Особенности римского эпоса

Содержание Введение …. 3 Глава 1. Зарождение римского эпоса … 4 Глава 2. Эллинизация римской литературы и эволюция эпоса … 7 Глава 3. «Энеида» Вергилия: пик римского эпоса … 11 Заключение … 17 Литература … 20 Введение Эпос – жанр, характерный для самых различных литератур, от северной Европы до Кавказских гор, от античной цивилизации до цивилизации Древней Индии. Учитывая мифологическую субструктуру героических эпопей, можно выявить ряд эпических параллелей в древней литературе индоевропейских народов (скандинавской, ирландской, иранской, греческой, римской, индийской). Однако классические формы эпоса, хотя в них и сохраняется связь с мифами, в отличие от архаической эпики, опираются на исторические предания, пользуются их языком для изложения событий далекого прошлого, причем не мифического, а исторического, точнее – квазиисторического. Тем не менее эпос каждого народа несет в себе свои особенные, специфические черты.

Касается это и римского эпоса.

Иногда эпическую литературу античной Греции и Рима объединяют в греко-римский эпос, однако следует говорить не только об общности, но и о своеобразие и особенностях эпоса греческого и эпоса римского. Цель данной работы – изучить характерные черты римского эпоса, в связи с чем автором ставятся следующие задачи: 1) определить связь римского эпоса с греческими образцами; 2) проследить эволюцию римского эпоса; 3) показать рост национальных мотивов в эпических произведениях Древнего Рима; 4) изучить и охарактеризовать специфику римского эпоса.

Глава 1.

Зарождение римского эпоса

О раннем римском эпосе мы имеем лишь смутные представления. Ливий Андроник положил начало двум родам римской словесности: театраль... Ливий Андроник, судя по сохранившимся о нем сведениям, был еще поэтом,... . до н.

Эллинизация римской литературы и эволюция эпоса

написанные как бы от лица произносящих речи пастухов, фавнов, нимф и д... Но в процессе обдумывания совместно с Меценатом, а возможно, и с самим... Их произведения в сравнении с народными песнями выглядят как бледные и... В ней же Гекторов род, воцарясь, у власти пребудет Полных трижды сто л... И это - совершенно принципиальная вещь для Вергилия, ведь даже, спуска...

Заключение

Заключение Мнение, что римская литература и, в частности, римский эпос, лишены оригинальности, что это не более чем бледная копия литературы и эпоса греческого, несправедлива.

Римская литература и, собственно, римский эпос самобытны, отмечены своими специфическими особенностями. Римская литература писалась на латинском языке и тяготела к жанрам, связанным с практической жизнью. Эпос считался самым высоким жанром, а потому служил для прославления государства, императора. Действительно, римский эпос возник на основе греческого, римские авторы использовали сюжеты греческой литературы, ее формы и художественные приемы, но творчески перерабатывали их для решения своих национальных задач.

Вершиной римского эпоса по праву считается героический эпос «Энеида», посвященный странствиям троянца Энея, мифического прародителя Рима и римской государственности. «Энеида» прославляет историческую миссию Рима; трагизм судьбы, направляемой неведомым провидением и самоотречения умеряется верой в верховный смысл истории и мирового закона. Мировоззренческая установка, принятая Вергилием, выражается не только в пропаганде отдельных лозунгов актуального значения, – на пронизывает всю художественную структуру поэмы, определяет ее особенности, как большого эпоса нового типа. Если «Анналы» Энния были поэмой римского полиса, «Энеида» – поэма Италии.

Перечень италийских племен, картины италийской древности, – все это служит одной цели, выдвижению Италии как центральной территории римского государства. Самый Рим подается только в перспективе будущего. Прославление Италии в «Георгиках» было актуально-политическим «отступлением», в «Энеиде» оно становится одним из важнейших моментов художественного замысла. Италийский патриотизм, выходящий за пределы полисной или племенной ограниченности, придает поэме Вергилия новую тональность, незнакомую греческому эпосу. «Национальные» поэмы европейского классицизма примыкали в этом отношении к «Энеиде», как к своему античному образцу.

В полном соответствии с идеологической политикой Августа «Энеида» идеализирует римско-италийскую древность, ее нравы и верования.

Этим уклоном обусловлены и выбор темы и характер ее трактовки. Отказавшись от эпоса о современности, Вергилий дал поэму о прошлом и притом мифологическую поэму. С точки зрения Вергилия, как и всех его современников, гибель Трои и прибытие Энея в Италию были несомненными историческими фактами, и «мифологизм» поэмы состоял в присоединении «божественного», олимпийского плана, но античное общество никогда не отказывалось от этой освящавшей его мифологической системы, хотя она и перестала уже быть объектом реального верования. В те самые годы, в которые Вергилий приступал к работе над «Энеидой», стала выходить объемистая римская история Тита Ливия, начинающаяся с изложения мифических начал Рима. «Древности дозволяется, — пишет автор в предисловии, — освящать начало городов, примешивая божеское к человеческому.

И если какому народу можно дозволить освятить свое возникновение и приписать его богам, то римский народ приобрел это право своей воинской доблестью». При таком взгляде на старинные предания, как на ценность патриотического порядка, поэма гомеровского образца не представлялась чем-либо искусственным.

Вергилий не смущается даже «чудесами» и не считает нужным рационализировать их. Вместе с тем миф интересует поэта не сам по себе, а как основа для настоящего. Взор Вергилия все время направлен на последующую римскую историю, и ее картины, вплоть до времен автора, даются в форме всевозможных пророчеств и предвидений (например щит Энея или смотр душ в Элисии). Эта соотнесенность мифа с современностью, введение исторической перспективы в качестве перспективы грядущего – одна: из важнейших особенностей «Энеиды», резко отличающая ее от гомеровских поэм. Знание цели, следование великому предназначению и способность приносить жертвы характеризуют идеального героя.

Эней, испытываемый судьбой, преодолел все. в той войне, что он вел, и в конечной победе должно было отразиться историческое деяние Августа, установление нового правления и долгого мира. Эта мысль и целостная концепция сделали Энеиду великим римским национальным эпосом.

Литература Гаспаров М. Л. Вергилий – поэт будущего // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М 1979. Гаспаров М. Л. Греческая и римская литература I в. до н. э. // История всемирной литературы. М 1933. Т. 1. История Европы. Европа в античную эпоху. Глава 11. Римская республика в III – I вв. Т. 1. М 1993. Мелетинский Е. М Происхождение героического эпоса, М 1963. Ошеров С. А. Найти язык эпох: От архаического Рима до русского Серебряного века М 1999. Полонская К.П. Римские поэты принципата Августа.

М 1963. Тронский И. М. История античной литературы. М 1983. Хрестоматия по античной литературе. В VI т. Античный эпос. Том I – II. М 2001. Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М 1971.