рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Разнообразие художественных идей в рассказах Леонида Андреева

Работа сделанна в 2009 году

Разнообразие художественных идей в рассказах Леонида Андреева - Курсовая Работа, раздел Литература, - 2009 год - Разнообразие Художественных Идей В Рассказах Леонида Андреева Курсовая Работа...

РАЗНООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИДЕЙ В РАССКАЗАХ ЛЕОНИДА АНДРЕЕВА Курсовая работа студентки второго курса, специальности «Русская филология», дневной формы обучения, Соколюк Натальи Николаевны Научный руководитель – кандидат филологических наук, доцент Чумакевич Э.В. БРЕСТ 2009 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Л. АНДРЕЕВА ГЛАВА 2. РАЗНООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИДЕЙ В РАССКАЗАХ Л. АНДРЕЕВА 2.1 Богоборческая тематика в рассказах «Иуда Искариот» и «Жизнь Василия Фивейского» 2.2 Первая мировая война как проклятие человечества. Рассказ «Красный смех» 2.3 Русская действительность глазами детей. Рассказы «Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Ангелочек» 2.4 Проблемы психологии и смысла жизни в рассказах «Большой шлем», «Жили-были», «Мысль», «Рассказ о Сергее Петровиче» ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Творчество Леонида Андреева принадлежит к одной из ярких страниц в истории русской литературы конца XIX – начала XX века. Это писатель большого таланта, оригинальный, своеобразный художник. «Возникнув как средоточие духовно-нравственных, интеллектуальных и художественных поисков, творческое наследие писателя определило ведущие тенденции развития русского и мирового искусства XX века. Л. Андреева можно назвать одной из ярчайших фигур своего времени, оставившей оригинальный след в искусстве.

В его творческом методе причудливо переплелись реализм и новейшие веяния начавшегося столетия.

Творчество Андреева в целом было неотъемлемой частью литературно- художественной жизни России начала века. Его имя вызывало бурную реакцию на страницах печати, ему были посвящены книги, статьи, рецензии.

О его произведениях существует множество положительных и даже восторженных откликов»[9]. Сразу после появления его первых рассказов о молодом авторе сразу же «во весь голос» заговорили критики – А. Измайлов в «биржевых ведомостях», И. Ясинский в «Ежемесячных сочинениях», Е. Соловьев в «Журнале для всех» Современная писателю критика неизменно обращала внимание на его тяготение к философским и религиозно-этическим проблемам.

Так, «М. Неведомский считал определяющим для его драматургии именно «философский характер», В.Г. Короленко особенно выделял у Андреева «вечный вопрос человеческого духа в его искании своей связи с бесконечностью вообще и с бесконечной справедливостью в частности»[8]. Но были и те, кто не совсем лестно относился к творчеству Андреева: «Л.Н. Толстой нередко писал о «преувеличении чувства», «фальшивой чепухе», «отсутствии чувства меры», «неестественном» поведении героев Андреева»[9]. Спорным в оценке писателей-современников оказался и вопрос о принадлежности творчества Андреева к определенному литературному направлению.

Его считали и реалистом, и символистом, а сам Л. Андреев писал о себе: «Кто я Для благороднорожденных декадентов - презренный реалист, для наследственных реалистов — подозрительный символист»[9] Но к каким бы литературным направлениям его не относили, он остается одной из ярчайших фигур своего времени, оставивших оригинальный след в мировом искусстве.

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Л. АНДРЕЕВА Детские годы писатель провел среди детей бедняков, поэтому, как никто другой знал всю правду об их тяжёлой судьбе. В дальнейшем эти воспоминания отразились в рассказах «Баргамот и Гараська», «Ангелочек», «Петька на даче», изображающих страдания детей и их рабское положение. «Окончив в 1897 году юридический факультет Московского университета, Андреев очень скоро разочаровался в адвокатской карьере и стал репортёром, вначале в «Московском вестнике», а вскоре и в «Курьере», где он за пять лет опубликовал одних только фельетонов более двухсот (под псевдонимом Джемс Линч)»[5, с33]. «Духом неприятия существующего строя веет от фельетонов и судебных отчётов Андреева, в которых он обращал первостепенное внимание на социальные мотивы преступления.

В одном из отчётов он рассказывает о хозяине свинцово-белильной фабрики, который считал человеческую жизнь «дешевле пары рукавиц». В другом – о городовом, оштрафовавшем рабочих только за то, что они пели «Дубинушку». В третьем – о владельце мастерской, убившем рабочего, который «вздумал» пожаловаться на своё незаконное увольнение. «Кто хочет узнать неприглядные стороны нашей жизни, обыкновенно прикрываемые фиговым листком внешней культурности, пусть идёт в суд» - вот кредо молодого репортёра.»[2, с19] «В первых рассказах Андреева ощутимо влияние Помяловского, Г. Успенского, Достоевского, Чехова, Салтыкова-Щедрина.

Андреев пишет об «униженных и оскорбленных», о засасывающей пошлости и отупляющем воздействии на человека мещанской среды, о тех, кто брошен судьбой на самое дно жизни, о мелком чиновном люде, о стандартизации человеческой личности в условиях буржуазного общества.

В центре внимания Андреева «маленький», «обыкновенный» человек». [7, с 380-381] На становление творческой индивидуальности Андреева очень большое влияние оказал М. Горький. «Он привлек Андреева к сотрудничеству в «журнале для всех», ввел в литературный кружок «Среда», куда входили И.А. Бунин, В.В. Вересаев, А.С. Серафимович и др. талантливые люди. С помощью Горького был выпущен первый том «Рассказов»[9]. В творчестве Андреева большое место занимает исследование психологии человека, мотивы рока, судьбы.

Это связано, прежде всего, с тяжелыми условиями жизни писателя: постоянной нехваткой средств существования, неоднократными попытками самоубийства.

В формировании индивидуальности Андреева-художника велика роль мировой и русской классики, а также прогрессивной демократической литературы второй половины ХIХ века. Толстой, Достоевский, Гаршин научили его постигать скрытые основы бытия, привили «больную» совесть и бесстрашную искренность. ГЛАВА 2.

РАЗНООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИДЕЙ В РАССКАЗАХ Л. АНДРЕЕВА

АНДРЕЕВА. И душа не выдерживает: победить предопределение невозможно. Итак, Иуда... Уверенность, что где-нибудь да должна быть справедливость и совершенно... И каждая церковь на земле – это оскорбление неба, свидетельство о стра... Кончает он самоубийством – «свободной смертью», по Ницше, под влиянием...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Художественная мысль Леонида Андреева очень часто, подолгу и упорно задерживалась на «вековечных» вопросах и проблемах – о жизни и смерти, о загадках человеческого бытия, о предназначении человека и его месте в бесконечном круговороте жизни.

Изображенный Андреевым духовный кризис отца Василия, человека, наивно думающего избавить человечество от зла жизни волею неба, современниками воспринимался как призыв своими силами добиваться правды на земле. В рассказе «Стена» автор высказал мысль о том, что человек может и должен активно противостоять року. Даже если это противостояние закончится трагически, человечество должно идти вперёд. Сергей Петрович из одноимённого рассказа понимает, что в социально несправедливом обществе человек не может быть счастлив, и, осознав себя ничтожным, решает покончить с собой.

В рассказе «Жили-были» Андреев нарисовал кусочек вечной, неистребимой жизни, запечатлел её краткое мгновение и показал, что оно может быть для одних безрадостным, бессмысленным, бесцельным, для других – бессмертным, приобщением к вечному и доброму. В рассказе «Мысль» видна трагедия человека, разрушившего в себе «нравственные инстинкты», и который потом разрушился сам. Писатель в рассказе «Баргамот и Гараська» утверждал, что даже самый «последний» человек есть тоже человек и называется брат твой. Ярым противником войны выступил писатель в рассказе «Красный смех». Рассказ был криком о необходимости спасения человека, людей, народов, человечества от «мировой заразы», насаждающей войны как способ собственного существования и распространения.

Писатель высказывает мысль о том, что будни «обесцвечивают» человека, обесценивают его душу, такой человек заслуживает презрения, но в то же время и жалости («Большой шлем»). Совершенно по-новому преподносит Андреев тему предательства («Иуда Искариот»). Иуда не может победить его, но он и не может не любить Иисуса.

И вся психология предательства заключается тогда в борьбе личности с предопределением в борьбе Иуды с предначертанной ему миссией. Рассказы о детях заставляют задуматься об украденном детстве и безвозвратно потерянном счастье, которые нужны каждому человеку.

Рассказы Л. Андреева, написанные в конце XIX - начале XX в. остаются актуальными и в наше время. Идеи, высказанные писателем, по-прежнему волнуют современного человека: в мире продолжаются бессмысленные войны; люди все также борются со своей судьбой, одни точно знают, для чего живут, другие просто проживают ее. Именно поэтому творчество Леонида Андреева остаётся актуальным спустя столетие. Андреев открыл в литературе свой, новый мир, мир овеянных революционным дыханием мятежных стихий, тревожных мыслей, философских настроений.

Остро реагировавший на переходность, кризисность всех сфер жизни переломной эпохи, Андреев выступил как художник-искатель, экспериментатор, заражавший самим процессом напряжённых, мучительных поисков всех, кто с ним соприкоснулся. Блок и Горький, Воровский и Вересаев, Бенуа и Киров, Луначарский и Волошин, Короленко и Р.Люксембург – эти и многие другие современники Андреева повторяли, например, что он сделал жизненно необходимой для каждого из них потребность сейчас, незамедлительно и точно, ответить себе и всем вокруг на вечные, «проклятые» вопросы, открытые человечеством в древние времена и актуальные по сей день: о цели человеческого существования, о трагедиях жизни и смерти, о путях разума, веры и чувства, о борьбе с «мировым злом» за победу человека, за победу добра.

Самую эту неистребимую потребность Андреева задавать вопросы и требовать на них ответа А.Блок считал характерно русской чертой, резко обозначившейся в революционную эпоху.

Андреев задавал свои вопросы старому миру «от самой глубины своей, неотступно и бессознательно», задавал их от лица «великого дитяти – России», выходившей на арену мировой истории в качестве исполнителя главной роли и нуждавшейся в действенных ответах. «Андреев стоял у истоков ряда явлений, получивших развитие в русском и зарубежном искусстве. Как показывают исследования о конкретных писателях, отдельные художники испытывали на себе его воздействие, целые литературные течения шли по путям, обозначенным его творчеством: опыт Андреева имел большое значение для В. Маяковского и Б. Брехта, без него нельзя установить родословную Ф. Кафки, Л.Пиранделло и О’Нилла; обращение к творчеству Андреева обнаруживает корни таких литературных явлений, как экзистенциализм (А.Камю), интеллектуальный театр и театр абсурда, «философский реализм» в Японии; искания Андреева в области «неореализма» и «универсального психологизма» находятся в русле разнообразных веяний в русском и мировом театре и кино».[4, с 36] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Андреев Л.Н. Избранное. – М: Советская Россия, 1988. – 323с. 2. Богданов В.А. Творчество Л. Андреева // Андреев Л.Н. Избранное. – М: Советская Россия, 1988. – с 3-15. 3. Кулешов Ф.И. О прозе Леонида Андреева // Андреев, Л.Н. Красный смех: Избранные рассказы и повести. – Мн: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1981. – с 5-22. 4. Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева. – Л: Изд-во Ленинградского университета,1976. – 239с. 5. Русские писатели: библиографический словарь: В 2 т. / под ред. П.А. Николаева. – М: Просвещение, 1990. – Т. 1. – с.32-36. 6. Русская литература ХХ века 1897-1917: учебное пособие для студентов белорусских отделений филологических факультетов педагогических институтов Белоруссии / под ред. Т.Б. Лиокумовича. – Брест: Коммерческо-издательское предприятие «Пирс», 1993. – 138с. 7. Соколов А.Г. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века. Учеб. – 4-е изд, доп. и перераб – М: Высш. шк; Изд. центр Академия, 2000г – 432с. 8. http://www.leonidadnreev.net.ru 9. http://www. ronl.ru.

– Конец работы –

Используемые теги: разнообразие, художественных, идей, рассказах, Андреева0.081

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Разнообразие художественных идей в рассказах Леонида Андреева

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Спор Иуды Искариота с Иисусом Христом в рассказе Л.Н.Андреева "Иуда Искариот"
Именно в такое время,когда становилось понятно, что нет в мире ничего незыблемого, создавалсярассказ Иуда Искариот . Сам Л.Андреевопределил свой… Понятие предательстваАндреевым переосмысливается, расширяется в смерти Христа… Достоин ли человек любви Иисуса, его жертвы?Стоит ли прощать человека за все то, что он совершил? Сможетли человек…

Творческая история рассказа Л.Н.Толстого "За что?" (Документальный источник и художественные подступы к теме)
Повесть в документах Прометей. Историко-биографический альманах т. 8, М 1972 С.131-147 Н.Н.Гусева Гусев Н.Н… Трудно согласиться с утверждением , что сюжет За что- это не случай, имевший место в жизни, а форма повести,…

Художественное время в рассказе Чехова "Студент"
Иными словами, это явление самой художественной ткани литературного произведения, подчиняющее своим художественным задачам и грамматическое время, и… Однако Чехов выходит далеко за рамки этого короткого периода. Благодаря мыслям… Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку" - так начинает…

Особенности художественного восприятия произведений изобразительного искусства в курсе "Мировая художественная культура"
Детище художественной культуры общества, произведение искусства в ней живет и функционирует. В свою очередь, художественная культура немыслима вне произведения искусства,… Такую личность формируют различные стороны жизни общества, а отнюдь не одно искусство.

Творческая история рассказа Л.Н.Толстого "За что?" (Документальный источник и художественные подступы к теме)
Повесть в документах Прометей. Историко-биографический альманах т. 8, М 1972 С.131-147 Н.Н.Гусева Гусев Н.Н… Трудно согласиться с утверждением , что сюжет За что- это не случай, имевший место в жизни, а форма повести,…

Идея и художественные средства ее воплощения в поэме А.Ахматовой "Реквием"
Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село, там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания - царскосельские зеленое… Моего предка хана Ахмата писала Анна Андреевна убил ночью в его шатре… Егор Мотовилов был моим прадедом.

Образы детей в рождественских рассказах Ч. Диккенса и святочных рассказах русских писателей второй половины XIX века
С одной стороны, это религиозный праздник, связанный с Рождением в Вифлееме Иисуса Христа.Поэтому очень много символов, образов и воплощенных в этих… С другой стороны, дни празднования Рождества (на Руси их еще называли… Есть еще одна сторона праздника Рождества – светская, связанная с традицией семейного празднования, идеей объединения…

Рассказ Л. Андреева "Жизнь человека"
Уже первый рассказ Баргамот и Гараська обратил на себя внимание М. Горького. В своих ранних произведениях Андреев выступает с критикой бездушие и… Петька на даче, Первый гонорар и др. однако уже в произведениях раннего… До революции их ставили на своих сценах лучшие театры России. Особенно бурный успех выпал на долю спектакля Жизнь…

“Дидактические идеи Льва Николаевича Толстого. Идея свободы выбора содержания в образовании”
В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого привлекают актуальностью проблем… В раздумьях о новой школе и новой педагогической науке Л. Н. Толстого мы… Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества, спасти будущих…

Идея и художественные средства ее воплощения в поэме А.Ахматовой "Реквием"
Годовалым ребенком я была перевезена на север - в Царское Село, там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания - царскосельские зеленое… Моего предка хана Ахмата писала Анна Андреевна убил ночью в его шатре… Егор Мотовилов был моим прадедом.

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам