рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культурный компонент семантики слова

Работа сделанна в 2008 году

Культурный компонент семантики слова - раздел Литература, - 2008 год - Оценочная семантика языковых единиц как отражение ментальности личности (на материале романа Ф.М. Достоевского "Идиот") Культурный Компонент Семантики Слова. Часто Отмеченные Выше Семантические При...

Культурный компонент семантики слова. Часто отмеченные выше семантические признаки реализуются в коннотативном компоненте лексического значения слова. В широком понимании культурный компонент смысла слова для носителей конкретного языка непосредственно выявляется в текстах, в которых так или иначе, по тому или иному поводу сопоставляются социально-исторические срезы эпох, сложившиеся стереотипы мышления, речевого поведения представителей разных слоев общества, профессий, политических групп и т.д. Обычно это находит свое выражение в так называемых оценках речи, в более развернутом виде - в комментирующих текстах, в детализированных толкованиях слов. Свидетельством зависимости языка от культуры является структура всего словаря языка, в котором можно выделить различные лексические категории, связанные с характерными для данной культуры чертами.

Здесь имеет значение и количественный момент, так как более существенные для данного народа явления, как правило, имеют более подробную номенклатуру.

Эта зависимость номенклатуры лексики от факторов культуры проявляется в так называемой аттракции синонимов, то есть в образовании широких синонимических рядов вокруг понятий, имеющих особое значение для данного народа.

По свидетельству ученых, не случайно, что именно в американском варианте английского языка имеется довольно обширный ряд идеографических синонимов, соответствующих понятиям деньги, бизнес, автомобиль 3 . Более того, закон синонимической аттракции взаимодействует с законом распределения, согласно которому слова-синонимы в дальнейшем подвергаются дифференциации и перестают быть взаимозаменяемыми. В результате вокруг понятий, наиболее актуальных для данной культуры, сосредоточиваются не только синонимические группы, но и семантические поля со сложной структурой дифференциальных компонентов сем. Непременным условием общения является не только владение общим языком, но и наличие определенных знаний, накопленных до акта общения.

Каждый из участников речевого акта должен обладать определенным опытом - как лингвистическим знание языка, так и нелингвистическим знания об окружающем мире. Для общения участникам речевого акта необходима, во-первых, общность языка, во-вторых, участники акта общения должны иметь определенную общность социальной истории и, в-третьих, они должны находиться в определенной речевой ситуации, то есть иметь конкретные результаты данного акта общения.

От языка зависит сама возможность коммуникативного акта, от общей социальной истории зависит содержание сообщений, от речевой ситуации - их языковая форма. Общность социальной истории находит свое выражение, прежде всего, в знаниях об окружающем мире. Эти знания, присутствующие в сознании участников коммуникативного акта, получили название фоновых.

По определению О.С. Ахмановой, фоновые знания - это обоюдное знание реалий говорящим и слушающим, являющееся основой языкового общения 3 . Фоновые знания в широкой трактовке - это практически все знания, которыми располагают коммуниканты к моменту общения.

Это положение справедливо и в отношении фоновых знаний людей о культуре проявления чувств и их отражения в языке. Фоновые знания, полученные в процессе чтения романа Идиот, дают возможность более глубокого проникновения не только в психологическую сущность героев, но и способствуют пониманию их социального статуса, уровня воспитания, образования и др. 1.5

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Оценочная семантика языковых единиц как отражение ментальности личности (на материале романа Ф.М. Достоевского "Идиот")

Цель работы заключается в описании оценочной семантики языковых единиц - автохарактеристик героев и их характеристик со стороны других лиц на… Поставленные задачи решались с помощью следующих основных методов исследования… На первом этапе исследования был отобран фактологический материал, затем с помощью метода компонентного анализа в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культурный компонент семантики слова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие коннотативная лексика в лексической системе языка
Понятие коннотативная лексика в лексической системе языка. Для выражения оценочной семантики система языка располагает разнообразными языковыми средствами. Одними из них являются слова-конно

Понятие эмоция в русском языке
Понятие эмоция в русском языке. Понятию эмоция даются многочисленные разнородные толкования. Ср. эмоции - любое нарушение фонового, нейтрального состояния организма Ю.А. Сорокин эмоция - особая фор

Категория эмотивности в русском языке
Категория эмотивности в русском языке. Языковая категория эмотивности, объединяющая всю совокупность эмотивной лексики, по словам Л.Г. Бабенко, пока имеет дискуссионный характер, содержательная ее

Стилистическое использование обращений и вводных слов
Стилистическое использование обращений и вводных слов. В художественной литературе вводные слова вместе с другими лексическими и грамматическими средствами нередко используются для создания речевой

Характеристика-оценка героев романа Идиот в представлении литературных критиков
Характеристика-оценка героев романа Идиот в представлении литературных критиков. Князь Лев Николаевич Мышкин Практическая часть квалификационной работы будет посвящена анализу оценочной семантики я

Описание оценки личности героев романа
Описание оценки личности героев романа. Князь Лев Николаевич Мышкин Князь Мышкин является главным героем произведения. Очень часто его автохарактеристика выражается в так называемом сомнител

О Мышкине автор и другие герои
О Мышкине автор и другие герои. Обратимся к характеристике князя Мышкина, содержащейся в авторской оценке Глаза его были большие, голубые и кристальные во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое,

Настасья Филипповна о себе
Настасья Филипповна о себе. Настасья Филипповна - одна из главных героинь романа. Автохарактеристика героини почти всегда самоуничижительная. Ср Я бесстыжая, а ты того хуже с.169-I - А тепер

О Настасье Филипповне автор и другие герои
О Настасье Филипповне автор и другие герои. Так же, как и Мышкина, Настасью Филипповну не очень ценят. Критика в основном резкая, категоричная. Автор же к своей героине относится лояльно Настасья Ф

Генерал о себе
Генерал о себе. Автохарактеристика этого героя в романе начинается с положительной самооценки - А ведь я по-русски хорошо говорю с. 40-I - А почерк превосходный. Вот в этом у меня, пожалуй, и талан

О генерале автор и другие герои
О генерале автор и другие герои. Представим характеристику генерала, выраженную автором Слыл он человеком с большими деньгами, с большими занятиями и с большими связями с. 35-I В данном выражении н

Генеральша о себе
Генеральша о себе. Автохарактеристика этой героини очень часто представляется в форме антитезы. Ср Я с ними вечно бранюсь, но я их люблю с. 73-I - Я злюсь очень часто, но скверно то, что я в

О генеральше автор и другие
О генеральше автор и другие. Рассмотрим отношение автора к своей героине Елизавете Прокофьевне Епанчиной Генеральша была из княжеского рода Мышкиных, рода хотя и не блестящего, но весьма древнего,

Рогожин о себе
Рогожин о себе. Парфен Семенович Рогожин тоже играет немаловажную роль в произведении, является одним из главных героев. Его самооценка в основном положительная, он уверен в себе, правдив, г

О Рогожине автор и другие герои
О Рогожине автор и другие герои. Характеристика Рогожина автором начинается с описания внешности, что играет немалую роль Мертвая бледность, придавшая всей физиономии молодого человека изможденный

Ганя о себе
Ганя о себе. С самого начала романа мы можем определить твердость характера Гани Она в торги не вступает так я вступлю! И увидим! За мной еще много увидим В бараний рог сверну с. 100-I В данной фра

О Гане автор и другие герои
О Гане автор и другие герои. Автор, как обычно, дает нам описание внешности героя, чтобы у нас сложилось о нем уже определенное впечатление Это был очень красивый молодой человек, лет 28, стройный

Лебедев о себе
Лебедев о себе. Самооценка этого героя всегда характеризуется самоуничижительностью, но иногда в сомнительном значении. Ср Я по вечерам задушевнее и откровеннее, простодушнее и определительн

О Лебедеве автор и другие герои
О Лебедеве автор и другие герои. Другие герои считают, что Лебедев меняется в течение дня несколько раз. В определенное время суток он добрый, пьяный и т.д Он поутру никогда много не пьет если вы к

Вещный мир князя Мышкина
Вещный мир князя Мышкина. Часто в тексте произведения описание князя Мышкина сопровождается описанием узелка, который составляет все имущество князя В руках его болтался тощий узелок из старого, по

Вещный мир Рогожина
Вещный мир Рогожина. Сейчас рассмотрим предметы, которые окружают Рогожина, и как это отражается в его характере. Начнем с внешнего вида - Костюм его был совершенно давешний, кроме совсем нового ше

Вещный мир Настасьи Филипповны
Вещный мир Настасьи Филипповны. Характеристика Настасьи Филипповны дополняется описанием вещного мира, ее окружающего. Это великолепные и блестящие предметы Он как-то особенно полюбил эту глухую ст

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги