рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Массовая литература как проблема литературоведения

Работа сделанна в 2007 году

Массовая литература как проблема литературоведения - Реферат, раздел Литература, - 2007 год - Реферат По Теории Литературы На Тему: «Массовая Литература Как Проблема Литер...

Реферат по теории литературы на тему: «Массовая литература как проблема литературоведения» Выполнила: студентка 1 курса, Вечернего отделения, 4 группы, Якушенкова Екатерина Витальевна Проверила: Мовнина Наталья Савельевна г. Санкт-Петербург 2007 Оглавление Введение 3 О понятие «массовая культура» 4 Происхождение массовой культуры 8 Феномен «глянцевого писателя» 13 Жанры массовой литературы 17 Заключение 20 Библиография 21 Введение Книг у нас больше покупают, чем читают, и больше читают, чем понимают. Потому что нет у нас, нет ста тысяч читателей Пруста! Зато есть пять миллионов, которые за треху охотно поставят его на полку, а себя – на ступенечку выше в табели о рангах: образованность у нас все же престижна. Так просто: серьезные книги ведь серьезны не абсолютно, сами по себе, а относительно большинства других, менее серьезных, и воспринимаются небольшой частью читателей, более склонных и способных к этому, чем большинство.

Это элементарно, да, Ватсон? М.Веллер Сегодня люди много читают.

Они читают в метро, в электричке, на работе, и, подозреваю, дома. В метро они читают учебники и маленькие книжки в мягких обложках. Чаще всего это детективы, дамские романы, фантастика. Эти книги воспроизводят образы мира, организованного по разным законам, которых объединяет общий признак – массовость. Интерес общества к массовой литературе, издаваемой миллионными тиражами и ставшей неотъемлемой частью его языкового существования, пожалуй, уже нельзя отрицать.

По данным социологов, массовая литература сегодня составляет 97% литературного потока. [4, 43] Работая над данным рефератом, я ставила перед собой задачу постичь особенности массовой литературы, её своеобразие жанров и поэтики – это значит не только определить сущность этого феномена, выявить сложные взаимоотношения "большой" и "второразрядной" литературы, но и проникнуть во внутренний мир нашего современника, его языковое сознание.

О понятие «массовая культура» Мэтры пишут километры. Сладкая неволя, милая несвобода. Колоссальные объемы написанного как главное условие величия. Отныне и вовеки веков мэтров массовой литературы именовать киломэтрами. А Т. Морозова При изучении массовой литературы проблемы начинаются уже во время анализа самого термина «массовая литература». Что именно считать «массовым», а что «немассовым» в современную эпоху, которую иногда называют эпохой массового общества, ведь в современном обществе массовым становится все: культура, производство, зрелища? Что мешает, например, определить всю «современную литературу» как «массовую»? Массовой литературой обычно считают даже не литературу, а низкопробное чтиво, ориентированное исключительно на коммерческий рынок.

Утверждают также, что она была таковой с самого зарождения и настолько отличалась от подлинной литературы, что уважающие себя критики считали ниже своего достоинства даже замечать ее. И в самом деле, статьи о массовой литературе нет ни в однотомном «Словаре литературоведческих терминов», изданном в 1974 г ни в многотомной «Краткой литературной энциклопедии». Лишь в дополнительном 9-м томе КЛЭ (1978) появляется статья, но целиком негативная, ставящая массовую литературу вне литературного ряда: «Массовая литература (паралитература, сублитература) - крупнотиражная развлекательная и дидактическая беллетристика 19—20 вв.; является составной частью «индустрии культуры». «Прямого отношения к истории литературы как искусства слова массовая литература не имеет: ее развитие осуществляется как диктуемый рыночной конъюнктурой отбор наиболее «ходкого» литературного товара и серийное изготовление продукции по его образцу».[8] Массовая литература, по мнению большинства ученых, представляет собой «категорию литературных произведений, относимых к маргинальной сфере общепризнанной литературы и отвергаемых как псевдолитература» [9]. Часто её еще называют тривиальной, развлекательной, эскапистской, рыночной, “дешевой”. Другими словами, массовая литература в этом случае не столько жанровое, сколько оценочное или, как писал Ю.М.Лотман, «социологическое (в терминах семиотики – прагматическое)» [7, 384] определение.

Исходя из этого определения, многие пытались найти причины или, скажем так, методики отнесения того или иного произведения к эскапистским.

Например, Е.М. Пульхритудова [10, 10-29] считала характеризующими чертами паралитературы воплощение консервативных политических и нравственных представлений, порождающих бесконфликтность; отсутствие характеров и психологической индивидуальности героев.

В этом случае вполне резонно задать целый ряд вопросов, которые, к великому сожалению Е.М. Пульхритудовой, вряд ли найдут свои ответы.

Можно ли, например, считать бесконфликтными произведения Д. Донцовой? Как, например, отражаются консервативные политические и нравственные представления в романах А. Марининой? На фабульно-сюжетном уровне многие отмечают как отличительный признак таких произведений динамично развивающееся действие с обилием невероятных происшествий; "лжедокументализм", то есть попытку убедить читателя в достоверности самых невероятных событий.

В. Хализев [12. 397] добавляет к этому "конвейерность" производства, а также наличие клише и определенных схем относительно сюжета, языка, стиля и даже объема произведения (250-270 страниц). Проще говоря, когда говорят о массовой литературе, речь идет «о литературе "среднего" качества, предназначенной для "массового" чтения функции, которой заключаются, прежде всего, в развлекательности» [11, 204]. Остается только определить то, что неопределимо – что же такое эта самая развлекательность, как она формируется, и что из себя представляет.

А заодно ответить и на вопрос, почему так привлекательны для массового читателя, например, «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце» М. Булгакова, «Лолита» В. Набокова, «Зона» С. Довлатова, стихотворения С. Есенина и т.д. А может, и должна литература быть если не развлекательной, то увлекательной? Может, увлекательности и адекватна развлекательность? Может, был прав Ф. Булгарин, когда утверждал, что литератору необходимо быть профессионалом, зарабатывающим на жизнь писательским трудом.

Для того чтобы это было возможно, писатель должен учитывать вкусы публики. И если публике нравятся, например, новости, а они отсутствуют, то что-то новое надо придумать, " одним махом пера убить наповал несколько десятков тысяч турок" [2, 153]. Следовательно, писатель, как и журналист, должен выдумывать различные происшествия и приключения, соотнося их "со вкусом и образом мыслей" публики, которая любит "как можно больше необыкновенного, странного, сверхъестественного, страшного, смешного и вздорного" [2, 153]. На это в свое время указывал и Ф.М. Достоевский: «так как хорошая книга чрезвычайно развивает охоту к чтению, то надо хлопотать о доставлении народу как можно более приятного и занимательного чтения». [5, 44] Подводя некий итог разговора о «понятии массовой литературы» можно отметить её основные черты:  Она популярна, т.е. имеет коммерческий спрос; распространяется в широких слоях общества, оказывает существенное воздействие на мироощущение читателей;  Она демонстративно тривиальна, т.е. содержательно основана на распространении неких «общих мест», стереотипов, важных в системе ценностных предпочтений общества в определенной конкретно-исторический период;  Она жестко структурирована, то есть организована в соответствии с канонами, основанными на наиболее успешных образцах-предшественниках.

Происхождение массовой культуры

формирование массовой литературы, возникшей «в результате расслоения и... В связи с этим более обоснованной представляется концепция, согласно к... Особенности восприятия массовой литературы определяются тем, что извес... Так, например, известному литературоведу и поэту, автору многочисленны... А.

Жанры массовой литературы

Толкиена «Властелин колец»), триллеры (романы ужасов, типологически во... Конечно же, жанрово-темагические разновидности массовой литературы доп... К тому же «каждая формула обладает своим собственным набором ограничен... В равной степени писатель-детективист может как угодно изощрять свое в... Если в «дамской» беллетристике типовые названия варьируют ключевые сло...

Заключение

Заключение Подводя итог выполненной работы, можно с уверенностью утверждать, что «массовая литература» — это не только ценностный «низ» литературной иерархии, не только социокультурное явление — отлаженная индустрия, специализирующаяся на серийном выпуске стандартизированной литературной продукции развлекательной, а иногда пропагандистской направленности, это еще и собственно литературное явление, сопряженное со специфической поэтикой: номенклатура популярных жанрово-тематических канонов, имеющих в своей основе трафаретные сюжетные схемы, обладающих общностью тематики, устоявшимся набором действующих лиц и стилевых клише.

Библиография

Библиография 1. Баранов С.Ю. Популярная проза XVIII века//Повести разумные и замысловатые.

Популярная проза XVIII века. М 1980. С. 5. 2. Булгарин Ф.В. Полное собрание сочинений: В 7 т. – СПб 1844. – Т. VI. 3. Венгерова 3. Дюма Александру/Энциклопедический словарь.

Брокгауз и Ефрон. Биографии: В 12 т. М 1993. Т. 4. С. 860. 4. Гудков Л.Д. Массовая литература как проблема.

Для кого? // Новое литературное обозрение, 1996, № 22. 5. Достоевский Ф.М. Книжность и грамотность.

Статья вторая // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. – Л 1979. – Т. 19. – С. 24-53. 6. Зверев А. Что такое «массовая литература»?//Лики массовой литературы США. М 1991. С. 33—34. 7. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Лотман Ю.М Избранные статьи.

Т. 3. Таллинн, 1994. 8. Массовая литература // Краткая литературная энциклопедия, т. 9, М 1978 9. Мельников Н.Г. Массовая литература // Русская словесность М 1998 10. Пульхритудова Е.М. Литература, беллетристика и паралитература // Теория литературы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. – С.10-29. 11. Фёдорова Ж.В. Массовая литература в России XIX века: художественный и социальный аспекты // Русская и сопоставительная филология.

Взгляд молодых. – Казань, 2003. – С. 203-209. 12. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999. – 397 с. 13. Черняк М.А. Феномен массовой литературы ХХ века. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005, с. 152-178.

– Конец работы –

Используемые теги: Массовая, литература, Проблема, литературоведения0.093

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Массовая литература как проблема литературоведения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Проблемы экономического роста, микро и макроэкономические проблемы Российской экономики, международное разделение труда
Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их… Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей увеличения… От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в…

Глобальные проблемы человечества и проблема ценности научно-исследовательского прогресса
НТР характеризуется, во-первых, срастанием науки с техникой в единую систему, в результате чего наука стала непосредственной производительной силой,… Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к… Именно отрицательные последствия и создают так называемые глобальные проблемы. Само название научно-техническая…

Проблема праворозуміння (Проблема правопонимания)
Поняття права це не застигла категоря, а категоря, що розвиваться, в якй вдображаються сторичн традиц, суспльна ситуаця сучасно епохи.Цллю роботи… В теоретико-пзнавальному план генезис правових вчень теорй вдбувався в русл… Наприклад, первинним правом для врев були 10 заповдей, вручених Мосею самим Богом. В таких древнх правових кодексах…

Воплощение вечных проблем и проблем современности в романе Чингиза Айтматова «Плаха».
III. Заключение 1. Судьба народов в ХХ веке. 2. Вечная драма мировой истории. 3. Пророческий голос Айтматова. Воплощение вечных проблем и проблем… В. С. Высоцкий Жизнь человека это постоянный выбор. Судьба его выбирать свой жизненный путь, добро или зло, те принципы, которыми потом он будет руководствоваться.Очень…

Общественно-исторические проблемы в литературе
Может, был прав Е.Евтушенко, сказавший Поэт в России - больше, чем поэт На сегодняшней литературе можно очень четко проследить художественное,… Эти особенности могут придать произведению большое общественное и политическое… Современные произведения демонстрируют еще большую, чем прежде, связь эпохи и литературного произведения. Ныне стоит…

Проблема молодежи в современной литературе
Как проводятвремя чуть не большинство моих ровесников? Гоняютдо одури на мотоциклах, мешая отдыхатьжителям, слоняются по улицам, ищут, где выпить,… Интересно, что у многихмоих товарищей даже мысли не возникает помочь своим… Я многоразмышлял о том, откуда идет жестокостьи почему она так часто торжествует. Конечно, здесь много причин войны и…

Актуальные проблемы современной детской литературы, периодики, критики
В какой-то мере они являются заложниками проводимых социально-экономических реформ и особенно страдают в ситуации переходного периода, поскольку… В Конвенции ООН о правах ребенка (1989г.) говорится о праве детей на… Литература для детей — явление сравнительно позднее в нашей отечественной культуре и культуре человечества в целом.…

Проблемы дидактического построения дисциплины в свете проблемы построения культурологии как науки
Именно на этот не сформулированный вопрос отвечают авторы многочисленных учебников и учебных пособий, вышедших за последнее время. Этот вопрос тесно… Другие, локализуя определенные культурные типы, рассматривают их специфические… Давая определение культуры, авторы широкого подхода на самом деле фундируют ее рамками узко очерченной специальной…

Проблема эрекции полового члена мужчины - это проблема женщины...
И потому за оргазм женщины, заее наслаждение в сексе, за ее подготовку к акту несет полную ответственностьмужчина. И если женщина холодна, то смешно… Одним словом, в сексе должен работать принцип мужской половойчлен это… Нет импотентов, есть плохо работающие или сексуально неумелыеженщины. Нет и фригидных женщин. Есть просто неумелые и…

Американская литература: элитарная и массовая
Если писателям школы «горячей крови» - от Джека Лондона до Эрнеста Хемингуэя - была свойственна ясность и внятность интонации, то начиная с 50-х гг.… В 30-40-х гг. произведения Хемингуэя с большой точностью передавали вкус,… После войны мироздание расшаталось, жизнь утрачивала свои привычные надежные очертания. Герои великого писателя…

0.048
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам