рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Метафора в поэзии И. Бахтерева

Метафора в поэзии И. Бахтерева - раздел Литература, Содержание Введение 3 Глава 1. Понятие Метафоры 5 Глава 2. Особенность Поэтич...

СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Понятие метафоры 5 Глава 2. Особенность поэтической метафоры 12 Глава 3. Место метафоры в поэзии И. Бахтерева 17 Заключение 27 Список использованной литературы 28 ВВЕДЕНИЕ В последнее время нарастает интерес к творчеству Игоря Бахтерева – неординарного, но, к сожалению, пока малоизвестного и малоизученного поэта ХХ века. Репрессии 30-х годов унесли жизни множества талантливых литераторов и надолго закрыли доступ к их творчеству для читателей.

По словам Сергея Бирюкова, «это была настоящая расправа с поэзией». Большинство произведений группы ОБЭРИУ, в которую входил Игорь Бахтерев, не было известно в России до середины 80-х годов. Что же до самого Игоря Бахтерева, то он и сейчас все еще известен российскому читателю на уровне немногих журнальных публикаций и публикаций в общих сборниках поэзии обэриутов и их последователей.

Его первые произведения были напечатаны на родине лишь в конце 80-х годов и остаются до сих пор известны в достаточно узких кругах (за рубежом стихи Бахтерева впервые были опубликованы в 1978 году). «Фактически считает С. Бирюков мы оказались в ситуации, когда созданное 60 лет назад вошло в наши дни, как будто написанное только что». Конечно, Игорь Бахтерев не является автором абсолютно неизданным. Первая из книг, в которой опубликованы его произведения, многократно подвергавшаяся критическим репрессиям «Ванна архимеда», составленная Анатолием Александровым в 1991 году, представляет прозу Бахтерева и его «драматическую сцену» «Царь Македон или Феня и Чеболвеки»; вторая книга – это «Поэты группы ОБЭРИУ», изданная в серии «Библиотека поэта» в 1994 году. Здесь опубликованы по авторским рукописям 12 стихотворных текстов поэта.

Тем не менее изучение творчества И. Бахтерева остается по прежнему актуальным, поскольку упоминания об этом поэте можно найти пока лишь в контексте исследования поэзии группы ОБЭРИУ в целом.

Характерной чертой поэзии Игоря Бахтерева является активизация тропов. Вообще, по мысли Ю. М. Лотмана, к тропам как механизмам творческого мышления тяготеют системы, «ориентированные на сложность, неоднозначность или невыразимость истины». Для произведений И. Бахтерева характерна активизация таких тропов, как метонимия, гипербола, оксюморон, и, конечно же, метафора, способствующая раскрываю метафоричности и повышенной ассоциативности в творчестве этого поэта.

Изучение использования метафор в поэзии И. Бахтерева весьма интересно и актуально, поскольку отдельного исследования по этой теме не имеется. Именно поэтому целью данного курсового сочинения является раскрытие места и роли метафор в поэзии И. Бахтерева. Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи: 1) определить понятие метафоры на основании анализа научной литературы по данной проблеме; 2) раскрыть особенности поэзии И. Бахтерева; 3) определить характер метафор И. Бахтерева и степень их использования на конкретных примерах. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕТАФОРЫ Основной признак метафоры – ее семантическая двойственность. В структуру метафоры входят два компонента – ее значение (свойство актуального субъекта) и образ ее вспомогательного субъекта.

Называя Собакевича медведем, имя медведь относят одновременно и к классу животных, и к конкретному человеку, а из числа ассоциируемых с медведем признаков отбирают те, которые приложимы к индивиду (крепость, грубая сила, косолапость, окраска и т. д.). совокупность второстепенных для класса (вспомогательного субъекта метафоры) признаков дает ключ к сущности актуального субъекта метафоры.

Поэтому метафора часто лежит в основе прозвищ, а затем и фамилий (Коробочка, Клещ, Сова). Расширение денотативной области метафоры с индивида на категорию сужает и фиксирует значение метафоры, которая становится фактом языка: медведь – «неуклюжий человек, увалень». Сходство со стереотипом класса позволяет выделить определенную разновидность внутри другого класса, в данном случае класса людей.

Таким образом, источником нового значения является сравнение. Уподобление объектов может быть симметричным; ср. обоюдные метафоры (Аристотель): «загорелись звезды очей» (глаза) и «загорелись очи ночи» (звезды). Поэтическая метафора часто сближает далекие объекты: Русь – поцелуй на морозе (Хлебников). Метафора традиционно рассматривается как сокращенное сравнение.

Из нее исключены предикаты подобия (похож, напоминает и др.) и компоративные союзы (как, как будто, как бы, словно, точно и др.). Вместе с ними элиминируются основания сравнения, мотивировки, ситуативные обстоятельства, модификаторы. Метафора лаконична. Она сокращает речь, сравнение ее распространяет. Формальным изменениям соответствуют смысловые. Сравнение выявляет любое – постоянное или преходящее – сходство (или его отсутствие), метафора – устойчивое подобие; ср. «Вчера он вел себя как заяц», и «Вчера в лесу он был заяц» (можно только «Он - заяц»). Обозначая сущность объекта, метафора несовместима с субъективными установками «Мне кажется, она птица», «Я думаю, что Собакевич медведь». В послесвязочной традиции русская метафора предпочитает именительный падеж творительному, обозначающему состояние или переменный признак: «Командир наш был орел». Творительный падеж используется тогда, когда на прзнак наложен предел, обычно в стереотипных метафорах: «Не будь свиньей»; «Каким я был ослом». Метафора возникает при сопоставлении объектов, принадлежащих к разным классам.

Логическая сущность метафоры определяется как категориальная ошибка или таксономический сдвиг.

Метафора отвергает принадлежность объекта к тому классу, в который он входит, и включает его в категорию, к которой он не может быть отнесен на рациональном основании. Сравнивая объекты, метафора противопоставляет. Метафора сокращает не только сравнение, но и противопоставление, исключая из него содержащий отрицание термин: «Ваня (не ребенок, а) сущий вьюн». Если сокращенный термин важен для интерпретации метафоры или фокусирования внимания на контрасте, он может быть восстановлен: «Это не кот, а бандит» (Булгаков); «Что это за люди? Мухи, а не люди» (Гоголь); «Не смушка - огонь» (Гоголь). Метафора выполняет две основные функции – функцию характеризации и функцию номинации индивидов и классов объектов.

Они четко противопоставлены в субстантивной метафоре. В первом случае существительное занимает место таксономического предиката, во втором – субъекта или другого актанта.

Исходной для метафоры является функция характеризации. Занимая позицию предиката, метафора постепенно утрачивает предметное значение и вместе с тем большую часть входящих в него семантических компонентов. Смысл метафоры ограничивается указанием на один или немногие признаки. Употребление метафоры в актантной позиции вторично. В русском языке оно поддерживается указательным местоимением: «Живет эта вобла в имении своей бывшей жены» (Чехов). Конкретная метафора часто используется для характеристики непредметного субъекта: «Любовь – пьянящее вино»; «Совесть – когтистый зверь». Обратное явление редко: «Господи, это же не человек, а – дурная погода» (М. Горький). Метафора выполняет характеризующую функцию также в позиции приложения: «глаза-небеса», «случай – Бог-изобретатель». В соположении далеких понятий иногда видят сущность поэтической метафоры.

В образной поэтической речи метафора может вводиться прямо в именную позицию и ее референция остается неэксплицированной (метафоры-загадки): «Били копыта по клавишам мерзлым» (то есть булыжникам) (Маяковским). Утверждаясь в номинативной функции, метафора утрачивает образность: «горлышко бутылки», «анютины глазки», «ноготки». Номинализация метафорических предложений, при которой метафора переходит в именную позицию, порождает один из видов генитивной метафоры: «зависть – это яд», отсюда – «яд зависти», а также: вино любви, звезды глаз, червь сомнения и т. д. Ориентация на характеризующую функцию отличает метафору от метонимии (синекдохи), предназначенной прежде всего для выделения предмета речи. В предложениях «Вон та голова – это голова», «Эта шляпа – ужасная шляпа» имена «голова» и «шляпа» получают в субъекте метонимическое (идентифицирующее) прочтение, а в предикате – метафорическое (предикатное). Будучи ориентированы на одну – предикатную позицию, сравнение и метафора находятся между собой в парадигматических отношениях.

Метафора и метонимия позиционно распределены.

Их отношения являются синтагматическими.

Оба основных типа полнозначных слов – имена предметов и обозначения признаков – способны к метафоризации значения. Чем более дескриптивным (многопризнаковым) и диффузным является значение слова, тем легче оно получает метафорические смыслы. Среди существительных метафоризуются прежде всего имена предметов и естественных родов, а среди признаковых слов – слова, выражающие физические качества и механические действия.

Метафоризация значений во многом обусловлена картиной мира носителей яззыка, то есть народной символикой и ходячими представлениями о реалиях (ср. фигуральные значения таких слов, как ворон, ворона, черный, правый, левый, чистый и пр.). Метафоризация значения может либо проходить в пределах одного семантического типа слов, либо сопровождаться переходом из одного типа в другой. Метафора не выходит за рамки конкретно-предметной лексики, когда к ней прибегают в поисках имени для некоторого (обычно непоименованного) класса реалий.

Метафора в этом случае составляет ресурс номинации. Вторичная для метафоры функция используется как прием образования имен предметов. сЕмантический процесс сводится к замене одного дескриптивного значения другим. Перенос может основываться на сходстве любого признака: формы (журавель колодца), цвета (белок глаза) и пр. Номинативная метафора часто порождает омонимию. Второй тип метафоры состоит в семантическом сдвиге: переходе предметного значения в категорию признаковых слов (ср. волк хищный, чурбан тупой, бесчувственный). Обозначая свойства, уже имеющие в языке название, образная метафора, с одной стороны, дает языку синонимы, а с другой – обогащает слова фигуральными значениями.

Обратный описанному процесс перехода признакового значения в категорию конкретной лексики не характерен для метафоры. Метафоризация третьего типа протекает в среде признаковых слов и заключается в сопоставлении субъекту метафоры признаков, свойств и действий, характерных для другого класса объектов или относящихся к другому аспекту данного класса.

Так, прилагательное «острый», относящееся в прямом смысле к колющим и режущим предметам, получает метафорическое значение в сочетаниях: острое, острый ум, острый конфликт, острая боль, острая обида, острый кризис и др. В этом типе метафоры указан признак вспомогательного субъекта, но нет прямой отсылки к термину сравнения (классу предметов), имплицируемому значением метафоры.

Признаковая метафора также может быть выведена из сравнения: «Ветер шумит так, как будто воет зверь» - «Ветер воет, как зверь» - «Ветер воет». Метафора этого типа служит источником полисемии слова. Существует ряд общих закономерностей метафоризации значения признаковых слов: 1) физический признак предмета переносится на человека и способствует выделению и обозначению психических свойств личности (ср. тупой, резкий, мягкий, широкий и пр.); 2) атрибут предмета преобразуется в атрибут абстрактного понятия (поверхностное суждение, пустые слова, время течет); 3) признак или действие лица относится к предметам, явлениям природы, абстрактным понятиям (принцип антропоморфизма: буря плачет, утомленный день, время бежит и др.); 4) признаки природы и естественных родов переносятся на человека (ср.: ветренная погода и ветренный человек, лиса заметает следы и человек заметает следы). Процессы метафоризации часто протекают в противоположных направлениях: от человека к природе, от природы к человеку, от неодушевленного к одушевленному и от живого к неживому. Перенос от предметных категорий к абстрактным инвентируется редко.

Признаковая метафора является орудием выделения, познания свойств материальных тел и абстрактных категорий, и ее можно назвать когнитивной.

Важный результат когнитивной метафоры – создание вторичных предикатов, то есть предикатов, относящихся к нефизическим объектам (следовать, предшествовать, вытекать, выводить, развиваться, яркий, глубокий и др.). Расширяя круг сочетаемости слова, когнитивная метафора часто приводит к созданию очень общих значений.

Естественное для себя место метафора находит в поэтической (в широком смысле) речи, в которой она служит эстетической цели. Метафору роднят с поэтическим дискурсом следующие черты: нераздельность образа и смысла, отказ от принятой таксономии объектов, актуализация далеких и «случайных» связей, диффузность значения, допущение разных интерпретаций, отсутствие мотивации, апелляция к воображению, выбор кратчайшего пути к сущности объекта. ГЛАВА 2.

Особенность поэтической метафоры

Метафора удлиняет радиус действия мысли, представляя собой в области л... Она всего лишь обеспечивает практический доступ к тому, что брезжит на... Жирмунский. Однако если сравнивать в этом смысле Блока и Бахтерева, то последнего ... Рассмотрим использование И.

Место метафоры в поэзии И. Бахтерева

Г. «Облекшись светом, как одеждой», … Яхве «строит на водах свои чертоги;... В результате неслучайно кажется использование Бахтеревым таких поэтиче... Бахтерев – часто) вводимые цепями метафорические образы настолько ярки... В целом можно говорить о метафоричности поэзии И.

Заключение

Заключение «Читая Бахтерева, вы можете читать бесконечно текучее, длящееся, не застывающее, не имеющее фиксированной формы… в принципе вы обречены не столько читать, сколько перечитывать… но именно таково бытование нормальной литературы, предназначенной и для чтения и для перечитывания одновременно и сразу…» писал о творчестве Бахтерева Сергей Сигей. Творчество И. Бахтерева отличает повышенная метафоричность.

У Бахтерева вообще целое стихотворение, целая поэма может быть построена на низке поэтических метафор. Поэтическая метафора в творчестве И. Бахтерева выступает основным конструктивным приемом, доминантой стиля произведения.

В общем-то можно даже сказать, что поэтическая метафора является доминантой творчества поэта в целом. «Поэтом метафоры» назвал Блока В. М. Жирмунский. Как мы уже говорили, И. Бахтерев в этом смысле поэт гораздо более метафоричный: подобно кубообразорному ежу из поэмы «Лу», творчество Бахтерева метафорично в кубе. ЛИТЕРАТУРА 1. Аристотель.

О поэтическом искусстве. М 1957. 2. Бирюков С. Поэзия русского авангарда. М 2001. 3. Гирба Ю. «Движение – неизвестно куда». Тело, жест и пластика в театре обэриутов // Поэзия и живопись. М 2000. С. 604 – 618. 4. Глоцер В. Об обэриутах // Круг чтения. 1998. С. 82 – 83. 5. Григорьев В. П. Поэтика слова. М 1979. 6. Жаккар Ж. – Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб 1995. 7. Жирмунский В. М. Теория литературы.

Поэтика. Стилистика. М 1977. 8. Заболоцкий Н. Поэзия обэриутов // Поэты группы ОБЭРИУ. М 2000. С. 538 – 540. 9. Кобринский А. Поэтика «ОБЭРИУ» в контексте русского литературного авангарда. М 1999. 10. Кожевникова Н. А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М 1986. 11. Литературный энциклопедический словарь. М 1987. 12. Лихачев Д. С. Слово о полку Игореве. М 1950. 13. Минц К. Б. Обэриуты // Вопросы литературы. 2001. №1. 14. Николаенко В. В. Письма о русской филологии (Письмо восьмое) // Новое литературное обозрение. 2000. №43. С. 394 – 401. 15. Ортега-и-Гассет Х. Две главные метафоры.

М 1991. 16. Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. М 1993. 17. Павлович Н. В. Очерки истории языка русской поэзии ХХ века. Образные средства поэтического языка и их трансформация. М 1995. 18. Павлович Н. В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М 1995. 19. Писатели ХХ века. М 1993. 20. Потебня А. А. Теоретическая поэтика. М 1990. 21. Поэты группы ОБЭРИУ. М 2000. 22. Русский язык. Энциклопедия.

М 1997. 23. Стеблин-Каменский М. И. Спорное в языкознании. М 1974. 24. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М 1996. 25. Чернец Л. В. « Плыло облако, похожее на рояль» (О сравнении) // Русская словесность. 2000. № 2. 26. Шилков Ю. М. Метафора и мифологический образ («огонь» и «вода» в библейской поэзии по И. Г. Франк-Каменецкому) // Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Выпуск №8. СПб 2001. 27. Шубинский В. Прекрасная махровая глупость // Новое литературное обозрение. 2001. № 49. С. 406 – 420.

– Конец работы –

Используемые теги: Метафора, поэзии, Бахтерева0.066

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Метафора в поэзии И. Бахтерева

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Метафоры в поэзии Александра Блока
Сравнивая объекты, метафора их противопоставляет. Метафора сокращает не только сравнение, но и противопоставление, исключая из него содержащий… Занимая позицию предиката, метафора постепенно утрачивает предметное значение… Именно поэтому в поэзии Блока метафора является естественной составной частью.Однако надо заметить, что у Блока (как и…

Романтический ноктюрн. Тема ночи в в поэзии Тютчева и Фета
Иногда звучали вокальные ноктюрны - одночастные сочинения для одного или нескольких голосов. В XIX веке сложился совершенно другой ноктюрн:… Тютчев рационалист; не потому ли его поэзия легко поддается делению на… Все своеобразие художественной манеры фетовского письма можно продемонстрировать на примере стихотворений, посвящённых…

Тема памяти в современной поэзии
Проблема памяти о войне – важнейшая проблема нашей современности. Это будет волновать всегда, потому что война была слишком большим испытанием для… Такое не может не волновать. Сегодня хочется лучше понять тех, кому мы обязаны… В газетах военного времени трудно найти номер, в котором не было бы проникновенных и пламенных лирических стихов,…

Лексико-фразеологические библейские реминисценции в поэзии А. Блока
Реминисценции.Аллюзии. .2. Место библеизмов в современном русском языке .3. Роль библеизмов в творчестве писателей .4. Блока 13 ГЛАВА II.… Действительно, поэзии Блока посвящено немало научных работ как… Вместе с тем мировоззрение Блока и его отражение в произведениях освещены все еще недостаточно.

Изобразительное искусство в поэзии Державина
Со всеми своими благоразумными толками об “умеренности” Державин невольно, может быть часто бессознательно, вдохновляется восторгом при изображении… В поэзии Державин создал свой собственный образ – образ поэта, неподкупного… Они являются фактами биографии Державина и сохраняют с ней теснейшую связь. Державин описал созданный автопортрет в…

Синонимия и антонимия в поэзии
Дослідження мовних явищ у творах І.Муратова має важливе значення для розвитку поетичного стилю й української літературної мови взагалі. Воно… Звязок роботи з науковими планами, програмами, темами. Дослідження проводилося згідно з планом науково-дослідної роботи кафедри української мови ХДПУ ім.Г.С.Сковороди, який…

Символ, метафора, аллегория как выразительные средства в режиссуре театрализованных массовых представлений
Введение XX век – век ошеломляющего развития научной и ненаучной (художественной, оккультной) мысли, разработок новейших технологий (в том числе и… Знаки широко вошли в нашу жизнь и мы часто воспринимаем их смысл так же… Этим и занимается наука семиотика.

Мифопоэтические традиции в поэзии С. Есенина
В научных работах о творчестве С.А. Есенина своего рода " общим местом " является утверждение о подражании фольклору, об учебе у народа, об… Картины природы сливаются в единый образ России.Широкое обобщение в стихах… А.Волков в своей работе "Художественные искания Есенина" (1976г.) пишет: "Поэт как бы частица природы. Картины…

Исследование метафоры в творчестве С. Есенина
В учебной литературе называется разное количество традиционных типов переносных значений слов. В одних случаях выделяют только метафору и метонимию,… Метафора используется в бытовой и художественной речи. Поэтическая метафора… Цель работы: исследование метафоры в творчестве С. Есенина. Метафорой - ( от греч. metaphora - перенос. ) - называется…

Изобразительные средства на примерах поэзии Маяковского
Глава I: лексические средства образности языка. §1.Диалектизмы, жаргонизмы, вульгаризмы. Язык является важнейшим средством изображения жизни в… В поэзии же выявляются его огромные изобразительные возможности. «Поэзия… Поэтому поэзия заключает в себе все элементы других средств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами,…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Изобразительное искусство в поэзии Державина Со всеми своими благоразумными толками об «умеренности» Державин невольно, может быть часто бессознательно, вдохновляется восторгом при изображении… В поэзии Державин создал свой собственный образ – образ поэта, неподкупного… Они являются фактами биографии Державина и сохраняют с ней теснейшую связь. Державин описал созданный автопортрет в…
  • Идеи и образы современной поэзии Проникновенные строки о России находим мы у Николая Рубцова (1936-1971 гг.) , который ощущает себя словно наследником многовековой русской истории.… Настолько неожидан он в каждой своей книге: от крылатых шуток до трагических… Это- преданность Родине, уважение к старшим, преклонение перед женщиной, матерью, достойное продолжение дела отца.…
  • Серебряный век русской поэзии: А. Ахматова Особенно, на мой взгляд, в этом преуспели футуристы. Футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, “старого языка” , “старых слов” ,… Взять, например, стихотворение В. Хлебникова “Перевертень” : Кони, топот,… О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Культы формы долго не просуществовал, и многие новые слова не вошли в…
  • Тема назначения поэта и поэзии (на материале творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некрасова) Он был верен своей музе, борьбой истраданиями кровно связанной с народом.Однако такое индивидуальное представление опоэтической музе не умаляет… В послании в Си бирь, вдохновленный подвигом жендекабристов, Пушкин стремится… По-своему решает тему поэта и поэзии М. Ю. Лермонтов.Подхватив эстафету своего предшественника, он создал более…
  • Идеи и образы современной поэзии Проникновенные строки о России находим мы у НиколаяРубцова 1936-1971 гг который ощущает себясловно наследником многовековой русской истории.… Настолько неожидан он в каждой своейкниге от крылатых шуток до трагических… Это- преданность Родине, уважение к старшим, преклонениеперед женщиной, матерью, достойное продолжениедела отца. Всему…