рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Речевая характеристика героев

Речевая характеристика героев - раздел Литература, Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание" Речевая Характеристика Героев. Речь Героев Ф. М. Достоевского Более Важна, Че...

Речевая характеристика героев. Речь героев Ф. М. Достоевского более важна, чем портрет. Важна сама манера говорить, общаться между собой и произносить внутренние монологи. Л. Н. Толстой считал У Ф. М. Достоевского все герои говорят одинаковым языком, не передавая своих индивидуальных душевных переживаний. Современный исследователь Ю. Ф. Карякин спорит с этим утверждением.

Тот накал страстей, который выражается в этих спорах, не оставляет места для хладнокровного обдумывания. Все герои высказывают самое важное, самое сокровенное, самовыражаются на пределе, кричат в исступлении или шепчут в смертельном бреду последние признания. Ю.Ф.Карякин. Самообман Раскольникова. Художественная литература , 1976. 26 стр. Что может служить лучшей рекомендацией искренности, чем состояние истерики, когда открывается твой внутренний мир? В кризисных ситуациях, во время скандала, в напряженнейших эпизодах, следующих один за другим, герои Достоевского выплескивают все, что накипело в душе. Не слова судороги, слипшиеся комом В. Маяковский.

В речи героев, всегда взволнованной, невзначай проскальзывает то, что они больше всего хотели бы скрыть, утаить от окружающих. Этот прием, применяемый Ф. М. Достоевским свидетельство глубочайшего знания им человеческой природы. Скрепленные ассоциативными связями, эти намеки и оговорки как раз и выводят наружу все тайное, на первый взгляд недоступное.

Иногда, напряженно думая о чем-то, герои начинают раскладывать на отдельные слова речь других персонажей, акцентируя свое внимание на определенных словах-ассоциациях. Наблюдая этот процесс, мы узнаем, например, что же по-настоящему гнетет Раскольникова, когда он из разговора Лизаветы и мещан выделяет лишь слова семь, в седьмом часу, решайтесь, Лизавета Ивановна, порешить. В конце концов, эти слова в его воспаленном сознании превращаются в слова смерть, поре шить, то есть убить.

Что интересно Порфирием Петровичем, тонким психологом - криминалистом, эти ассоциативные связи используются сознательно в разговоре с Раскольниковым. Он давит на сознание Раскольникова, повторяя слова казенная квартира, то есть тюрьма, порешить, обух, заставляя Раскольникова все более волноваться и доводя наконец его до конечной цели признания. Слова обух, кровь, темя, смерть проходят лейтмотивом через весь роман, через все разговоры Раскольникова с Заметовым, Разумихиным и Порфирием Петровичем, создавая особый психологический подтекст. Психологический подтекст есть не что иное, как рассредоточенный повтор, все звенья которого вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, из чего рождается их новый, более глубокий смысл говорит один из исследователей Ф. М. Достоевского Т. Сильман.

Порфирий Петрович, наверное, тоже так думает, он играет словами, заставляя Раскольникова признаться. В этот момент Раскольников получает тяжелую моральную травму, переживания не дают ему покоя, и он выплескивает все наружу.

Цель Порфирия Петровича достигнута. Общий психологический настрой способствует выявлению сходства персонажей. Вот что говорит о проблеме двойничества известный исследователь Достоевского Топоров то, что мы выделяем Раскольникова и Свидригайлова строго говоря, дань привычке в частности, к ипостасности. Итак, с помощью целой системы двойников происходит раскрытие главного героя Достоевского. Образы Сони, Дуни, Катерины Ивановны тоже пересекаются по ряду мотивов например, самоотверженность свойственна всем трем. При этом Катерина Ивановна в высшей степени наделена еще и своеволием, а Дунечка и горда, и своенравна, и жертвенна.

Она почти прямая копия брата - Родиона Раскольникова. Вот что говорит о них мать смотрела я на вас обоих, и не столько лицом, сколько душою оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные. Здесь также имеет место один из приемов характеристики персонажа, один из способов проникновения во внутренний мир героя характеристика его другими персонажами.

Но у Ф. М. Достоевского герои поясняют друг друга не только с помощью речи. Схожих действующих лиц Достоевский наделяет созвучными фамилиями. Говорящие фамилии - это прием, пришедший еще из классицизма, благодаря ему очень метко дается характеристика герою. Фамилии Ф. М. Достоевского под стать портретам. Целый ряд хтонических Г. Гачев персонажей наделен фамилиями, где явно просматривается слово рог Ставрогин, Свидригайлов, Рогожин. Это какие-то бесовские атрибуты земного человека.

В романах Ф. М. Достоевского фамилии персонажей даже по своему звуковому составу представляют собой уже характеристики. Мармеладов внутренне мягок, прозрачен, его фамилия указывает на водяной состав - преобладают м, н, л - звуки сонорные, звонкие, женские, влажные Г. Гачев. Это тоже попытка проникновения во внутренний мир персонажа, но связи персонаж читатель устанавливаются на подсознательном уровне.

Ф. М. Достоевский не знает себе равных по количеству и, главное, по виртуозности использования приемов проникновения во внутренний мир героев.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание"

В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана… Проанализирую психическое состояние Раскольникова с момента зарождения теории, до ее краха.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Речевая характеристика героев

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Художественное своеобразие - способ раскрытия психологиз
Художественное своеобразие - способ раскрытия психологиз. ма романа Символика Для поддержания общего ритма романа Достоевский пишет таким же прерывистым, нескладным языком, в котором присутствует о

Цветопись в романе
Цветопись в романе. Действие романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы,

Принцип антитезы
Принцип антитезы. Антитеза - основной идейно-композиционный принцип Преступления и наказания, заложенный уже в заглавии. Он проявляется на всех уровнях художественного текста от проблематики до пос

Мир героев романа Преступление и наказание
Мир героев романа Преступление и наказание. Образы бывших героев романа Мир героев Преступления и наказания. В чем его тревожная непривычность? Только в том, что почти все центральные фигуры романа

Психологический облик Петербурга в романе
Психологический облик Петербурга в романе. В петербургской топографии Достоевский, конечно, выбирает не парадно-историческую, фешенебельную часть, а ту, где совершается процесс жизни города - физио

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги