рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТРЕПЕТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ И РУССКОМУ СЛОВУ В ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

Работа сделанна в 2007 году

ТРЕПЕТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ И РУССКОМУ СЛОВУ В ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ - раздел Литература, - 2007 год - Основные темы и идеи лирики Марины Цветаевой Трепетное Отношение К России И Русскому Слову В Поэзии Марины Цветаевой. Любо...

ТРЕПЕТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ И РУССКОМУ СЛОВУ В ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ. Любовь к родине - истинно поэтическое свойство. Без любви к родине нет поэта.

И путь Цветаевой в поэзии отмечен многими знаками этой любви - вины, любви - преданности, любви - зависимости, любви, которая, наверное, диктовала даже и ошибочные поступки в ее жизни. "Простите меня, мои горы! Простите меня, мои реки! Простите меня, мои нивы! Простите меня, мои травы! " Мать - крест надевала солдату, Мать с сыном прощалась навеки… И снова из сгорбленной хаты: "Простите меня, мои реки! " (Простите меня, мои горы 1918) Истоки ее характера - в любви к России, к русской истории, к русскому слову.

Она пронесла эту любовь через все скитания, беды и несчастья, на которые сама себя обрекла и которыми вдобавок наградила ее жизнь. Она выстрадала эту любовь. И не поступилась ею, не поступилась своей гордостью, своим поэтическим достоинством, святым, трепетным отношением к русскому слову. О неподатливый язык! Чего бы попросту - мужик, Пойми, первая и до меня: Россия, родина моя. Но и с Калужского холма Не открывалася она - Даль - тридевятая земля! Чужбина, родина моя! Даль, прирожденная, как боль, Настолько родина и столь Рок, что повсюду, через всю Даль - всю ее с собой несу! Даль, отдалившая мне близь, Новая даль, говорящая: "Вернись Домой! " Со всех - до горних звезд - Меня снимающая мест! (Родина, 1932) Вот она, сила притяжения родной земли, вот она, генетическая связь с землею предков, дающая надежду хотя бы на то, что сын, которого она благословляет на возвращение в Россию, "свой край, свой век" не будет "отбросом страны своей". Расставание с родиной было очень тяжелым для Цветаевой.

Это было время осмысления прошлого и обобщения случившегося.

Трагическое ощущение конца пронизывает все, что она делает в эти месяцы. Прежде всего, надо было ответить на собственный вопрос: почему? Почему я не могу больше здесь жить? Пережив две революции, гражданскую войну, военный коммунизм, дожив при большевиках до НЭПа, она уже была твердо уверена, что ей эта власть не "по нраву". НЭП выглядел еще отвратительнее военного коммунизма.

Цветаева пишет голодающему в Крыму Волошину: "О Москве. Она чудовищна. Живой нарост, гнойник. На Арбате 54 гастрономических магазина: дома извергают продовольствие… Люди такие же, как магазины: дают только за деньги. Общий закон - беспощадность. Никому ни до кого нет дела. Милый Макс, верь, я не из зависти, будь у меня миллионы, я бы все равно не покупала окороков. Все это слишком пахнет кровью. Голодных много, но он где-то по норам и по трущобам, видимость блистательна. " Надо бежать, потому что нельзя жить в стране, где "слишком пахнет кровью". Это не просто бегство, но и протест, потому что она предпочла бы умереть, чем подчиниться чужой воле, несправедливой, жестокой власти.

Она понимает, что ее решение правильно и неотвратимо, но переживается оно тяжело. В такие моменты особенно ясно осознается неразрывность с тем, что готова оставить навсегда. Для Цветаевой расставание с Россией ассоциируется со смертью, отделением души от тела: Дух от плоти косной берет развод… Но мысль о погибших, о том, что кровь была пролита напрасно, вызывает в ней гнев отречения.

По стране прокатился вопль "за что боролись? ", последовал ряд самоубийств среди тех, кто видел в НЭПе измену революции. Цветаева отрекается от "кровавой" и "лютой" родины, отрекается от "дивного города", так с нею сросшегося, так ею любимого и воспетого. Отрекается - сознательно, в полной трезвости представлений о будущем. Отъезд, прощание - взгляд не только в прошлое, но и в будущее. Стихотворение "Рассвет на рельсах" - взрыв тоски по Родине.

Но родине идеальной, не исковерканной, не измученной: Покамест день не встал С его страстями стравленными, Во всю горизонталь Россию восстанавливаю… Далее идет рассказ о жизни М. Цветаевой в Чехии. Из сырости - и свай, Из сырости - и серости. Покамест день не встал И не вмешался стрелочник. Эти строки исполнены щемящей боли от убогости "жизни, как он есть", с ее неизбывной нищетой, отголоски собственных кочевий с квартиры на квартиру: "Спаси Господи, дым Дым - то, Бог с ним! А главное сырость!" В следующей строфе она обращает внимание на слово "стрелочник". Что это за стрелочник, который мешает ей восстанавливать Россию? Наверное, этот стрелочник - время, которое хочется забыть, вычеркнуть из памяти.

Из России уезжали не только писатели и поэты, не принявшие крови революции, уезжали и те, кто озлобился на большевиков, кто перестал им верить, верить в святость этого дела. Вот как Цветаева рассказала о массовом переезде за границу: И - шире раскручу: Невидимыми рельсами По сырости пущу Вагоны с погорельцами: С пропавшими навек Для Бога и людей! (Знак: сорок человек И восемь лошадей) Люди уезжали, одни - больные душой, другие - опустошенные, пропавшие навек "для бога и людей! ". Это плач поэта о потери веры в добро, в то, что жизнь вообще невозможна на той территории, что звалась Россией, Родиной.

Но, уехав за границу, многие не нашли там приюта, они чувствовали себя, как и Цветаева, очень одиноко. Но нет пути назад: Так, посредине шпал, Где даль шлагбаумом выросла.

Из сырости и шпал, …Без низости, без лжи: Даль - да две рельсы синие… Эй, вон она Держи! По линиям, по линиям… И очень скоро, через две недели, Цветаева напишет еще одно стихотворение "В сиром воздухе загробном", которое продолжит тему одиночества и тоски, начатую в "Рассвете на рельсах". Среди патриотических стихотворений Цветаевой есть одно совершенно удивительное - "Тоска по родине ", где все нужно понимать наоборот. Такие пронзительные, глубоко трагические стихи мог написать только поэт, беззаветно влюбленный в родину и лишившийся ее. Корчась от тоски по родине и даже пытаясь издеваться над этой тоской, Цветаева прохрипит: Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно - Где совершенно одинокой Быть… Она даже с рычанием оскалит зуб на свой родной язык, который так обожала, который так умела нежно и яростно мять своими рабочими руками, руками гончара слова: Не обольщусь и языком Родным, его призывом млечным. Мне безразлично на каком Не понимаемой - быть встречным! Дальше мы натыкаемся на "домоненавистнические" слова: Всяк дом мне чужд, Всяк храм мне пуст… Затем следует еще более отчужденное, надменное: И все - равно, и все - едино… И вдруг попытка издевательства над тоской по родине беспомощно обрывается, заканчиваясь гениальным по своей глубине выходом, переворачивающим весь смысл стихотворения в душераздирающую трагедию любви к родине: Но если по дороге - куст Встает, особенно рябина… И все. Только три точки.

Но в этих точках мощное, бесконечно продолжающееся во времени, немое признание в такой сильной любви, на которую не способны тысячи вместе взятых стихотворцев, пишущих не этими великими точками, каждая из которых как капля крови, а бесконечными жиденькими словами псевдопатриотических стишков.

Может быть, самый высокий патриотизм - он именно всегда таков: точками, а не пустыми словами? " Все меня выталкивает в Россию писала Цветаева А.А. Тесковой еще в начале 1931 г имея в виду сложность своего положения в среде эмигрантов в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна.

Там я невозможна" . Это признание нужно рассматривать в двух аспектах.

С одной стороны - трезвое понимание своих возможностей - невозможностей - "здесь" и " там". С другой - "ехать не могу". Обратите внимание, Цветаева не говорит "не хочу". Случайно ли это? Думала ли она о возвращении в Россию - если бы ее не "выталкивало"? Она собиралась вернуться не раньше, чем через 10 лет. Что же изменилось? Почему Цветаева добровольно вернулась в Советский Союз? Переменилось ли ее отношение к большевикам, приняла ли она советскую власть? И как связано "все выталкивает" с "тоской по родине"? Сложный комплекс причин, долгий путь раздумий - и накануне отъезда: "выбора не было". В Россию рвался муж, и Цветаева знала: если он уедет, она поедет за ним. Тех, кто уезжал или был готов уехать, вела любовь к России, вера в нее и - что, может быть, еще важнее - глубокое ощущение своей ненужности, неуместности, отщепенства в странах, где им приходилось жить. На какое - то время и Цветаева поддалась этому настроению - не для себя, для сына…Наверное, только так можно объяснить возникновение цикла "Стихи к сыну" в январе 1932 г. Здесь она во весь голос говорит о Советском Союзе как о новом мире новых людей, как о стране совершенно особого склада и особой судьбы ("всем краям наоборот") неудержимо рвущейся вперед - в будущее, в само мироздание - "на - Марс". Во тьме дичающего старого мира сам звук "СССР" звучит для поэта как призыв к спасению и весть надежды.

Две важнейшие, выстраданные темы переплетаются в этих предельно искренних и горячих стихах: "отцов", виноватых в собственной беде и несущих заслуженную кару за свою вину, и "детей", к вине родителей непричастных, отнять у которых мечту о новой России со стороны "отцов" было бы преступлением.

Речь матери, обращенная к сыну, звучит как завещание, как непреложный завет и как собственная, почти безнадежная, мечта: Призывное: СССР Не менее во тьме небес Призывное, чем: SOS. Нас Родина не позовет! Езжай, мой сын, домой - вперед - В свой край, в свой век, в свой час от нас… ("Стихи к сыну", 1932) Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

Вероятно этим девизом пользовалась Марина Цветаева, уезжая из Москвы.

Она предпочла бы умереть, чем подчиниться чужой воле. Тема России является одной из главных тем лирики Цветаевой. Это и память о той России, которую она оставила в 22, и интерес к Советскому Союзу, в который она не хотела бы вернуться из страха быть непонятной, ненужной.

Но, несмотря на почти физическую боль от непонимания и неприятия ее лирике в родной стране, она сюда возвращается. Это ее дом, ее земля, ее страна. Стихи, написанные во время эмиграции Цветаевой, выражают ту нежную, трепетную и огромную любовь, которую она испытывала к России, ту бурю эмоции, которую невозможно было остановить, да, наверное, она и не пыталась этого сделать.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основные темы и идеи лирики Марины Цветаевой

САМОБЫТНЫЙ ТАЛАНТ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ "Незаконная комета" поэзии М.И. Цветаевой вспыхнула на небесах русской литературы, когда ей было всего 18 лет.… Её "черёд" пришел уже тогда, когда писались самые первые строки, когда живая,… Пришла пора рождения нового - подлинного по таланту и духу русского поэта. Марина Ивановна Цветаева - мой любимый…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТРЕПЕТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ И РУССКОМУ СЛОВУ В ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ М. ЦВЕТАЕВОЙ. ВЫСОКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА В ОБЩЕСТВЕ
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ М. ЦВЕТАЕВОЙ. ВЫСОКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА В ОБЩЕСТВЕ. Главная тема, "святая святых" лирики Цветаевой в наши дни - высокое предназначение поэта, которое достигается отречением

ЛЮБОВЬ - СВЯТАЯ ТЕМА В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ
ЛЮБОВЬ - СВЯТАЯ ТЕМА В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ. Еще одна святая тема лирики Цветаевой - тема любви. Я не знаю другой такой поэтессы, которая бы так писала о своих чувствах. От обольщения к р

ПОПУЛЯРНОСТЬ ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В НАШИ ДНИ
ПОПУЛЯРНОСТЬ ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В НАШИ ДНИ. Изучение творчества М. Цветаевой только начинается. Значительная часть ее архива, находящегося в ЦГАЛИ, закрыто по распоряжению ее дочери. К

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги