рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Пространственные характеристики героев в ранних произведениях М. Горького

Пространственные характеристики героев в ранних произведениях М. Горького - раздел Литература, Содержание Введение; Глава 1. Свобода И Воля В Понимании Героев М. Горького ...

Содержание Введение; Глава 1. Свобода и воля в понимании героев М. Горького 1.1 Свобода в философском понимании 2. Свобода и воля в горьковских рассказах Глава 2. Горького 1. Художественное пространство как категория 2.2. «Челкаш» 2.3. «Супруги Орловы» Заключение; Список литературы.Введение Горький стал легендой при жизни. После его смерти тоже возникли легенды, которые продолжают существовать до сих пор. «Буревестник революции», предвидевший и прославлявший ее, он долгие годы был живым символом нового мира, «первым пролетарским писателем», «основоположником социалистического реализма». В период перестройки именно это ему вменили в вину и постарались вычеркнуть Горького из русской истории, общественной мысли и литературы. Его стали называть предателем и приспособленцем, «надсмотрщиком» над советскими писателями, которых при его содействии загоняли в «прокрустово ложе» социалистического реализма, другом кровавых чекистов и их «хозяина» Сталина. «Предательская рука Горького легла на плечи русской литературы», – утверждал А. Беем. Понадобились годы и публикации сотен новых архивных материалов, чтобы читатели вновь обратились к творчеству Горького, желая понять, что же это был за человек, мыслитель, художник. Почему, став знаменем эпохи еще в первые годы XX века, он дожил до нового тысячелетия как писатель сложный, противоречивый и во многом еще не прочитанный.

Почему, несмотря на шквал самых страшных обвинений, обрушившихся на него на родине, за рубежом продолжают ценить и изучать не только художественные произведения Горького, но и его публицистику.

Почему в США, Англии, Франции, Японии, Канаде и других странах продолжают ставить его пьесы, а песню «Солнце всходит и заходит» из драмы «На дне» так любят японцы.

Горький вошел в третье тысячелетие как живой и злободневный классик. Его голос звучит со сцен многих театров России, с экранов телевизоров, по радио и в Интернете, а произведения поражают глубиной мысли и свежестью восприятия мира. История XX века немыслима без освоения горьковского наследия, ибо писатель откликался на все важнейшие события, будь то распространение народнических и марксистских идей, первая русская революция, события 1917 года, гражданская война, смерть Ленина, партийная борьба 1920-х гг политические процессы 1930-х гг коллективизация, культурное строительство в СССР, противостояние Востока и Запада и многое другое.

Даже российские средства массовой информации, более десяти лет низвергающие и развенчивающие писателя, сами того не замечая, пользуются его меткими афоризмами и крылатыми выражениями. Оглядывая сегодня его трудный, извилистый жизненный путь, горьковеды пытаются показать подлинный облик Горького, не приукрашивая и не очерняя его. Андре Жид над гробом писателя сказал: «Ни один русский писатель не был более русским, чем Максим Горький». Одно это дает право Горькому на пристальное внимание сегодняшнего читателя, его строгий, но справедливый суд. А. Скабичевский писал: «Каждый рассказ Горького представляет собою нечто законченное, содержащее в себе драматический сюжет, цельный, стройный, гармонический, развитой.

В то же время Горький словно задался доказать нам своими произведениями, что художественность и тенденциозность не только не мешают одна другой и не задевают одна другую, а напротив того, могут идти рука об руку, помогая друг другу и усиливая и значение произведения, и производимое им впечатление». Творчество М.Горького постоянно привлекает внимание российских исследователей. Только за последние годы о М.Горьком написано несколько монографий и обстоятельных статей.

В них жизненный путь художника, этапы его идейных и творческих исканий освещены на широком историческом фоне, в связи с литературной и общественной ситуацией, характерной для эпохи.

Анализ произведений М. Горького занимает немалое место и в теоретических работах, посвященных проблемам реализма первой трети XX века. Вместе с тем для российского литературоведения последних лет характерно стремление к детальному анализу отдельных произведений М.Горького — драм «Мещане», «На дне», романов «Фома Гордеев», «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина» и др. Исследователи сочетают подробный анализ данного произведения с освещением принципиальных теоретических проблем и общих закономерностей современного литературного процесса. Именно такую методику анализа произведения мы попытаемся по возможности осуществить при обращении к ранним рассказам М.Горького «Челкаш», «Супруги Орловы». Совершенно очевидно, что за последние годы и в самой литературе, и в ее изучении приобрели особое значение активность творческой личности писателя в философском и эстетическом освоении мира, складывающаяся в его сознании картина мира и взаимосвязанная с ней концепция пространства как один из аспектов художественного исследования человека, этический принцип в эстетике реализма, то есть те начала, которые так глубоко чувствовал Горький, в специфической акцентировке которых он усматривал условие самого существования искусства вообще и искусства XX века особенно.

Поэтому тема данной курсовой работы: «Пространственные характеристики героев ранних рассказов М.Горького» представляется нам актуальной.

Останавливаясь на сравнительно узкой теме, мы опираемся на богатый опыт изучения творчества М.Горького в нашей и зарубежной науке.

Принципиальное несогласие с общими концепциями творчества Горького и освещением отдельных его произведений возникает, когда обращаешься ко многим западным исследованиям.

Вместе с тем очевидна ценность их отдельных наблюдений. Поэтому, как нам кажется, приобретает принципиальное значение, учитывающее все особенности прочтение текста ранних рассказов М.Горького, которое можно назвать «микроанализом». Цель своей работы мы видим не в пополнении фактических сведений, которыми располагает наука о М. Горьком. Скорее — выявить, какие концепции построения пространства нашли свое отражение в его работах в процессе изучения отдельного произведения.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи: 1. дать схематический обзор проблемы «свободы и воли» в философском смысле; 2. выполнить анализ рассказов Горького в аспекте пространственных характеристик его героев. Литературоведение, как и большинство гуманитарных наук, изучает способ самовыражения человека. Тесно переплетаясь с другими областями гуманитарного знания, оно затрагивает множество насущных и актуальных проблем, пытаясь дать ответ на многие вопросы, зачастую требующие обращения к наукам естественным.

Это рождает взаимосвязь многих проблем человеческого миро- и самопознания, и в некоторых случаях даже бессмысленность попыток деления на науки. Таким образом, существуют предметы исследования, общие для многих наук, интересующие множество ученых, и в то же время весьма мало изученные. Те знания, что имеются в их области, однако, требуют некоторого упорядочения и осмысления.

Одной из таких проблем является пространство. Каким бы оно ни было – физическое, психологическое, художественное, и т. д. – оно находит отражение в художественной литературе и отсюда интересует литературоведа. Методы исследования были выбраны с учетом предмета и объекта, соответствовали цели и задачам: - теоретический анализ лингвистической и специальной литературы по теме исследования; - метод сравнения; - обобщающий метод. Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации. Глава 1. Свобода и воля в понимании героев М.Горького 1.1

Свобода в философском понимании

Нарушение ее культурных рамок и есть полная внутренняя и внешняя несво... Поскольку воля невозможна в культурном общежитии, то русский идеал вол... Отсюда и интересный феномен когда становится невмочь, народ разгибает ... А вот наказание для Ларры было вполне человеческое. "Правильно ты сказал говорит он своему внуку пыль все и города, и люди...

Художественное пространство как категория

Слепухова и др). метаязыком; — в процессе исследования художественного мира пространств... Субъективное пространство, отражающее реальное пространство, имеет соб... "На, собака, жри! гаркнул Челкаш, дрожа от возбуждения, острой жалости... И в нем забилось желание сделать что-то такое, что обратило бы на него...

Заключение Индивидуализм нашел себе в этом писателе самого ревностного проповедника, борца, который не только пером и словом, но всей своей жизнью, всем своим существом ополчился на защиту самой безграничной свободы личности. Биография Горького устраняет всякое сомнение в возможности чего-либо искусственного и неискреннего в его миросозерцании. Все лучшие рассказы Горького, не исключая и самой большой по объему его повести "Фома Гордеев", написаны на одну и ту же тему, во всех их главную роль играет одна и та же фигура "беспокойного" человека, стремящегося к абсолютной свободе и свету и отражающая в себе самого Горького.

Как творец положительных общественных типов, Горький не уходит дальше идеалов благополучия. Он действует во имя интересов обиженного класса, и в этом его сила, его правда, его историческая заслуга. Но ведь не в голом же факте торжества известного класса дело? Всякий торжествующий класс по необходимости носит в себе зачатки самодовольства, и только тогда кастовая психология исчезает, если в торжествующем классе заложены идеалы общечеловеческие и религиозные, разрывающие узкие социологические границы и венчающие здание исторического процесса.

Ясно ощутив в себе жажду свободы, и пробуждая ее в других, Горький естественно должен был задуматься и над тем, как утолить эту жажду. Протестуя против царящей кругом несправедливости, он не мог не искать тех рычагов, при помощи которых можно было бы сдвинуть закостеневшее общество с его проторенной дороги и поставить его на новые пути правды и справедливости.

Он инстинктивно почувствовал, что в скором времени на историческую арену должен выступить новый, четвертый класс общества, кроющий в себе громадные, скованные силы, раскрепощению которых необходимо не только сочувствовать, но и содействовать. Здесь сила Горького. Он всем своим существом связан с народной массой, находящейся в угнетении, но постепенно начинающей сознавать свое право на будущее. Он или яркими штрихами рисует то, недостойное человека существование, на которое обречены эти обиженные судьбой люди, в борьбе за жизнь почти потерявшие человеческий облик, или проникая в тайники их душ, ясно показывает, какие громадные стихийные силы заложены во всех этих босяках, силы, которые теперь или вовсе спят или действуют только разрушительно.

Конечно, нового тут ничего нет. Но Горький сумел эти старые истины сказать по-новому, по-своему. Прежде всего, без сентиментальности.

В нем много романтизма, юношеской жажды разрушения и отрицания, но нет кисло-сладкой сентиментальности, добродетельного взгляда сверху вниз, которым грешили наши народники. Он смотрит на мир и на общество снизу вверх. Он стоит за "босяка" не только потому, что тот угнетен, а потому, что в нем есть сила. Горький не задумывался о том, какая это сила, разрушительная или созидательная, ее содержание его не интересовало, он относился к ней чисто формально. Может быть, он несколько идеализировал своих босяков, но это грех уже не такой большой.

Во всяком случае, он их любил, им верил. Он инстинктивно, всем своим существом чуял, что история - за обиженных, что и они скажут свое слово. Но какое слово - он не знал, да и не хотел знать. У сильных должно же быть свое сильное слово. Первые вещи Горького производили большое впечатление. В них было много ненависти, но и много любви, чувствовался задор человека, преисполненного жизни, стихийная свобода романтика.

Повеяло морским, соленым ветром в удушливой атмосфере русского общества. Из мира угнетенных и слабых послышался звучный голос жаждущего жизни босяка. Все непричастные к этому миру интеллигенты почувствовали, что заботы лучшей части общества о малых сих могут перейти из области несколько отвлеченного благотворения - в самое реальное действие, что параллельно с возрастанием интенсивности в работе нашей интеллигенции, увеличивается и самосознание низших классов. Тот мало известный икс, о котором до Горького широкие круги общества имели лишь отвлеченное представление, оделся в плоть и в кровь и мощно заявил о своем существовании.

Список литературы: 1. Горький М Собрание сочинений в 30-ти тт. М 1949-1956. 1. Михайловский Б. Творчество М.Горького. М 1974 – 295 с. 2. Колобаева Л.А. Концепция личности в творчестве М. Горького. Учпедгиз, М 1986–56 с. 3. Басинский П. Горький. М 2005 – 450 с. 4. Бялик Б. Судьба Максима Горького. М 1968. 5. Никонова Т.А. «Новый человек» в русской литературе 1900-1930 годов.

Проективная модель и художественная практика. //М. Горький: человек в истории. ВГУ,2003 – 229 с. 6. Нефедова И.М. Максим Горький (биография писателя). Л 1971. 7. Русская литература XX века//Никонова Т.А. Горький и «массовый человек» в творчестве М. Горького. ВГУ, 1999 – 800 с. 8. Ревякин А.И. История Русской литературы 19 века. Первая половина. М 1981. 9. Русская литература: XX век: Справочные материалы / Сост. Л. А. Смирнова. — М 1995. 10. Серафимова В.Д. Русская литература: 1-я половина XX века. Учебник-хрестоматия. — М 1997. 11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики//Формы времени и хронотопа в романе.

М 1979. 12. Скатов Н.Н. и др. История русской литературы 19 века (вторая половина) / Под ред. Н.Н. Скатова. М 1991. 13. Спиридонова Л.А. Горький: Диалог с историей. — М. 1994. 14. Флоренский П.А. Исследования по теории искусства // Флоренский П.А священник. 15. Зайцева Г.С. Горький и крестьянские писатели. М 1989 – 99 с. 16. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии.– М.: Мысль, 2000. – С. 79–421. 17. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений под ред. В.П.Кохановского.

Ростов н/Д: «Феникс», 2003 – 576 с. 18. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст, семантика и структура. М 1983.

– Конец работы –

Используемые теги: Пространственные, характеристики, Героев, ранних, произведениях, Горького0.09

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пространственные характеристики героев в ранних произведениях М. Горького

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Свобода и воля в ранних произведениях М. Горького
Как творец положительных общественных типов, Горький не уходит дальше идеалов благополучия.Он действует во имя интересов обиженного класса, и в этом… В русском языке термин «свобода» употребляется прежде всего в значении… Понятие «воля» имеет более широкое значение (оформилось примерно в XV – XVI в.). С одной стороны, «воля» отнюдь не…

Сравнительная характеристика произведений "Евгений Онегин" А.С. Пушкина и "Анна Снегина" С.А. Есенина
Важность сравнительной характеристики произведение для внимательного прочтения их читателями.ВВЕДЕНИЕ. Реферат посвящён анализу таких произведений… Данная тема привлекает внимание многих учёных-литераторов, критиков и… На примере Онегина А. С. Пушкин проиллюстрировал жизнь дворянина в 20-е годы XIX века. А.С. Пушкин пишет в романе,…

Характеристика бази практики. Історична довідка та коротка характеристика бази практики. Схема управління підприємством
Вступ... Характеристика бази практики... Історична довідка та коротка характеристика бази практики...

Характеристика перевозной работы Южной железной дороги и экономико-географическая характеристика северо-восточного региона украины
А также изложены вопросы по характеру перевозной работы дороги, расчет и обоснование густоты железнодорожной сети по административно-территориальным… Большое значение имеет близость Донецкого бассейна на юге и столичного района… Северная часть региона (север Сумской обл.) находится в зоне смешанных лесов Украинского Полесья, Полтавская обл. и…

Климатические воздействия и их характеристики. Радиационные воздействия их характеристика
Формирование естественных климатических воздействий При составлении технических условий на РЭСИ, а также программы и методики испытаний естественные… Радиационный процесс характеризуется распределением радиационного баланса R,… Уравнение радиационного баланса: R=(Q+q)∙(α-1)&#87 29;E(1) На основании многочисленных…

Роль моральной оценки в характеристике героев «Тихого Дона» М. А. Шолохова
Сложная обстановка сложилась не только в обществе, но и литературе. Врагами объявлялись те, кто не вписывался в рамки общественных норм. Столь… Они клеймились попутчиками , подвергались всяческим оскорблениям и преследованиям. В литературе царствовала РАПП…

История развития пассажирского автомобильного транспорта. Виды пассажирского транспорта, их классификация и характеристика. Классификация и характеристика пассажирских автомобильных перевозок
В современных условиях дальнейшее развитие и совершенствование экономики... От его четкости и надежности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности строительства и сельского...

Отражение эпохи в произведениях Максима Горького
Судьба многих русских писателей простого звания, писателей-разночинцев, была трагична. Едва достигнув полной зрелости, они умирали в своих… Судьба Горького была ещё труднее. Она словно соединяла в себе все испытания,… В возрасте четырёх лет, Горький болел холерой, в восемь лет - оспой. Его избивали дома и в людях так, что однажды…

Роль моральной оценки в характеристике героев "Тихого Дона" М. А. Шолохова
Сложная обстановка сложилась не только в обществе, но и литературе. Врагами объявлялись те, кто не вписывался в рамки общественных норм. Столь… Они клеймились попутчиками , подвергались всяческим оскорблениям и преследованиям. В литературе царствовала РАПП…

Характеристика доводов, позволяющих оценить рекламу: объективные, субъективные, контролируемые, верифицируемые (принимаемые на веру)Характеристика доводов, позволяющих оценить рекламу: объективные, субъективные, контролируемые, верифицируемые (принимаемые
Объективное восприятие рекламы, как правило, формируется у целевых групп потребителей, для которых предназначен рекламируемый товар. Например, объективно оценить качество рекламируемых моющих средств могут… В результате население данного района вообще стало отказываться от рентгеновского обследования. Желая показать…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Вера в человека и ее воплощение в произведении Горького "На дне" И он жил своей обычной жизнью до прихода Луки, который рассказывает ему про больницу, тем самым, вселяя надежду в душу актера. Не появился бы Лука, актер жил бы своей правдой («У каждого правда своя».) и в… В конце произведения Сатин даже защищает Луку: «Клещ: Правды он Не любил, старик-то… Очень против восставал… Так и…
  • Характеристика перевозной работы Южной железной дороги и экономико-географическая характеристика северо-восточного региона украины А также изложены вопросы по характеру перевозной работы дороги, расчет и обоснование густоты железнодорожной сети по административно-территориальным… Большое значение имеет близость Донецкого бассейна на юге и столичного района… Северная часть региона (север Сумской обл.) находится в зоне смешанных лесов Украинского Полесья, Полтавская обл. и…
  • Герои ранних рассказов М.Горького Литераторов и читателей,принадлежащих к элитарному кругу, личность Горького привлекала,помимо таланта, своей экзотичностью человек видел такие… Писателя всегда интересовала жизнь в ееброжении. У М.Горького вырабатывается… Идеи же, высказываемыеавтором в них, во многом близки. Ранниеромантические произведения М.Горького многообразны по…
  • Характеристика места обитания и пространственной организации популяции пищухи алтайской Изданных литературы известно, что алтайские пищухи моногамны.Центром участкасемейной пары является убежище с гнездом, расположенное среди… Гнездовой участок имеет огромное значение вжизни пищух. Он служит им убежищем… А вот защитагнездовой части участка осуществляется более активно. К чужакам пищухи здесьпроявляют повышенную…
  • Характеристика металлического состояния. Общая характеристика свойств металлов На основе железа изготавливают не менее 90% всех конструкционных и инструментальных материалов. Металлическое состояние.Металлы в твердом и,… Физические свойства. К физическим свойствам металлов и сплавов относится температура плавления, плотность, температурный коэфициет…