рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные темы и идеи лирики Марины Цветаевой

Работа сделанна в 2007 году

Основные темы и идеи лирики Марины Цветаевой - раздел Литература, - 2007 год - Основные Темы И Идеи Лирики Марины Цветаевой Выполнила: Учащаяся 11 А Класса ...

Основные темы и идеи лирики Марины Цветаевой Выполнила: учащаяся 11 А класса Горянова Ирина Руководитель: учитель литературы Давыдова Людмила Николаевна Ярцево 2007 ОГЛАВЛЕНИЕ САМОБЫТНЫЙ ТАЛАНТ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ 3 ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ М. ЦВЕТАЕВОЙ. ВЫСОКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА В ОБЩЕСТВЕ 10 ТРЕПЕТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ И РУССКОМУ СЛОВУ В ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ 16 ЛЮБОВЬ - СВЯТАЯ ТЕМА В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ 24 ПОПУЛЯРНОСТЬ ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В НАШИ ДНИ 30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34 …Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед.

САМОБЫТНЫЙ ТАЛАНТ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ "Незаконная комета" поэзии М.И. Цветаевой вспыхнула на небесах русской литературы, когда ей было всего 18 лет. Сборник "Вечерний альбом" стал первым шагом юной гимназистки в творческое бессмертие. В этом сборнике она определила своё жизненное и литературное кредо-утверждение собственной непохожести и самодостаточности, обеспеченных глубиной души. Более 70лет назад, отвечая на вопрос одной парижской газеты, что вы думаете о своем творчестве, Цветаева написала: …Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. (Моим стихам, написанным так рано…, 1913) А в 1939 году, перед отъездом на родину, заявила: "Стихам моим - всегда будет хорошо". Обе "формулы писательской судьбы" М. Цветаевой сегодня сбылись.

Её "черёд" пришел уже тогда, когда писались самые первые строки, когда живая, горячая сила чувства заставила ощутить в себе поэта.

Пришла пора рождения нового - подлинного по таланту и духу русского поэта. Марина Ивановна Цветаева - мой любимый поэт. Это поразительный феномен не только русской поэзии, но прежде всего русской культуры, богатства которой столь неисчерпаемы. Из книг и журналов мы узнаем о различных взглядах цветаевоведов на биографию поэта, на ее судьбу. Судьба поэта была сложна и очень трагична. Творчество Цветаевой по-настоящему не изучено, не прочитано.

Само творчество, сам стиль поэтической глубины - философский - недоступен для понимания без декодирования, стих воспринимается внешне, неглубоко. Самобытность Цветаевой, ее необыкновенный талант, чувство Родины и любви, эпатаж, цветаевская фронда, максимализм, свойственный юности - все это привлекает молодежь, но самостоятельно дойти до истоков, до корней, понять личность через стихотворение - это очень трудно. Наша страна сейчас переживет тяжелое время, когда с экранов телевизоров провозглашается культ денег, затаптываются понятия доброты, порядочности, чести и честности, патриотизма, любви, когда резко падает уровень культуры.

Цветаева, с ее большой любовью к Родине, с трепетным отношением к любви, к пониманию долга, поможет нам многое понять и восстановить вечные жизненные ценности. Ее творчество необходимо изучать именно теперь, когда наше представление о наследии Цветаевой обогатилось новыми текстами - стихотворными циклами, поэмами, эссе, письмами, стал вырисовываться облик, образ крупного явления русской культуры.

Цветаева явила нам предельно искреннюю силу страстей, уже позабытых в наш рациональный век, ту силу, у которой любовь и преданность ("Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей…") не слова, а действие, разрывающее словесную оболочку, у которой вера в добро и бескорыстие человеческое - единственно возможный путь. Поэзия Цветаевой самобытна, и стиль ее стихов очень сложен. Усложненная ритмика, звукопись, сбивающаяся на косноязычие, как будто неконтролируемый синтаксис - это воплощение замысла в той форме, которая представлялась единственной как дыхание.

В 1934 году была опубликована одна из программных статей М.И. Цветаевой "Поэты с историей и поэты без истории". В этой работе она делит художников слова на две категории. К первой относятся поэты "стрелы", т.е. мысли и развития, отражающие изменения мира и изменяющиеся с движением времени; другие - это "чистые лирики", поэты чувства. К последним она относила себя. Одна из главных черт этого "чистого лирика" - самодостаточность, творческий индивидуализм.

Своеобразие цветаевской позиции в том, что ее лирическая героиня всегда абсолютно тождественна личности поэта: Цветаева ратовала за предельную искренность поэзии, поэтому любое "я" в стихотворении, по ее мнению, должно соответствовать биографическому "я", с его настроениями, чувствами и мироощущением. Поэзия Цветаевой - прежде всего вызов миру. О любви к мужу она скажет в раннем стихотворении: " Я с вызовом ношу его кольцо! "; в цикле "Стихи о Москве" представит себя умершей и противопоставит миру живых, хоронящих ее: По улицам оставленной Москвы Поеду - я, и побредете - вы. И не один дорогою отстанет, И первый ком о крышку гроба грянет… (Настанет день печальный, говорят! 1916) В этих стихах эмигрантских лет цветаевское противостояние миру получает уже более конкретное обоснование: в эпоху испытаний поэт видит себя в числе немногих, сохранивших прямой путь чести и мужества, предельной искренности и неподкупности: Некоторым, без кривизны Дорог дается жизнь. (Некоторым - не закон. 1922) Но главное противостояние в мире Цветаевой - это вечное противостояние поэта и черни, творца и мещанина.

Цветаева утверждает право творца на свой собственный мир, право на творчество. Так рождается поэма "Крысолов", в основе сюжета которой лежит немецкое предание, под пером поэта получившее иную трактовку - борьбы творчества и мещанства.

Для поэзии Цветаевой характерен широкий эмоциональный диапазон.

Ее поэзия строится на контрасте используемой разговорной или фольклорной и усложненной речевой лексики, речевой стихии. Например, поэма "Переулочки" целиком построена на мелодике заговора. Усложнение лексики достигается включением редко употребляемых, часто устаревших слов или форм слова, вызывающих в памяти "высокий штиль" прошлого. В ее стихах встречаются, например, слова "уста", "очи", "лик", "нереида", "лазурь"; неожиданные грамматические формы, например, окказионализм "лия". Контраст бытовой ситуации и обыденной лексики с "высоким штилем" усиливает торжественность и патетичность цветаевского слога.

Лексический контраст нередко достигается употреблением иноязычных слов и выражений, рифмующихся с русскими словами: О-де-ко-лонов Семейных, швейных Счастий (Klein wenig!) Взять ли кофейник (Поезд жизни, 1923) Для Цветаевой характерны также неожиданные определения и эмоционально - экспрессивные эпитеты. Так, в стихотворении "Орфей" появляются эпитеты "отступающая даль", "кроваво- серебряный, серебро - кровавый след двойной", "осиянные останки". Эмоциональный накал стихотворения повышается инверсиями ("брат нежный мой", "ход замедлялся головы"), патетическими обращениями и восклицаниями: И лира уверяла: - мира! А губы повторяли: - жаль! …Волна соленая ответь! (Орфей, 1921) Выразительность стихотворения достигается при помощи эллипсиса. Цветаевская "оборванная фраза", незавершенная мыслью, заставляет читателя замереть на высокой эмоциональной кульминации: Так, лестницею, нисходящей Речною - в колыбель зыбей, Так, к острову тому, где слаще, Чем где-либо - лжет соловей… Отличительная особенность лирики - неповторимая поэтическая интонация, создаваемая искусным использованием пауз, дроблением лирического потока на выразительные самостоятельные отрезки, варьированием темпа и громкости речи. Паузы передаются с помощью многочисленных многоточий и точки с запятой.

Кроме того, выделению ключевых слов способствуют "неправильные" с точки зрения традиции переносы, которые нередко дробят слова и фразы, усиливая и без того напряженную эмоциональность: Расстояние, версты, мили… На расставили, рассадили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. (Расстояние, версты, мили! 1925) Цветовая символика выступает как знак художественного мира поэта: "Красною кистью рябина зажглась…", "золото волос…", "подсолнечная ширь", "в янтарную лужу". Творчество М. Цветаевой стало выдающимся и самобытным явлением как культуры "серебряного века", так и всей истории русской литературы.

Она принесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма. Благодаря ей русская поэзия получила новое направление в самораскрытии женской души с ее трагическими противоречиями.

Однажды я нашла у себя дома сборник Марины Цветаевой и открыла наугад страницу.

Там было стихотворение " Мне нравится, что вы больны не мной…". Это стихотворение вызвало у меня бурю эмоций, он близко мне по духу. В дальнейшем оно стало моим любимым среди произведений М. Цветаевой.

С того времени творчество Цветаевой меня заинтересовало и в свободное время я стала все чаще читать ее стихотворения. Он то волнуют, то действуют как успокоительное, но обязательно вызывают эмоции. Для себя я выделила доминирующие темы в творчестве М. Цветаевой: тема дороги, пути - "Всюду бегут дороги…"(1916), "По нагорьям"(1922), " Рельсы" (1923) и др.; тема поэта, его пути и жизни - цикл " Поэт", "Стол", "Разговор с гением"(1928); эволюция темы Родины в произведениях Цветаевой разных лет - цикл "Стихи о Москве"(1916), "Расстояние: версты, мили…"(1925), "Русской ржи от меня поклон…"(1925), "Лучина"(1931), " Тоска по Родине! "(1934); трагичность, разочарованность женской любви в лирике М. Цветаевой - "Соперница, а я к тебе приду…"(1916), "Я - есмь. Ты - будешь.

Между нами - бездна…"(1918), "Поэма Горы"(1924), "Поэма Конца"(1924); пушкинская тема в поэтическом творчестве М. Цветаевой - " Стихи к Пушкину"(1931); поэты-современники в поэтическом мире М. Цветаевой - циклы "Стихи к Блоку"(1916-1921), " Ахматовой"(1916), " Маяковскому"(1921), "Памяти Сергея Есенина"(1926); противоборство творчества и духовного мещанства - поэма "Крысолов"(1925), "Поэма Лестницы"(1926), "Читатели газет"(1935); тема одиночества в любви, дружбе и творчестве; символика лирической ситуации сиротства - "Роландов Рог"(1921), цикл " Ученик"(1921), "Деревья"(1923); тема собственной смерти - "Стихи о Москве"(1916), "По набережным, где серые деревья…"(1923), "Что, Муза моя? Жива ли еще? "(1925), " Стол"(1933). Марина Цветаева, оставаясь верной себе, будучи свободной от каких-то внешних влияний, интеллектуального давления, от подчинения всяким авторитетам, находилась в постоянном поиске, в состоянии чуткого, мучительного осмысления мира. К открытию великих тайн мира она шла, следуя нравственной интуиции и чутью поэта-романтика.

Поэтому ее стихи и стали "свидетелями живыми" пережитого, храня подлинные черты бытия человеческого, бытия исторического.

Смысл жизни постигается ею через главную проблему своей жизни - проблему творца.

Пишутся циклы стихов о Поэте и поэтах, ей дорогих. Она обращалась в циклах стихов к Пушкину, к Ахматовой, к Блоку, к Пастернаку и Мандельштаму, Маяковскому. Тема России в творчестве Цветаевой была одной из ведущих. Теперь уже не принято называть отъезд за границу Цветаевой бегством, эмиграцией, убедительно рассказано о тяжелой изоляции поэта, о чуждости эмигрантской литературной среды, о тоске по родной земле.

Она пишет такие стихи, как "Русской ржи от меня поклон", " Расстояния: версты, мили…", "Тоска по Родине", "Рассвет на рельсах". Чувство к покинутой Родине проходило тяжелейшие испытания: сознание вины перед собой и детьми, лишенными Отчизны, дома, будущего. Рождается цикл "Стихов к сыну", в котором она завещает ему свою Русь. Широк охват лирических тем Цветаевой, но все, как к единому центру, сходятся к любви в различных оттенках этого своенравного чувства.

Это и стихи, посвященные Сергею Эфрону ("Я с вызовом ношу его кольцо! "), и Мандельштаму ("У меня в Москве - купола горят…"), "Вот опять окно", "Мне нравится, что вы больны не мной". Любовь строптивая, безудержная, звонкая, нежная - такой ее воспевает Марина Цветаева. Ее героиня не тихая и робкая, а сильная и смелая, скрывающая свои чувства женщина, а сильная и смелая, не боящаяся своих чувств; ее душа, как оголенный нерв: кричит, когда больно и тоскливо, и радуется, когда любимый отвечает взаимностью.

Несколько слов Цветаева посвятила мужу Сергею Эфрону. Огромная человеческая преданность и восхищение выражены в стихотворении "Я с гордостью ношу его кольцо! " Лирических тем в творчестве Цветаевой М.И. очень много, но я остановилась на трех из них: теме Поэта, Родины и Любви.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ М. ЦВЕТАЕВОЙ. ВЫСОКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА В ОБЩЕСТВЕ

(Вскрыла жилы: неостановимо, 1934) Одно из наиболее характерных состоя... А вот Цветаева: На черном небе - слова начертаны - И ослепили глаза пр... Почему "не опираясь"? Потому, что ее лирическая героиня - поэт, а не п... Но не только, конечно, преданность поэзии давала Цветаевой силу преодо... Именно этот голос свыше приносит вдохновение, которое выше всех страст...

ТРЕПЕТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ И РУССКОМУ СЛОВУ В ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

Общий закон - беспощадность. В такие моменты особенно ясно осознается неразрывность с тем, что гото... Обратите внимание, Цветаева не говорит "не хочу". Нас Родина не позовет! Езжай, мой сын, домой - вперед - В свой край, в... Тема России является одной из главных тем лирики Цветаевой.

ЛЮБОВЬ - СВЯТАЯ ТЕМА В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

…Ты не поймешь малы мои слова Как мало мне позорного столба! (Пригвожд... Она не боится сплетен и осуждений: "И не рокот толп - То голуби воркую... Полюбив Сережу сама недавно подросток - Марина приняла на себя его бол... Как сорвалось у Цветаевой слово " трагически"? В его лице трагически с... Как и любого поэта, тема любви не могла обойти творчество Цветаевой.

ПОПУЛЯРНОСТЬ ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В НАШИ ДНИ

Цветаевой только начинается. Значительная часть ее архива, находящегос... Чайковский, М. Даже сейчас пока трудно в нескольких словах объяснить значение Марины ... К 90-летию со дня рождения Цветаевой среди деятелей литературы и искус... Ее настоящий час.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Агеносов В.В. Учебник для общеобразовательных учебных заведений Москва, " Дрофа", 1997 2. Биккулова И.А Обернихена Г.А. Изучение поэзии " серебряного века" в школе. Методические рекомендации М " Дрофа", 1994 3. Кудрова И. Лирическая проза М. Цветаевой " Звезда", 1982, № 10 4. Саакянц А.М. Цветаева.

Страница жизни и творчества. М 1986 5. Цветаева М. Избранные произведения М " Наука и техника", 1984 6. Цветаева М. Письма, М " Новый мир", 1969, № 4 7. Цветаева А. Воспоминания; - М "Советский писатель", 1984 8. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой - М СП, "Интерпринт", 1922.

– Конец работы –

Используемые теги: основные, темы, Идеи, лирики, Марины, Цветаевой0.098

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные темы и идеи лирики Марины Цветаевой

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные темы и идеи лирики Марины Цветаевой
САМОБЫТНЫЙ ТАЛАНТ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ "Незаконная комета" поэзии М.И. Цветаевой вспыхнула на небесах русской литературы, когда ей было всего 18 лет.… Её "черёд" пришел уже тогда, когда писались самые первые строки, когда живая,… Пришла пора рождения нового - подлинного по таланту и духу русского поэта. Марина Ивановна Цветаева - мой любимый…

Основные темы и идеи лирики А.Т.Твардовского
Читатьэти стихи сегодня, когда открылось столько жестокой правды о коллективизации,уничтожении целых семей, истреблении лучших, самых умных и… О нелегкойсудьбе этой семьи, судьбе типичной, постигшей многие такие жесемьи,… Поворотными для поэта А.Твардовского стали годыВеликой Отечественнойвойны, которую он прошел фронтовым…

Основные темы и идеи лирики Ф.И.Тютчева
С поэзиейТютчева мы знакомимся в начальной школе, это стихи о природе, пейзажная лирика.Но главное у Тютчева - не изображение, а осмысление природы… Лирический герой, понимаемый как единство личности, являющейся иобъектом и… Таковы стихотворения Бессонница , Видение , Последний катаклизм ,Как океан объемлет шар земной , О чем ты воешь, ветр…

Основные темы и идеи лирики А. А. Ахматовой
В пушистой муфте руки холодели. Мне стало страшно, стало как-то смутно. О, как вернуть вас, быстрые недели Его любви, воздушной и минутной Ахматова… Лирическая героиня Ахматовой любима и отвергнута, кого-то возносит на алтарь,… Вместе с тем осуждает эмигрантов — подобный поступок равносилен дезертирству, подлому и малодушному предательству: Не…

Тема женской судьбы в лирике М. И. Цветаевой
Она принесла в русскую поэзию небывалую дотоле глубину и выразительность лиризма. Благодаря ей, русская поэзия получила новое направление в самораскрытии… Исходя из этого стихи Цветаевой очень личностные. Цветаева всегда считала, что поэт в своем творчестве должен быть…

Тема Родины в лирике М. Цветаевой
Этот жанр созвучен женской душе. Говоря о женской лирике, следует рассматривать все ее многообразие лирику философскую, гражданскую, пейзажную и… Но это лишь половина дела. Вторая половина в том, чтобы заразить своим… Д.И. Писарев утверждал Лириками имеют право быть только первоклассные гении, потому что только колоссальная личность…

Основные темы лирики Н.А.Некрасова
И здесь Некрасов выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности,… Причем эта социальная тема меняет характер и собственно любовной лирики… Что ж нам делать Не хочется спать начинается стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, кто все…

Поэзия Марины Цветаевой
Чтобы узнать этих людей и понять то, почему их имена были на время забыты, надо вместе с ними прожить жизнь, посмотреть на нее их глазами, понять ее… Если влияние отца, Ивана Владимировича, университетского профессора и… Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок". Однажды Цветаева случайно обмолвилась по чисто литературному поводу: "Это…

Жизнь и творчество Марины Цветаевой
Детство Марины проходило в Москве, а летние месяцы, до 1902 года, в Тарусе на Оке. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала к… Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорит Марина Цветаева… Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно совсем маленькой девочкой - в музыкальной…

0.197
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Тема 4: Статистические распределения и их основные характеристики Тема Группировка статистических данных... Тема Абсолютные относительные величины...
  • Тема 1 лекция 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ВВЕДЕНИЕ... Тема лекция ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ... И КЛАССИФИКАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ...
  • Тема Родины в лирике Есенина В его душе нет ещепредставления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде.Чувство родины находит у него выражение пока еще только… В его стихах мы находим такие выразительные детали,говорящие о тяжелой… Радуюсь песней я смерти твоей бросает он старомумиру. Однако новый мир поэт понял не сразу.Есенин ждал от революции…
  • Тема родины и природы в лирике М.Ю.Лермонтова И как положено для истинного романтика, исходным и определяющимоказывается мотив резко отрицательного отношения к общественному… Этот мотив - ведущий и универсальный в Думе Печально я гляжу на наше поколенье… Стремление к свободепорождает мятежность Парус , желание активно бороться за нее Я жить хочу! хочу печали . 1832 .…
  • Основные мотивы лирики А.С. Пушкина Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично… Бывают поэты «от ума». Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком… Поэта мучает мысль о скоротечности жизни, о том, что на смену ему придут новые поколения и он, возможно, будет забыт.…