рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЛЮБОВЬ - СВЯТАЯ ТЕМА В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

Работа сделанна в 2007 году

ЛЮБОВЬ - СВЯТАЯ ТЕМА В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ - раздел Литература, - 2007 год - Основные темы и идеи лирики Марины Цветаевой Любовь - Святая Тема В Лирике Марины Цветаевой. Еще Одна Святая Тема Лирики Ц...

ЛЮБОВЬ - СВЯТАЯ ТЕМА В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ. Еще одна святая тема лирики Цветаевой - тема любви.

Я не знаю другой такой поэтессы, которая бы так писала о своих чувствах. От обольщения к разочарованию - таков "любовный крест" цветаевской героини; страсти и характеры раскрывались в стихах, образы живых людей начисто разрушались в его сознании. Единственный человек, чей образ ни в жизни, ни в поэзии не только не был разрушен, но совершенно не потускнел, был Сергей Эфрон. " Писала я на аспидной доске…" - так называется стихотворение, посвященное мужу. В нем Цветаева признается в любви: четырехкратный повтор слова "любим" говорит о желании этого чувства, о радости, о счастье: И, наконец чтоб было всем известно Что ты любим! любим! любим! любим Расписывалась радугой небесной.

Ей мало земли, ей нужно небо, чтобы и оно слышало и знало о ее любви. В последних строках стихотворения Цветаева дает обет увековечить имя мужа: Непроданное мной Внутри кольца! Ты уцелеешь на скрижалях. Поэт - всегда увлекающаяся натура, поэт, любя, забывает обо всем на свете, кроме того человека, которого избрал своей половиной.

Марина Цветаева сама творила любимого человека, создавала его таким, каким хотела вдеть и разбивалась, когда этот человек не выдерживал ее натиска чувств, напряженности отношений, состояния "быть всегда на гребне волны". Мы знаем, что Цветаева не проста в отношениях с людьми, это ее суть, ее состояние. Любви она отдавалась вся, без остатка, без оглядки. В стихотворении цикла "Н. Н.В. " "Пригвождена", посвященного Вышеславцеву, художнику - графику, интереснейшему человеку, дан апофеоз любви неслыханной, грандиозной, не боящейся смерти.

Почти каждая строка здесь звучит формулой: Пригвождена к позорному столбу, Я все ж скажу, что я тебя люблю. …Ты не поймешь малы мои слова Как мало мне позорного столба! (Пригвождена, 1920) Никакая коллизия не сможет оказаться равной этой любви, ради которой героиня поступится всем: Что, если б знамя мне доверил полк, И вдруг бы ты предстал перед глазами - С другим в руке - окаменев, как столб, Моя рука бы выпустила знамя… Цветаевская героиня готова умереть ради любви; быть нищей, она не боится потерять кровь, потому что даже в неземной жизни - в краю "целований молчаливых" - она будет любить своего избранника.

Цветаева противопоставляет любовь матери к сыну и любовь женщины к мужчине, полагая, что даже мать не способна так любить свое дитя, как женщина - мужчину, и потому мать готова за сына "умереть", а она - "умирать". Когда в земной, обычной жизни женщина любит мужчину, она пытается быть гордой, даже если ее очень тяжело, не унижаться, не опускаться до того состояния, когда самому мужчине будет неприятно находиться рядом. "Поправ" последнюю часть - "Прениже ног твоих, Прениже трав", она не опустилась, она не потеряла гордость (что гордость - когда любишь ) потому, что пригвождена рукой любимого - "березкой на лугу". Она не боится сплетен и осуждений: "И не рокот толп - То голуби воркуют утром рано…" Третья часть этого стихотворения отличается от двух первых: в ней шесть двустиший, из них первая и последняя строфы звучат гимном любви.

Гимном цветаевской любви, ибо каждая женщина в любви способна "быть - или не быть", для нее если "быть" - то с любовью, любимой, если "не быть" - то не быть вообще: Ты этого хотел Так Аллилуйя.

Я руку, бьющую меня, целую. …В гром кафедральный - дабы насмерть бить Ты, белой молнией взлетевший бич! (Пригвождена, 1920) Молния - она убивает, она мгновенна, но умереть от руки любимого человека, видимо, для цветаевской героини - счастье, потому и стоит в конце строки восклицательный знак. Несколько слов Цветаева посвятила мужу Сергею Эфрону.

Огромная человеческая преданность и восхищение выражены в стихотворении "Я с гордостью ношу его кольцо!" Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза - прекрасно - бесполезны Под крыльями распахнутых бровей - Две бездны… (Сергею Эфрону, 1920) Совсем еще мальчик - ему шел восемнадцатый год - он был на год моложе Марины.

Высокий, худой, чуть смуглый. С прекрасным, тонким и одухотворенным лицом, на котором лучились, сияли, грустили огромные светлые глаза: Есть огромные глаза Цвета моря… (Сергею Эфрону, 1920) Семейные, "эфроновские" глаза - такие же были у сестер Сережи, а потом и у дочери Цветаевой. "Входит незнакомый человек в комнату, видишь эти глаза и уже знаешь - это Эфрон," - сказал один художник, знавший их всех в Коктебеле. Может быть, все началось с коктебельского камушка? Множество полудрагоценных камней таилось на коктебельских пляжах, откапывали, коллекционировали, гордились друг перед другом своими находками.

Как бы то ни было на самом деле, Цветаева связала свою встречу с Сережей с коктебельским камешком. "1911 г. Я после кори стриженная. Лежу на берегу, рою, рядом роет Волошин Макс. Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает, какой мой любимый камень. Марина! (Вкрадчивый голос Макса) - влюбленные, как тебе, может быть, уже известно глупеют.

И когда тот, кого ты полюбишь, принесет тебе (сладчайшим голосом) …булыжник, ты совершенно искренне поверишь, что это твой любимый камень! …С камушком - сбылось, ибо С.Я. Эфрон…чуть ли не в первый день знакомства открыл и вручил мне - величайшая редкость …сердоликовую бусу, которая и по сей день со мной. " Марина и Сережа нашли друг друга мгновенно и навсегда. Их встреча была тем, чего жаждала душа Цветаевой: героизм, романтика, жертвенность, высокие чувства. И - сам Сережа: такой красивый, юный, чистый, так потянувшийся к ней как к единственному, что может привязать его к жизни.

В начале пути Марине не терпелось вылепить своего героя по образу, сотворенному ее воображением. Она проецирует на Сережу отблеск славы юных генералов - героев 1812 г старинного рыцарства; она не просто убеждена в его высоком предназначении - она требовательна. Кажется, ее ранние стихи, обращенные к Сереже, повелительны, Цветаева стремится как бы заклясть судьбу: да будет так! Я с вызовом ношу его кольцо Да, в Вечности - жена, не на бумаге Его чрезмерно узкое лицо Подобно шпаге… Начинает Цветаева стихотворение, в котором рисует романтический портрет Сережи и загадывает о будущем.

Каждая строфа его - ступень, ведущая вверх, к пьедесталу - или эшафоту последних строк: В его лице я рыцарству верна. Всем вам, кто жил и умирал без страху Такие - в роковые времена - Слагают стансы - и идут на плаху. (Сергею Эфрону, 1920) Она еще не могла предположить, что "роковые времена" не за горами.

Нет сомнения в том, что почувствовала себя старшей, взрослой рядом с этим юношей. Полюбив Сережу сама недавно подросток - Марина приняла на себя его боль и ответственность за его судьбу. Она взяла его за руку и повела по жизни. Но если она сама была вне политики, то Эфрон пошел воевать на стороне Белой армии, хотя по логике семейной традиции Сергею Эфрону естественнее было оказаться в рядах "красных". Но тут в поворот Судьбы вмешалось и смешанное происхождение Эфрона.

Ведь он был не только наполовину евреем - он был православным. Как сорвалось у Цветаевой слово " трагически"? В его лице трагически слилось Две древних крови… (Сергею Эфрону, 1920) Почему - трагически? Сам ли он ощущал двойственность своего положения полукровки и страдал от этого? И не оно ли заставляло больнее звучать слово "Россия", "моя Россия"? Трагизм положения заключается в том, что выбор, сделанный им, не был окончательным. Его швыряло из стороны в сторону: Белая армия, отход от добровольчества, чувство своей "вины" перед новой Россией…Пока же, летом 1911 года, будущее рисовалось счастливой сказкой.

С Цветаевой произошел огромный жизненный перелом: появился человек - любимый которому она была необходима. Поэтому стихотворение и заканчивается строфой, которая звучит, чуть ли не формулой: В его лице я рыцарству верна. Как и любого поэта, тема любви не могла обойти творчество Цветаевой. Любовь для нее самое сильное чувство на земле. Ее героиня не боится смело говорить о своих чувствах, не боится позора, связанного с признанием в любви.

Марина Цветаева несколько строк посвятила мужу, Сергею Эфрону. Высоту, на которую Цветаева поднимала в стихах своего мужа, под силу было выдержать только человеку безукоризненному. Больше ни к одному реальному человеку не обращалась она с такой требовательностью - разве что к самой себе, никого не поднимала так высоко. От обольщения к разочарованию - таков "любовный крест" цветаевской героини.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Основные темы и идеи лирики Марины Цветаевой

САМОБЫТНЫЙ ТАЛАНТ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ "Незаконная комета" поэзии М.И. Цветаевой вспыхнула на небесах русской литературы, когда ей было всего 18 лет.… Её "черёд" пришел уже тогда, когда писались самые первые строки, когда живая,… Пришла пора рождения нового - подлинного по таланту и духу русского поэта. Марина Ивановна Цветаева - мой любимый…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЛЮБОВЬ - СВЯТАЯ ТЕМА В ЛИРИКЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ М. ЦВЕТАЕВОЙ. ВЫСОКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА В ОБЩЕСТВЕ
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ М. ЦВЕТАЕВОЙ. ВЫСОКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТА В ОБЩЕСТВЕ. Главная тема, "святая святых" лирики Цветаевой в наши дни - высокое предназначение поэта, которое достигается отречением

ТРЕПЕТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ И РУССКОМУ СЛОВУ В ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ
ТРЕПЕТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОССИИ И РУССКОМУ СЛОВУ В ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ. Любовь к родине - истинно поэтическое свойство. Без любви к родине нет поэта. И путь Цветаевой в поэзии отмечен многи

ПОПУЛЯРНОСТЬ ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В НАШИ ДНИ
ПОПУЛЯРНОСТЬ ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В НАШИ ДНИ. Изучение творчества М. Цветаевой только начинается. Значительная часть ее архива, находящегося в ЦГАЛИ, закрыто по распоряжению ее дочери. К

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги