рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" - раздел Литература, Содержание Введение Глава 1.особенности Изучения Эпических Произведений В Шко...

Содержание Введение Глава 1.Особенности изучения эпических произведений в школе 1.Специфика эпоса 2. Чтение и вступительные занятия 3.Зависимость методики анализа произведения от рода и жанра 4.Вопросы теории литературы 5.Заверщающие уроки Глава 2.Изучение поэмы Н.В. Гоголя Мертвые души 1. Вступительное занятие 2.2.Как читать поэму? 3.Пути анализа 4.Работа с литературоведческими понятиями сатира и юмор 5.Заключительное занятие по Мертвым душам . Сочинение как итог и контроль знаний учащихся.

Заключение Список литературы Введение Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе это чтение произведения. От организации чтения зависит во многом успех всей работы над литературной темой. Захватит ли книга ученика погрузится ли он в мир, созданный художником, или мысли и чувства автора оставят его равнодушным, а то и вызовут внутреннее неприятие-об этом всегда думает учитель, готовя первую встречу школьника с произведением.

Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого чтения они думали над определенными вопросами, делали выписки и пометки, или лучше сделать эту первую встречу с книгой свободной, не осложнять ее аналитической работой? На первый взгляд кажется заманчивым прослаивать чтение пересказами, составлением планов, беседой в аналитическую работу, экономится время, а значит, открываются дополнительные возможности для более глубокого анализа.

Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с другой - все богатство и сложность связей человека с миром, с обществом, с историей. Сама по себе проза чрезвычайно разнообразна от коротких миниатюр и небольших зарисовок до многотомных эпопей или циклов романов, от описательных очерков и остросюжетных повестей до сложных философско-психологических произведений.

Все это разнообразие свойственно русской классической и советской литературам. 1. Писатель не просто описывает жизнь. Литературный образ и художественное произведение в целом - сложный акт отражения действительности. Жизнь в литературном произведении-это жизнь, осмысленная художником, пережитая и прочувствованная им. Отсюда обязательное внимание к взглядам художника, его личности. Прозаические произведения занимают большое место в школьной программе старших классов и по числу названий, и по количеству часов, которое на их изучение отводится.

Анализ прозы на первый взгляд легче, чем разбор произведений других жанров, особенно поэзии более доступен язык, проще вести беседу. Но в связи с изучением прозы возникают и некоторые дополнительные трудности в работе учителя литературы. Именно здесь чаще всего допускается сведение смысла, содержания произведения к поверхностному пересказу даже не сюжета, а просто событийной канвы разговор о героях произведения ведется не как о художественных образах, а как о живых знакомых людях составляются формальные, оторванные от художественной ткани произведения характеристики героев, а разговор о художественных особенностях произведения подчас выглядит как необязательное добавление к основному мате риалу.

Крупные прозаические произведения приходится изучать в отрывках, что еще больше затрудняет анализ романа или повести как единого целого.

Методика анализа литературного произведения широко разработана в литературоведении. Этот анализ включает большой комплекс вопросов, связывающих проблемы содержания и формы, раскрывающих роль каждого элемента художественного произведения и их тесную взаимосвязь в создании художественного целого. Анализировать произведение - это значит не только понять характеры отдельных героев и взаимосвязь между ними, раскрыть механизм сюжета и композицию, увидеть роль отдельной детали и особенности языка писателя, но самое главное-выяснить, как все это определяется идеей писателя, тем, что Белинский называл пафосом произведения. Чем значительнее художественное произведение, тем неисчерпаемее возможности его анализа.

Поэтому цель нашей работы выявить особенности изучения эпического произведения большой формы на примере поэмы Н.В.Гоголя Мертвые души Предмет исследования- методика изучения поэмы Мертвые души Объект исследования -анализ эпического произведения Задачи исследования - познакомиться с методической литературой - дать характеристику методам и приемам анализа произведения - выяснить специфику методики изучения данного произведения Научная новизна состоит в систематизации методических приемов при изучении поэмы Мертвые души Практическая значимость заключается в использовании материала при работе в школе. При работе использовались труды известных литературоведов Г. Л. Абрамовича, Д. Д. Благого, Г. А. Гуковского, Г. Н. Поспелова, А. И. Ревякина, Л. И. Тимофеева, С. В. Тураева, В. Р. Щербина и методисты В. В. Голубков, Н. И. Громов, Т. Ф. Курдюмова, 3. Я. Рез, М. А. Снежневской. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1.

Особенности изучения эпических произведений в школе

Рассказом-анекдотом широко пользовались Лесков, ранний Чехов, Мопассан... Едва ли сказанное Пушкиным о романе Евгений Онегин - даль свободного р... Одной из жанровых разновидностей рассказа является новелла. Для романа-эпопеи характерно соединение национальной и идейно-нравстве... .

Чтение и вступительные занятия

Необходимо стремиться к тому, чтобы заинтересовать учеников предстоящи... Тот или иной образ воспринимается нами в свете всей картины жизни, изо... К сожалению, вопрос о самостоятельном чтении учащимися дома того .или ... А между тем чтение учащимися художественного произведения дома, до нач... Особенно важно хорошее знание отдельных мест произведения при подходе ...

Зависимость методики анализа произведения от рода и жанра

Учет родовой специфики художественных произведений при изучении их в ш... Автор как творец, как создатель особого художественного мира данного п... Естественно, что на разных этапах обучения в поле зрения учащихся буду... Это позволяет остановиться на тех сторонах произведения, которые могли... В старших классах анализ может строиться на серьезном теоретико-литера...

Вопросы теории литературы

Вместе с тем изучение вопросов теории литературы соотносит школьное пр... Как заметил Л. Вывод по главе Итак, эпос, как и любой другой поэтический род, всегда ... То и другое призвано способствовать активному и эффективному восприяти... Нельзя не учитывать и теоретические знания учащихся по литературоведен...

Изучение поэмы Н.В. Гоголя Мертвые души

Изучение поэмы Н.В. Гоголя Мертвые души 2.1.

Вступительное занятие

Мы приступаем к изучению поэмы Гоголя Мёртвые души - самого крупного и... В поэме показаны и образы крестьян. Вот и всё. Чичиков надел на себя личину благовоспитанного, культурного, светского... Чичиков нашёл, что город ничем не уступал другим губернским городам.

Пути анализа

галерея помещиков, где явственно видно их деградация. Например, вместо обычных формулировок характеристика Манилова и т. Формулировка темы, её разъяснение, указание источников, помощь в собир... Композиционное построение первого тома поэмы. Пейзаж в поэме.

Работа с литературоведческими понятиями сатира и юмор

Фрагмент беседы по 1главе Заглянул Чичиков в городской сад Как Гоголь ... Так, говоря, что губернатор впрочем, был большой добряк , Гоголь тут ж... Теперь посмотрим, как Гоголь рисует Чичикова в первой главе. Язык Гоголя нравился читателям своей простотой, силой, меткостью, пора... Собакевич, Коробочка, Плюшкин, Ноздрёв - эти собственные имена в самом...

литература привлекается лишь та, о которой упоминает учитель на уроках, и лишь в той мере, чтобы учащийся постепенно научился пользоваться ею. Что же касается самостоятельности мысли учащихся, то она должна быть направлена главным образом по линии работы с текстом.

Текст произведения и классная работа над темой - вот основные источники для учащихся.

После заключительного урока даются темы для сочинения, темы желательно должны совпадать с темами к заключительному уроку. Дети готовясь к уроку наработали конкретный материал и написание сочинения будет своеобразный контроль знаний по этому материалу. Вывод по главе Итак, в ходе работы мы выяснили, что, изучая поэму Мертвые души лучше всего избрать анализа пообразный. Анализ образов является важнейшей частью школьных занятий по изучению творчества писателей.

Здесь именно закладывается прочная база для выводов об идейном содержании произведений, о значении творчества писателя и т.д. С другой стороны, изучение образов, как таковых, вне установления связей заключающегося в них содержания с авторским замыслом, с эпохой, в них отражённой, без рассмотрения дальнейшей жизни образов, вплоть до нашей современности, лишает занятия литературой воспитательно-образовательного воздействия на учащихся, обедняет и принижает литературу.

Всё это имеет особое значение в применении к анализу образов Мёртвых душ. Образы Мёртвых душ требуют истолкования, разъяснения, внимательного чтения, предварительной подготовки. Учащимся должен быть дан ключ к пониманию их В качестве вводного занятия, подготавливающего учащихся к дальнейшей самостоятельной работе под руководством учителя, следует провести чтение и комментирование отрывков первой главы поэмы и анализ их в классе. Работа с понятиями сатира и юмор надо начинать с первых уроков, с которыми ребята уже знакомы, но необходимо напомнить само определение, дать ей характеристику и упомянуть о сатирических и юмористических произведениях, изученных раннее или познакомить с другими в виде обзора.

Так же при изучении обратить внимание на сатирическую речь писателя. Заключение Итак, подытожим нашу работу Мы выяснили, что 1.Для наиболее разумного и многогранного воздействия на учащихся нужна гибкая система путей изучения, когда недостатки одного компенсируются достоинствами другого.

Сочетание разных путей изучения произведения важно и с точки зрения наиболее целесообразной организации самостоятельного чтения учащимися больших произведений, поскольку это дает возможность несколько рассредоточить очередность чтения учащимися произведений, это во многом определяется именно путем изучения. 2.При изучении произведения большой формы наиболее эффективной, с нашей точки зрения, системой уроков является такая, которая построена на разборе произведения по ходу развития действия, с последующим этапом работы по образам и обобщающим темам.

Методически разработали путь анализа поэмы Н.В.Гоголя Мертвые души, который можно применять в школьном изучении в зависимости от подготовленности класса. Анализ эпического произведения в школе - сложный творческий процесс, к которому предъявляется много требований, идущих как от литературоведения, так и от педагогических дисциплин. Это определяет двуединую природу школьного анализа, сложное сочетание в нем субъективно значимых для учащихся и объективно значительных вопросов.

Раскрывая основные вопросы методики анализа романа, мы подчиняем их главному, с нашей точки зрения, аспекту-задаче формирования у учащихся потребности прочесть или перечитать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. Только при этом условии литература может воздействовать па читателя, воспитывая и формируя человека в человеке. Особенно важно определить верную педагогическую концепцию анализа, наиболее действенный в учебно-воспитательном отношении подход к произведению.

Литература 4. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М 1979. 5. Вопросы анализа художественных произведений. Под ред. Н. О. Корста. М, 1969. 6. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М Л 1966. 7. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе под ред. Л.И. Тимофеева М 1954 8. Искусство анализа художественного произведения Сост. Т. Г. Браже. М, 1971. 9. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М 1972. 10. Маранцман В. Г Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе.

М 1977. 11. Методика преподавания литературы под ред. О.Ю. Богданова М. изд. Центр Академия , 1999. 12. Методика преподавания литературы учебник для пединститутов Р.Ф. Брандеев, Т.В. Зверс - М. Просвещение, 1985. 13. В. И. Сорокин, Анализ литературного произведения в средней школе, Учпедгиз, 1955. 14. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы.

М 1976. 15. Л. В. Щепилова, Введение в литературоведение, Учпедгиз, М 1956.

– Конец работы –

Используемые теги: особенности, изучения, эпических, произведений, школе, мере, Поэмы, Гоголя, Мертвые, души0.132

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Художественные особенности, жанр и композиция поэмы Гоголя "Мертвые души"
Чтобы понять особенности жанра поэмы Мертвыедуши , можно сопоставить это произведение с Божественнойкомедией Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее… Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своейродины - Италии, ее… С этим образом связано высокое лирическое движение , которымв поэме по временам заменяется комическое…

Особенности изучения эпического произведения на примере романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие… Писатель не просто описывает жизнь. Литературный образ и художественное произведение в целом - сложный акт отражения…

Смысл названия и своеобразие поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
История её создания охватывает почти всю творческую жизнь писателя. Первый том создавался в 1835 – 1841 годах и был опубликован в 1842 году. Над… Это был сюжет «Мертвых душ». Вскоре Гоголь прочел Пушкину первые главы… Когда же чтение окончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия». Меня это изумило. Пушкин,…

Тема города в комедии "Ревизор" и поэме "Мертвые души" Н.В.Гоголя
К теме городанесомненно относится тема быта и жизни народа. Гоголь смог полно и, самоеглавное, правдиво изобразить чиновников, помещиков, простой… Во-первых, все они хотят жить без забот, при это ничего не делая. … И что самое ужасное всех чиновников это устраивает. Таким образом,Гоголь хотел сказать, что любому месту в России были…

Типы синонимов в поэме Гоголя "Мертвые души"
В предложенной работе понятия и выводы предыдущего исследования применены на практике. Тема данного реферата Использование синонимов в речи. Для… Обоснуем актуальность первой подтемы. Выбор для анализа именно поэмы Н. В.… Н.В. Гоголь лучший из первых русских прозаиков, начавших писать современным русским языком.

Русь "помещичья", "Русь народная" в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой… После долгих лет скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком… Сказал мне Пушкин: "Опиши мир человеческой души, Где повседневный реализм и жизни мелочный комизм, Трагически…

«Эпопея «Мертвые души» – поэма о Н.В.Гоголе»
Он приступил к его написанию молодым человеком, почти юношей; вошел с ним в пору зрелости, приблизился к жизненной черте. «Мертвым душам» Гоголь… О значении поэмы Гоголь писал А. О. Смирновой в 1845 году: “Вовсе не губерния,… Автор хотел, чтобы его поэма была полезна и для читателей, и для него самого. Изображая пошлость и убожество своих…

Лирические фрагменты в композиции поэмы Гоголя "Мертвые души"
Испрошенный молитвой, новорожденный Николай и был встречен в этом мире молитвой благодарения Богу Сумарова И.Р. Незнакомый Гоголь М. Высшая школа,… Мертвые души - одно из величайших произведений Гоголя, оно же одно из самых… Оригинальность жанровой структуры произведения Мертвые души исключает сплав привычных жанров, эклектическую смесь по…

Методика преподавания эпоса в школе на примере произведений Гоголя
В школьном анализе литературного произведения любого рода и жанра следует руководствоваться основными положениями реформы формировать… Комплексное решение образовательно-воспитательных задач каждого урока… Анализ литературного произведения с учетом его родовой и жанровой специфики позволяет познакомить учащихся с…

особенности сюжета и композиции произведения Мертвые души
Но когда эти черты, присущие разным жанрам, смешиваются между собой, создают своеобразное неповторимое сочетание - такое произведение поначалу… Одни нашли его издевательским. Реакционная критика просто глумилась над… Но почему же именно этот жанр Гоголь избрал для воплощения своих идей? Неужели поэма настолько вместительна, чтобы…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Композиция поэмы Гоголя "Мертвые души" Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! ВсяРусь явится в нем писал Гоголь Жуковскому о своей поэме. Естественно,… Такимспособом Гоголь рисует целую галерею помещиков, в своей… Гоголь выдвигает на первый планморально-психологическую сущность героя, его отрицательные черты и типическиепризнаки,…
  • Семантическое поле состояния в поэме Мертвые души Н. В. Гоголя II Глава. Частиречная и тематическая принадлежность слов с семантикой «состояния» в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя. Заключение. Список… Проблематика слов категорий состояния заключается в том, что нет единого… Слова категории состояния как лексико-грамматический разряд нуждаются в специальном изучении в силу ряда причин.Эта…
  • Изображение чиновников в комедии "Ревизор" и в поэме "Мертвые души" Гоголя Комедия Гоголя, затронувшая всеживые вопросы современности, вызвала самые противоречивые отклики. Реакционныекруги боялись влияния комедии на… Пушкина тоже в Нижнем Новгороде приняли за ревизора. Развитие сюжетастроится на испуганной психологии чиновников.Хлестакова принимают за крупногочина потому, что он не…
  • Души "мертвые и живые" в поэме Н.В. Гоголя Гоголь дает эти главы вопределенном порядке.Бесхозяйственного помещика Манилова 2 глава сменяетмелочная Коробочка 3 глава , безалаберного… От праздного мечтателя, живущего в мире своих грез,Манилова, к дубинноголовой… Галерея портретов помещиковоткрывается образом Манилова.На взгляд он был человек видный черты лицаего не были лишены…
  • Своеобразие жанра поэмы Гоголя "Мертвые души" Но когда эти черты, присущие разным жанрам, смешиваются между собой, создают своеобразное неповторимое сочетание - такое произведение поначалу… Одни нашли его издевательским. Реакционная критика просто глумилась над… Но почему же именно этот жанр Гоголь избрал для воплощения своих идей Неужели поэма настолько вместительна, чтобы дать…