рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности изучения эпических произведений в школе

Особенности изучения эпических произведений в школе - раздел Литература, Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" Особенности Изучения Эпических Произведений В Школе. Специфика Эпоса По Предм...

Особенности изучения эпических произведений в школе. Специфика эпоса По предмету художественного исследования эпос как будто приближается к драме. Различие между эпосом и драмой пишет В. В. Кожинов не является фундаментальным, доходящим до самых основ.

Однако живописная полнота и многокрасочность эпоса, конечно, существенно отличается от как бы одноцветного рисунка драмы.

В драме схватывается центральное, основное устремление человеческого характера 6,90 . Едва ли сказанное Пушкиным о романе Евгений Онегин - даль свободного романа - могло быть сказано о Борисе Годунове или Маленьких трагедиях. Эпос, как и любой другой поэтический род, всегда находится в движении.

Он исторически изменчив от Илиады до современной прозы и, в сущности, как бы заново рождается в каждом эпическом произведении большого художника. Однако в данной работе нас интересует прежде всего то устойчивое, что составляет качественную определенность эпического рода. Определенность эта для литературы всех времен и творчества всех писателей - в повествовательном характере эпических произведений. В эпическом произведении - всегда повествуется о человеческих судьбах, о том, что уже совершилось, уже было. Эпос дает возможность раскрывать жизненные явления в их причинно-следственных связях, взаимоотраженнях, сцеплениях единичного с общим. В результате обстоятельно развертывающегося повествования характерного для любого эпического жанра каждое конкретное событие предстает как отдельное проявление многостороннего, целого бытия 8,142 . Поскольку специфика эпоса связана с его повествовательным характером, возникает необходимость уточнить и осмыслить роль повествователя в структуре эпического произведения.

Казалось бы, в эпосе повествователь поглощается самим потоком жизни, заполняющим произведение тем не менее именно он ведет повествование, вовлекая читателя в сложный мир человеческих отношений, заставляя его следовать за собой в его, повествователя, размышлениях, переживаниях, сомнениях.

При этом его, порой, бывает трудно выделить в качестве отдельного компонента повествовательного текста если только он не выступает в виде персонифицированного рассказчика. Из всех форм повествования, пожалуй, самой распространенной является повествование в третьем лице, так называемое авторское повествование.

Видимо, любой отрывок эпического текста в форме повествования от третьего лица способен выявить закономерные именно для эпоса способы художественного освоения жизни, отличающие его от драмы. В эпических жанрах имеет значение прежде всего противопоставление жанров по их объему. Сложившаяся литературоведческая традиция выделяет здесь жанры большого роман, эпопея, среднего повесть и малого рассказ объема, однако реально в типологии различение лишь двух позиций, так как повесть не является самостоятельным жанром, тяготея на практике либо к рассказу Повести Белкина Пушкина, либо к роману его же Капитанская дочка. Но вот различение большого и малого объема представляется существенным и прежде всего для анализа малого жанра - рассказа.

Ю.Н. Тынянов справедливо писал Расчет на большую форму не тот, что на малую 6,165 . Малый объем рассказа диктует свое образные принципы поэтики, конкретные художественные приемы Прежде всего это отражается на свойствах литературной изобразительности.

Для рассказа в высшей степени характерен режим экономии, в нем не может быть длинных описаний, поэтому для него характерны не детали-подробности, а детали-символы, особенно в описании пейзажа, портрета, интерьера. Такая деталь приобретает повышенную выразительность и, как правило, обращается к творческой фантазии читателя, предполагает сотворчество, домысливание. По такому принципу строил свои описания, в частности, мастер художественной детали Чехов вспомним, например, его хрестоматийное изображение лунной ночи В описаниях природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина.

Например, у, тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки или волка 10,153 . Здесь подробности пейзажа домысливаются читателем на основании впечатления от одной-двух доминирующих деталей-символов. То же происходит и в области психологизма для писателя здесь важно не столько отразить душевней процесс во всей его полноте, сколько воссоздать ведущий эмоциональный тон, атмосферу внутренней жизни героя в данный момент.

Мастерами такого психологического рассказа были Мопассан, Чехов, Горький, Бунин, Хемингуэй и др. В композиции рассказа, как и любой малой формы, очень важно концовка, которая носит либо характер сюжетной развязки, либо эмоционального финала.

Примечательны и те концовки, которые не разрешают конфликта, а лишь демонстрируют его неразрешимость так называемые открытые финалы, как в Даме с собачкой Чехова. Одной из жанровых разновидностей рассказа является новелла. Новелла - это остросюжетное повествование, действие в нем развивается быстро, динамично, стремится к развязке, которая заключает в себе весь смысл рассказанного прежде всего с ее помощью автор дает осмысление жизненной ситуации, выносит приговор изображенным характерам.

В новеллах сюжет сжат, действие концентрированно. Стремительно развивающийся сюжет характеризуется очень экономной системой персонажей их обычно ровно столько, сколько нужно, чтобы действие могло непрерывно развиваться. Эпизодические персонажи вводятся если вообще вводятся только для того, чтобы дать толчок сюжетному действию и после этого немедленно исчезнуть.

В новелле, как правило, нет побочных сюжетных линий, авторских отступлений из прошлого героев сообщается лишь то, что абсолютно необходимо для понимания конфликта и сюжета. Описательные элементы, не продвигающие вперед действие, сведены к минимуму и появляются почти исключительно в начале потом, ближе к концу, они будут мешать, тормозя развитие действия и отвлекая внимание. Когда все эти тенденции доведены до логического конца, новелла приобретает ярко выраженную структуру анекдота со всеми его главными признаками очень малым объемом, неожиданной, парадоксальной ударной концовкой, минимальными психологическими мотивировками действий, отсутствием описательных моментов и т.п. Рассказом-анекдотом широко пользовались Лесков, ранний Чехов, Мопассан, о Генри, Д. Лондон, Зощенко и многие другие новеллисты.

Новелла, как правило, основывается на внешних конфликтах, в которых противоречия сталкиваются завязка, развиваются и, дойдя в развитии и борьбе до высшей точки кульминация, более или менее стремительно разрешаются.

При этом самое важное то, что сталкивающиеся противоречия должны и могут быть разрешены по ходу развития действия. Противоречия для этого должны быть достаточно определенны и проявлены, герои должны обладать некоторой психологической активностью, чтобы стремиться во чтобы то ни стало разрешить конфликт, а сама коллизия должна хотя бы в принципе поддаваться немедленному разрешению. 2. Крупные жанры эпоса - роман и эпопея - различаются по своему содержанию, в первую очередь по проблематике.

Содержательной доминантой в эпопее является национальная, а в романе - романная проблематика авантюрная или идейно-нравственная. Для романа, соответственно, чрезвычайно важно определить, к какому из двух типов он относится. В зависимости от жанровой содержательной доминанты конструируется и поэтика романа и эпопеи. Эпопея тяготеет к сюжетности, образ героя в ней строится как квинтэссенция типичных качеств, присущих народу, этносу, классу и т.п. В авантюрном романе также явно преобладает сюжетность, но образ героя строится уже по-другому он подчеркнуто свободен от сословных, корпоративных и иных связей с породившей его средой В романс идейно-нравственном стилевыми доминантами почти всегда будут психологизм и разноречие. Для романа-эпопеи характерно соединение национальной и идейно-нравственной проблематики, но не простое их суммирование, а такая интеграция, в которой идейно-нравственный поиск личности соотнесен прежде всего с народной правдой.

Проблемой романа-эпопеи становится, по выражению Пушкина, судьба человеческая и судьба народная в их единстве и взаимообусловленности критические для всего этноса события придают философскому поиску героя особую остроту и насущность, герой стоит перед необходимостью определить свою позицию не просто в мире, но в национальной истории.

В области поэтики для романа-эпопеи характерно соединение психологизма с сюжетностью, композиционное сочетание общего среднего и крупного планов, наличие множества сюжетных Линий и их переплетение, авторские отступления. 1.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Заключение Список литературы Введение Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе это чтение произведения. От… Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого… Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности изучения эпических произведений в школе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Чтение и вступительные занятия
Чтение и вступительные занятия. Роль вступительных занятий сводится к тому, чтобы вызвать у детей интерес к изучаемому материалу и создать условия, благоприятствующие пониманию его. То и другое при

Зависимость методики анализа произведения от рода и жанра
Зависимость методики анализа произведения от рода и жанра. Учет родовой специфики художественных произведений при изучении их в школе поможет школьникам понять литературу как вид искусства и создас

Вопросы теории литературы
Вопросы теории литературы. Методика преподавания литературы во всей полноте поставила проблему воспитания читателя, разбирающегося в сущности художественного творчества. Умение воспринимать

Вступительное занятие
Вступительное занятие. В качестве вводного занятия, подготавливающего учащихся к дальнейшей самостоятельной работе под руководством учителя, следует провести чтение и комментирование отрывков перво

Пути анализа
Пути анализа. Анализ образов является важнейшей частью школьных занятий по изучению творчества писателей. Здесь именно закладывается прочная база для выводов об идейном содержании произведений, о з

Работа с литературоведческими понятиями сатира и юмор
Работа с литературоведческими понятиями сатира и юмор. Работа с понятиями сатира и юмор надо начинать с первых уроков. С термином сатира и юмор ребята уже знакомы, но необходимо напомнить само опре

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги