рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сюжетные особенности баллад

Сюжетные особенности баллад - раздел Литература, Поэтика оригинальных баллад В.А. Жуковского в контексте балладного творчества поэта Сюжетные Особенности Баллад. Р.в. Иезуитова В Статье Баллада В Эпоху Романтиз...

Сюжетные особенности баллад. Р.В. Иезуитова в статье Баллада в эпоху романтизма, опубликованной в книге Русский романтизм говорит Баллада явилась формой раскрытия таких сторон реальности и мироощущения личности, которые не получили и не могли получить своего воплощения в традиционных литературных жанрах именно в этом заключается причина ее стремительного и повсеместного утверждения в русской литературе.

Она всей внутренней структурой и всей системой изобразительных средств обращена в сферу исключительного, таинственного, стихийного - всего того, что знаменует собой отход от привычных и устоявшихся форм жизни и норм поведения.

Она кладет в основу своих сюжетов состояния и ситуации, которые возникают всякий раз при нарушении повседневного, будничного развития событий Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма Русский романтизм.

Л 1978. С.156 Об отклонении от обычного хода жизни пишет также Л.Н. Душина в книге Поэтика русской баллады Во всех случаях главным импульсом баллады осознается стремление ощутить жизнь на ее отлете от обыденного и передать те грани события, которые не ощутишь, пользуясь привычной логикой реальности Душина Л.Н. Поэтика русской баллады. С.13 Сюжеты баллад Жуковского заимствованны из фольклора, средневековой литературы, античной мифологии и из происшествий обыкновенной жизни.

Главная тенденция - жестокость преступления, беспощадность судьбы, ужас, возникающий при осознании связей человека с потусторонним миром, явление сверхъестественных сил, магическое обаяние природы, а также апофеоз любви, подвиги самопожертвования, героические деяния. Баллады предлагают особую трактовку этих сюжетов, отличаются атмосферой таинственности, недоговоренности. Широко используются намеки, зрительные и музыкальные средства раскрытия психологических состояния героев.

Многие средства восходят к поэтике фольклорных баллад рефрены, устойчивые образы, повторение с нарастанием. По мнению Т. Фрайман, анализ баллад 1808-1814годов позволяет выделить в них ряд общих признаков 1 развернутый сюжет игры борьбы с судьбой, развитое фабульное начало 2 стилистическая близость к элегии Жуковского 3 включение автохарактеристики персонажей, присутствие психологических описаний 4 экзотическая тема или экзотический фон 5 пейзажная экспозиция Фрайман Степанищева Т. Баллады Жуковского границы и возможности жанра Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia. VI Проблемы границы в культуре.

Тарту, 1998. С.97-110 Иллюстрацией этой условной модели, по нашему мнению, могут служить, например, баллады Кассандра и Варвик. Однако Фрайман ничего не говорит о финалах, характерных для баллад с их мгновенностью исхода событий. К тому же ее схема подходит не ко всем ранним балладам, отклонения от нее наблюдаем мы в балладах Людмила , Ивиковы журавли , Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди и др здесь балладное действие не предваряется пейзажной экспозицией.

Но в целом схема справедлива. Схема, реализованная Жуковским в значительном числе его ранних баллад, начала трансформироваться почти сразу. В 1810году написана русская баллада согласно тексту первой публикации в Вестнике Европы Громобой, первая часть старинной повести в двух балладах Двенадцать спящих дев. Работа над этим произведением растянулась до 1817года. Основная тема его баллад - преступление и наказание, добро и зло. Постоянный герой баллад - сильная личность, сбросившая с себя нравственные ограничения и выполняющая личную волю, направленную на достижение сугубо эгоистической цели. Баллада Варвик - оригинальный перевод одноименной баллады Саути. Варвик захватил престол, погубив своего племянника, законного престолонаследника.

Все его действия были спровоцированы желанием царствовать. По убеждению Жуковского, преступление вызвано индивидуалистическими страстями честолюбием, жадностью, ревностью, эгоистическим самоутверждением.

Человек не сумел обуздать себя, поддался страстям, и его нравственное сознание оказалось ослабленным. Под влиянием страстей человек забывает свой нравственный долг. Но главное в балладах - все же не акт преступления, а его последствия - наказание человека. Преступника в балладах Жуковского наказывают, как правило, не люди. Наказание приходит от совести человека.

Так, в балладе Замок Смальгольм убийцу барона и его жену никто не наказывал, они добровольно уходят в монастыри, потому что совесть мучает их. Но и монастырская жизнь не приносит им нравственного облегчения и утешения жена грустит, не мил ей белый свет, а барон дичится людей и молчит. Совершив преступление, они сами лишают себя счастья и радостей жизни. Природа в балладах Жуковского справедлива, и она сама берет на себя функцию мести за преступление река Авон, в которой был потоплен маленький престолонаследник, вышла из своих берегов, разлилась, и в яростных волнах потонул преступный Варвик.

Мыши начали войну против епископа Гаттона и растерзали его. В балладном мире природа не хочет вбирать в себя зло, сохранять его, она уничтожает его, уносит навсегда из мира бытия. Балладный мир Жуковского утверждал в жизни часто совершается поединок добра и зла. В конечном счете, всегда побеждает добро, высокое нравственное начало, наказание у Жуковского - это справедливое возмездие.

Поэт свято верит, что порочный поступок будет обязательно наказан. И главное в балладах Жуковского состоит в торжестве нравственного закона. Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви Людмила , Светлана , Эолова арфа и другие. Главное здесь для поэта - наставить на путь истинный влюбленного человека, пережившего трагедию в любви. Жуковский и здесь требует обуздания эгоистических желаний и страстей. Его несчастная Людмила жестоко осуждена потому, что предается страсти, желанию быть, во что бы то ни стало счастливой со своим милым.

Любовная страсть и горечь потери жениха так ослепляют ее, что она забывает о нравственных обязанностях по отношению к богу и к самой себе. Баллада Светлана по сюжету близка Людмиле, но и глубоко отлична. Эта баллада - свободное переложение баллады немецкого поэта Г. А. Бюргера Ленора. В ней повествуется о том, как девушка гадает о женихе тот уехал далеко и долго не шлет вестей.

Гадание перерастает в очарованный сон, в котором жених увозит ее сквозь вьюгу на бешеных конях, но неожиданно оборачивается мертвецом и едва не увлекает невесту в могилу. Однако все заканчивается хорошо наступает пробуждение, жених появляется наяву, живой, и совершается желанное, радостное венчание. Жуковский далеко уходит от оригинала, внося в балладу национальный русский колорит он включает описание гаданий в крещенский вечерок, примет и обычаев. Сюжет баллады Замок Смальгольм или Иванов вечер представляет собой средневековую историю, где во время военных походов барона его жена изменяет ему с рыцарем Ричардом Кольдингамом.

Ревнивый муж убивает соперника втайне и возвращается домой. Однако его ждет невероятное изумление по возвращении, его молодой паж рассказывает о посещениях рыцаря. Это кажется невероятным барону, так же как и то, что рыцарь обещал прийти к его жене в Иванов вечер. И все же рыцарь приходит в полночь, когда барон спит, только его жена видит Ричарда Кольдингама и слышит его рассказ, открывающий ей глаза на правду.

Этот человек уже мертв, и его приход был предназначен лишь для того, чтобы повествовать о возмездии преступникам Выкупается кровью пролитая кровь То убийце скажи моему. Беззаконную небо карает любовь Ты сама будь свидетель тому Там же. С.253 Грех совершают все герои. Рыцарь - прелюбодей, за что был убит ревнивым мужем героини, а затем был наказан и небом. Он был осужден бродить мертвецом у маяка. Но и грех барона - предательское убийство, совершенное ночью в ущелье тоже карается небом. Оттого так напряжен стих, так изумительно точен подбор слов все подчинено строгой сюжетной линии - неотвратимости возмездия.

И все же муж и жена наказаны не смертью - каждый из них попал в монастырь - шанс к спасению. В балладе Варвик герой убивает невинного младенца, будущего правителя Ирлингфора, за что Варвик платит своей жизнью. При этом погибает он в водах реки Авон, в которой и был утоплен ребенок. Все время до самого конца жизнь его была хуже смерти, он видит призрака своего брата, отца убитого Варвиком Эдвина, слышит голос, его не покидают муки совести.

Она страшилищем ужасным бродит везде за ним вослед, ее воплощением можно назвать образ кормщика, призывающего спасти ребенка, чей голос слышен среди шума речных волн. Баллада Королева Урака и пять мучеников - пример неизбежного божественного провидения, которое нельзя изменить, но свое положение герой может только усугубить. Ничем другим как предначертанием небес нельзя назвать явление мертвых в балладе Королева Урака и пять мучеников. Еще до своей гибели пять чернецов объявляют королеве о судьбе, ждущей их самих и ее. Хотя они и говорят об альтернативе - либо она, либо король погибнет, все же подытоживая свои пророчества, они говорят недвусмысленно Прости же, королева, бог с тобой! Вседневно за тебя молиться станем, Пока мы живы и тебя помянем В ту ночь, когда конец настанет твой Там же. С279 Королеве оставлена надежда на иное завершение ее жизни.

Все три пророчества сбываются одно за другим, но третье, последнее, связанное со смертью одного из супругов, королева пытается всеми силами изменить.

Она прибегает к хитростям, но из этого ничего не выходит, и королева не может избежать роковой участи. По этому поводу можно привести слова Жуковского из баллады Светлана Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Королеве Ураке чернецы говорят об этом же То суд небесный, он неизменяем Смирись, своей покорствуя судьбе Там же. С.279 Безусловно, королева не совсем безвинна, ведь она хочет обмануть небеса.

Урака не поверила в неизбежность исполнения воли небес, пытаясь подстроить все по-своему, тем самым показывая свою эгоистичность в отношении своего супруга. Понимая, что ничего изменить не возможно, королева обращается к небу Угодники святые, за меня Вступитеся! она гласит, рыдая Мне помоги, о дева пресвятая, В последний час решительного дня Там же. С.282 Помешала королю придти первым и встретить смерть природа, божественное создание - вепрь, за которым погнался король Альфонзо.

Сюжеты всех баллад Жуковского, как правило, являют собой яркие и необычные события, где показан оступившийся или совершивший преступление человек и роковые последствия его поступка. Особенностью оригинальных баллад является то, что сюжет как таковой отступает в них на второй план, важным для автора становится изображение переживания героя, его внутреннего мира. Это связано с жизнью самого поэта, его душевными муками. Главным в этих балладах становится лирическое начало. 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Поэтика оригинальных баллад В.А. Жуковского в контексте балладного творчества поэта

Поэт использует элегический тип повествования как основу для новой баллады, непохожей на предшествующие образцы баллады Н.М.Карамзина, М.Н.Муравьева… Этот жанр, несмотря на попытки современников поэта обратиться к балладе, стал… Новый жанр для него начинается с перевода бюргеровой Lenore . Начав с переложения, он приходит к оригинальной балладе,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сюжетные особенности баллад

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Представления классицистов о балладе
Представления классицистов о балладе. Поэтическое искусство Буало - кодекс классицизма, по этому трактату можно судить, каковы представления классицистов о том или ином художественном явлении. Буал

Представления сентименталистов о балладе
Представления сентименталистов о балладе. Обратимся к одному из биографов Жуковского, жившему в ту же эпоху, что и сам поэт, П. Загарину. В его книге В.А. Жуковский и его произведения мы нах

Предромантические представления о балладе
Предромантические представления о балладе. Возникнув в предромантическую эпоху в поэзии Гете и Шиллера, а в России - Жуковского, баллада у романтиков становится приоритетным жанром. Популярность ба

Современное научное представление о балладах
Современное научное представление о балладах. Литературная энциклопедия терминов и понятий дает нам такое толкование баллады Баллада фр. ballade, от прованс. balada - танц. песня 1. Твердая форма ф

Обращение Жуковского к балладному жанру
Обращение Жуковского к балладному жанру. Жуковский вплоть до 1808 года все еще был в глазах близких и в понимании тогда немногочисленных русских читателей поэтом довольно одаренным, может быть, даж

Поэтика балладного финала
Поэтика балладного финала. Исходная и конечная части художественного построения всегда попадают под сильный смысловой акцент. Они отграничивают событие, переживание или действие в безграничн

Особенности поэтики баллады Двенадцать спящих дев
Особенности поэтики баллады Двенадцать спящих дев. Первая часть будущей старинной повести в двух балладах - Громобой. Русская баллада - была напечатана в 1811году в Вестнике Европы, с посвящ

Особенности поэтики баллады Ахилл
Особенности поэтики баллады Ахилл. В оригинальной балладе Жуковского Ахилл 1812 - 1814 использованы античные сказания Троянского цикла. В Вестнике Европы 4 за 1815 год баллада была опубликована с п

Особенности поэтики баллады Эолова арфа
Особенности поэтики баллады Эолова арфа. Среди баллад на средневековые темы, связанных с проблематикой, выдвинутой романтизмом, одно из первых мест занимает Эолова арфа 1814 . Трагедия запрещенной

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги