рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философское осмысление романа М.А. Булгакова Мастер и Маргарита

Философское осмысление романа М.А. Булгакова Мастер и Маргарита - раздел Литература, Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов) Философское Осмысление Романа М.а. Булгакова Мастер И Маргарита. Уже С Первых...

Философское осмысление романа М.А. Булгакова Мастер и Маргарита. Уже с первых строк романа становится ясно главное, что интересует его героев это поиски истины. Начитанный Берлиоз растолковывает невежественному стихотворцу Ивану Бездомному суждение историков-материалистов о евангельских преданиях.

И тут же загадочный иностранный профессор Воланд утверждает эти предания истинны и никаких доказательств для этого не надо. Впрочем, истины бывают разные, и одну из них Воланд готов предъявить Берлиозу, который доверяет только науке. Жуткое и, казалось, совершенно неправдоподобное предсказание Воланда немедленно сбывается на глазах изумленного Иванушки. Бедняга спешит к Грибоедову, чтобы поведать об открывшихся ему истинах и потребовать послать мотоциклистов с револьверами на поимку зловещего профессора. Затем этот несчастный Иванушка, попав в сумасшедший дом, выслушивает сначала лекцию о медицинских истинах от светила психиатрической науки профессора Стравинского, а позже - продолжение рассказа о евангельских истинах от Мастера.

Об истине говорят Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри, Левий Матфей, Каиафа, а по-своему даже Иуда. Похоже, истину стремятся узнать все - и конферансье Жорж Бенгальский, и председатель акустической комиссии товарищ Семплеяров.

И оба немедленно получают такие разъяснения, которых никак не ждали. Все новых вопросов и новых ответов об истине так много, что это, похоже, и есть тот основной стержень, вокруг которого развертывается все действие романа. Но если это верно, то перед нами произведение высокого искусства, за тонкими художественными кружевами которого таятся размышления над самыми глубокими тайнами человеческого бытия. Может быть, именно в этой многослойности текста романа, в его скрытой загадочности и заключается причина того неувядающего интереса, который вызывает у читателей это произведение Булгакова на протяжении уже нескольких десятков лет. Если в этих рассуждениях нет ошибки, то у нас появляется увлекательная возможность обсудить важные и глубокие философские вопросы - о смысле жизни, об основных ценностях, о человеческой свободе - с весьма умным и проницательным собеседником, каким был автор знаменитого романа.

Ставя перед собой такую задачу, мы должны будем по-новому прочитать роман, стремясь разгадать тайные шифры, за которыми скрывал - вынужден был скрывать по условиям эпохи - свои мысли М.А. Булгаков.

Пытаясь прочитать роман как философское сочинение на тему об истине, начать целесообразно с уточнения самого термина. Итак, что же такое истина? Откроем философский энциклопедический словарь. Истина говорится там это адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания 4,90 . Наверное, именно такое определение приводил Берлиоз в своих лекциях, которые читал в Литературном институте или где-нибудь еще. И раз уж мы приняли решение дать философское прочтение романа, то попытаемся задать тот же вопрос об истине одного из наиболее глубоких русских философов - Н.А Бердяева.

Истина говорится в его книге Творчество и объективация не есть отражение мира таким, каков он есть и представляется, а есть борьба с тьмой и злом мира. Познание истины есть самовозгорание света логоса в существовании в бытии, и этот процесс происходит в глубине бытия, а не противостоит бытию.

Истина - духовна, она в духе и есть победа духа над бездуховной объективностью мира мира вещей. Истина есть пробуждение духа в человеке, приобщение к духу 10,97 . Н.А. Бердяева считают одним из основоположников философии, которая выдвигает на первый план уникальность человеческого бытия, человеческой личности как высшей ценности. Комментируя данное им определение истины, следует признать, что с его точки зрения понятие истины тождественно высшему смыслу человеческого бытия, оно имеет очевидную этическую направленность и фактически тождественно добру.

Такой выбор истины далеко не всегда оказывается легким делом, за него надо бороться, а иногда он требует жертвы. Разумеется, подобное понимание истины далеко от принципов логического позитивизма, прагматизма или диалектического материализма в стиле всезнающего Берлиоза, но зато оно значительно ближе к той философии, на основе которой М.А. Булгаков выстраивает свой роман.

Но если мы правильно разгадали философское пространство, на фоне которого разворачиваются события романа, то, мы должны обратиться к рассмотрению двух других фокусов, которые, взятые в совокупности, образуют центральную триаду этой философии, а именно категорий личности и свободы. Обратимся снова к помощи Бердяева. Личность разъясняет он не есть биологическая или психологическая категория, но категория этическая и духовная. Личность есть не субстанция, а акт, творческий акт Личность есть активность, сопротивление, победа над тяжестью мира, торжество свободы над рабством мира 10,97 . Но личность и эгоцентризм - антиподы, продолжает философ эгоцентризм - это двойное рабство, рабство у самого себя и у всего, что не - я, у мира. Главное в личности, продолжает свою мысль Бердяев свободное творчество и пророческое начало.

Творческая личность ведет борьбу за первородность, изначальность, чистоту нравственной совести и нравственной мысли при постоянном сопротивлении охлажденной коллективной нравственной совести и мысли, духа времени, общественного мнения Этика творчества есть всегда профетическая, обращенная к будущему этика и потому идущая от личности, а не от коллектива, но направленная социально 10,102 . Остается применить масштаб этой экзистенциальной философской триады истина- личность- свобода к оценке романа Булгакова.

И тогда сразу приходится сделать наблюдение, которое может показаться удивительным из числа более чем 500 появляющихся на страницах романа персонажей свободными творческими личностями можно, пожалуй, назвать лишь двоих - Мастера и Иешуа Га-Ноцри. Мастер, правда, не выдерживает накала борьбы за утверждение истины и отказывается даже от собственного имени.

Зато в равнодушном ко всему прокураторе Иудеи после того, как он трусливо отправил на Голгофу несчастного философа, вдруг просыпается совесть. Из других героев романа больше никто не удовлетворяет тем критериям, которые были сформулированы выше. Если быть более точным, то к ним надо причислить еще одного - самого автора романа, личное присутствие которого явно ощущается на многих его страницах, особенно в заключительной части.

Автору важны не столько отдельные герои, сколько страна, населяющий ее народ, его исторические судьбы. И чтобы достаточно рельефно и убедительно выразить драматизм этой эпохи, которая, несомненно, представлялась Булгакову историческим безвременьем, ему было вполне достаточно этих двух или трех героев, которых, хотя и в разной степени, можно было бы назвать личностями.

Неудивительно, что участь обоих оказывается драматичной, хотя и по-разному. Иешуа последователен до конца и ни от чего не отрекается, а потому оказывается достоин света. Мастер капитулирует перед трудностями и сжигает свой роман - дело всей жизни - и получает лишь покой в сфере Воланда. Обратимся снова к свидетельствам русских мыслителей. Славянофил Ю.Ф. Самарин, 40-е гг. XIX в. Общинное начало составляет основу, грунт всей русской истории оно полагает высший акт личной свободы и сознания - самоотречение 24,176 . Уже отсюда ясно если в государстве нет общества свободных личностей, ему необходим властитель и необходим его культ.

Философ-монархист И.А. Ильин, 20-е гг. XX в. в России личная духовность в массах была не укреплена, не воспитана и не организованна. В смысле государственного разумения и навыка совершенно слаба 12,124 . Но эта исторически предопределенная подавленность личностного начала имела тягостные последствия.

Первое из них - привычка жить по принципу каждый за себя и каждый для себя. Время ужасающего индивидуализма, хищничества, зависти, бессердечия к чужим страданиям - такой запомнилась послереволюционная Россия И. Бунину 11,106 . И разве не за эти черты наказывают московских обывателей разбитные и насмешливые спутники Воланда - Коровьев и Бегемот? Свободному человеку тяжело в этой затхлой атмосфере всеобщей бездуховности. Но тем сильнее озаряет ее вспыхивающий внезапно яркий свет беззаветного и всеохватывающего высокого человеческого чувства.

Это любовь Маргариты к Мастеру и самоотверженная преданность Иешуа, которую испытывает Левий Матфей. В свете этих светозарных порывов меняется весь мир и, словно после очистительного дождя, на небосклоне появляется радуга надежды. И миф, и вымысел автору нужны для того, чтобы высветить вполне реальные жизненные проблемы. С этой точки зрения фокусом, центральной точкой всего романного действия является бал, который дает Воланд, похоже, это вообще главное, для чего он прибыл в весеннюю Москву.

Используя тайные возможности четвертого измерения, князь тьмы устраивает роскошный бал для своих избранников. По широкой мраморной лестнице поднимаются короли, герцоги, кавалеры, отравители, шулеры, доносчики, изменники, палачи, тюремщики, растлители и прочая дьявольская камарилья. На верхней ступеньке их встречает Маргарита, королева бала. И начинается празднество. Гремит оркестр, которым дирижирует сам Иоганн Штраус.

На зеркальном полу ловко кружатся пары. В открытом бассейне плещется шампанское. Девушки разносят зажаренное на раскаленных углях мясо. Нет, это не сборище пришельцев из ада. Это пир торжествующего зла, которое простерло свои черные крылья над всем миром. Наступает рассвет - и великий бал Сатаны заканчивается. Но черные отблески этого дьявольского торжества видны на многих других страницах романа. Это и полное азарта пьяное веселье в ресторане Грибоедов, где кружатся тоже какие-то нелюди, монстры от литературы, и сеанс черной магии, который дает в варьете Воланд одна из лучших в мировой литературе сатирических пародий на безудержную страсть к потребительству.

Блики этого сатанинского праздника лежат также на многочисленных эпизодах, как бы невзначай рассеянных повсюду в романе. Понтий Пилат заискивает перед человеком в капюшоне - Афранием, имперским гебешником в провинции Иудее. Наташа подкуплена? пугается Маргарита, когда ей кажется, что Азазелло знает се мысли.

Нет документа говорит Коровьев нет и человека. И, прошу заметить, и не было 8,178 . Список подобных, с первого взгляда малозначительных эпизодов можно продолжить без труда. При внимательном чтении они позволяют достаточно ясно ощутить ту страшную обстановку всеобщей подозрительности, доносительства и внезапных бесследных исчезновений людей, о которой Булгаков мог поведать только иносказательно. Если судить формально, роман заканчивается, в сущности, драматически.

Московскую затхлую атмосферу визит Сатаны не возмутил. Рукопись романа Мастера вопреки заверениям Воланда все-таки сгорела на пожаре в его квартире. Сам Мастер вместе с Маргаритой уходят из жизни -они получили покой в сфере Воланда. Правда, главного героя - жестокого прокуратора Иудеи ждет прощение и даже как будто совершенно не заслуженная им награда. А Воланд, завершив свою дьявольскую миссию в Москве, вместе со своими спутниками проваливается без оглядки в черную бездну. Однако техника постмодерна такова, что автору нет необходимости углубляться во внутренний мир своих героев, они нужны ему больше как служебный материал для раскрытия собственного идейного замысла.

А потому и читателей мало трогают печали заключительных сцен романа, который в целом оставляет светлое и жизнерадостное впечатление, И происходит это во многом благодаря тому, что мрачные спутники князя тьмы - темно-фиолетовый, никогда не улыбающийся рыцарь Фагот, худенький демон - паж Бегемот и демон безводной пустыни Азазелло натянули на себя шутовские маски и принялись весело проказничать в не очень-то радостной Москве 1930-х гг. И мир вокруг них словно ожил, заиграл яркими красками. Глубокий философ М.А. Булгаков одновременно в совершенстве владеет техникой медиа.

Поэтому его роман читается столь же легко, как Двенадцать стульев или Золотой теленок Ильфа и Петрова, и оставляет после себя радостное ощущение. А кончается все очистительным огнем, весенней грозой и светлой радугой над Москвой-рекой.

А как же с вопросом, который задает главный герой романа что есть истина? На него тоже дается ответ, но, чтобы понять смысл этого ответа, остановимся на том странном выборе, который в конце романа делает Иешуа он приближает к себе Пилата, который трусливо предал его, но отвергает Мастера, пострадавшего за то, что верно угадал историю самого Иешуа. Здесь явно сработала не житейская, а какая-то совсем иная логика. Какая? У кого-то из критиков писавших о романе, встречается догадка это из-за подсознательного преклонения перед властью будь то Пилат, или Воланд, или Сталин, чья тень незримо витает над страницами романа, которое испытывают герои романа, а следовательно, и его автор.

Зная жизнь М.А. Булгакова, можно утверждать, что это глупая клевета. Дело, очевидно, в чем-то другом. Чтобы разгадать, чем же руководствовался Иешуа, делая свой выбор, попробуем сначала поточнее разобраться в другом вопросе а кто он собственно такой, этот герой романа - нищий полуюродивый бродяжка или кто-то еще? На нем, несомненно, лежит отсвет Богочеловека Иисуса Христа.

Если Христос - Истина, то его бытовое отображение Иешуа - стремление к истине, вечный поиск истины. Благая весть писал о существе христианского учения С.Л. Франк возвещала не ничтожество и слабость человека, а его вечное аристократическое достоинство Вся мораль христианства вытекает из этого нового самосознания человека восстание рабов в морали она вся целиком опирается, напротив, с одной стороны, на аристократический принцип noblesse oblige, и, с другой стороны, на напряженное чувство святынь и человека как существа, имеющего богочеловеческую природу 16,139 . Булгаков вырос в культурной семье профессора Киевской духовной академии.

Скорее всего ему были известны суждения об Истине, высказывавшиеся Н.А. Бердяевым, С.Л. Франком и другими русскими философами. Вспомним слова Бердяева истина есть победа духа над бездуховным миром вещей. Вспомним и слова самого Булгакова о великой Эволюции Истина - не Абсолют, это сама жизнь в ее вечном движении 10,107 . Сломленный обстоятельствами и отказавшийся даже от собственного имени Мастер хочет только покоя - его он и получает.

И, разумеется, не в свете, потому что свет - это жизнь, это вечный бой. А вот Пилат измучен проснувшейся совестью, он открыт для диалога, потому интересен для Иешуа а точнее, для Булгакова. Если очень подумать, то этот финал можно прочитать и так это протест против смирения перед мертвящим духом сталинщины.

Отрицание этого духа очень жизнерадостно демонстрирует команда Воланда, похоже, посетившая Москву специально для этой цели. В качестве эпиграфа к своему роману Булгаков выбрал слова из бессмертного произведения Гёте. Ты кто спрашивает Фауст. И Мефистофель отвечает Часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла 8,15 . И этот выбор вряд ли случаен философское проникновение в тайны бытия волновало Михаила Афанасьевича Булгакова нисколько не меньше, чем великого автора Фауста. А потому закончить наше исследование его последнего, закатного романа мне хочется, вспомнив полный надежды на светлое будущее заключительный монолог главного героя поэмы Гёте Вот мысль, которой весь я предан, Итог всего, что ум скопил.

Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, Жизнь и свободу заслужил. Итак, Мастер и Маргарита - двойной роман. Оба романа противопоставлены друг другу, и появление главного действующего лица романа Мастера о Понтии Пилате - Иешуа - в романе о Мастере невозможно, так как он повествует нам о времени самого писателя, эпохе, символом которой был Воланд - сатана.

Добро же в реальной жизни могло быть только относительным, частичным. В ином случае существования его становилось невозможным. Поэтому-то Мастер и Маргарита, воплощение добра в романе о Мастере, и вынуждены вступать в союз с Воландом, то есть идти на компромиссы с совестью, лгать, чтобы сохранить любовь и истину о Христе, открывшуюся Мастеру. Это и объясняет двойственность персонажей.

Святость и добро порой сочетаются в их образах со злом, ложью и предательством. Так, Маргарита выступает не только в качестве ведьмы, устраивающей разгром в квартире критика Латунского она утешает плачущего ребенка, что в народных легендах свойственно или святой, или самой Пречистой Деве. Мастер же, восстанавливая в своем романе о Понтии Пилате ход событий, происшедших в Ершалаиме четырнадцатого числа весеннего месяца нисана 125, является, безусловно, личностью талантливой и незаурядной, но сломленной преследованиями - отрекается от творчества, предавая открывшуюся ему истину.

Единственный ученик Мастера, поэт Иван Бездомный бросает писать стихи по совету учителя, но все-таки случившееся с ним потом считает только тяжким наваждением, болезнью. Добро в романе о Мастере - как отмечает Куликова О.В хоть и не абсолютно, но реально. Иначе изображено в нем зло оно представлено как реальное, порожденное государственным строем, и сверхъестественное, библейское. Воланд и его свита появляются на страницах романа с целью разоблачить зло реальное.

Булгаков наделяет их функциями судей, чтобы высмеять общественную жизнь, литературную атмосферу и показать относительность власти 40,34 . В Мастере и Маргарите живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Проблемы, поднятые в произведении раскрыты во всем блеске авторского мастерства. Они присутствуют в обрисовке каждого из центральных героев. Чрезвычайно привлекательна идея романа Мастер и Маргарита о высшем назначении искусства, призванного утвердить добро и противостоять злу. Своим романом М. Булгаков утверждает приоритет простых человеческих чувств над любой социальной иерархией.

Писатель верил, что только опираясь на живое воплощение этих гуманистических понятий человечество может создать действительно справедливое общество. Для того, чтобы человек состоялся как личность, то есть существо способное воспринимать уважение к моральному закону, он должен развить в себе доброе начало и подавить злое. И все здесь зависит от самого человека. Добро и зло у М. Булгакова творятся человеческими руками, а не богом или дьяволом.

Глава 2.Философско - религиозная модель романа Л.Леонова Пирамида 2.1. Роман Л.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)

Большое место эта тема занимала и в произведениях советских писателей А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, пытавшихся сопоставить так или иначе… Образ Иисуса Христа в белом венчике из роз , идущего впереди отряда… С особенной силой и откровением религиозные мотивы прослеживаются в самых значительных и поистине эпохальных русских…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философское осмысление романа М.А. Булгакова Мастер и Маргарита

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Осмысление нетрадиционных еретических мотивов в ткани романа
Осмысление нетрадиционных еретических мотивов в ткани романа. Четыре главы последней редакции вторая, шестнадцатая, двадцать пятая и двадцать шестая - история одних суток весеннего месяца нисана, ф

Леонова в христианском прочтении традиционные христианские воззрения
Леонова в христианском прочтении традиционные христианские воззрения. Пожалуй, впервые в современной русской литературе после долгих десятилетий негативного отношения к религии и Церкви вообще в Ро

Еретический подтекст романа
Еретический подтекст романа. Текст Пирамиды отличается стилистическим единством. И этот стиль есть именно стиль речей Шатаницкого, зорко подмеченный и точно определенный Леоновым во время их

Философские поиски Л.Леонова в романе Пирамида
Философские поиски Л.Леонова в романе Пирамида. Как крупное произведение, насыщенное философскими рассуждениями, Пирамида имеет свои о с о б е н н о с т и. Здесь Леонов оперирует объемными сюжетным

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги