рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политика Сталина в области литературы в 20-30-е годы

Политика Сталина в области литературы в 20-30-е годы - Дипломная Работа, раздел Литература, Дипломная Работа На Тему Политика Сталина В Области Литературы В 20-30-Е Годы...

Дипломная работа на тему Политика Сталина в области литературы в 20-30-е годы Москва СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Политика Сталина в области литературы в 20-е гг. 1. Политика партии в области искусства в первые годы Советской власти 2. Политика партии в области искусства в годы НЭПа 3. Политика Сталина в области литературы в 1928-1932 годах Глава 2. Политика Сталина в области литературы в 30-е гг. 1. Постановление ЦК ВКП б О перестройке литературно- художественных организаций 2. Первый Всесоюзный съезд советских писателей 3. Политика Сталина в области литературы во второй половине 30-х годов Глава 3. Сравнительный анализ политики Сталина в области литературы в 20-30-е годы ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Культура советской эпохи никогда не была единым целым, а всегда представляла собой диалектическое противоречие, поскольку одновременно с официально признанной культурой неуклонно развивалась оппозиционная культура инакомыслия внутри Советского Союза и культура русского зарубежья или культура русской Эмиграции за его пределами.

Собственно советская культура также имела взаимоотрицающие этапы своего развития, как, например, этап процветания искусства авангарда в 20-е годы и этап тоталитарного искусства 30-х - 50-х годов.

В этой связи актуальным является выделение основных черт, достижений и проблем переходного периода советской литературы - литературы 20-30-х годов, когда под влиянием политических и идеологических рекомендаций Сталина происходит поворот от литературных дискуссий двадцатых годов к тоталитарному искусству.

Сталин уделял культуре необычно большое, пристальное внимание. После Петра I и Екатерины II никто из русских правителей не интересовался так русской культурой и не уделял ей столько внимания. Конечно, Сталин не был глубоким знатоком и ценителем культуры, во многом разобраться не сумел и не захотел, но в юности он был поэтом, уважал литературу, любил театр и кино, заботился об архитектуре.

И все-таки Сталин был руководителем страны и на все смотрел с точки зрения большой политики. В последние 10-15 лет исследование литературы 20-30-х годов осуществляется в основном в рамках изучения метода социалистического реализма. В работах этого направления отчетливо просматриваются две тенденции первая ставит соцреализм вне художественности и на этом основании перечеркивает всех причастных к нему писателей, вторая - трактует его как творение Сталина 1930 г.г как теоретический фантом. Действительно, характерной особенностью литературы социалистического реализма, социально-педагогической, по определению Горького, является ее ярко выраженное сращение с идеологией, сакральность, а также то, что эта литература фактически была особой разновидностью массовой литературы.

Поэтому рассмотрение политики Сталина в области литературы в 20-30-е годы невозможно и без рассмотрения особенностей метода социалистического реализма.

Историография. В последние годы интерес к роли Сталина в развитии искусства заметно вырос. Появились исследования М. Вайскопфа, Е.С. Громова, Н. Примочкиной, Г.В. Жиркова. Чуть раньше вышли работы, Ю. Елагина, Р. Медведева, Г.Б. Марьямова и др. Книга М. Вайскопфа Писатель Сталин посвящена литературному стилю Сталина в его связи с идеологией. И действительно, литературный стиль Сталина - не столько своеобразный, сколько значительный своей судьбой существует в нашей словесности.

Не менее интересна работа Игоря Голомштока Тоталитарное искусство 1994 . Книга Голомштока явилась завершением целого этапа в исследовании тоталитарной культуры на Западе. Книга Голомштока интересна поисками логики исторических превращений искусства XX века, выявлением закономерностей возникновения и развития тоталитарного исскуства, которые подробно исследованы в этой работе. Кроме того, исследователю трудно пройти мимо тех вопросов, которые эта книга возбуждает.

В связи с рассматриваемым периодом политического влияния на литературу, важным для нас являлось рассмотрение становления института советской цензуры. История цензуры как государственого института долгие годы находилась вне внимания отечественных историков. Капитальные исследования, посвященные рассматриваемой теме А.М. Скабичевского, М.К. Лемке, В.А. Розенберга и В.Е. Якушкина, А.Н. Котовича, Н.В. Дризена, были опубликованы еще до революции. Отдельные труды советских исследований Д.Д. Шамрая, Л.М. Добровольского и др. носили частный характер.

Работы, посвященные советской цензуре, отсутствовали были запрещены даже упоминания о факте ее существования. Лишь к концу перестройки появились публикации извлеченных из архивов документов, регламентировавших на протяжении многих лет культурную и общественно-политическую жизнь страны. Как правило, в этих документах отражались действия высших органов партии и правительства, регулирующих деятельность аппарата цензуры, претерпевшего за годы советской власти значительную эволюцию.

История советской цензуры как таковая стала предметом исследования сначала на Западе, а затем уже в отечественной науке. Одними из первых опубликовали свои работы Т.М. Горяева 1990 , А.Ю. Горчева 1992 , А.В. Блюм 1993 и др. В начале 1990-х гг. прошел ряд научных конференций, посвященных цензуре, с участием российских и зарубежных исследователей. В 1995 г. в Екатеринбурге была защищена кандидатская диссертация И.Я. Левченко Цензура как общественное явление, а в 2000 г. в Москве - докторская диссертация Т.М. Горяевой История советской политической цензуры. 1917-1991 гг В этом плане интересен вышедший в 2001 году учебник Г.В. Жиркова История цензуры в России XIX - XX вв Конечно, учебник - не монография.

Воля автора тут ограничена общепринятыми мнениями, фактами, но автор часто аргументировано оспоривает их, предлогая свою концепцию, доказанную вновь найденными материалами. В связи со всем сказанным, мы определили цель нашего исследования выявить особенности становления литературы социалистического реализма как порождения тоталитарной системы власти.

Для достижения цели нашего исследования необходимо решить следующие задачи 1. Проанализировать политику партии в области литературы в период 1917-1932 годов 2. Выявить предпосылки формирования социалистического реализма как художественной идеологии тоталитаризма 3. Проанализировать политику партии в области литературы в период 1933-1940 годов 4. Определить особенности развития литературы в условиях тоталитаризма.

Источники. Для достижения цели исследования нами были проанализированы следующие источники Постановление Политбюро ЦК РКП б О политике партии в области художественной литературы 18 июня 1925 г. Постановление Политбюро ЦК ВКП б О перестройке литературно-художественных организаций 23 апреля 1932 г. воспоминания К. Симонова Глазами человека моего поколения 1972 воспоминания Ю. Либединского Современники.

Воспоминания 1961 , статья Г. Лелевича Партийная политика в искусстве 1923 , письмо Сталина Биль-Белоцерковскому 1929 , письмо Сталина Демьяну Бедному 1930 . Постановление О политике партии в области художественной литературы рассматривается нами с точки зрения классовой борьбы в литературе, отмечаются положения, ведущие к усилению роли пролетарских писателей в литературе. Постановление О перестройке литературно-художественных организаций рассматривается как основной документ, определяющий создание единого Союза писателей СССР, документ, определивший переход от литературных дисскуссий двадцатых годов к тоталитарной литературе социалистического реализма. Воспоминания К. Симонова позволяют нам увидеть взгляд современника на происходящее в 30-х годах становление тоталитарной литературы, определить особенности восприятия писателями 30-х годов изменений в области политики Сталина по отношению к литературе и писателям, в том числе к репрессиям в литературной среде.

Воспоминания Ю. Либединского и статья Г. Лелевича анализируются нами как источники, позволяющие увидеть особенности развития пролетарской литературы через деятельность РАПП. Эти произведения позволяют выявить предпосылки формирования литературы социалистического реализма в период нэпа Г. Лелевич и переходный период сталинского правления 1928-1932 годов Ю. Либединский. Письмо Сталина Биль-Белоцерковскому позволяет увидеть политику Сталина по отношению к эмиграции, его стремление уже в 1929-1932 годах влиять на особенности изображения событий, происходящих в России после Октябрьской революции конкретно данное письмо обращено к анализу пьесы М. Булгакова Бег и отражению в литературе событий гражданской войны. Письмо Сталина Демьяну Бедному заключает в себе непосредственное изложение политики Сталина в области литературы.

В нем отражено непосредственное руководство ЦК партии литературой, ее содержанием и оценками деятельности отдельных писателей и поэтов.

В письме отражено влияние Сталина на становление литературы социалистического реализма, как литературы одного класса, как прославляющей революцию и деятельность партии на пути создания тоталитарного государства Вместо того, чтобы осмыслить этот величайший в истории революции процесс и подняться на высоту задач певца передового пролетариата, ушли куда-то в лощину и, запутавшись между скучнейшими цитатами из сочинений Карамзина и не менее скучными изречениями из Домостроя, стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения, что нынешняя Россия представляет сплошную Перерву, что лень и стремление сидеть на печке является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. Научная значимость и новизна работы состоит в выявлении специфических феноменов, свойственных литературе тоталитарного периода.

В работе определены три основных феномена тоталитарной литературы организация, идеология, террор.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Логика построения работы исходит из того, что 20-30-е годы являются переходным периодом в становлении советской литературы социалистического реализма. Понятно, что предпосылки формирования тоталитарной системы в искусстве возникают уже в первые послеоктябрьские годы, когда новая книга становится важнейшим идеологическим фактором влияния на сознание нации. В связи с этим в первой главе нами рассмотрены особенности становления пролетарской литературы в первые годы после революции и годы нэпа. Определив предпосылки формирования РАППа, как проводника линии партии в литературе в 1928-1932 годах, мы обращаемся к периоду непосредственного формирования идеологического влияния ЦК и лично Сталина на содержание художественных произведений, а также на литературные формы и жанры.

Вторая глава полностью посвящена возникновению тоталитарной культуры в России 30-х годов.

Создание единого Союза писателей СССР, формирование взаимоконтролирующих органов цензуры, отсутствие альтернативы для изображения действительности, репрессии деятелей литературы приводит в это время к формирования литературы социалистического реализма с основными признаками тоталитарности жесткой организацией, идеологией как ведущей основой творчества литераторов, террором. Глава 1. Политика Сталина в области литературы в 20-е гг. 1.1.

Политика партии в области искусства в первые годы Советской власти

История Советского Союза. Т.1 М 1994 С.247 Художественная интеллигенция России в большинстве сво... Тоталитарное искусство М. Идеи эти, рассматривающие русскую историю как извечную борьбу между те... Т.1 М 1994 С.250 В короткий срок в годы гражданской войны партия созда...

Политика партии в области искусства в годы НЭПа

Кузница фактически стала органом независимого от Пролеткульта Всеросси... Обрадовича и членов тт. Начиная со второй половины 1921г Союз получил название Всероссийская А... Писатель и власть. М. История русской литературы ХХ века С.10 Действительно, характерной осо...

Политика Сталина в области литературы во второй половине

Медведев пишет Об обстановке в Советском Союзе можно судить по многим ... Корнейчука, Н.Ф. Под шквал оскорбительных выпадов попали символисты, футуристы, импресс... Серебрякова. Возможно, что редакционной статье Бухарина и недоставало ритуального р...

Сравнительный анализ политики Сталина в области литературы в

Каждое ведомство отдельно и вся система вместе, взаимно проверяя друг ... Богданов, А. Плетнев. Они утверждали, что после революции должна быть создана культ... В ней говорилось, что партия в целом не может связывать себя привержен... Дирижировало всем этим взаимопоеданием высшее партийное руководство, о...

Литература фактически провозглашается оружием идеологической борьбы Ни на минуту не сдавая позиции коммунизма, не отступая ни на йоту от пролетарской идеологии, вскрывая объективный классовый смысл различных литературных произведений, коммунистическая критика должна беспощадно бороться против контрреволюционных проявлений в литературе, раскрывать сменовеховский либерализм и т.д. и в то же время обнаруживать величайший такт, осторожность, терпимость по отношению ко всем тем литературным прослойкам, которые могут пойти с пролетариатом и пойдут с ним. Таким образом, не связывая себя приверженностью какому-то одному литературному движению, партия задает парадигму литературы этого периода - создание массовой пролетарской литературы.

Видны в этом постановлении и зачатки административного руководства литературой.

В пункте 15 читаем Партия должна всемерно искоренять попытки самодельного и некомпетентного административного вмешательства в литературные дела партия должна озаботиться тщательным подбором лиц в тех учреждениях, которые ведают делами печати, чтобы обеспечить действительно правильное, полезное и тактичное руководство нашей литературой. В июле 1928 года была обнародована сталинская теория усиления классовой борьбы.

С началом сталинского наступления на классового врага в конце 1928 года положение стало медленно, но верно меняться.

Творческая свобода начала подвергаться все более сильному зажиму со стороны партийной цензуры, все более и более грубой и безжалостной критике с классовых пролетарских позиций. В 1932 году постановление ЦК ВКП б распустило все существовавшие в стране объединения и заменило их едиными творческими союзами писателей, художников, архитекторов, композиторов, при каждом творческом союзе были учреждены соответствующие фонды, что передало заботу о деятелях культуры в руки государства.

В Постановлении отмечается, что литературные организации и группы были необходимы только до того момента, пока не успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов. ЦК констатирует, что за период 1925-1932 годов произошел большой количественный и качественный рост литературы и искусства. В связи с этим рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций ВОАПП, РАПП, РАМП и др. становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. В Постановлении отмечается, что такие организации способствуют духу групповщины, не соответствуют текущим задачам политики партии.

Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы. Исходя из этого, постановляется распустить существующие литературно-художественные организации и создать единый Союз писателей СССР. Литература как инструмент политической системы Научное знание и новая книга уже сразу после Октябрьской революции становятся основными элементами перехода от старого нравственно-религиозного жизнеустроения к материалистическому мировоззрению становились.

Именно на книгу а шире - на литературу возлагалась главная идеологическая функция. Борьба партии за превращение искусства в инструмент политической системы обрела свои четкие формы в середине 20-х годов. 18 июня 1925 года ЦК РКП б принимает резолюцию О политике партии в области художественной литературы. В ней говорилось, что партия в целом не может связывать себя приверженностью к какому-либо направлению в области литературной формы. Однако смысл резолюции сводился к тому, чтобы писатели и художники создавали искусство, понятное и близкое миллионам трудящихся, и выработали бы соответствующую форму, понятную миллионам. Эта понятность в 20-е годы отождествлялась с понятием массовости а в 30-е годы, когда был провозглашен социалистический реализм, оно была включена в содержание термина народность искусства. Период конца 20-х - начала - 30-х годов можно обозначить как период, когда культурная революция означает воинствующее преодоление остатков буржуазной старой, традиционной культуры с активной заменой ее материалистической революционной идеологией со строго выраженным коммунистическим содержанием.

Писатель стал ресурсом власти.

К концу 20-х годов авторитарная власть ужесточала давление на художника, идея свободы становилась все более опасной.

Труды классиков марксизма в 20-е годы считаются вместилищем абсолютной истины, с которой должны согласовываться любые теоретические построения и направления в литературе. Произведения, выглядевшие несовместимыми с догмами марксизма, объявлялись буржуазными. Но так было вначале, когда от писателей, поэтов, драматургов требовали писать, основываясь на диалектико-материалистическом методе. В начале 30-х годов важной становится совместимость литературных произведений не с идеями классиков марксизма, а с конкретной и притом часто меняющейся политикой государства в ответ на планы государства должны были создаваться стихи и повести во славу пятилетки и нового человека, умеющего менять течение рек. Определяющим в суждении о том, является ли данное произведение искусством пролетарским или буржуазным стало его соответствие текущей политике партии.

Произведя организационную унификацию в литературе, сталинский режим принялся за унификацию стилистическую и идеологическую.

Монистическая концепция литературного развития соответствовала тоталитарности политического режима. Став, говоря словами Ленина, колесиком и винтиком административной системы, соцреализм сделался неприкасаемым, догмой, ярлыком, обеспечивающим существование или несуществование в литературном процессе. Такая атмосфера способствовала конъюнктурности, снижению уровня художественности, поскольку главным была не она, а способность быстро откликнуться на очередной партийный документ.

Таким образом, период с 1932-го по 1934-ый в СССР явился решающим поворотом в сторону тоталитарной культуры 1. Был окончательно отстроен аппарат управления искусством и контроля над ним. 2. Обрела окончательную формулировку догма тоталитарного искусства - социалистический реализм. 3. Была объявлена война на уничтожение всем художественным стилям, формам, тенденциям, отличающимся от официальной догмы. Иначе говоря, в художественную жизнь вошли и полностью определили её три специфических феномена, как главные признаки тоталитаризма организация, идеология и террор. С середины 30-х годов официальная пропаганда стала проповедовать новую мораль, сущностью которой стало утверждение строгости нравов и жёсткое дисциплинирование людей, прежде всего молодёжи. Вновь вспомнили о традиционных российских ценностях патриотизме, крепкой семье, заботе о подрастающем и старшем поколениях.

Возрождался русский национализм, пропагандировалась русская история и культура.

Отмечая, что подобная мораль характерна для тоталитарных режимов, Троцкий писал, что многие педагогические афоризмы и прописи последнего времени могли бы казаться списанными у Геббельса, если б сам он не списал их в значительной мере у сотрудников Сталина Троцкий Л. Д. Преданная революция С. 135 В 1936 году развернулась дискуссия о формализме. В ходе дискуссии нападкам в прессе подвергались те поэты, писатели, драматурги, эстетические принципы которых отличались от социалистического реализма, ставшего общеобязательным. Под лавину грубой критики попали символисты, футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр. Их обвиняли в формалистических вывертах, в том, что их искусство не нужно советскому народу, что оно уходят корнями в почву, враждебную социализму.

Многие деятели литературы были репрессированы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проанализировав политику партии и лично Сталина в области литературы в 20-30-е годы, мы пришли к следующим выводам 1. Тремя главными специфическими признаками тоталитарной литературы, как и тоталитарной системы в целом, являются следующие феномены организация, идеология и террор.

Организация в литературе после Октября происходит путем создания и совершенствования института цензуры, а также через изменение структуры внутрилитературного сообщества от многообразия и разнопланости литературных групп к единообразию и безальтернативности. Идеология в литературе насаждается путем изменения характера реалистического изображения действительности от подлинного реализма к реализму социалистическому, в основе которого лежит идализация советской действительности, партии большевиков и ее вождя - И.В. Сталина.

Террор в литературе определяется как широким распространением органов цензуры, так и прямыми репрессиями неугодных поэтов, писателей, драматургов. 2. Особенности тоталитарной организации литературы состоят в формировании сильного внешнего аппарата управления культурой и создании безальтернативной писательской организации.

Внешний аппарат управления несет на себе не только издательские функции, но и функции контроля содержания, форм и методов изображения создание Союза писателей СССР приводит к усилению функций контроля над литературным творчеством через отсутствие альтернативы членству в нем. 3. Внешний аппарат управления литературой в результате своего генезиса к середине 30-х годов представлял собой разветвленную сеть взаимоконтролирующих органов, основными из которых были Агитпроп ЦК ВКП б , НКВД и Главлит. 4. Создание единого Союза писателей СССР было проведено на условиях отмены жесткой диктатуры Российской ассоциации пролетарских писателей, которая до создания Союза в течение восьми лет была последовательным проводником политики партии в области литературы. Такая постановка вопроса обеспечивала Постановлению ЦК всемерную поддержку в сфере писателей. 5. Под влиянием внешних управляющих органов и литературных организаций, проводящих линию партии, в литературе основное место занял метод социалистического реализма, который по сути представлял собой не художественный метод, а художественную идеологию.

Формирование художественной идеологии привело к необходимости для писателей, поэтов, драматургов изображать только положительные, вселяющие веру примеры жизни советского общества, изображение негативного, отрицательного опыта могло существовать только как образ идеологического врага. 6. В основе социалистического реализма лежал принцип идеализации реальности, а также еще два принципа тоталитарного искусства культ вождя и единодушное одобрение всех решений.

В основу важнейшего критерия художественной деятельности - принципа гуманизма включили любовь к народу, партии, Сталину и ненависть к врагам родины.

Такой гуманизм был назван социалистическим гуманизмом. Из такого понимания гуманизма логически следовал принцип партийности искусства и его обратная сторона - принцип классового подхода ко всем явлениям общественной жизни. 7. Социалистический реализм, имеющий свои художественные достижения и оказавший определенное влияние на литературу ХХ в. все же является течением гораздо более узким, чем вообще реализм ХХ века. В произведениях социалистического реализма всегда присутствует Цель, они направлены либо на восхваление советского общества, вождя, власти Советов, либо, руководствуясь лозунгом Сталина об усилении классовой борьбы в ходе строительства социализма, на уничтожение классового врага. 8. Ярко выраженная агитационность литературы соцреализма проявлялась в заметной заданности сюжета, композиции, часто альтернативной свои враги, в явной заботе автора о доступности его художественной проповеди, то есть некоторой прагматичности.

Агитационное влияние литературы социалистического реализма существовало в условиях часто меняющейся политики партии, было подчинено не только учению марксизма-ленинизма, но и текущим задачам партийного руководства. 9. В условиях тоталитарного режима все представители литературы, эстетические принципы которых отличались от социалистического реализма, ставшего общеобязательным, подвергались террору. Многие деятели литературы были репрессированы.

Формирование тоталитарного режима управления литературой вело к созданию альтернативных форм творчества, таких как метафорическая критика и создание политического фольклора.

Многие поэты, писатели, драматурги уходят в детскую литературу, которая позволяет не только изображать общечеловеческие ценности добра, справедливости, свободы, но и использовать метафорический эзопов язык для изображения реального положения дел в Советском Союзе накануне Великой Отечественной войны.

Широкое распространение получают устные формы литературного творчества. БИБЛИОГРАФИЯ Источники 1. Лелевич Г. Партийная политика в искусстве Советская литература. 2. Либединский Ю. Современники. Воспоминания М 1961. 3. Постановление Политбюро ЦК ВКП б О перестройке литературно-художественных организаций 23 апреля 1932 г. Власть и художественная интеллигенция.

Документы ЦК РКП б - ВКП б , ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953 Под ред. А.Н.Яковлева М. Международный фонд Демократия , 1999 С.172-173. 4. Постановление Политбюро ЦК РКП б О политике партии в области художественной литературы 18 июня 1925 г. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП б - ВКП б , ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике. 1917-1953 Под ред. А.Н.Яковлева М. Международный фонд Демократия , 1999 С.53-57.5. Симонов К. Глазами человека моего поколения Размышления о Сталине М 1988 478 с.6. Сталин И.В. Ответ Билль-Белоцерковскому Соч т.11. 7. Сталин И.В. Тов. Демьяну Бедному Соч т.13. Использованная литература 1. Бабиченко Д.Л. Писатели и цензоры М 1994. 2. Белая Г.А. Дон-Кихоты 20-х годов Перевал и судьба его идей М 1989 395 с. 3. Боголюбова А.С. Очерк художественной культуры советского периода Арзамас, 1998 37 с. 4. Боффа Дж. История Советского Союза. Т.1 М 1994 628 с. 5. Вайскопф М. Писатель Сталин М. Новое литературное обозрение, 2001 384 с. 6. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство М. Галарт, 1984. 7. Громов Е.С. Сталин власть и искусство М 1998. 8. Егорова Л.П Чекалов П.К. История русской литературы ХХ века. 9. Елагин Ю. Укрощение искусств М 1988. 10. Коржихина Т.П. Извольте быть благонадежны М 1997 372 с. 11. Марьямов Г.Б. Кремлевский цензор Сталин смотрит кино М 1992 127 с. 12. Медведев Р.А. О Сталине и сталинизме М. Прогресс, 1990 483 с. 13. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры М 1994. 14. Перхин В.В. Русская литературная критика 1930-х годов Критика и общественное сознание эпохи СПб 1997. 15. Примочкина Н. Писатель и власть.

М. Горький в литературном процессе 20-х годов М 1998 320 с. 16. Пятунин Е. Дело литературной группы. Как была истреблена вятская писательская организация Независимая газета, 17 327 , 23 мая 2002 г. 17. Спиридонова Л. Очень сожалею, что дело развалилось.

Как не был написан очерк Горького о Сталине Независимая газета, 27 марта 1998 г.18. Такер Р. Сталин.

Путь к власти.19. Шешуков С. Неистовые ревнители.

Из истории литературной борьбы 20-х годов М 1984. 20. Счастье литературы Государство и писатели,1925-1938 Документы Сост. Бабиченко Д.Л М. Росспэн,1997 318 с. 21. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX - XX вв М, 2001 - 368 с. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1.Постановление Политбюро ЦК РКП б О политике партии в области художественной литературы 18 июня 1925 г. а Проект постановления комиссии ЦК о художественной литературе принять см. приложение . б Окончательную редакцию его поручить комиссии в составе тт. Бухарина, Лелевича и Луначарского созыв комиссии за т. Луначарским. в Предложить тов. Троцкому внести свои поправки в комиссию в письменном виде. Приложение к п. 13 пр. ПБ 67 от 18 июня 1925 г. 1. Подъем материального благосостояния масс за последнее время, в связи с переворотом в умах, произведенным революцией, усилением массовой активности, гигантским расширением кругозора и т.д создает громадный рост культурных запросов и потребностей.

Мы вступили, таким образом, в полосу культурной революции, которая составляет предпосылку дальнейшего движения к коммунистическому обществу. 2. Частью этого массового культурного роста является рост новой литературы - пролетарской и крестьянской в первую очередь, начиная от ее зародышевых, но в то же время небывало широких по своему охвату форм рабкоры, селькоры, стенгазеты и проч. и кончая идеологически осознанной литературно-художественной продукцией. 3. С другой стороны, сложность хозяйственного процесса, одновременный рост противоречивых и даже прямо друг другу враждебных хозяйственных форм, вызываемый этим развитием процесс нарождения и укрепления новой буржуазии неизбежная, хотя на первых порах не всегда осознанная, тяга к ней части старой и новой интеллигенции химическое выделение из общественных глубин новых и новых идеологических агентов этой буржуазии все это должно неизбежно сказываться и на литературной поверхности общественной жизни. 4. Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте.

В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства, хотя формы классовой значимости искусства вообще, и литературы в частности, бесконечно более разнообразны, чем, например, формы классовой значимости политики. 5. Однако было бы совершенно неправильно упускать из виду основной факт нашей общественной жизни, а именно факт завоевания власти рабочим классом, наличие пролетарской диктатуры в стране. Если до захвата власти пролетарская партия разжигала классовую борьбу и вела линию на взрыв всего общества, то в период пролетарской диктатуры перед партией пролетариата стоит вопрос о том, как ужиться с крестьянством и медленно переработать его вопрос о том, как допустить известное сотрудничество с буржуазией и медленно вытеснять ее вопрос о том, как поставить на службу революции техническую и всякую иную интеллигенцию и идеологически отвоевать ее у буржуазии.

Таким образом, хотя классовая борьба не прекращается, но она изменяет свою форму, ибо цель ее для пролетариата - иная, чем до захвата власти, и иная в том условном смысле, что вместо разрушительной задачи ставится теперь задача положительного строительства, в которое под руководством пролетариата должны вовлекаться все более широкие слои общества. 6. Пролетариат должен, сохраняя, укрепляя и все расширяя свое руководство, занимать соответствующую позицию и на целом ряде новых участков идеологического фронта. Процесс проникновения диалектического материализма в совершенно новые области биологию, психологию, естественные науки вообще уже начался.

Завоевание позиций в области художественной литературы точно также рано или поздно должно стать фактом. 7. Нужно помнить, однако, что эта задача - бесконечно более сложная, чем другие задачи, решающиеся пролетариатом, ибо уже в пределах капиталистического общества рабочий класс мог подготовлять себя к победоносной революции, построить себе кадры бойцов и руководителей и выработать себе великолепное идеологическое оружие политической борьбы.

Но он не мог разработать ни вопросов естественно-научных, ни технических, а равно он, класс культурно придавленный, не мог выработать своей художественной литературы, своей особой художественной формы, своего стиля.

Если в руках у пролетариата уже теперь есть безошибочные критерии общественно-политического содержания любого литературного произведения, то у него еще нет таких же определенных ответов на все вопросы относительно художественной формы. 8. Вышесказанным должна определяться политика руководящей партии пролетариата в области художественной литературы.

Сюда, в первую очередь, относятся следующие вопросы соотношение между пролетарскими писателями, крестьянскими писателями и так называемыми попутчиками и другими политика партии по отношению к самим пролетарским писателям вопросы критики вопросы о стиле и форме художественных произведений и методах выработки новых художественных форм наконец, вопросы организационного характера. 9. Соотношение между различными группировками писателей по их социально-классовому или социально-групповом содержанию определяется нашей общей политикой.

Однако нужно иметь здесь в виду, что руководство в области литературы принадлежит рабочему классу в целом, со всеми его материальными и идеологическими ресурсами.

Гегемонии пролетарских писателей еще нет, и партия должна помочь этим писателям заработать себе историческое право на эту гегемонию.

Крестьянские писатели должны встречать дружеский прием и пользоваться нашей безусловной поддержкой.

Задача состоит в том, чтобы переводить их растущие кадры на рельсы пролетарской идеологии, отнюдь, однако, не вытравляя из их творчества крестьянских литературно-художественных образов, которые и являются необходимой предпосылкой для влияния на крестьянство. 10. По отношению к попутчикам необходимо иметь в виду 1 их дифференцированность 2 значение многих из них как квалифицированных специалистов литературной техники 3 наличность колебаний среди этого слоя писателей.

Общей директивой должна здесь быть директива тактичного и бережного отношения к ним, т.е. такого подхода, который обеспечивал бы все условия для возможно более быстрого их перехода на сторону коммунистической идеологии. Отсеивая антипролетарские и антиреволюционные элементы теперь крайне незначительные, борясь с формирующейся идеологией новой буржуазии среди части попутчиков сменовеховского толка, партия должна терпимо относиться к промежуточным идеологическим формам, терпеливо помогая эти неизбежно многочисленные формы изживать в процессе все более тесного товарищеского сотрудничества с культурными силами коммунизма. 11. По отношению к пролетарским писателям партия должна занять такую позицию всячески помогая их росту и всемерно их поддерживая, партия должна предупреждать всеми средствами проявление комчванства среди них как самого губительного явления.

Партия именно потому, что она видит в них будущих идейных руководителей советской литературы, должна всячески бороться против легкомысленного и пренебрежительного отношения к старому культурному наследству, а равно и к специалистам художественного слова.

Против капитулянтства, с одной стороны, и против комчванства, с другой - таков должен быть лозунг партии. Партия должна также бороться против попыток чисто оранжерейной пролетарской литературы широкий охват явлений во всей их сложности не замыкаться в рамках одного завода быть литературой не цеха, а борющегося великого класса, ведущего за собой миллионы крестьян таковы должны быть рамки содержания пролетарской литературы. 12. Вышесказанным в общем и целом определяются задачи критики, являющейся одним из главных воспитательных орудий в руках партии.

Ни на минуту не сдавая позиции коммунизма, не отступая ни на йоту от пролетарской идеологии, вскрывая объективный классовый смысл различных литературных произведений, коммунистическая критика должна беспощадно бороться против контрреволюционных проявлений в литературе, раскрывать сменовеховский либерализм и т.д. и в то же время обнаруживать величайший такт, осторожность, терпимость по отношению ко всем тем литературным прослойкам, которые могут пойти с пролетариатом и пойдут с ним. Коммунистическая критика должна изгнать из своего обихода тон литературной команды.

Только тогда она, эта критика, будет иметь глубокое воспитательное значение, когда она будет опираться на свое идейное превосходство.

Марксистская критика должна решительно изгонять из своей среды всякое претенциозное, полуграмотное и самодовольное комчванство. Марксистская критика должна поставить перед собой лозунг учиться и должна давать отпор всякой макулатуре и отсебятине в своей собственной среде. 13. Распознавая безошибочно общественно-классовое содержание литературных течений, партия в целом отнюдь не может связать себя приверженностью к какому-либо направлению в области литературной формы.

Руководя литературой в целом, партия так же мало может поддерживать какую- либо одну фракцию литературы классифицируя эти фракции по различию взглядов на форму и стиль, как мало она может решать резолюциями вопросы о форме семьи, хотя в общем она, несомненно, руководит и должна руководить строительством нового быта. Стиль, соответствующий эпохе, будет создан, но он будет создан другими методами, и решение этого вопроса еще не наметилось.

Всякие попытки связать партию в этом направлении в данную фазу культурного развития страны должны быть отвергнуты. 14. Поэтому партия должна высказываться за свободное соревнование различных группировок и течений в данной области. Всякое иное решение вопроса было бы казенно-бюрократическим псевдорешением. Точно так же недопустима декретом или партийным постановлением легализованная монополия на литературно-издательское дело какой-либо группы или литературной организации. Поддерживая материально и морально пролетарскую и пролетарско-крестьянскую литературу, помогая попутчикам и т.д партия не может предоставить монополии какой-либо из групп, даже самой пролетарской по своему идейному содержанию это значило бы загубить пролетарскую литературу прежде всего. 15. Партия должна всемерно искоренять попытки самодельного и некомпетентного административного вмешательства в литературные дела партия должна озаботиться тщательным подбором лиц в тех учреждениях, которые ведают делами печати, чтобы обеспечить действительно правильное, полезное и тактичное руководство нашей литературой. 16. Партия должна указать всем работникам художественной литературы на необходимость правильного разграничения функций между критиками и писателями-художниками.

Для последних необходимо перенести центр тяжести своей работы в литературную продукцию в собственном смысле этого слова, используя при этом гигантский материал современности.

Необходимо обратить усиленное внимание и на развитие национальной литературы в многочисленных республиках и областях нашего Союза. Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе и, используя все технические достижения старого мастерства, выработать соответствующую форму, понятную миллионам.

Только тогда советская литература и ее будущий пролетарский авангард смогут выполнить свою культурно-историческую миссию, когда они разрешат эту великую задачу. Приложение 2. Постановление Политбюро ЦК ВКП б О перестройке литературно-художественных организаций 23 апреля 1932 г. ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.

Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и других видов Слова в скобках вычеркнуты Сталиным искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства и содействия росту кадров пролетарских писателей и художников. В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно- художественных организаций ВОАПП, РАПП, РАМП и др. становятся уже узкими и тормозят серьезный размах литературного и художественного творчества.

Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации действительно советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва иногда от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству и готовых его поддержать. Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.

Исходя из этого, ЦК ВКП б постановляет 1 ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей ВОАПП, РАПП 2 объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской стоящих за политику советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем 3 провести аналогичное изменение по линии других видов искусства объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т.п. организаций 4 поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения.

– Конец работы –

Используемые теги: политика, Сталина, области, литературы, 20-30-е, годы0.097

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политика Сталина в области литературы в 20-30-е годы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
На сайте allrefs.net читайте: "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

Структура закона Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской области". Полномочия органов местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения
Заключение.Введение Конституция Российской Федерации впервые закрепила самостоятельность местного самоуправления в качестве основополагающего… Без слаженно функционирующей системы местного самоуправления весьма трудно… В подавляющем большинстве демократических государств именно местные органы управления непосредственно решают…

Структура закона Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской области". Полномочия органов местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения
Заключение.Введение Конституция Российской Федерации впервые закрепила самостоятельность местного самоуправления в качестве основополагающего… Без слаженно функционирующей системы местного самоуправления весьма трудно… В подавляющем большинстве демократических государств именно местные органы управления непосредственно решают…

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 20-30-е ГОДЫ
На сайте allrefs.net читайте: Генуэзская конференция.

Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов
На сайте allrefs.net читайте: Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.

Структура закона Саратовской области "О местном самоуправлении в Саратовской области". Полномочия органов местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения
Заключение.Введение Конституция Российской Федерации впервые закрепила самостоятельность местного самоуправления в качестве основополагающего… Без слаженно функционирующей системы местного самоуправления весьма трудно… В подавляющем большинстве демократических государств именно местные органы управления непосредственно решают…

Структура закона Саратовской области «О местном самоуправлении в Саратовской области». Полномочия органов местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения
Введение Конституция Российской Федерации впервые закрепила самостоятельность местного самоуправления в качестве основополагающего принципа… В подавляющем большинстве демократических государств именно местные органы… Данная проблема рассматривается в аспекте построения в России федеративного государства с учетом самостоятельности…

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ
к постановлению Правительства... Сахалинской области от... ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА...

О санитарно-эпидемиологической обстановке в Пензенской области в 2009 году
В докладе представлен материал, который является обобщением данных государственной и отраслевой статистики и отражает конкретную санитарно-эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в 2009 году на территории Пензенской области с подведением итогов в реализации основных положений Федерального закона от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», позиций социально-гигиенического мониторинга. В подготовке государственного доклада использованы материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, ГУ «Пензенский областной Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и других. Доклад предназначен для широкого круга читателей, специалистов различных организаций и ведомств, заинтересованных в вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия населения Пензенской области...

Социальная сфера и социальная политика России в 1990-е годы
На сайте allrefs.net читайте: "Социальная сфера и социальная политика России в 1990-е годы"

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам