рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Работа с литературоведческими понятиями сатира и юмор

Работа с литературоведческими понятиями сатира и юмор - раздел Литература, Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" Работа С Литературоведческими Понятиями Сатира И Юмор. Работа С Понятиями Сат...

Работа с литературоведческими понятиями сатира и юмор. Работа с понятиями сатира и юмор надо начинать с первых уроков. С термином сатира и юмор ребята уже знакомы, но необходимо напомнить само определение, дать ей характеристику и упомянуть о сатирических и юмористических произведениях, изученных раннее или познакомить с другими в виде обзора Так к уроку можно учащимся дать задание выписать из словаря определение этих терминов в тетрадь, .выяснить, исходя из определения, выяснить различие юмора от сатиры. Дать задания в виде сообщений охарактеризовать. сатирические и юмористические произведения Затем в дальнейшем необходимо на уроках ученикам давать задание выделять сатирические и юмористические приемы в поэме.

Рассмотрим пример работы на уроке. Фрагмент беседы по 1главе Заглянул Чичиков в городской сад Как Гоголь описывает городской сад? Это одно из самых ярких сатирических мест первой главы.

Обратите внимание на то, что было в действительности, каков был действительный сад и как сад был описан в правительственных газетах, какими словами в правительственных газетах расписывали мнимые чувства граждан к господину градоначальнику хотя эти деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах при описании иллюминации, что город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день, и что при этом было очень умилительно глядеть, как сердца граждан трепетали в избытке благодарности и струили потоки слез в знак признательности к господину градоначальнику. При описании юркого, вертлявого полового-трактирного слуги, при обрисовке покойного номера гостиницы, мужиков, рассуждающих о колесе брички Чичикова, сбитенщика с лицом, похожим на самовар, Гоголь смеётся добродушно, здесь звучит его мягкий юмор. Но смех Гоголя превращается в гневный, сатирический, когда он обращается к характеристике значительных лиц, власть имущих, тех, кто является хозяевами жизни, к изображению чиновников и помещиков.

Остановимся на двух характеристиках чиновников, данных Гоголем в первой главе поэмы на сравнении чиновников с мухами и на описании чиновников толстых и тонких.

Почему мы смеёмся, читая это замечательное развёрнутое гоголевское сравнение? Чем напоминают чиновники мух? Обратите внимание на то, что в баснях Крылова, в народных сказках обычно с сатирической целью люди изображаются в образах животных.

О чём свидетельствует это сравнение чиновников с мухами? I - Обратимся теперь к авторскому отступлению о толстых и тонких чиновниках. Цитируются выдержки из этого авторского отступления Мужчины здесь, как и везде, были двух родов одни тоненькие, которые всё увивались около дам и до конца. Гоголь говорит здесь о чиновниках с нескрываемой насмешкой тонкие чиновники увиваются около дам, виляют туда И сюда, спускают нажитое отцами добро на курьерских. Они обдуманно зачёсывали свои бакенбарды и -т. д. Толстые чиновники также рисуются в смешном виде лица у них полные и круглые, на иных даже были бородавки.

Они, служа богу и государю, наживают себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное, покупают деревеньки, записывая их не на своё имя. Замечательны следующие слова Гоголя Наконец, толстый, послуживши богу и государю и т. д. Пустота, отсутствие душевного содержания чиновников особенно подчёркивается Гоголем тем, что он полностью характеризует их, описав один только их внешний вид фигуры, костюм, причёски. Всё это делает речь Гоголя комической нам смешны люди, похожие на мух, люди, которые отличаются друг от друга только тем, что одни толстые, а другие тонкие.

Этот приём исчерпывающей характеристики человека через описание двух-трёх чёрточек его внешности мы встречаем всё время у Гоголя. Прокурор, например, полностью охарактеризован тем, что у него весьма чёрные густые брови да подмигивающий левый глаз. Когда всё же приходится Гоголю в какой-то мере говорить о нравственных качествах его героев, он всегда сопровождает это оговоркой, подчёркивающей, что отмечаемое им в герое душевное качество было особого рода. Так, говоря, что губернатор впрочем, был большой добряк , Гоголь тут же добавляет, что он настолько был добр, что даже сам вышивал иногда по тюлю. Читателю становится ясным, что за доброта была у губернатора.

Говоря о прокуроре с чёрными густыми бровями и подмигивающим глазом, он продолжает человека, впрочем, серьёзного и молчаливого. Здесь опять-таки ясно, какова серьёзность прокурора.

Характеристика почтмейстера выдержана в этих же тонах почтмейстер был низеньким человеком, но остряком и философом. Следует подчеркнуть, что дело здесь не во внешнем комизме, не в неожиданных переходах речи, а в том, что Гоголь показывает смешную сущность изображаемых им героев, у которых не было за душой ничего человеческого.

Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего описания своих героев, исходя из идейного замысла поэмы - показать мёртвое царство мёртвых душ. Мы смеёмся над убожеством, нелепостью, животной примитивностью помещиков и чиновников. Теперь посмотрим, как Гоголь рисует Чичикова в первой главе. Разоблачая Чичикова, Гоголь пишет В приёмах своих господин имел что-то солидное и высмаркивался чрезвычайно громко. После ужина Чичиков заснул крепким сном, храпя вовсю насосную завёртку, как выражаются в иных местах обширного русского государства. Гоголь сознательно, с целью применил к Чичикову эти грубые, простонародные выражения, чтобы раскрыть подлинную суть Чичикова Чичиков выдавал себя за светского человека, весьма деликатного и хорошо воспитанного, а на самом деле был дельцом, ловким мошенником, малокультурным и грубым.

Гоголь всё время говорит о своём герое с тонкой насмешкой. Говоря с трактирным слугой, Чичиков задавал ему не всё пустые вопросы он с чрезвычайной точностью расспросил о всех высших чиновниках города.

Вот, оказывается, что значит для Чичикова серьёзные, не пустые вопросы. Говорил Чичиков ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует, словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек 8,39 . Опять нам смешно, что вывод о том, что Чичиков был очень порядочным человеком, сделан на основе того, что ой. говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует 8,43 . Заключительные замечания Гоголя о Чичикове также смешны, они полностью характеризуют и главного героя, и чиновников, раскрывают подлинную сущность и Чичикова, и чиновников.

Губернатор о нём изъяснялся, что он благонамеренный человек благонамеренный означало в то время, что никаких вольных мыслей в голове Чичикова не было, что он не имел либеральных взглядов, почитал начальников и т. д. прокурор о нём сказал, что он дельный человек опять ирония как мы узнаем позже, сам прокурор был величайшим бездельником жандармский полковник сказал, что он учёный человек здесь смешно нам от сопоставления жандарма и учёности. Впоследствии детям можно давать задания выявлять черты сатиры и юмора в описании помещиков , Современник Гоголя, известный критик В. В. Стасов, в своих воспоминаниях писал, что повести Гоголя чрезвычайно нравились тогдашней молодёжи. Для чтения Мёртвых душ, только что вышедших из печати, молодёжь собиралась группами в продолжение нескольких дней они читали и перечитывали их. Особенно нравился читателям небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду ещё неизвестный никому юмор. Язык Гоголя нравился читателям своей простотой, силой, меткостью, поразительною бойкостью и близостью к натуре 6,139 .В чём же заключается источник такой необычайной яркости, силы и оригинальности сатирического языка Гоголя? Прежде всего надо указать широкое использование Гоголем в поэме народно-разговорной речи, а также жаргонов речи помещиков, чиновников, армейского офицерства и т. д. Гоголь, подобно Пушкину, как его ученик и последователь, нашёл в народном русском языке могучий источник для обогащения, усовершенствования, дальнейшего развития русского литературного языка.

Гоголь широко использовал этот источник, воспроизводя и творчески развивая заключённые в нём богатства, выявляя наиболее яркие национально-самобытные средства и приёмы народной речи. Работая над усовершенствованием своих произведений, Гоголь стремится к тому, чтобы сказать короче, освободиться от иностранных и вообще книжных слов, от слов расплывчатых и неясных.

Везде, где только представлялась возможность, он заменяет иностранные и книжные слова словами русскими, простыми, разговорными, народными, которые ближе к жизни, реально и образно передают характер изображаемого предмета и лица. Гоголь широко раздвинул границы литературного языка, обогатил его яркими, меткими словами и оборотами.

Работая над образами поэмы, мы встречались с такого рода словечками Гоголя.

Ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни у кого-либо из наших писателей не найти такого количества народных слов и оборотов, как в языке Гоголя.

Гоголь тщательно разработал приёмы речевой характеристики своих персонажей, смело вводя как в диалоги, так и в авторскую речь слова и обороты, характерные, типичные для представителей различных, социальных групп с целью яркой сатирической их обрисовки. б Стилистические приёмы изображения нелепой и пошлой среды путём каламбурного разоблачения господствующих в ней понятии и представлений, алогических конструкций слов и словосочетаний.

Комичны, но в то же время чрезвычайно типичны для изображаемых персонажей самые имена их. Собакевич, Коробочка, Плюшкин, Ноздрёв - эти собственные имена в самом своём содержании указывают на известные свойства характера их носителей. Таковы же имена помещиков, офицеров той губернии, где подвизается Чичиков Блохин, Мыльной, Чепраков, Бобров, Свиньин, Конопатьев, Харпакин, Трепакин, Плешаков и т. д. Мастерски пользуется также Гоголь для сатирической характеристики пошлой русской действительности приёмом присоединительного сочетания слов и предложений, по смыслу как бы далёких друг другу, но в действительности удивительно верно характеризующих персонаж или событие.

Таковы, например, некоторые гоголевские характеристики чиновников, помещиков. Например, в восьмой главе поэмы Гоголь с лукавым простодушием описывает, какие добрые, симпатичные были чиновники города N1 И тут же добавляет Многие были не без образования председатель палаты знал наизусть Людмилу Жуковского и мастерски читал многие места.

Прочие тоже были более или менее люди просвещённые кто читал Карамзина, кто Московские ведомости, кто даже и совсем ничего не читал 5,92 . Особенно много примеров таких присоединительных сочетаний предложений, по смыслу мало связанных, но в действительности полностью характеризующих выведенных лиц, отмечалось нами при анализе первой главы поэмы. в Гоголевские сравнения. Той же цели сатирического освещения действительности служат гоголевские сравнения.

Среди них прежде всего бросается в глаза сравнение людей с животными и неодушевлёнными предметами. У Гоголя этот стилистический приём доведён до большого художественного совершенства и вызывает у читателя смех неожиданностью сопоставления и изумительной тонкостью подмеченного сходства между людьми и животными. Достаточно вспомнить сравнение Собакевича с медведем, обывателей и чиновников с баранами всякий, как баран, остановился выпуча глаза гл. IX , чиновников с мухами гл. I , жены Собакевича с гусем впереди, как плавный гусь, понеслась хозяйка, управителя некоей канцелярии с орлом и куропаткою гл. III , Манилова с котом, у которого слегка пощекотали за ушами пальцами, и т. д. Сатирическая направленность таких сравнений не вызывает сомнений.

Особое место среди гоголевских сравнений занимают развёрнутые сравнения и сопоставления, которым Гоголь придаёт характер художественно ярких миниатюр. Отметив и перечислив ряд таких развёрнутых сравнений в поэме, следует остановиться на одном из этих, прочитав его в классе, и указать сатирическую его направленность.

С этой целью лучше всего взять сравнение чиновников с мухами гл. I или управителя канцелярии с орлом и куропаткой. г Приём обобщения явлений и лиц, выводимых в поэме. К числу стилистических приёмов Гоголя, усиливающих его сатирическое обличение русской жизни, относится также приём обобщения, широкой типизации явлении изображаемой им жизни. 2.5.Заключительное занятие по Мертвым душам. Сочинение как итог и контроль знаний учащихся.

Заключительное занятие по анализу поэмы Мертвые души носит характер обобщающего урока. Он должен подвести итог по усвоению учащимися идейного содержания произведения. Поэтому этот урок можно провести в виде игры Умники и умницы. Класс делится на три команды, каждая из которых выбирает представителя - агонистов, и впоследствии вся команда помогает своему представителю. Следует так формулировать для учащихся задания, чтобы привлекать их внимание к художественной стороне образов.

Например, вместо обычных формулировок характеристика Манилова и т. д давать такие Основные черты характера Ноздрёва или Собакевича, или Плюшкина и как они раскрываются Гоголем? Художественное мастерство Гоголя в обрисовке характера Собакевича или другого образа. Как раскрыт Гоголем образ Плюшкина? Как обнаруживаются основные черты Собакевича в его речи и в сцене продажи им Чичикову мёртвых? и т. д. В период подведения итогов, обобщений по теме должна быть подготовлена и проведена домашняя работа.

Обычно домашняя работа рассчитывается на неделю и, следовательно, должна быть задана учащимся своевременно, с тем, чтобы они окончили её в то время, когда кончается изучение темы. Формулировка темы, её разъяснение, указание источников, помощь в собирании материала, утверждение планов - вот важнейшие моменты работы с учащимися по организации домашней работы к этому уроку. При формулировке заданий как следует останавливаться на вопросах мастерства Гоголя при изображении им образов.

Если в предыдущий период учащийся работал над заданиями более частного характера, то для итоговой работы должно быть дано несколько более широкое задание. Значительно шире должен быть и круг источников для работы. Здесь учащийся начинает осваивать элементарные приёмы работы над критической литературой, чему также следует учить школьника технику записи читаемых источников, цитирования, нахождения литературы. Самый факт объявления тем для домашних работ должен быть знаменательным учащиеся должны ждать его, список тем должен стимулировать дальнейшую классную работу.

В связи с этим и выполнение учащимися не должно рассматриваться формально, но вокруг работы должна создаваться атмосфера заинтересованности. В качестве тем для домашней работы можно рекомендовать примерно такие Пушкин и Гоголь. 2.0т Ревизора к Мёртвым душам. Юмор и сатира в поэме Гоголя Мёртвые души. Художественные приёмы изображения характеров у Гоголя по поэме Мёртвые души. В чём сказалась любовь к родине у автора поэмы Мёртвые души ? Почему Гоголь назвал Мёртвые души поэмой? Особенности Гоголя как писателя-реалиста.

Чему учились у Гоголя последующие русские писатели? Значение Гоголя для нашей современности. За что я люблю Гоголя? Этот список - примерный. Вряд ли стоит его увеличивать ведь у каждого преподавателя литературы есть свои любимые формулировки тем. Нам хотелось лишь указать, что желательно стремиться к посильным для учащихся заданиям. И это возможно сделать, только хорошо зная состав класса.

С другой стороны, ряд заданий не по силам вообще в школе, например такая тема, как Мировое значение Гоголя. Темы не должны быть слишком узкими. В связи с этим характеристика того или иного образа или сравнительная характеристика двух образов, взятых из поэмы Гоголя, слишком узки для домашнего сочинения. В задании должны быть указаны не только идейные моменты, но обязательно указано на необходимость коснуться вопросов художественного мастерства Гоголя.

Задания не должны прямо соответствовать тому, что прорабатывается в классе. В каждом задании должна быть какая- либо сторона новая для учащихся. С другой стороны, нельзя давать задания, мало связанные с классной проработкой творчества Гоголя. Нельзя также требовать, чтобы учащиеся использовали бы всю критическую литературу по данному вопросу. Круг такой литературы должен быть весьма узким отдельные отрывки из статей Белинского, Герцена, Чернышевского и рекомендованных брошюр или статей о Гоголе не говоря уже о текстах Гоголя - вот и все те источники, которыми должен воспользоваться учащийся.

Конечно, отдельным учащимся, особенно интересующимся литературой, можно рекомендовать и больше. Особенно же следует обратить внимание учащихся на необходимость внимательно относиться к классным занятиям и на них главным образом собирать материал для домашнего сочинения. Объявив темы, следует указать и источники к ним. Так, например, по первой теме Гоголь и Пушкин в качестве источников можно указать следующее биографические данные о взаимоотношениях Гоголя и Пушкина, статья Белинского Несколько слов о поэме г. Гоголя Похождения Чичикова или Мёртвые души , В. Ермилов Н. В. Гоголь 1-я глава. Надо указать учащимся, что в названных статьях следует найти материал к теме. Объявив темы, учитель объясняет кратко их содержание и предлагает начать подготовку к домашней работе продумать её план, собирать материалы.

При этом, как рекомендуется опытными учителями, каждый учащийся в специальные дни и часы консультаций по домашней работе должен показать учителю, примерно через неделю, свой первый набросок плана и регулярно показывать свои накопления к теме. Особое внимание должно быть обращено учителем на то, что собирание материала главным образом ведётся на уроках, в процессе классных занятий.

Преподавателю необходимо точно и ясно представлять себе задачу домашней работы-подвести итог классной работы по изучению творчества Гоголя, способствовать дальнейшему развитию учащихся, развитию навыков письменной речи. В связи с этим нельзя ждать от учащихся и требовать от них непосильной для них работы, какой-то особой самостоятельной разработки темы и т. д. Критическая

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Заключение Список литературы Введение Главное, что является условием и основой всех учебных занятий по литературе это чтение произведения. От… Как она должна пройти? Следует ли предложить ученикам, чтобы во время первого… Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Работа с литературоведческими понятиями сатира и юмор

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности изучения эпических произведений в школе
Особенности изучения эпических произведений в школе. Специфика эпоса По предмету художественного исследования эпос как будто приближается к драме. Различие между эпосом и драмой пишет В. В. Кожинов

Чтение и вступительные занятия
Чтение и вступительные занятия. Роль вступительных занятий сводится к тому, чтобы вызвать у детей интерес к изучаемому материалу и создать условия, благоприятствующие пониманию его. То и другое при

Зависимость методики анализа произведения от рода и жанра
Зависимость методики анализа произведения от рода и жанра. Учет родовой специфики художественных произведений при изучении их в школе поможет школьникам понять литературу как вид искусства и создас

Вопросы теории литературы
Вопросы теории литературы. Методика преподавания литературы во всей полноте поставила проблему воспитания читателя, разбирающегося в сущности художественного творчества. Умение воспринимать

Вступительное занятие
Вступительное занятие. В качестве вводного занятия, подготавливающего учащихся к дальнейшей самостоятельной работе под руководством учителя, следует провести чтение и комментирование отрывков перво

Пути анализа
Пути анализа. Анализ образов является важнейшей частью школьных занятий по изучению творчества писателей. Здесь именно закладывается прочная база для выводов об идейном содержании произведений, о з

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги