рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Природа и человек в лирике Пастернака

Природа и человек в лирике Пастернака - раздел Литература, План 1. Введение 2. Природа И Человек В Лирике Пастернака 2.1 Первый Сборник...

ПЛАН 1. ВВЕДЕНИЕ 2. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ЛИРИКЕ ПАСТЕРНАКА 2.1 ПЕРВЫЙ СБОРНИК СТИХОВ "БЛИЗНЕЦ В ТУЧАХ": ТЕМЫ И ОБРАЗЫ 6 2.2 "СЕСТРА МОЯ ЖИЗНЬ КАК ФОРМУЛА МИРООЩУЩЕНИЯ Б. ПАСТЕРНАКА 9 2.3 МИР ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ Б. ПАСТЕРНАКА 17 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 ЛИТЕРАТУРА 1. ВВЕДЕНИЕ Говорят, что большой поэт даже чисто внешне "похож" на свои стихи. Это относится и к произведениям Б. Пастернака.У их создателя могло быть только такое лицо (с крупными "нездешними" чертами, бездонными, слегка навыкате глазами) и такой голос, который профессор Петербургской консерватории Л. Гакель охарактеризовал как "колокольный", вызывающий в памяти "старые арбатские переулки, в которых звучание колокола застревало, не иссякало". Б. Пастернак, пожалуй, один из самых сложных в техническом отношении поэтов двадцатого столетия.

Отсюда - парадоксы, связанные с восприятием его произведений. Наверное, ни с одним крупным поэтом не связано столько высказываний и афоризмов, ставящих по сомнение непреложное достоинство его стихов - не лирического дара, а именно стихов. Вот одно из них, в интерпретации А. Ахматовой: "Пастернак всегда бросается вплавь: выплывет - хорошо, нет - значит, тонет". Очевидно, подразумевалась дерзостность и некоторая авантюрность лирических приемов художника, метафорическая насыщенность стиха Пастернака, особенно в молодости, стиха, который, по выражению С. Боброва, "был невероятно неряшлив и груб, будто он еще только учится говорить, но зато сила его поэтической образности была несравненна.

Кое-что от тяжеловесного языка профессионалов-художников оставалось в нем всегда… И он положил немало труда, чтобы выправить все свои словесные огрехи". Впрочем, согласимся с поэтом, "гладких стихоплетов на свете "хоть пруд пруди", а огрехи - это беда Державиных, которых единицы". Вспоминается и афоризм из книги Л. Гинзбург "Человек за письменным столом": " Пастернак-поэт не стихов, даже не строф, а строчек". У него есть отдельные удивительные строки, "которые контекст может только испортить". В качестве примера автор приводит пастернаковское восприятие майского расписания поездов: "Оно грандиозней святого писанья" ("Сестра моя - жизнь "). Может быть, в этом отношении еще характернее строка " Здесь прошелся загадки таинственный ноготь…", открывающая стихотворение и образующее внутри него отдельное самоценное произведение.

Продолжая мысль Л. Гинзбург, что в ряде стихов Пастернака обнаруживаются столь выразительные строфы, что они затмевают и даже "остраняют" все другие.

Яркий пример-первая строфа стихотворения "Любить иных - тяжелый крест…", представляющая собой законченное эстетическое целое, не нуждающееся в развитии.

Известно, что В. Маяковский из всех многочисленных строф стихотворения "Марбург" выделял одну, которую называл гениальной: В тот день всю тебя, от гребенок до ног, Как трагик в провинции драму Шекспирову, Носил я с собою и знал назубок, Шатался по городу и репетировал.

По словам Маяковского, Пастернак "пишет так, что прочтешь и задохнешься от удивления". Стихотворение "Давай ронять слова…" способствовало закреплению за поэтом характеристики "всесильный бог деталей", с которым он едва ли был согласен. Во всяком случае на замечание филолога и переводчика Н. Вильмонта о "взаимном опылении выразительных деталей" в его стихах Пастернак, игнорируя комплимент, отозвался весьма своеобразно: " Откуда вы знаете, что я хочу весь мой век играть деталями? Может быть, это слабость мысли, а не сила видения.

Шли годы, и уже в наше время эта тема неожиданно зазвучала в предисловии С. Аверинцева к двухтомнику стихов О. Мандельштама. По мнению исследователя, "поэзия Пастернака - убежденное уравнивание случайного с сущностным и постольку апофеоз конкретности; у него "чем случайней, тем вернее" и даже Бог - "всесильный Бог деталей". А поэзия - "лето, с местом в третьем классе"; напротив, поэзия Мандельштама идет путем поступательного очищения субстанции от случайных признаков, продолжая в этом отношении импульс символизма, хотя сильно его модифицируя.

Пастернак живет среди вещей своего века, беря их совершенно всерьез чего стоят заоконные "стаканчики купороса", за которыми "ничего не бывало и нет" он братается с вещами, упраздняет дистанцию между бытом и бытием…". Частное, конкретную вещь, считает С. Аверинцев, Пастернак возводит в абсолют, тогда как у Мандельштама частное пропадает за целым, деталь не заслоняет общего.

Однако разговор о частностях поэтики, стилистических удачах и погрешностях все же приобретает весьма условный характер. Сам Пастернак по этому поводу выразился очень определенно: "Плохих и хороших строчек не существует, а бывают плохие и хорошие поэты, т.е. целые системы мышления, производительные или крутящиеся вхолостую". "Эпоха Б. Пастернака", воспринимаемая им самим катастрофически (как путь "из дыр эпохи роковой / В иной тупик непроходимый"), уникальна своей протяженностью во времени: с 10-х по 50-е включительно. Из великих русских поэтов двадцатого века этот путь прошла только А. Ахматова.

И это тем более странно, что Россия-страна, в которой за стихи убивали. Об этом говорила Ахматова. Писал О. Мандельштам, а Пастернак выразил ту же мысль в первом варианте перевода "Фауста": Немногих, проникавших в суть вещей И раскрывавших всем души скрижали, Сжигали на кострах и распинали, По воли черни с самых давних дней. Пастернаку, вспоминает О. Ивинская, были близки слова Гейне: "Везде, где великий дух высказывает свои мысли, есть Голгофа", что в известном смысле подтвердила и судьба самого поэта.

Однако Пастернак не был склонен к трагическому восприятию мира наподобие Блока, Ходасевича или Цветаевой. Ему сродни Мандельштам, также прошедший через суровые испытания, но сохранивший при этом высокий душевный тонус и любовь к жизни. Пожалуй, главное. Что характеризует лирику поэта удивление перед чудом существования - вот поза. В которой застыл Пастернак, завороженный своим открытием: "опять весна" пишет в предисловии к первому изданию Большой серии Библиотеки поэта А. Синявский.

Причем, удивление поэта разделяет и сама природа, все элементы мироздания: Весна, я с улицы, где тополь удивлен. Где даль пугается, где дом упасть боится, Где воздух синь, как узелок с бельем У выписавшегося из больницы… ("Весна, я с улицы, где тополь удивлен ", 1918) На эффекте "удивления" (мы удивляемся тополю, а тополь - весне) и одновременно "поэтического расчленения" обыденного построено стихотворение "Сестра моя - жизнь…", в основе которого – метафора, лишний раз подтверждающая мысль о "братании" Пастернака с вещами, явлениями мира и даже самой жизнью.

О "лихорадке счастья", которой был охвачен мир его ранних стихов. Таким образом, поэзия Пастернака воплощает в себе изначальное ощущение жизненной свежести, то, что Ахматова связывала с его принадлежностью к миру детства ("Он награжден каким-то вечным детством…"). О. Мандельштам понимал поэтическое творчество как игру Отца (небесного) с детьми.

Сходную трактовку давал и Б. Пастернак, видя в искусстве игру ребенка, резвящегося перед лицом какого-то высшего, идеального существа. Этюды Шопена, своего любимого композитора, поэт называл исследованием по теории детства. Именно ребенку свойственно ощущение внутренней близости всему одухотворяемому им сущему, некая фамильяризация бытия. Отсюда-назначение и "гений" Поэта, Художника "мерить все на свете по-своему, чувство короткости со вселенной, счастье фамильной близости с историей и доступности всего живого". Цель данного исследования: определить своеобразие решения темы природы и человека в лирике Пастернака, выявить ведущие образы и мотивы, актуальные для разных периодов творчества поэта. 2.

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ЛИРИКЕ ПАСТЕРНАКА

"Это, возможно, самый музыкальный из всех поэтов пишет Н. В стихотворении "Любимая-жуть " эта метафора достигает вершинного звуч... 2.3 . Но эта пастернаковская случайность оказывается, по мнению Ю. Ведь, как будет сказано в романе "Доктор Живаго" "…искусство всегда, н...

МИР ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ В ИЗОБРАЖЕНИИ Б. ПАСТЕРНАКА

ПАСТЕРНАКА. Уже в предыдущем сборнике Б. Ныне же "алмазный хмель" души сменяется мрачными озарениями в духе Нов... " Мой друг, мой нежный, о точь-в-точь, как ночью, в перелете с Бергена... Нет, пока пронесло. А вот еще одна строфа, более жуткая и фантасмагори...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение нашей работы мы пришли к следующим выводам: 1.Б. Пастернак воспринимает мир через предметное, материальное. Его поэзия насыщена метафоричностью. Метафора строится на ассоциативном сближении явлений. Причем метафоры как бы нанизываются друг на друга.

Особой чертой поэзии Пастернака является усложненный синтаксис. 2. Мысль о родственности лирического героя(и человека вообще) природе, жизни как способу существования этого мира откровенно высказана в заглавии стихотворного сборника "Сестра моя - жизнь". Один из важнейших творческих принципов Пастернака, утверждающий связь поэта с миром чувствительность к подробностям, природным и бытовым "мелочам"(игре цвета и света,"отделке" кленового листа и. т.п.) 3. Отличительная черта поэтического стиля Пастернака - чрезвычайная сила и интенсивность контакта лирического героя с миром.

Речь "навзрыд" и "взахлеб", лирический "напор", стремительное и бурное движение стиха передают подход к жизни и к миру. 4. Человек и мироздание у Пастернака даны в одном измерении и масштабе; и человек, и природа одинаково одушевлены и одухотворены. Причем поэт не "одушевляет" явления природы, а свидетельствует об их одушевленности как о факте. Пастернаковское лирической "я"-лишь необычайно чуткий свидетель, а не инициатор одушевления мира. 5. В лексическом строе поэзии Пастернака особенно велика роль глаголов-сказуемых и субстантивированных глаголов, позволяющих создавать динамические картины живого мира. Пейзаж (традиционно - один из видов внешней описательности) у поэта лишается статичности, сближается со сценами жизнедеятельности людей.

Вот почему его атрибутами нередко становятся реалии бытового окружения или человеческого труда. 6. Поэтическая лексика Пастернака отражает общую тенденцию его лирики - стирание границ между высоким и низким, поэтическим и прозаическим, общим и частным. У Пастернака почти нет неологизмов, но его стихотворения производят впечатление лексической новизны.

Это связано с тем, что поэт стремится к живописной точности именования, избегая традиционных словесных формул, предпочитая отдельное и уникальное. ЛИТЕРАТУРА 1. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака Л 1990 2. Баевский В.Б. Пастернак-лирик: Основы поэтической системы Смоленск, 1993. 3. Баевский В.С. Пастернак.

М 1997 4. Гинзбург Л. О лирической поэзии. М 1993 5. Воспоминания о Борисе Пастернаке М 1993. 6. Лихачев Д.С. Борис Леонидович Пастернак. М 1989 Т.1 7. Пастернак Е. Борис Пастернак: Материалы для биографии М 1989. 8. Пинаев С.М. Над бездонным провалом в вечность… М 2001 9. Русская литература 19-20 веков. М 2004. т.2,.

– Конец работы –

Используемые теги: рода, Человек, лирике, Пастернака0.072

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Природа и человек в лирике Пастернака

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Положение человека в природе. Анатомия и физиология как науки. Методы изучения организма человека
Ткани это система клеток и межклеточного вещества имеющих одинаковое строение происхождение и функции... Межклеточное вещество продукт жизнедеятельности клеток Оно обеспечивает... Клетки ткани имеют различную форму которая определяет их функцию Ткани делятся на четыре типа...

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы... Нравственные качества настоящего... Судьба человека...

Проблема человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть…

Человек – высшая ценность Все во имя человека: ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
Человек мера всех вещей Все для блага человека... Р В Насыров... Человек высшая ценность Все во имя человека...

Природа и человек в лирике А.А.Фета
С некоторыми его стихотворениями я знакома еще с детства, а вот анализировать его стихи мне пришлось впервые.В процессе своей работы я столкнулась с… Мне было интересно не только то, как Фет сопоставляет наши чувства природе, но… О жанре ЛИРИКА. Лирика – это один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой),…

15. Формула Гріна. 17. Поверхневий інтеграл I роду; Обчислити його. 18.Криволінійний інтеграл 2 роду; обчислення. 19.Теорема про рівність нулеві криволінійного інтеграла 2 роду по простому замкненому контуру.
Формула Гріна... Формула Гріна встановлює зв язок між подвійним інтегралом і криволінійним інтегралом роду...

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Культура, природа, человек. Проблемы и пути их решения
В русской литературе советского периода, взаимоотношениечеловека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневскогоБазарова… Прощаниес Матерой - книга о том, что взаимоотношения человека и земли -… Однуе бы только Матеру Другаяжительница деревни - Анна, как и все старики знает только свою родную Матеру,любит е и…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Человек и природа Безумный 20 век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Срединих очень и очень важная - охрана окружающей среды.Отдельным… И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобызадумались и… Она становится не фоном, а словнобы действующим лицом, участвует в развитии сюжета.Отношение к природе разделяет…
  • Природа в лирике Пушкина Му¬зыка, природа, стихи – это ра¬достно всем. В природе есть своё волшебство, своя чарующая пре¬лесть, которая лечит душу приобщая её к прекрасному… Пушкин, Лермонтов, Тютчев и мно¬гие другие поэты оставили прекрасное… Патриотизм всегда являлся национальной чертой русских по¬этов, они могли в незамет¬ной, внешне застенчивой русской…
  • Вода в природе и жизни человека Даже о капле воды написано множество страниц.А ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа на, казалось бы, несложный… Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты – самое большое богатство на свете.… Вспомните ключевые понятия: круговорот воды, водоснабжение, сброс сточных вод. Задание II. Какие водоемы относятся к…
  • Философия символического мира человека, человек в мире культуры Использование знаков (символов) вполне возможно и по отношению к мнимым предметам, к тем представлениям людей, которые возникают у них благодаря… Что касается языка научного познания, то он также формируется под воздействием… Язык для них посредник. Благодаря языку осуществляется коммуникация между людьми. Еще одна тема философии языка…
  • Билет №1. Сущность философского понимания человека. Человек как признание Другого Признание Другого есть основной момент всего понимания человека... Интерсубъективное бытие является одной из данностей человеческого бытия...