рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание"

Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание" - раздел Литература, Содержание 1. Вступление 2. Художественное Своеобразие - Способ Раскрытия Пси...

Содержание 1. Вступление 2. Художественное своеобразие - способ раскрытия психологиз 3. Символика 4. Цветопись в романе 5. Монологи 6. Сны, как художественный прием для раскрытия внутреннего мира Раскольникова 7. Фантастичность , как категория, имеющая психологический смысл 8. Пейзаж, как средство изображения состояния героев 9. Речевая характеристика героев 10. Принцип антитезы 11. Мир героев романа Преступление и наказание 12. Образы бывших людей 13. Семья в романе 14. Преступление и наказание - роман мести и печали 15. Психологический облик Петербурга в романе 16. Путь Раскольникова от зарождения теории до ее краха 17. психологическое состояние на протяжении всего пути 18. Духовный путь героев 19. Заключение 20. Список используемой литературы Вступление Роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание является социально-психологическим.

В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени.

Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем. Достоевский вместе с тем не дает готовых ответов на поставленные вопросы, но заставляет читателя задуматься над ними. Герои Достоевского попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия в душе, неоднозначность и парадоксальность внутреннего мира. Цель моего реферата заключается в раскрытии психологизма романа Ф.М.Достоевского Преступление и наказание. В раскрытии этой темы, я буду опираться на художественное своеобразие романа, мир героев, психологический облик Петербурга, духовный путь героев романа.

Проанализирую психическое состояние Раскольникова с момента зарождения теории, до ее краха.

Художественное своеобразие - способ раскрытия психологиз

Это город полусумасшедших Редко где найдется столько мрачных, резких и... М. М. Все скандалы, которые происходят, происходят на улице, где люди ходят ... Через вранье они хотят познать истину, веру, но попытки их часто обреч...

Цветопись в романе

М. Каждый писатель видел и описывал город по-своему, в соответствии с той... Такие желтые детали подчеркивают безысходную атмосферу, в которой живу... Сразу после совершения убийства Раскольников видит свой второй сон, в ... По наблюдению Порфирия, Миколка сердце имеет фантаст.

Речевая характеристика героев

Толстой считал У Ф. В конце концов, эти слова в его воспаленном сознании превращаются в сл... Вот что говорит о проблеме двойничества известный исследователь Достое... М. М.

Принцип антитезы

Антитеза - основной идейно-композиционный принцип Преступления и наказ... Он проявляется на всех уровнях художественного текста от проблематики ... Герои Достоевского никогда не изображаются однозначно человек у Достое... В каждом из героев есть два идеала идеал Мадонны и идеал Содомский. Со... Причем первый портрет, более обобщенный, обычно спорит со вторым.

Мир героев романа Преступление и наказание

В чем его тревожная непривычность? Только в том, что почти все централ... Бывшая барышня - его дочь Соня, которая ныне по желтому билету живет-с. Он вышел. Соня смотрела на него как на помешанного но она и сама была ... Эмоциональная мелодия Катерины Ивановны - исступление, ярость, парокси... Их поведение полно особой свободы отчаяния.

Психологический облик Петербурга в романе

В момент краткого нравственного прозрения, отречения от проклятой мечт... Достоевский не боится этих бесконечных упорных повторений. Писатель буквально заливает им свое полотно, снова и снова возвращаясь... Стремление быть самим собой, вырваться из закона среды требует высокой... Отбросив привычную язвительность, со словами человеческой помощи прихо...

Заключение

Заключение Раскрывая психологизм романа, я обращался к самым важным, на мой взгляд, приемам раскрытия психологизма.

Рассматривая художественное своеобразие романа, я сделал вывод о том, что весь роман становится символом веры, символом идеи, символом человека и прежде всего возрождения его души. В романе множество различных символов сны, числа, орудие убийства, портреты, цветопись. Цветовая гамма подчеркивает безысходную атмосферу, в которой живут герои. Роль монологов в романе сводится к тому, чтобы показать сложность натуры, и то, как герой занимается самоанализом, и помочь глубже узнать его внутренний мир. Немаловажную роль в раскрытии психологизма романа сыграли сны, так как в бессознательном состоянии человек становится самим собой, теряет все наносное, чужое и, таким образом, свободнее проявляются его мысли и чувства.

С помощью антитезы Достоевский изображает героев противоречивыми, непознанными до конца. Его герои сочетают в себе две бездны разом бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма, индивидуализма, порока. Важную роль в раскрытии психологизма романа, сыграли образы бывших людей.

Человеку Достоевского противопоказана нормальная - деловая, служебная, хозяйственная - жизнедеятельность. Почти все герои романа предстают пред нами бывшими. В Преступлении и наказании нет ни одной целой семьи, почти все люди, там - осиротевшие обломки уже распавшихся семейств, Совершенно понятно, что герои, лишенные семьи, лишены и домашнего очага, своего крова. Достоевский не дает им оседлости. Не только очага, даже просто своего места, в сущности, нет ни у кого из них. По своей общей душевной структуре большинство главных героев Преступления и наказания настолько выпадают из правил, что даже друг для друга каждый из них как бы чуть сдвинут с нормальной позиции.

Существование на грани, на краю психической нормы, под угрозой постоянного срыва - психологический тонус большинства героев романа. Преступление и наказание поистине роман мести и печали. Негативные реакции нагнетаются в нем на протяжении пяти частей, они явственно падают только в шестой заметим это. Они обнаруживаются почти у всех героев.

В раскрытии психологизма романа, важную роль играет психологический облик Петербурга. Уличная жизнь играет большую роль в быту героев Достоевского. Площади, улицы, трактиры дают импульс мыслям и действиям героев романа. Солнце, вечная духота, цветовая гамма-все это помогает в раскрытии психологического облика Петербурга. Важен для раскрытия психологизма романа анализ состояния Раскольникова с момента зарождения теории до ее краха. К Раскольникову сходятся все нити повествования.

Все окружающее горе, беды и несправедливости он впитывает в себя именно в этом смысл первой части Преступления и наказании. Ответственностью самобытности в высшей степени обладает Раскольников. Не только потому, что он яростно отстаивает свою ценность, свою суверенность и независимость. Главное в другом ношу расплаты за свои поступки Раскольников не пытается сбросить со своих плеч. Возможность переложить ответственность на внешний закон обстоятельств приходит в противоречие с требованием гордой индивидуальной самостоятельности.

Раскольников понимает, что за все содеянное он должен отвечать сам - пролитую им кровь взять на себя. У преступления Раскольникова не один мотив, а сложный клубок мотивов. Это, конечно, отчасти социальный бунт и своего рода социальная месть, попытка выйти из предначертанного круга жизни, ограбленной и суженной неумолимой силой общественной несправедливости.

Но не только. Глубинная причина преступления Раскольникова конечно разлаженный вывихнутый век. Но, совершая этот акт, герой идет не только от обстоятельств, которые внеличны, но от собственной теории устанавливающей особый взгляд на человеческую природу. В гении внимание Раскольникова, прежде всего приковывает его властительное начало, поэтому и свою личную пробу на гениальность он производит не в акте созидания и творчества, а в акте уничтожения, разрушения. Отклонение от истины заложено уже в самом истоке, в зерне всех последующих рассуждений героя.

В его концепции великого человека на первый план выходит то, что вторично производно следствие ставится впереди причины. Раскольников вообще мыслитель нетерпеливый, философ, не докапывающийся до корня лежащих перед ним противоречий выяснив, что корень реальных противоречий действительности уходит очень глубоко, Раскольников в сущности бросает свою раскопку где-то на полпути. Трудоемкому процессу отделения добра от зла - процессу, который человек не только познает, но и переживает всю жизнь и всей своей жизнью, а не одним рассудком герой предпочитает энергичное одноактное решение встать по ту сторону добра и зла. Первая реакция его на совершенное уже убийство - это реакция натуры, сердца, реакция нравственно истинная.

И то мучительное чувство отъединения от людей, которое вспыхивает в нем сразу после убийства это тоже голос внутренней правды. Вообще то состояние, которое испытывает Раскольников после убийства, совсем не соответствует предположенной им схеме. Он смотрит на окружающих, в том числе и на родных из-за черты запрета.

Это так и должно быть по его теории ведь они обыкновенные существа. Но он не ощущает при этом гордого удовлетворения, а лишь пустоту и злобу. Самый обескураживающий героя итог его эксперимента - то, что свободы, которой жаждет, он не получает. Напротив, он чувствует себя попавшим в какую-то машину, механизм, который втягивает его и диктует ему действия ненужные, такие, которых Раскольников не хочет совершать.

Проанализировав рассмотренные в реферате приемы раскрытия психологизма романа, я сделал вывод о том, что психологизм романа заключается в достаточно полном, подробном и глубоком изображении чувств, мыслей и переживаний главных героев с помощью специфических средств художественной литературы. Список используемой литературы 1. В.Я. Кирпотин Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. Москва, Художественная литература , 1986. 2 А.Г. Цейтлин Преступление и наказание.

Социологические параллели. Литература и марксизм , 1952. 3. Г.М. Фридлендер. Реализм Достоевского. Москва, Наука , 1964. 4. С.В.Белов Роман Ф.М.Достоевского Преступление и наказание. Комментарии. Москва, Просвещение , 1985. 5. Е.Г. Буянова Романы Ф.М.Достоевского. издательство МГУ , 1997. 6. Д.И.Писарев Борьба за жизнь. Преступление и наказание Ф.М.Достоевского. Гослитиздат . 1956. 7. Ю.Ф.Карякин Самообман Раскольникова. Москва, Художественная литература , 1976. 8. Т.Б.Лебедева О некоторых истоках символики цвета в романе Преступление и наказание. Ленинградский педагогический институт им. А.Герцена ,1975. 9. К.И. Тюнькин Бунт Родиона Раскольникова. Москва, Художественная литература , 1966. 10. В.С.Соловьев Третья речь в память Достоевского.

Москва, Книга , 1990 11. Л.А. Сугай Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов. Москва, РиполКлассик , 1997. 12.Гус Идеи и образы Ф.М.Достоевского. Москва, Просвещение , 1971.

– Конец работы –

Используемые теги: Психологизм, Романа, Достоевского, Преступление, наказание0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание"
В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем… Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их… Так начинается роман Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.

Трагедия Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Пленниками этой идеи стали герои анализируемо го романа Родион Раскольников и Аркадий ИвановичСвидригайлов.Родион Раскольников главный герой рома… Он пришел к выводу, что все человечество издавна делится на двекатегории на… Наполеон. И это, думает Раскольников,вечный и непреложный закон Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними…

Преступление и наказание в романе Ф. М. Достоевского
Раскольников задавал себе вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Своим преступлением он решил доказать… Сидя в трактире, он подслушал разговор между студентом и офицером о… Но реальная жизнь оказалась гораздо сложнее, чем его отвлеченные, «книжные» мечты. Вместо одной старухи процентщицы…

Анализ романа "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского
Основной идеей этой проблемы являетсявопрос что же важнее? Что ставить на первое место? На протяжении всегорассказа, Раскольников постепенно… Как в любом человеке с честью и душой, совесть диктуетпоступать так или иначе.… Люди, в романе, не могутзаработать деньги на сво существование. И сознание этого провоцирует людей ктому, что…

Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"
В этом важнейшая особенность его творчества. Герои его- это люди ищущие, одержимые той или иной идеей, все интересы их сосредоточенывокруг… Образ Петербурга создавали в своихпроизведениях и Пушкин, и Гоголь, и… Раскольников стесняется своих лохмотьев, избегает встреч сознакомыми на улице, он задолжал хозяйке и старается не…

Выявление типов смеха в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Однако, как это не покажется странным, образ Достоевского в жизни являет собой полную противоположность образу героев его произведений. Самый… Афоризмы и шутки Достоевского, его юморески и частушки ходили в списках по… После чего были произведены массовые аресты. (По следствию проходило всего 123 человека). Как вы знаете, Федор…

Идейное и художественное своеобразие романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"
Однако гуманизм Достоевского отличен от традиционного человеколюбия. Уже первый идеолог русской литературы B.Г. Белинский отстаивал крестьянин -… Гуманизм включается в более широкую систему общественно - исторических и… Гуманизм не благодушие, а боль. Герой Достоевского будет уважать себя, лелеять свою чистоту и добропорядочность до тех…

Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание»
Даже во внешности Раскольникова мы видим его неоднозначность, «раскол». Он был бедным студентом, жившим в Петербурге, в ужасной маленькой комнате с… Он решил совершить пробу, дабы убедиться в своей принадлежности к сильным… Первое преступление — перед Богом, второе — перед людьми. Характер Раскольникова очень противоречив. Мы видим в нем…

Образы детей и их роль в романе Достоевского "Преступление и наказание"
Но существуют и персонажи второго плана, о которых мы можем узнать меньше.Среди всех второстепенных героев следует выделить детей, влияние… Рассмотрим образ детей Катерины Ивановны. О том, что жена Мармеладова… Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дома родительского. Мужв картишки…

Своеобразие романа Достоевского "Преступление и наказание"
Но проблема человека есть вместе с тем, быть может, центральная проблема духовного развития и всего европейского человека за XIX и XX век. В… Нам представляется поэтому чрезвычайно поучительным - и особенно уместным ко… Ясно во всяком случае одно: от гуманистического оптимизма, от всякой идеализации человека Достоевский бесконечно…

0.026
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание" И все это время мы не перестаем ощущать присутствие рядом с ним некоего неживого персонажа - огромного города. Действие романа погружено в эпоху,… Один - город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой… Первый Петербург был воспет многими поэтами-лириками. Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нем: “Люблю тебя,…
  • Лекции по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Но он сжег рукописи обеих повестей, но затем очень быстро написал по этим двум повестям одну Преступление и наказание. Петербург в то время был… Это роман о русском обществе, ощущение, которого было, что Россия после… Мармеладовы снимают на большую семью одну комнату, разделенную на две. В этом же доме снимут комнату Лужин и…
  • Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" По ходу чтения романа создаетсявпечатление, что Лужин родился подлецом. Он не признает существованиенравственности. Вдобавок он расчетлив и… При этом он нечувствовал никаких угрызений совести. Он был уверен в своей… О его темных делах ходит огромное количество слухов. С нимсвязано много несчастий из-за него преследовали Дуню, его…
  • Тема снов в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Что они значат, эти осколки, какой – то небывалой и “не будущей” жизни, которые – то освещают день, то выбивают из колеи, то заставляют страдать? И… Сны героев зачастую определяют их жизнь.Часто то, что персонажи произведений… Самыми яркими примерами сновидений героев в литературе являются сон Татьяны из романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина,…
  • Образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание" И все это время мы не перестаем ощущатьприсутствие рядом с ним некоего неживого персонажа - огромного города.Действие романа погружено в… Вот, например, бессмертные слова Пушкина о нем Люблю тебя, Петра творенье,… И это та цена, которую должен заплатитьгород за свое видимое процветание.