рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Цветопись в романе

Цветопись в романе - раздел Литература, Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание" Цветопись В Романе. Действие Романа Ф. М. Достоевского Преступление И Наказан...

Цветопись в романе. Действие романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание происходит в Петербурге.

Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы, но каждый раз это был новый город то горделиво выставляющий на показ свои дворцы и парки полнощных стран краса и диво, как назвал его Пушкин, то - город трущоб и узеньких улочек - каменных мешков. Каждый писатель видел и описывал город по-своему, в соответствии с той художественной задачей, которая стояла перед ним. Одна из специфичных деталей в изображении Петербурга у Достоевского - навязчивый желтый цвет, постоянно упоминающийся в романе.

Этот цвет, как и особая музыка, сопровождающая скитания Раскольникова тренькающая гитара, хриплое пение, нудное и тоскливое звучание шарманки, усиливает ощущение нездоровья, болезненности.

Преступление и наказание создано при использовании фактически одного желтого фона. Мы видим желтые обои, желтую мебель, картинки в желтых рамочках на стенах в комнате у старухи, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, похожая на шкаф или на сундук, каморка Раскольникова с Желтенькими пыльными обоями.

В комнате Сони все те же желтоватые обои, и в кабинете Порфирия Петровича также стоит мебель из желтого полированного дерева. Такие желтые детали подчеркивают безысходную атмосферу, в которой живут действующие лица романа.

Он словно является предвестником каких-то недобрых событий в их жизни. Сам по себе грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости и общей подавленности. Желтый Петербург, созданный Достоевским, создает удушливую, угнетающую атмосферу, которая сводит с ума Раскольникова. Противоречие в образе Петербурга - отражение противоречий в характере главного героя.

Окружающая его обстановка очень гармонично сочетается с его поведением, его внутренним миром. В романе Достоевский как бы сопоставляет два слова желчный и желтый, прослеживая взаимодействие внутреннего мира Раскольникова и мира внешнего, так, например, он пишет Тяжелая желчная улыбка змеилась по его губам. Наконец ему стало душно в этой желтой каморке. Желчь и желтизна приобретают, таким образом, смысл чего-то мучительно давящего и угнетающего. Цветопись является важной деталью в раскрытии психологизма романа.

Желтый цвет подчеркивает безысходную атмосферу, является предвестником недобрых событий. Монологи Фёдор Михайлович проникает в самые глубинные пласты человеческой психики, в возбуждённом состоянии у героев Достоевского обнажается вся неисчерпаемая сложность натуры, её бесконечная противоречивость. Это происходит как во сне так на яву. Вот, например, внутренние монологи Раскольникова А куда же я иду подумал он вдруг Странно. Ведь я зачем-то пошёл. Как письмо прочёл, так и прошёл На Васильевский остров к Разумихину я пошёл, вот куда, теперь помню.

Да зачем, однако же? И каким образом мысль идти к Разумихину залетела мне именно теперь в голову? Это замечательно Боже - воскликнул он да неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп буду скользить в липкой, тёплой крови, взламывать замок, красть и дрожать прятаться, весь залитый кровью с топором Господи, неужели? Он дрожал как лист, говоря это. Да что же это я продолжал он, восклоняясь опять и как бы в глубоком изумлении ведь я знал же. Что я этого не вынесу, так чего ж я до сих пор себя мучил? Ведь ещё вчера, вчера, когда я пошёл делать эту пробу, ведь я вчера же понял совершенно, что не вытерплю Чего ж я теперь-то? Чего ж я ещё до сих пор сомневался? Ведь вчера же, сходя с лестници, я сам сказал, что это подло, гадко, низко Ведь меня от одной мысли наяву стошнило и в ужас бросило Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчётах, будь это всё, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика.

Господи! Ведь я же всё равно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю! Чего же, чего же и до сих пор Эти монологи, я полагаю, нужны Достоевскому, чтобы показать сложность натуры, и то, как герой занимается самоанализом, и помочь читателю глубже узнать его внутренний мир. Сны, как художественный прием для раскрытия внутреннего мира Раскольникова В распоряжении Достоевского имелось огромное количество художественных средств, которые он с успехом использовал для раскрытия внутреннего мира Раскольникова.

Одним из таких приемов, которые позволили бы описать подсознание и чувства героя, стали сны. Первый сон Раскольникова стал своего рода выражением доброй стороны души Родиона.

В этом сне он, будучи семилетним мальчиком, видит, как мужик Миколка насмерть засекает свою лошадь. Раскольников во сне видит это и ему становится до слез жалко несчастное животное. Этот сон снится Раскольникову до того, как он совершает убийства, и как будто выражает внутренний протест подсознания героя против того, на что он решается пойти.

Важно обратить внимание на отца Раскольникова во сне. Он всё время рядом с ним. Вроде бы и защищает его. Но когда убивают лошадь, мальчик переживает, страдает и мучается, отец не старается ее защитить, не предпринимает каких-то решительных действий, лишь уводит сына. Образ отца в этом сне олицетворяет Бога. Бога в душе Раскольникова.

Он вроде бы и есть, всё время с ним, но ничего хорошего и полезного по мнению героя романа не делает. Происходит отторжение от отца- отторжение от Бога. Сразу после совершения убийства Раскольников видит свой второй сон, в котором он приходит на квартиру к убитой старухе-процентщице. Старуха во сне прячется в углу комнаты и смеется, и тогда Раскольников достает из сквозного кармана на внутренней стороне своего пальто топор и бьет старуху по темени. Однако старуха остается жива, мало того, казалось бы, с ней вообще ничего не происходит.

Тогда Раскольников начинает наносить ей удары по голове, но это вызывает у старухи только новую волну смеха. В этом сне автор показывает нам, что ощущение содеянного, образ убитой старухи теперь не отпустит Раскольникова, и будет преследовать его до того момента, пока он не обретет в душе гармонию с самим собой. Автор уделяет большое внимание деталям произведения, которые могут помочь оказать то или иное воздействие на читателя. Так, в сцене убийства возникает похожий на описанный ранее эффект.

Он достигается за счет того, что старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а ее сестру Лизавету - острием. Однако в течение всего времени, когда происходило убийство, лезвие топора Раскольникова было направлено исключительно на него, как бы угрожая и приглашая стать на место жертвы. Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора. Но вот Раскольников убивает Лизавету, и тем самым получается, что топор все же сумел жестоко наказать Раскольникова.

Вообще, Преступление и наказание наполнено мельчайшими деталями, которые на первый взгляд не воспринимаем, но которые находят отражение в нашем подсознании. Примером таких деталей могут стать числа семь и одиннадцать, которые на протяжении всего романа преследуют Раскольникова. Не стоит обделять вниманием и тот факт, что Достоевскому удавалось мастерски давать портретные описания своих героев. Да, конечно, темп большинства его про из ведений задается настолько стремительный, что зачастую становятся незаметными те или иные портреты действующих лиц. Но, тем не менее, четкий образ, который рисует писатель, частенько надолго остается в нашем сознании и подсознании.

Вспомним, к примеру, старуху процентщицу, образ которой задается во многом использованием уменьшительных слов Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. Сам Петербург в романе представляет собой на удивление живой и яркий образ, который находится в постоянном взаимодействии с главным героем.

А ведь этот образ создается всего лишь за счет нескольких достаточно коротких описаний. Но вернемся ко снам Раскольникова. Самое большое значение для воплощения замысла романа Преступление и наказание имеет третий сон Раскольникова, который имеет место уже в самом эпилоге. Здесь автор вступает в неявный спор с Чернышевским, полностью отрицая его теорию разумного эгоизма. В третьем сне Раскольникова мы видим, как мир погружается в атмосферу эгоизма, делая людей бесноватыми, сумасшедшими, при этом, заставляя их считать себя умными и непоколебимыми в истине. Эгоизм становится причиной непонимания, возникающего между людьми.

Это непонимание, в свою очередь, влечет за собой волну стихийных бедствий, что приводит к тому, что мир погибает. Становится известно, что спастись из этого кошмара могут далеко не все люди, а только чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей. Очевидно, говоря об избранных, автор имеет в виду таких людей, как Соня, являющаяся в романе воплощением истиной духовности, избранные по Достоевскому - это люди, наделенные глубочайшей верой.

Именно в третьем сне Достоевский говорит о том, что индивидуализм и эгоизм представляют для человечества реальную и страшную угрозу, они могут привести к тому, что человек забудет все нормы и понятия, а также перестанет различать такие критерии, как добро и зло. Фантастичность, как категория, имеющая психологический смысл Мы должны обратить пристальное внимание на понятие фантастичность, которое глубоко вплетено во всю ткань романа с начала и до конца.

Это очень важная для Достоевского категория, имеющая и психологический, и идейный смысл. Эпитетом фантастический награждены многие герои Преступления и наказания, он применяется к характеристике поступков, явлений, бывает употреблен и в одобрительном, и 8 порицающем смысле.

Чаще всего это понятие, конечно, связывается с главным героем. Идея Раскольникова, как сказано от автора, дикий и фантастический вопрос нелепой и фантастичной назовет статью героя Порфирий, а дело его для пристава следственных дел - фантастическое, мрачное, дело современное, фантастическим финалом которого могло бы быть самоубийство Раскольникова. Свидригайлову последний понравился фантастичностью своего положения , И дело его он тоже назовет фантастическим. Раскольников фантастичен даже на взгляд своей матери.

Фантастическим душегубцем отрекомендует Лужин также и Свидригайлова, который сам пользуется этим понятием очень охотно. Постепенно, наконец, из всех этих беглых, но многозначительных указаний фантастичность начнет вырисовываться как некоторая национальная черта. По наблюдению Порфирия, Миколка сердце имеет фантаст. ОН же, уже обобщая, скажет Что, не допускаете, что ли, чтоб из такого народа выходили люди фантастические И Свидригайлов, уже готовый к своему вояжу в никуда, подытожит, видимо, наблюдения целой жизни Русские люди вообще широкие люди широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фантастическому, к беспорядочному. Пейзаж, как средство изображения психологического состояния героев Чтобы более точно изобразить психологическое состояние человека, Достоевский нередко прибегает к описанию погоды.

Она иногда расшифровывает, иногда только лишь намекает на состояние души героя.

И очень важно, что она служит созданию определённого настроения у читателя настроения. Например, описание Петербурга, перед самоубийством Свидригайлова. Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошёл по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещилось высоко поднявшаяся на ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки. Мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст С досадой стал он рассматривать дома, чтобы подумать о чём-нибудь другом.

Ни прохожего, ни извозчика не встречал ось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-жёлтые деревянные домики с закрытыми ставнями. Холод и сырость прохватывали всё его тело, его стало знобить. Изредка он наталкивался на лавочные и овощные вывески и каждую тщательно прочитывал. Вот уже и кончилась деревянная мостовая. Он уже поравнялся с большим каменным домом. Грязная, издрогшая собачонка, с поджатым хвостом. Перебежала дорогу. Какой-то мёртвенно пьяный в шинели лицом вниз лежал поперёк тротуара поглядел на него и пошёл далее Невольно приходит в голову мысль разве в такой обстановке может происходить что-то светлое, хорошее, радостное Оно и не происходит.

Описание ненастной, неприятной погоды создаёт определённую психологическую атмосферу, атмосферу предельного психологического напряжения, часто страдания, душевной муки. Душевное состояние героя сопоставляется с описанием погоды. В описании очень часто употребляется слово грязный, видимо, как душа Свидригайлова, которая грязна, порочна.

На душе у него холод и сырость И читателю становится понятна сама причина самоубийства.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание"

В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана… Проанализирую психическое состояние Раскольникова с момента зарождения теории, до ее краха.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Цветопись в романе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Художественное своеобразие - способ раскрытия психологиз
Художественное своеобразие - способ раскрытия психологиз. ма романа Символика Для поддержания общего ритма романа Достоевский пишет таким же прерывистым, нескладным языком, в котором присутствует о

Речевая характеристика героев
Речевая характеристика героев. Речь героев Ф. М. Достоевского более важна, чем портрет. Важна сама манера говорить, общаться между собой и произносить внутренние монологи. Л. Н. Толстой считал У Ф.

Принцип антитезы
Принцип антитезы. Антитеза - основной идейно-композиционный принцип Преступления и наказания, заложенный уже в заглавии. Он проявляется на всех уровнях художественного текста от проблематики до пос

Мир героев романа Преступление и наказание
Мир героев романа Преступление и наказание. Образы бывших героев романа Мир героев Преступления и наказания. В чем его тревожная непривычность? Только в том, что почти все центральные фигуры романа

Психологический облик Петербурга в романе
Психологический облик Петербурга в романе. В петербургской топографии Достоевский, конечно, выбирает не парадно-историческую, фешенебельную часть, а ту, где совершается процесс жизни города - физио

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги