Особенности поэтики баллады Ахилл

Особенности поэтики баллады Ахилл. В оригинальной балладе Жуковского Ахилл 1812 - 1814 использованы античные сказания Троянского цикла. В Вестнике Европы 4 за 1815 год баллада была опубликована с примечанием Жуковского Ахиллу дано было на выбор или жить долго без славы, или умереть в молодости со славою он избрал последнее и полетел к стенам Илиона.

Он знал, что конец его вскоре последует за смертию Гектора и умертвил Гектора, мстя за Патрокла Там же. С. 421 Этот миф для Жуковского - лишь точка приложения сентиментально-романтических представлений. Характерная для античного сознания идея судьбы, предопределяющей жизненный путь человека, изменяется у Жуковского в романтическую концепцию натуры не от мира сего, по словам И.М. Семенко Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского.

М 1975. С. 216 Баллада Ахилл проникнута элегическими мотивами грусти, страдания. Сюжетная часть вынесена за пределы повествования, мы узнаем о произошедших событиях из песни героя, в ней же объясняются их причины.

Примечание автора к балладе помогает понять расстановку акцентов в балладе не важен сам сюжет, внимание читателя обращено на внутренний мир Ахилла, знавшего о последствиях при выборе своего жизненного пути. Таким образом, на первый план выносится психологизм. Баллада вся состоит из монолога героя, который изображен в момент игры на лире, как своего рода элегический певец. Уже с самого начала тон задается описанием мрачного пейзажа, который соответствует внутреннему состоянию героя.

Отуманилася Ида Омрачился Илион Спит во мраке стан Атрида На равнине битвы сон. Тихо все курясь, сверкает Пламень гаснущих костров, И протяжно окликает Стражу стража близ шатров Жуковский В.А. Избранные сочинения. М 1982. С. 180 Две первые строки создают специфическую атмосферу мрака ночи. Далее дается перекличка сна и смерти спит войско и на поле боя царит сон. На фоне овеянного трагизмом описания возникает образ пламени гаснущих костров. Во-первых, в этих словах присутствует контраст света и тьмы, во-вторых, зловещая символика, в которой проявляется мотив умирания костры гаснут.

В протяжных окликах стражи слышится тоска и тревога. В следующей строфе появляется сюжетная ситуация Виден в поле опустелом С колесницею Приам Он за Гекторовым телом От шатров идет к стенам. Мрачный пейзаж, предваряющий эту картину, соотносится с образом удрученного горем отца, с одной стороны, и с внутренним состоянием Ахилла, с другой стороны. В сетовании Ахилла можно выделить мотив предчувствия близкой смерти, мотив осознания этого исхода как результата собственного выбора.

Ситуация скорбящего отца, Приама, повторяется в песне Ахилла, но уже по отношению к самому Ахиллу И Ахилл не возвратится В доме отчем пустота Скоро, скоро водворится О Пелей, ты сирота. Осиротел и отец и сын Ахилла. О сыне Ахилл говорит, как бы заглядывая в будущее, когда сын придет на могилу отца. Элегическое начало в речи Ахилла проявляется в мотивах тоски и смерти. Лирика преобладает в балладе, Троянская война является лишь декорацией, элегические элементы приобретают большую значимость.

Балладу Ахилл можно назвать одной из элегий в декорациях, если воспользоваться определением М.Л.Гаспарова Гаспаров М.Л. Славянский стих Лингвистика и структура стиха. М 2004. С.43 В первой строфе возникает образ тишины Тихо все - говорится о спящих бойцах в стане Атрида, так же тих печальный глас Ахилла. Всю песнь героя пронизывает грусть. Слова его подчеркиваются описанием внешнего мира вокруг ночь, темнота, и Ахилл поет о Гекторе - свет души твоей угас. В описании гибели Гектора, Патрокла и предвидении собственного ухода предстает образ смерти Верный друг мой взят могилой Брата бой меня лишил- Вслед за ним с земли унылой Удалится и Ахилл. Трагизм этих смертей нагнетается в изображении страдания отцов Гектора и Ахилла.

Приам горюет по Гектору, отирает багряницей слезы бедный царь с ланит. Смерть Гектора отзывается болью в сердце самого Ахилла. Это видит читатель из обращения героя к Приаму, отцу Гектора О Приам, ты пред Ахиллом Здесь во прах главу склонял Здесь молил о сыне милом, Здесь, несчастный, ты лобзал Руку, слез твоих причину Ахилл способен прочувствовать человеческое страданье.

Справедливая месть приносит горе многим людям - родным Гектора и самому Ахиллу. Чувство острой боли пронизывает слова Ахилла, когда он говорит о своем отце Тщетно, смертною борьбою Мучим, будешь сына звать И хладеющец рукою Вкруг себя его искать - С милым светом разлученья Глас его не усладит И на брег воды забвенья Зов отца не долетит Жуковский В.А. Избранные сочинения.

М 1982. С. 182 Не только близкие переживают и скорбят. Предчувствие неизбежности трагического исхода повергают в уныние и верных коней Ахилла. Мрачность пейзажа переходит и на их изображение. Коням придаются человеческие черты Позабыта пища вами Груди мощные дрожат Слышу стон ваш, и слезами Очи гордые блестят. Внимание героя концентрируется на собственной гибели, приближение которой он отчетливо чувствует Близок час мой роковая Приготовлена стрела Парка, жребию внимая, Дни мои уж отвила И скрыпят врата Аида И вещает грозный глас Все свершилось для Пелида Факел дней его угас Там же. С. 181 Образ жизни передается через метафору факел дней, этот образ перекликается со словами о Гекторе - там жизнь уподобляется свету души. Перекличка возникает с гаснущим костром, символизирующим ушедших из жизни воинов.

Все эти световые образы контрастируют с миром теней, в ином мире царит темнота. Имя Патрокла повторяется несколько раз, подчеркивается его значимость для героя.

Скорбь Ахилла по Патроклу предстает в строках Ах! и сердце запрещает Доле жить в земном краю, Где уж друг не услаждает Душу сирую мою. Здесь раскрывается вся глубина чувств Ахилла, который не может больше находиться в этом мире. Разлучение с другом на земле порождает мысли Ахилла о единении с ним за пределами этой жизни. Привязанность Ахилла была столь велика, что он не в силах жить без Патрокла.

Священное чувство дружбы является главным для Ахилла. В мыслях о будущем он достиг желаемого единения с другом. Обращаясь к родному краю, герой рисует яркую, радужную картину, тем самым дается контраст с состоянием души героя и происходящими событиями. Край отчизны, светлы воды, Очарованны места, Мирт, олив и лавров своды, Пышных долов красота, Расцветайте, убирайтесь, Как и прежде, красотой Как и прежде, оглашайтесь Кликом радости одной Но Патрокла и Ахилла Никогда вам не видать! Там же. С. 183. Тому, что есть в природе отчизны противопоставлено отсутствие Патрокла и Ахилла.

Вместе с этим герой тоскует по родине, эти образы милы для Ахилла, но недостижимы, нет возможности возвратиться в эти места. В качестве последней воли герой выказывает желание, чтобы жизнь продолжалась, хотя без погибших картина омрачена. Он один, далек от стана - эти слова передают одиночество героя. Он отделен от остального войска не только обстоятельствами, но и душевно.

Одиночество героя, намеченное в начале, перерастает в единение с погибшими - он встает в один ряд с Патроклом и Гектором, его участь оказывается такой же. Психологизм здесь в раскрытии чувств героя в преддверии собственной гибели. Слова Ахилла о самом себе вложены в уста кормщика, указывающего на его могилу его сыну, Неоптолему. Образ Ахилла изображен ужасным Нестерпимый блеск во взгляде, С шлема грозные лучи - И трикраты звучным криком На врага он грянул страх В то же время эти слова показывают легкость побед Ахилла.

Слава, ради которой Ахилл покинул семью и родные края показана в этих строках. Могила Ахилла уединенна, одиноким остается он для людей, но для созданий потустороннего мира он не один И услышишь над собою Двух невидимых полет. После смерти Ахилл снова вместе с Патроклом. Священное В конце открывается причина происходящего с Ахиллом. Он сам сделал выбор между бесславным, но долгим существованием и смертью в молодости, но с множеством побед Он мгновение со славой, Хладну жизнь презрев, избрал. Для него важнее оказалась слава, но она и повлекла за собой несчастье и друга труп кровавый. В финале предстает своеобразная развязка.

Здесь не сожаление о выбранном пути, а желание остаться в памяти людской. Душа героя в мучении, он скорбит по умершим. Элегическое настроение создается чередованием восклицательных и вопросительных конструкций, создающих эмоциональную напряженность. В заключительных строках повторяются первые, кольцевая композиция баллады показывает цикличность, неизменность внешних обстоятельств, в то время как происходит внутренняя работа, осмысление героем происходящего.

На первый план выступают печаль и боль в его душе. Финальная строфа выявляет также замкнутость мира, предопределенность судьбы, безысходность. Эти мотивы являют собой элегические настроения. 6.3.