Образ маленького человека в прозе Ф.Сологуба

Образ «маленького человека» в прозе Ф.Сологуба на фоне традиций русской классики 19 века. План. Введение. 1. Традиции русского классического реализма. 1.1. философия надежды. 2. Социальный характер традиции. 1.3. "Истина - добро - красота". 2. «Маленький человек» в контексте русской литературы 19 – начала 20 в. 2.1. Н.В.Гоголь. 2.2. Ф.М.Достоевский. 2.3. Ф.Сологуб. 3. Сологуба на фоне традиций русской классики 19 века. 1. Нелепость провинциальной жизни. 2. Национальный аспект романа. 3. Беликов – Передонов. 3.4. «Город Глупов». Заключение.

Введение. Речь идет о "Мелком бесе" как о пограничном произведении. Этот довольно небольшой по объему роман содержит в своем строении черты внутренней драмы, вызванной его противоречивым отношением к могучей традиции русской прозы XIX века, традиции всемирной значимости и поистине великих мастеров. Впрочем, нужно сразу сказать, момент отчуждения от традиции для автора романа не носил вполне осознанный характер.

Напротив, Сологуб скорее чувствовал себя под сенью традиции. Вообще пограничные произведения, как правило, радикальнее своих создателей и, возможно, с особой наглядностью подтверждают правомерность известного добролюбовского различия того, "что хотел сказать автор", и того, "что сказалось им". При анализе произведений, находящихся на "переломе" традиции, обнажаются недостатки формального метода. В частности, по формальным признакам почти неуловим переход от реализма к натурализму (в западном литературоведении между ними часто ставят знак равенства), так как оба направления вроде бы исповедуют схожий принцип жизнеподобия, и только факт семантического сдвига, переноса акцента с социального ряда на биологический позволяет провести демаркационную линию.

Разрыв с традицией не означает ее преодоления. Разумеется, "Мелкий бес" ни в коей мере не "отменил" великой традиции . "Мелкий бес" - это напряженный диалог с традицией реализма. 1. Чтобы выявить художественное своеобразие "Мелкого беса", напомним о некоторых фундаментальных чертах русского классического реализма.

Выделим преимущественно те из них, которые, формируя "коллективный" образ истины золотого века русской прозы, переосмысляются или оспариваются, пародируются в романе Ф. Сологуба. Русская классическая литература исповедует философию надежды. Это одна из наиболее важных категорий. Истины без надежды не существует.

Русская литература объединена в своей уверенности в том, что будущее должно быть и будет лучше настоящего. Иными словами, она ориентирована на лучшее будущее. Эта надежда ни в коем случае не звучит легкомысленно, она зачастую скорее мучительна и требует от человека жертвенности и самоотдачи. Она редко соотносится со сроками жизни самого автора (" Жаль только - жить в эту пору прекрасную "). В несколько утрированном виде эту философию надежды выражает чеховский Вершинин: "Мне кажется, все на земле должно измениться мало-помалу и уже меняется на наших глазах.

Через двести - триста, наконец, тысячу лет дело не в сроке настанет новая счастливая жизнь. Участвовать в этой жизни мы не будем, конечно, но мы для нее живем теперь, работаем, ну, страдаем, мы творим ее - ив этом одном цель нашего бытия и, если хотите, наше счастье". Новой жизни должен соответствовать новый герой. От Рахметова до Алеши Карамазова - таков диапазон поисков нового человека. Русская реалистическая литература - это литература не только вопросов, но и ответов.

Можно даже сказать, что для русской традиции не существует неразрешимых вопросов. В духе философии надежды, чуждой отчаяния и неверия в "пору прекрасную", любой вопрос можно решить либо с помощью коренной трансформации общественных институций, либо - если берется метафизический план (Достоевский, Толстой) - с помощью обнаружения универсального смысла. Философия надежды переплетена с понятием общественного прогресса. Справедливо подчеркивается

Социальный характер традиции

Достоевский наиболее аргументирование позволил высказаться различным о... Сторговав полный обеденный и чайный сервиз с лишком на тысячу пятьсот ... Помня постулат о «нравственных уроках» уроков литературы постулат дово... Таким образом, из романа изгоняется, если можно так выразиться, простр... Что же касается иных героев, то чиновники, Володин, сам Передонов оста...

Н.В.Гоголь

Н.В.Гоголь.

Повести. Драматические произведения. – М.: Художественная литература, 1984. 2. Достоевский Ф.М. ПСС в 30-ти т. – Л.: Наука, 1972. –Т.1. 3. Сологуб Ф. Свет и тени. Избранная проза. – М.: Мастацкая література, 1988.