З А К Л Ю Ч Е Н И Е

З А К Л Ю Ч Е Н И Е. Роман М,А,Булгакова Мастер и Маргарита, над которым автор работал практически до конца своей жизни, оставался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале Москва. Этот роман принес автору посмертную мировую славу. Это произведение явилось достойным продолжением тех традиций отечественной литературы, которые утверждали прямое соединение гротеска, фантастики, ирреального с реальным в едином потоке повествования.

В романе Мастер и Маргарита царят свобода творческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Сатана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательствуют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20-х-30-х годов XX века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая доступна лишь сказке, поэме. Мастер и Маргарита скорее лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру.

Дьяволина, один из любимых авторских мотивов, здесь, в Мастере и Маргарите, играет роль вполне реалистическую и может служить блистательным примером гротеско-фантастического сатирического обнажения противоречий живой действительности. Булгаков, как и созданным им образ Мастера, далек от религиозности в христианском смысле этого слова.

Мастером написана на историческом материале книга огромной психологической выразительности. Этот роман о романе как бы фокусирует в себе противоречия, которые обязаны решать своей жизнью все последующие поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.

Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победителем. Булгаков нарушил бы закон художественной правды, изменил бы своему чувству реализма. Но пессимизмом не веет от финальных страниц книги. На земле у Мастера остается ученик - Иван Понырев, бывший Бездомный и остался роман, которому суждена долгая жизнь. Магическое в романе Мастер и Маргарита служит вполне реальным целям. Сами образы и мотивы фантастических инфернальных действий булгаковского романа - весь этот сон ведьм, русалок, чертей, говорящих котов, упырей и прочей нечистой силы вторгается в реальную человеческую жизнь, внося в нее страх или удивление, щемящую тоску или демонические страсти, одаривая волшебной таинственной силой одних и обрекая на гибель других.

Именно в эпизодах, связанных с сеансом черной магии, образ унифицированного, лишенного, по мнению Булгакова, духовного света социума приобретает реальное конкретное наполнение. Булгаков демонстрирует нам три таланта - талант сатирика, фантазера и реалиста.

Неистощимый на выдумку автор Мастера и Маргариты, веселый мистификатор, посредством ряда волшебных превращений делает для нас далекое близким, действительное - прозрачным и фантастическим, несуществующее - реально ощутимым, осязаемым. Во второй половине XX века творчество М.Булгакова получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью и нашей национальной культуры, и мировой культуры.

Интерес к нему не иссякает. Читателям его романов, повестей, пьес суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящиеся в глубинах.