедовал теорию, согласно которой после отрезания головы жизнь в теле прекращается, а душа уходит в небытие наверное, именно по этому единственный, кто в романе по-настоящему уходит в небытие, и есть Берлиоз. Совершенно очевидно, что симпатии автора здесь не на стороне Берлиоза, в прочем, не на стороне Воланда тоже. Тут Булгаков выдвигает идею, что каждый получает по заслугам, во что верил - то и получил, как это случилось с Берлиозом.

Души, которые собирались на этом жутком балу - соседи Воланда, они за свои прегрешения пребывают в аду. Скорее всего, сам Воланд исподволь подсказывал им различные способы отравления и прочих преступлений.

Каждый год на этом балу появляются новые лица, Воланд не дремлет, он продолжает умерщвлять души. И собирает их на балу конечно же не для того, чтобы доказать Берлиозу правильность своей теории, в которую верит он и его гости, а потому что втайне ему приятно видеть души, которые он погубил, а затем воскресил. На первый взгляд незаметно, чтобы эти люди терпели какие-то муки в аду как положено грешникам, но даже если это так, то тогда, возможно, Воланд хочет дать им отдых от их страданий. По крайней мере, Фрида, которой каждый день подают платок, напоминающий о ее преступлении, напивается пьяной, и это помогает ей забыть злосчастный белый с синей каемочкой платок.

По сути, Мастер и Маргарита - тоже своего рода люди умершие и вновь воскресшие. Азазелло это отрицает, говорит, что они вовсе не мертвы, но в то же время Иванушкин сосед умирает, и Иванушка узнает это, когда Мастер приходит к нему попрощаться.

Получается, что на свете два Мастера один, который улетел с Воландом, а другой, который умер в сто восемнадцатой палате. И Маргариты тоже две, хотя в эпилоге говорится, что, будто шайка, похитила и Мастера, и Маргариту, и ее домработницу Наташу, превратившуюся в ведьму. Именно Азазелло подготовил их к полету с помощью фалернского вина, того самого, которое пил прокуратор. Уже в этом можно усмотреть намек на то, что непростое вино выпивают герои Булгакова.

Азазелло сначала отправляет с его помощью Мастера, а потом их же воскрешает. Очевидно, в полет с Воландом нельзя отправиться живым надо подготовиться, усыпить собственную душу и забыться на время. Но опять же вернемся к самому Воланду. Он, в отличие от Мефистофеля и в отличие от другого Демона И все, что пред собой он видел, он презирал - иль ненавидел, которого Булгаков знал практически наизусть, Воланд признает то редкое, то немногое, что по-настоящему велико, истинно и нетленно.

И в этом его великая сила и великое преимущество перед другими. Воланду известна настоящая цена творческому подвигу Мастера и раскаянию Пилата. Любовь и гордость, и поистине королевское чувство собственного достоинства Маргариты вызывают у него интерес, холодную симпатию, уважение, признание. И не прикосновение для него подвиг Иешуа Га-Нопри и то не подвластно ему, Воланду, что в романе противопоставлению тьме и помечено обобщенным названием свет. В романе есть одно место, которое часто вызывает у читателей вопросы.

В самом конце, там, где волшебные черные кони несут своих всадников к их цели, описано преображение этих всадников. Именно тогда читатель видит рыцаря с никогда не улыбающимся лицом. Как заявляет Воланд, этот рыцарь просто неудачно пошутил. Что имел в виду Булгаков? Что такое лишнее сказал не когда фиолетовый рыцарь, за что был так жестоко наказан? Таким образом, мнимый Коровьев - Фагот - есть мрачный фиолетовый рыцарь.

Мы наблюдаем одно из удивительных превращений. Вряд ли Воланд наказывает своего верного рыцаря, чье место непосредственно рядом с ним, за неудачу каламбура. Темно-фиолетовый рыцарь явно наказан за то, что неудачный его каламбур относился к свету и тьме. Воланд не позволяет шуток по поводу света. Читая роман, постоянно находишь подтверждение тому, что такого дьявола в мировой литературе до Булгакова действительно не было. Воланд с его холодным всеведением и жесткой справедливостью порою кажется покровителем беспощадной сатиры, что вечно обращена к злу и вечно совершает добро.

Он жесток, как бывает жестокой сатира, и дьявольские шутки его приближенных тоже воплощение каких-то сторон этого удивительнейшего из видов искусств издевательские провокации и глумливое фиглярство Коровьева, неистощимые шутки лучшего из шутов - Бегемота, разбойничья прямота Азазелло. Сатирическое будто вскипает вокруг Воланда. Всего на три дня появляется Воланд со своей свитой в Москве - и неистовством сатиры и, конечно, колдовством, врезается в будничную повседневность.

Стремительно, сплетаясь как в вихре Дантова ада, несутся вереницы сатирических персонажей - литераторы из МАССОЛИТА, администрация театра Варьете, мастаки из жил-товарищества, театральный деятель Аркадий Аполонович Семплеяров, гений домовых склок Аннушка, скучный нижний жилец Николай Иванович и другие. Зададимся вопросом почему представление черной магии Воланд устраивает именно в Варьете, и почему действие романа происходит вокруг театра Варьете? Здесь можно усмотреть прямую связь с желанием самого Булгакова иметь свой театр, о чем он проговаривается не единожды. И Воланд, вероятно, выступает в романе и как режиссер действа, а не только как один из главных героев романа. 2.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Магическое в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Роман был написан в 30-е годы - в пору расцвета писательского дарования автора. В этот же период им написаны такие блистательные произведения, как роман Жизнь… По сей день, мы убеждаемся в глубине творческих поисках автора, что подтверждается непрекращающимся потоком книги…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Воланд как художественно переосмысленный автором образ Сатаны

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Творчество Булгакова поэтика и мистика
Творчество Булгакова поэтика и мистика. Каждый исследователь предлагает, вольно или невольно, свой образ М.Булгакова. В книге Л.Яновской Творческий путь Михаила Булгакова воскресает старинно

МАГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА
МАГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ РОМАНА. Евангельские и демонологические линии романа Прежде всего отметим, что Булгаков упорно стремился преодолеть евангельскую легенду. В его романе нет одиннадцати апостолов и

Историзм и психологизм Мастера и Маргариты
Историзм и психологизм Мастера и Маргариты. Несомненно, роман Булгакова Мастер и Маргарита явился одним из наиболее ярких произведений послереволюционной России. Автор в своем произведении в

З А К Л Ю Ч Е Н И Е
З А К Л Ю Ч Е Н И Е. Роман М,А,Булгакова Мастер и Маргарита, над которым автор работал практически до конца своей жизни, оставался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале

Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я
Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я. Булгаков М. Белая гвардия Мастер и Маргарита Романы Предислов. В.И.Сахарова Мн. Маст. лит 1988. 2. Брюсов В. Огненный ангел М МСМ1х. 3. Виленкин В.Я. Незабываемые чтения Ли

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги