рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Художественное своеобразие - способ раскрытия психологиз

Художественное своеобразие - способ раскрытия психологиз - раздел Литература, Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание" Художественное Своеобразие - Способ Раскрытия Психологиз. Ма Романа Символика...

Художественное своеобразие - способ раскрытия психологиз. ма романа Символика Для поддержания общего ритма романа Достоевский пишет таким же прерывистым, нескладным языком, в котором присутствует огромное количество предположений, оговорок, уступительных предложений. Одно слово - вдруг встречается на страницах романа около 560 раз. Для описания внутреннего мира Родиона Раскольникова Достоевский использует весь арсенал доступных ему художественных средств.

Чтобы описать его подсознание и чувства, Достоевский использует сны. В первый раз Раскольникову снится, как мужик - Миколка засек насмерть свою лошадь, а он - семилетний мальчик - это увидел, и ему стало до слез жалко бедную лошадку. Здесь проявляется добрая сторона натуры Раскольникова. Это снится ему до убийства, очевидно, подсознание противится тому, на что он идет. Второй сон Раскольников увидел после убийства.

Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает из петли топор сквозного кармана на внутренней стороне пальто, за который топорищем цеплялся топор и бьет ее по темени, но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает бить старуху по голове, но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова до тех пор, пока он не обретет духовную гармонию. Похожий эффект оказывает на читателя маленькая деталь во время убийства.

Старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а Лизавету - ее сестру, кроткую и тихую женщину острием. В течение всей сцены убийства лезвие топора было обращено к Раскольникову и угрожающе глядело ему в лицо, как бы приглашая стать на место жертвы. Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора. Убийством Лизаветы топор жестоко отплатил Раскольникову.

В этом произведении есть очень много таких же деталей, которые мы, сознательно, не замечаем, а воспринимаем их только подсознанием. Например, числа семь и одиннадцать, как бы преследующие Раскольникова. Достоевский был мастером портрета, однако в стремительном ритме большинства его произведений портреты и описания остаются незамеченными, но образ, созданный ими, поразительно четко вырисовывается в нашем сознании. Например, описание старухипроцентщицы, вся выразительность которого достигается за счет уменьшительных слов Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом.

Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине Д. Мережковский. Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно.

Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером произведения, от заглавия до эпилога, построенного на символах, может служить Преступление и наказание Ф. М. Достоевского. Уже первое слово преступление - символ. Каждый герой переступает черту, черту, проведенную им самим или другими.

Словосочетание преступить или провести черту пронизывает весь роман, переходя из уст в уста. Во всем есть черта, за которую перейти опасно но, раз переступив, воротиться назад невозможно. Все герои и даже просто прохожие объединены уже тем, что все они сумасшедшие, т. е. сошедшие с пути, лишенные разума. В Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Именно Петербург фантастический город А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя - с его вечной духотой и нестерпимой вонью превращается в Палестину, ожидающую прихода Мессии.

Но это еще и внутренний мир Родиона Раскольникова. Имя и фамилия главного героя не случайны. Достоевский подчеркивает то, что герою не хватает воздуху. Родион означает родной, но он и Раскольников - раскол, раздвоение. Раздваивается и город реальные улицы и мираж, фантастика, Новый Иерусалим и Ноев ковчег - дом старухи.

Слово Раскольников употребляется и как нарицательное, ведь Миколка тоже из раскольников. Вспоминается герой сна Раскольникова и вот уже все повествование оказывается опутанным трепещущей сетью символов. Цвет у Ф. М. Достоевского символичен. Самый яркий здесь цвет - желтый. Для М. А. Булгакова это тревога, надрыв для А. А. Блока страх для А. А. Ахматовой это враждебный, гибельный цвет у Ф. М. Достоевского он желчен и злобен. А желчи-то, желчи в них во всех сколько! Этот яд оказывается разлитым везде, он в самой атмосфере, а воздуху нет, только духота, безобразная, страшная. А в этой духоте Раскольников бьется в лихорадке, у него озноб и холод в спине самое страшное наказание ада - наказание холодом - страшный холод охватил его. Выбраться из кругов ада можно только по лестнице, поэтому Раскольников кроме блуждания по улицам чаще всего находится на пороге или движется по лестнице.

Лестница в мифологии символизирует восхождение духа или его нисхождение в глубины зла. Для А. А. Ахматовой восхождение - счастье, а нисхождение - беда. Герои мечутся по этой лестнице жизни, то вниз, в бездну, то вверх, в неизвестность, к вере или идее. Петр Петрович вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты.

И уж конечно теперь, сходя с лестницы, он считал себя в высочайшей степени обиженным и непризнанным, а его круглая шляпа - один из кругов ада. Но есть в романе и герой, выбравшийся из-под земли, но, выбравшись, Свидригайлов как и все герои попадает на улицу. Ни у одного из героев нет настоящего дома, а комнаты, в которых они живут и которые они снимают комната Катерины Ивановны и вовсе проходная, а всем им некуда пойти. Все скандалы, которые происходят, происходят на улице, где люди ходят толпами библейский мотив. Евангельские мотивы тоже обретают новое звучание в этом дьявольском городе.

Тридцать сребреников превращаются в тридцать копеек, которые Соня дает Мармеладову на выпивку под камнем вместо могилы Лазаря оказываются спрятаны украденные после убийства вещи Раскольников как Лазарь воскресает на четвертый день четыре дня едва ешь и пьешь. Символика цифр четыре - крест, страдание три - Троица, абсолютное совершенство, основанная на христианстве, мифологии и фольклоре, переходит в символику созвучных слов, где семь значит смерть, узость порождает ужас, а теснота переходите тоску. Живущие в таком мире, несомненно, грешники.

Они привыкли врать, но вранье для них дело милое, потому что к правде ведет. Через вранье они хотят познать истину, веру, но попытки их часто обречены.

Дьявольский смех нараспашку а смеется дьявол, но не Христос сковывает их, и они скривляют рот в улыбку, что делает еще более удивительным существование чистоты в грехе, чистоты, сохранение которой воспевает Ф. М. Достоевский. И страдания, перенесенные героями, лишь подчеркивают эту чистоту. Но Катерина - чистая - умирает, ведь надо быть мудрой Софья и прощать и веровать в Родиона веруют Дуня и Софья. Устами Дуни, Родиона и Сони Ф. М. Достоевский восклицает как Василий Фивейский Верую! Этот символ поистине безграничен, ведь во что веришь, то и есть. Весь роман становится как бы символом веры, символом идеи, символом человека и прежде всего возрождения его души. Несмотря на то что хрустальный дворец - трактир, а не мечта Веры Павловны а Христос не праведник, а убийца на голове у него вместо тернового венца шляпа, за полой рубища - топор, но в сердце его идея и святая вера в нее. А это даст право на воскрешение, ведь истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание"

В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана… Проанализирую психическое состояние Раскольникова с момента зарождения теории, до ее краха.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Художественное своеобразие - способ раскрытия психологиз

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цветопись в романе
Цветопись в романе. Действие романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы,

Речевая характеристика героев
Речевая характеристика героев. Речь героев Ф. М. Достоевского более важна, чем портрет. Важна сама манера говорить, общаться между собой и произносить внутренние монологи. Л. Н. Толстой считал У Ф.

Принцип антитезы
Принцип антитезы. Антитеза - основной идейно-композиционный принцип Преступления и наказания, заложенный уже в заглавии. Он проявляется на всех уровнях художественного текста от проблематики до пос

Мир героев романа Преступление и наказание
Мир героев романа Преступление и наказание. Образы бывших героев романа Мир героев Преступления и наказания. В чем его тревожная непривычность? Только в том, что почти все центральные фигуры романа

Психологический облик Петербурга в романе
Психологический облик Петербурга в романе. В петербургской топографии Достоевский, конечно, выбирает не парадно-историческую, фешенебельную часть, а ту, где совершается процесс жизни города - физио

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги