рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие коннотативная лексика в лексической системе языка

Работа сделанна в 2008 году

Понятие коннотативная лексика в лексической системе языка - раздел Литература, - 2008 год - Оценочная семантика языковых единиц как отражение ментальности личности (на материале романа Ф.М. Достоевского "Идиот") Понятие Коннотативная Лексика В Лексической Системе Языка. Для Выражения Оцен...

Понятие коннотативная лексика в лексической системе языка. Для выражения оценочной семантики система языка располагает разнообразными языковыми средствами.

Одними из них являются слова-коннотативы, а также языковые единицы, в семантике которых актуализируются коннотативные семы. Коннотативные компоненты имеют субъективный характер, в них отражается эмоциональное, оценочное отношение людей к тем явлениям, которые обозначены словом. Такие слова выполняют в языке и речи особую экспрессивную функцию.

В целом коннотативные слова составляют около 10 общелитературного словарного фонда 29 , они малочастотны и относятся к периферийным отделам лексической системы.

Тем не менее роль такой лексики очень важна, без нее не может обойтись ни один язык. Это необходимые средства совершенствования и гибкости речевой культуры, средства, с помощью которых в объективную информацию, выражаемую с помощью слов, врывается субъективный человеческий фактор.

Коннотативный компонет - это часть системного лексического значения слова, дополняющая его основное понятийное содержание смыслами, в которых отражены социально-психологические оценки и ассоциации соответсвующих явлений 29, с. 182 . По своей структуре коннотативный компонент очень сложен, чем и объясняется то, что он до сих пор не имеет в науке о языке однозначного определения, хотя коннотативная лексика привлекает в последнее время внимание многих исследователей В.Н. Телия, И.А. Стернин, Н.А. Лукьянова, В.И. Шаховский, Л.А. Киселева, В.К. Харченко и др Обобщая концепции разных авторов, в чем-то усредняя их, мы считаем возможным рассмотреть в качестве компонентов коннотации следующие явления экспрессивность, эмоциональность, оценочность и образность.

На таком подходе базируется концепция Э.В. Кузнецовой 29, с. 83 . 1. Экспрессивность представляет собой наиболее сложную характеристику, получившую различное толкование в работах отдельных исследований.

При широком подходе под экспрессивностью слова понимается все то, что обладает эффектом повышенной выразительности, связанным с отклонениями от нейтрального общепринятого стандарта.

Такая экспрессивность выходит за рамки системы лексических средств и охватывает все средства повышенной выразительности, реализующиеся в речи. Под экспрессивностью в узком смысле понимается наличие в семантике слова компонентов, характеризующих меру и степень проявления определенных признаков явлений.

Имеются в виду только такие признаки, для которых различная степень проявления представляется естественным свойством. Термины экспрессивность, экспрессив Н.А. Лукьянова употребляет как общее обозначение коннотации, как синоним коннотативной лексики, или коннотативов. По ее мнению, компонентами экспрессивности, или ее микрозначениями, являются эмоциональная оценка, интенсивность и образность, в разных комбинациях присутствующие в значении экспрессивной лексической единицы 29, с. 184 . 2. Эмоциональность как компонент коннотации служит для выражения эмоционального выражения, которое чаще всего бывает оценочным, к тому, что названо словом.

Все, что окружает людей и является объектом познания и наименования людей, вызывает у них то или иное отношение, в формировании которого в одинаковой степени участвует разум человека и его эмоции, ибо без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины 29, с. 184 . Разум является орудием формирования объективной, понятийной части значения слова, чувства находят свое отражение в коннотативной, субъективной части этого значения. 3. С эмоциональностью тесно, органически связан компонент оценочности. Можно сказать, что он является главным по отношению к эмоциональности, так как имеет социальный характер.

Сами эмоции делятся на положительные и отрицательные именно в зависимости от социальной оценки явления, вызывающего их. Социальные оценки соотносятся с понятием нормы, совокупностью правил, определяющих оптимальный статус общественной жизни.

Оценке подлежат прежде всего сами люди гулящая, гуляка, белоручка, лежебока, прожектер, тунеядец, их поведение шататься, канючить, франтить, лоботрясничать, продукты их деятельности мазня, халтура, драндулет, красота, загляденье, различные социальные явления грызня, показуха, маниловщина. Органическая спаянность эмоциональных и оценочных компонентов оправдывает их объединение в одном эмоционально-оценочном компоненте. 4. Компонент образность является факультативным и не всеми признается как однопорядковый с компонентами эмоциональность, оценочность, интенсивность. Он не связан с отражением каких-либо реальных явлений объективного или субъективного характера.

Это скорее особый способ представления информации, когда в ней содержится скрытое сравнение, оживляющее наши представления о тех или иных явлениях.

Образность слова, в свою очередь, также тесно связана с эмоциональностью. Следует подчеркнуть, что, хотя коннотация в рамках лексического значения слова является дополнительной по отношению к основной понятийной части, с точки зрения функциональной, именно коннотация обусловливает языковую значимость соответствующего слова.

Именно ради экспрессивной функции создаются и существуют в словарном составе языка такие слова. В отдельных словах коннотация выступает в качестве преобладающего компонента, размывающего понятийное содержание, делающего его диффузно-неопределенным. В целом экспрессивы коннотативы, как правило, синонимически соотнесены с нейтральными словами, но соотнесенность эта может быть различной. В одних случаях экспрессив полностью совпадает с нейтральным словом по понятийному содержанию и отличается только коннотативно, ср. ложь - брехня, ударить - жахнуть и под. В других случаях, когда компоненты типа интенсивность или оценочность присутствуют в самом понятийном значении и как бы дублируются в коннотативной части, отношения экспрессива с нейтральным словом имеют более сложный характер.

Подчеркнем, что результаты нашего исследования показывают преобладание в романе Ф.М. Достоевского Идиот в автохарактеристиках героев и в характеристике их другими лицами автором и другими героями именно эмоционально-оценочной лексики.

Это позволяет говорить о своеобразии эмоционально-оценочного мира героев романа как показателя особенностей языковой личности. 1.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Оценочная семантика языковых единиц как отражение ментальности личности (на материале романа Ф.М. Достоевского "Идиот")

Цель работы заключается в описании оценочной семантики языковых единиц - автохарактеристик героев и их характеристик со стороны других лиц на… Поставленные задачи решались с помощью следующих основных методов исследования… На первом этапе исследования был отобран фактологический материал, затем с помощью метода компонентного анализа в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие коннотативная лексика в лексической системе языка

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие эмоция в русском языке
Понятие эмоция в русском языке. Понятию эмоция даются многочисленные разнородные толкования. Ср. эмоции - любое нарушение фонового, нейтрального состояния организма Ю.А. Сорокин эмоция - особая фор

Категория эмотивности в русском языке
Категория эмотивности в русском языке. Языковая категория эмотивности, объединяющая всю совокупность эмотивной лексики, по словам Л.Г. Бабенко, пока имеет дискуссионный характер, содержательная ее

Культурный компонент семантики слова
Культурный компонент семантики слова. Часто отмеченные выше семантические признаки реализуются в коннотативном компоненте лексического значения слова. В широком понимании культурный компонент смысл

Стилистическое использование обращений и вводных слов
Стилистическое использование обращений и вводных слов. В художественной литературе вводные слова вместе с другими лексическими и грамматическими средствами нередко используются для создания речевой

Характеристика-оценка героев романа Идиот в представлении литературных критиков
Характеристика-оценка героев романа Идиот в представлении литературных критиков. Князь Лев Николаевич Мышкин Практическая часть квалификационной работы будет посвящена анализу оценочной семантики я

Описание оценки личности героев романа
Описание оценки личности героев романа. Князь Лев Николаевич Мышкин Князь Мышкин является главным героем произведения. Очень часто его автохарактеристика выражается в так называемом сомнител

О Мышкине автор и другие герои
О Мышкине автор и другие герои. Обратимся к характеристике князя Мышкина, содержащейся в авторской оценке Глаза его были большие, голубые и кристальные во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое,

Настасья Филипповна о себе
Настасья Филипповна о себе. Настасья Филипповна - одна из главных героинь романа. Автохарактеристика героини почти всегда самоуничижительная. Ср Я бесстыжая, а ты того хуже с.169-I - А тепер

О Настасье Филипповне автор и другие герои
О Настасье Филипповне автор и другие герои. Так же, как и Мышкина, Настасью Филипповну не очень ценят. Критика в основном резкая, категоричная. Автор же к своей героине относится лояльно Настасья Ф

Генерал о себе
Генерал о себе. Автохарактеристика этого героя в романе начинается с положительной самооценки - А ведь я по-русски хорошо говорю с. 40-I - А почерк превосходный. Вот в этом у меня, пожалуй, и талан

О генерале автор и другие герои
О генерале автор и другие герои. Представим характеристику генерала, выраженную автором Слыл он человеком с большими деньгами, с большими занятиями и с большими связями с. 35-I В данном выражении н

Генеральша о себе
Генеральша о себе. Автохарактеристика этой героини очень часто представляется в форме антитезы. Ср Я с ними вечно бранюсь, но я их люблю с. 73-I - Я злюсь очень часто, но скверно то, что я в

О генеральше автор и другие
О генеральше автор и другие. Рассмотрим отношение автора к своей героине Елизавете Прокофьевне Епанчиной Генеральша была из княжеского рода Мышкиных, рода хотя и не блестящего, но весьма древнего,

Рогожин о себе
Рогожин о себе. Парфен Семенович Рогожин тоже играет немаловажную роль в произведении, является одним из главных героев. Его самооценка в основном положительная, он уверен в себе, правдив, г

О Рогожине автор и другие герои
О Рогожине автор и другие герои. Характеристика Рогожина автором начинается с описания внешности, что играет немалую роль Мертвая бледность, придавшая всей физиономии молодого человека изможденный

Ганя о себе
Ганя о себе. С самого начала романа мы можем определить твердость характера Гани Она в торги не вступает так я вступлю! И увидим! За мной еще много увидим В бараний рог сверну с. 100-I В данной фра

О Гане автор и другие герои
О Гане автор и другие герои. Автор, как обычно, дает нам описание внешности героя, чтобы у нас сложилось о нем уже определенное впечатление Это был очень красивый молодой человек, лет 28, стройный

Лебедев о себе
Лебедев о себе. Самооценка этого героя всегда характеризуется самоуничижительностью, но иногда в сомнительном значении. Ср Я по вечерам задушевнее и откровеннее, простодушнее и определительн

О Лебедеве автор и другие герои
О Лебедеве автор и другие герои. Другие герои считают, что Лебедев меняется в течение дня несколько раз. В определенное время суток он добрый, пьяный и т.д Он поутру никогда много не пьет если вы к

Вещный мир князя Мышкина
Вещный мир князя Мышкина. Часто в тексте произведения описание князя Мышкина сопровождается описанием узелка, который составляет все имущество князя В руках его болтался тощий узелок из старого, по

Вещный мир Рогожина
Вещный мир Рогожина. Сейчас рассмотрим предметы, которые окружают Рогожина, и как это отражается в его характере. Начнем с внешнего вида - Костюм его был совершенно давешний, кроме совсем нового ше

Вещный мир Настасьи Филипповны
Вещный мир Настасьи Филипповны. Характеристика Настасьи Филипповны дополняется описанием вещного мира, ее окружающего. Это великолепные и блестящие предметы Он как-то особенно полюбил эту глухую ст

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги