рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Современное научное представление о балладах

Современное научное представление о балладах - раздел Литература, Поэтика оригинальных баллад В.А. Жуковского в контексте балладного творчества поэта Современное Научное Представление О Балладах. Литературная Энциклопедия Терми...

Современное научное представление о балладах. Литературная энциклопедия терминов и понятий дает нам такое толкование баллады Баллада фр. ballade, от прованс. balada - танц. песня 1. Твердая форма французской поэзии 14-15 вв. 3 строфы на одинаковые рифмы ababbcbc для 8-сложного, ababbccdcd для 10-сложного стиха с рефреном и заключительной полустрофой - посылкой обращением к адресату. Развилась из скрещения северофранцузской танцевальной баллеты и провансальско-итальянской полуканцоны. 2. Лиро-эпический жанр англо-шотландской народной поэзии 14-16 вв. на исторические позднее также сказочные и бытовые темы - о пограничных войнах, о народном легендарном герое Робин Гуде - обычно с трагизмом, таинственностью, отрывистым повествованием, драматическим диалогом Литературная энциклопедия терминов и понятий Под ред. А.Н.Николюкина.

Инст-т научной информации по общественным наукам РАН. М 2003. С.69 В.Е. Хализев в Теории литературы также говорит о принадлежности баллады к лиро-эпике Хализев В.Е. Теория литературы.

М 1999. С. 316 Такое определение понятия баллады дает научная литература. К этому можно добавить характеристику этого жанра, данную Т.И.Воронцовой в статье Композиционно-смысловая структура изобразительно-повествовательных баллад лирического характера Баллада невелика по размеру, описывает события, имеющие завязку, кульминационный момент и завершение.

В этом проявляется эпичность баллады. Сюжет ее нереален, символичен, нечетко определен в пространстве и времени Воронцова Т.И. Композиционно-смысловая структура изобразительно-повествовательных баллад лирического характера.

Текст и его компоненты как объект комплексного анализа. Л 1986. С. 12 Р.В.Иезуитова в статье Баллада в эпоху романтизма говорит о том, что баллада тяготеет также к философскому толкованию своих сюжетов, характеризуется двуплановостью своего построения, когда за сюжетом кроются намеки на таинственные силы, тяготеющие над человеком. По словам этой исследовательницы, главные структурные тенденции балладного жанра в эпоху романтизма выражаются в усилении драматизирующего начала, в выборе остроконфликтной ситуации, в использовании приема контрастного построения характеров, в концентрации балладного действия на сравнительно малом пространственно-временном отрезке.

Вместе с тем баллада усиленно формирует новые принципы лиризма, отказываясь от дидактики и морализирования Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма Русский романтизм. Л 1978. С. 160 5. Формирование черт поэтики жанра баллады Самое многообразие внутрижанровых тенденций, недифференцированность элементов балладной поэтики, смешение баллады с другими жанровыми формами - все это вместе взятое объясняет причины того, что в достаточной степени интенсивный и давший немалые эстетические результаты процесс формирования жанра баллады в русской литературе конца 18 в. остался в ряде существенных моментов незаконченным. Жанровая структура произведения - это определенная художественная система организации произведения, представляющая собой органичный сплав общих, типологических принципов жанра и индивидуальных, неповторимых форм их проявления у данного писателя.

Художественный текст баллады - это конкретная и непосредственная реализация жанровой структуры баллады.

Микешин А.М. К вопросу о жанровой структуре русской романтической баллады. Из истории русской и зарубежной литературы 19-20 вв. Кемерово, 1973. С.5 В.В. Знаменщиков, один из ученых, занимающихся балладами, приводит основные черты этого жанра в своей статье К вопросу о жанровых особенностях русской баллады. По его мнению В исследовании поэтики литературной баллады можно воспользоваться некоторыми положениями фольклористики.

Для литературной баллады бесспорны определенные жанровые приметы народной баллады, другие видоизменяются например, одноконфликтность и сжатость литературная баллада имеет только ей присущие особенности. Общность обнаруживается уже в эстетических категориях. В основе ее - опора на изображение трагического и чудесного. Народная баллада, которая входит в систему эпических жанров фольклора, подчиняется законам построения эпического произведения.

Эпическая установка ее осложняет пути прямого выражения чувств персонажей. Появляется диалогическая форма развития действия, в которой смыкается рассказ о событии и изображение его. В диалоге ощущается ведущая роль одного из персонажей. В структуре народной баллады это проявляется в вариативности высказываний второго персонажа при сохранении единой темы скрытое расспрашивание при последовательном проведении этой тенденции появляются прямые вопросы. Литературная баллада также выделяет центрального персонажа, чьими усилиями определяется развитие конфликта.

Второй персонаж может и не появиться. Мотивировка действий центрального персонажа возникает в результате использования новых средств появляется диалогизированный монолог, отсюда - самохарактеристика персонажей. Широкое распространение жанра в середине 20-х гг. 19 века создавало конвенциональную мотивировку читатель знал направление развития конфликта, его участников и т.д. В это время Жуковский сокращает авторские характеристики героев. И в литературных, и в народных балладах конфликт часто определяется столкновением высоких и низких героев.

Как правило, особенно подвижен в структуре произведения низкий персонаж. Ему дано вступать в фамильярный контакт с персонажами другого мира. С появлением фантастики мобильность его становится еще более очевидной только он испытывает воздействие высших сил. Перемещениями центрального героя определяется балладное пространство и время. Можно подметить и общие композиционные особенности, свойственные фольклорной и литературной балладе.

Произведение четко членится на два неравных отрезка развитие действия и финал кульминация и развязка. Они противопоставлены во временном и пространственном отношениях. Финал заставляет переосмыслить предшествующее течение сюжета. События, первоначально воспринимающиеся как незначительные, приобретают смысловую и эмоциональную насыщенность. В таком построении баллады, видимо, отражается проявление трагической направленности балладной эстетики.

Народная баллада, лишенная автора, делает трагизм необратимым как это происходит в драматических произведениях, где вмешательство автора исключено. В литературной балладе автор своим участием может снять напряжение действия - иногда так поступает Жуковский Светлана , Алина и Альсим. Баллада часто закрепляет за сюжетными ситуациями соответствующие пространственные локализации. Развязка в народных балладах обычно происходит на людях. Если развязка обусловлена вмешательством фантастики, потусторонних сил, действие переносится туда, где они возможны - в поле, в лес. При этом фабула легко членится на отдельные отрезки - сцены.

Такое членение подкрепляется временными сдвигами. Изменяется и течение времени внутри каждой сцены. Например, в развязке время уплотняется. Балладное время всегда однонаправлено. В литературных балладах встречаются параллельные описания, но возвращения в прошлое не бывает. Однако персонажи могут говорить о минувших событиях - как это происходит в драматургии классицизма.

Тем самым объясняется состояние героев и мотивируются дальнейшие действия баллада предстает как последнее звено событийного ряда, оставшегося за текстом Знаменщиков В.В. К вопросу о жанровых особенностях русской баллады Вопросы сюжета и композиции. Межвузовский сборник. Горький, 1980. С.118-119 Для жанра баллады характерно наличие специфического и поэтического так называемого балладного мира, которому присущи свои художественные законы, своя эмоциональная атмосфера, свое видение окружающей действительности.

В основе лежит история, героика, фантастика, быт, преломленные через призму легенды, предания, поверия. Автор смотрит на окружающее глазами своих героев, разделяя их наивно-простодушную веру в реальность чудесного, сказочного, фантастического. Так возникает специфическая атмосфера таинственности, недосказанности, предчувствий и пророчеств, которые вызывают у читателя мысль о чем-то роковом, предопределенном, с чем порой пытаются вступить в борьбу герои баллад.

Эпическое начало связано с наличием ярко выраженного событийно-повествовательного сюжета и объективного героя. Сюжет обычно одноконфликтен и однособытиен, в данном смысле баллада сближается с рассказом. При этом своеобразие балладного сюжета заключается не только в большей обобщенности по сравнению с сюжетом в прозаическом произведении, но и в особом культе События с большой буквы. Дело в том, что сюжетно-композиционную основу баллады составляет не обычное событие, а исключительный случай, выдающееся происшествие, выводящее балладное действие за границы повседневного мира реальности - в мир легендарно-фантастический. Это событие составляет сердцевину балладного действия.

В этом смысле сюжет по своему характеру ближе к мифологическому, чем к новеллистическому повествованию. Поэтому баллада тяготеет к историческим сказаниям, народным легендам и повериям. Балладному действию присущи особая сжатость, стремительность, динамичность развертывания события, фрагментарность, проявляющаяся в акцентированности авторского и читательского внимания на отдельных, чаще всего наиболее напряженных моментах.

Лирического героя в балладе нет, рассказ идет от лица стороннего наблюдателя. Лирическое начало жанровой структуры баллады связано с эмоциональным настроем повествования, отражающим авторское ощущение изображаемой эпохи и выражающим лирическое самосознание поэта. Активное отношение художника к событию проявляется во всей эмоциональной атмосфере баллады, но сильнее всего оно обычно проступает в зачине или в финале баллады, как бы обрамляющих ее событийный сюжет и тем самым поддерживающих тот или иной эмоциональный настрой произведения.

Драматическое начало жанровой структуры баллады связано с напряженностью действия, подчеркиваемой обычно особым, стремительным, стихотворным ритмом. По сути, каждая баллада - это маленькая драма. Конфликт, лежащий в основе, всегда остро драматичен.

Развязка же, будучи сюжетным завершением конфликта баллады, носит не просто неожиданно-эффектный, но зачастую трагический характер. В известной мере драматизм баллад связан также с той атмосферой страха и ужаса, без которой вообще нельзя представить художественную природу традиционной романтической баллады. Иногда это носит чисто религиозный характер, но также представляет собой своеобразную форму философского признания существования некой непостижимой и неподвластной человеку силы. В большинстве баллад это просто осознание того, что внешние, объективные обстоятельства, зачастую оказываются сильнее внутренних, субъективных побуждений отдельной человеческой личности.

Отсюда столь характерный для баллад мрачноватый колорит. Из всего спектра проблематики едва ли не самой главной проблемой является противостояние личности и судьбы. В русской романтической балладе появляется идея справедливости если герой не следует велению судьбы - он наказан. Балладный герой нередко сознательно бросает вызов судьбе, оказывает ей сопротивление вопреки всяким предсказаниям и предчувствиям.

Иногда драматическое начало оказывается настолько сильно выражено, что из-за этого авторский рассказ оттесняется в сторону или вовсе заменяется монологической или даже диалогической формой повествования Людмила , Лесной царь , Замок Смальгольм. Историзм в балладе условный, близок к историзму легенд, преданий, былин, то есть носит несколько мифологизированный характер. В исторических балладах Жуковского условное средневековье создано творческим воображением автора, почти освобождено от бытового и исторического правдоподобия.

Заключительные ситуации типичны для баллад. Один из основных сюжетов, взятых из народных баллад и фольклора сюжет о явлении мертвого возлюбленного к его невесте. Есть народные поверья, уходящие корнями в языческую веру, в основе который лежит легенда о существовании загробного мира. Известны некоторые русские сказки, где описывается, как мертвец ходит по деревне или подает голос и мстит обидчикам.

Глава 2. Баллада в творчестве Жуковского 1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Поэтика оригинальных баллад В.А. Жуковского в контексте балладного творчества поэта

Поэт использует элегический тип повествования как основу для новой баллады, непохожей на предшествующие образцы баллады Н.М.Карамзина, М.Н.Муравьева… Этот жанр, несмотря на попытки современников поэта обратиться к балладе, стал… Новый жанр для него начинается с перевода бюргеровой Lenore . Начав с переложения, он приходит к оригинальной балладе,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Современное научное представление о балладах

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Представления классицистов о балладе
Представления классицистов о балладе. Поэтическое искусство Буало - кодекс классицизма, по этому трактату можно судить, каковы представления классицистов о том или ином художественном явлении. Буал

Представления сентименталистов о балладе
Представления сентименталистов о балладе. Обратимся к одному из биографов Жуковского, жившему в ту же эпоху, что и сам поэт, П. Загарину. В его книге В.А. Жуковский и его произведения мы нах

Предромантические представления о балладе
Предромантические представления о балладе. Возникнув в предромантическую эпоху в поэзии Гете и Шиллера, а в России - Жуковского, баллада у романтиков становится приоритетным жанром. Популярность ба

Обращение Жуковского к балладному жанру
Обращение Жуковского к балладному жанру. Жуковский вплоть до 1808 года все еще был в глазах близких и в понимании тогда немногочисленных русских читателей поэтом довольно одаренным, может быть, даж

Сюжетные особенности баллад
Сюжетные особенности баллад. Р.В. Иезуитова в статье Баллада в эпоху романтизма, опубликованной в книге Русский романтизм говорит Баллада явилась формой раскрытия таких сторон реальности и мироощущ

Поэтика балладного финала
Поэтика балладного финала. Исходная и конечная части художественного построения всегда попадают под сильный смысловой акцент. Они отграничивают событие, переживание или действие в безграничн

Особенности поэтики баллады Двенадцать спящих дев
Особенности поэтики баллады Двенадцать спящих дев. Первая часть будущей старинной повести в двух балладах - Громобой. Русская баллада - была напечатана в 1811году в Вестнике Европы, с посвящ

Особенности поэтики баллады Ахилл
Особенности поэтики баллады Ахилл. В оригинальной балладе Жуковского Ахилл 1812 - 1814 использованы античные сказания Троянского цикла. В Вестнике Европы 4 за 1815 год баллада была опубликована с п

Особенности поэтики баллады Эолова арфа
Особенности поэтики баллады Эолова арфа. Среди баллад на средневековые темы, связанных с проблематикой, выдвинутой романтизмом, одно из первых мест занимает Эолова арфа 1814 . Трагедия запрещенной

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги