рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные литературные течения XVIII и XIX вв

Работа сделанна в 2005 году

Основные литературные течения XVIII и XIX вв - раздел Литература, - 2005 год - оль описания природы в романах Джейн Остен "Гордость и предубеждение" и Шарлотты Бронте "Джейн Эйр" Основные Литературные Течения Xviii И Xix Вв. Романтизм Романтизм Франц. Roma...

Основные литературные течения XVIII и XIX вв. Романтизм Романтизм франц. romantisme, идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18- первой половины 19 вв. Французское romantique означало в 18 в. странное, фантастическое, живописное. В начале 19 в. слово романтизм становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.

В современном литературоведении термину романтизм нередко придают и другой, расширительный смысл. Им обозначают противостоящий реализму в широком смысле тип художественного творчества, в котором решающую роль играет не воспроизведение действительности, а ее активное пересоздание, воплощение идеала художника.

Такому типу творчества присуще тяготение к демонстративной условности формы, к фантастике, гротеску, символике. Романтизм - в традиционном, конкретно-историческом значении этого слова - явился как бы высшей точкой антипросветительского движения, прокатившегося по всем европейским странам его основная социально-идеологическая предпосылка - разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, политическом и научном прогрессе.

Неприятие буржуазного образа жизни, протест против пошлости и прозаичности, бездуховности и эгоизма буржуазных отношений, наметившиеся в недрах самого просветительства и нашедшие первоначальное выражение в сентиментализме и предромантизме, обрели у романтиков особую остроту. Действительность, реальность истории оказалась неподвластной разуму, иррациональной, полной тайн и непредвиденностей, а современное мироустройство - враждебным природе человека и его личностной свободе.

Тем не менее, отвергая механистичность и рационализм просветителей, романтики сохраняют с ними преемственную связь. Понятие естественного человека, взгляд на природу как великое благое начало, стремление ко всеобщей справедливости и равенству остаются для романтиков основополагающими. Разочарование в обществе, которое предвещали, обосновывали и проповедовали как самое естественное и разумное ! лучшие умы Европы, постепенно разрослось до космического пессимизма, принимая общечеловеческий, универсальный характер, оно сопровождалось настроениями безнадежности, отчаяния, мировой скорби болезнь века. Возможности социального совершенствования казались утраченными навсегда мир предстал лежащим во зле материальный мир затемнен силами распада, в человеке воскресает древний хаос, в практике торжествует мировое зло. Внутренняя тема страшного мира с его слепой властью материальных отношений, иррациональностью судеб, тоской вечного однообразия повседневной жизни, прошла через всю историю романтической литературы, воплотившись наиболее явственно в специфическом черном жанре - А. Радклиф, в драме рока - Г. Клейст, З. Вернер, а также в произведениях Дж. Байрона, Э. По. Однако реализм глубоко осмыслил и ярко выразил идеи и духовные ценности полярные страшному миру. По замечанию Ф. Шеллинга, у ранних немецких романтиков человеческий дух был раскован, считая себя вправе всему существующему противополагать свою действительную свободу и спрашивать не о том, что есть, но что возможно.

От реализма в целом неотделим провозглашенный и пережитый энтузиазм - чувство сопричастности развивающемуся и обновляющемуся миру, включенности в стихийно-безостановочный поток жизни, в мировой исторический процесс, ощущение скрытого богатства и неисчерпаемых возможностей бытия.

Глубине и всеобщности разочарования в действительности, в возможностях цивилизации и прогресса полярно противополагается тяга к бесконечному, к идеалам абсолютным и универсальным.

Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий.

Страстная, всезахватывающая жажда обновления и совершенства - одна из важных особенностей романтического миросозерцания. Разлад между идеалом и действительностью, характерный и для предшествующих поколений, приобретает в романтизме необычайную остроту и напряженность, что составляет сущность так называемого романтического двоемирия. При этом в творчестве одних романтиков преобладала мысль о господстве в жизни непостижимых и загадочных сил, о необходимости подчиняться судьбе поэты озерной школы У. Вордсворт, С.Т. Колридж, Р. Саути. В творчестве других например, Байрон, П.Б. Шелли преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла. Одной из характерных форм противопоставления идеала и действительности была так называемая романтическая ирония.

Первоначально она означала ограниченность всякой исторической действительности, кроме жизни и мира в целом, несоизмеримость безграничных возможностей бытия с эмпирической реальностью.

Впоследствии в ней отразилось сознание неосуществимости романтических идеалов и даже взаимовраждебности мечты и жизни. Отвергая повседневную жизнь современного цивилизованного общества как бесцветную и прозаическую, романтики стремились ко всему необычному. Их привлекали фантастика, народные предания и народное творчество вообще, минувшие исторические эпохи. Их волновали необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов.

Низменной материальной практике противопоставляли они сильные страсти романтическая концепция любви и жизнь духа, в особенности высшие ее сферы религию, искусство, философию. Наследуя традиции искусства средневековья, испанского барокко и английского Ренессанса, романтики раскрыли необычайную сложность, глубину и антиномичность внутреннего, субъективного человека, внутреннюю бесконечность индивидуальной личности. Человек для них - малая вселенная, микрокосмос.

Напряженный интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к ночной ее стороне, тяга к интуитивному и бессознательному - сущностные черты романтического искусства. Столь же характерна для романтизма защита свободы. суверенности и самоценности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Принцип личности служил как бы самозащитой от нараставшей нивелировки индивидов в буржуазном обществе, но одновременно и от безжалостной десницы истории и государства.

Романтики страстно защищают творческую свободу художника. его фантазию и отвергают нормативность в эстетике, рационалистическую регламентацию в искусстве. Гений не подчиняется правилам, но творит их - эта мысль И. Канта усвоена теоретиками романтизма. Романтики обновили художественные формы создали жанр исторического романа, фантастические повести, лиро-эпические поэмы, реформировали сцену. Блестящего расцвета достигла в эпоху романтизма лирика.

Возможности поэтического слова были расширены за счет многозначности, ассоциативности, сгущенной метафоричности, а также за счет открытий в области стихосложения, метра, ритма. Романтики проповедывали разомкнутость литературных родов и жанров, взаимопроникновение искусств, синтез искусства, философии, религии. Они заботились о музыкальности и живописности литературы, смело смешивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное, тяготели к фантастике, гротеску, демонстративной условности формы.

Высшие художественные достижения романтизма - гротескно-сатирическое изображение мира. открытие субъективного человека, проникновенное воссоздание природы - были унаследованы реализмом 19 в. Классической страной романтизма была Германия. События Великой французской революции, ставшие решающей социальной предпосылкой интенсивного общеевропейского развития романтизма, были пережиты здесь преимущественно идеально. Основы романтического миросозерцания и романтической эстетики заложены были немецкими писателями и теоретиками иенской школы В.Г. Ваккенродер, Новалис, Тик, Ф. Шеллинга. В основе их произведений - прогрессивные национально-освободительные идеи и культ античности.

Второе поколение немецких романтиков гейдельбергская школа отличает интерес к религии, национальной старине, фольклору Л. Арним, братья Яков и Вильгельм Гримм. В позднем немецком романтизме нарастают мотивы трагической безысходности драматургия и новеллистика Клейста, критическое отношение к современному обществу и ощущение разлада мечты с действительностью рассказы и повести Гофмана. Для английского романтизма характерна сосредоточенность на проблемах развития общества и человечества в целом, острое ощущение противоречивости, даже катастрофичности исторического процесса.

Неприятие современного промышленного общества, идеализация старины, добуржуазных, патриархальных отношений, воспевание природы, простых, естественных чувств - основные мотивы поэтов озерной школы. Не веря в возможность разумного переустройства мира, они утверждали христианское смирение, религиозность, проникновение в иррациональное начало человеческой психики.

Интерес к национальной старине, к устной народной поэзии отличает творчество Скотта - автора романтических поэм на средневековые сюжеты и основоположника жанра исторического романа в европейской литературе. Гимном красоте мира и прекрасной человеческой природе может быть названа поэзия Дж. Китса, входившего в группу лондонских романтиков эссеисты и критики Ч. Лэм, У. Хэзлитт, Ли Хант. Настроениями борьбы и протеста проникнуто творчество Байрона и Шелли. Их объединяет политический пафос, резко отрицательное отношение к существующему общественному строю, сочувствие к угнетенным и обездоленным, защита прав человеческой личности, страстная устремленность в будущее.

Однако неясность политических идеалов и перспектив общественного развития рождала в творчестве Байрона чувство трагической безысходности, мировую скорбь. Созданные им титанические образы мятежников-индивидуалистов оказали сильнейшее воздействие на всю европейскую литературу так называемый байронизм. Таким образом, основная черта романтизма - преобладание субъективного начала в осмыслении явлений и процессов действительности и как неизбежное следствие - разрыв между идеалом и действительностью.

Резкий разрыв между идеалом и действительностью, возводимый в эстетическую норму, приводит к тому, что романтик не ставит своей целью глубокое и тщательное изучение объективных условий жизни общества, познание законов, управляющих этой жизнью.

Стремление исходить в своих художественных выводах и обобщениях из анализа всей совокупности объективных социально-исторических условий и причин нехарактерно для романтического метода. 1.2. Критический реализм Реализм в литературе, искусстве, правдивое объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

В ходе исторического развития искусства, реализм принимает конкретные формы определенных творческих методов например просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм. Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. В литературе ряд существенных черт реализма проявился в эпоху Возрождения, в первую очередь у М. Сервантеса и У. Шекспира, особенно в изображении характеров, классицизм 17 в. разработал метод четкой типизации характеров, однако интенсивное развитие реализма происходит позднее, в связи со становлением буржуазного общества.

В 18 в. литература демократизируется - в противовес предшествующей литературе, отражавшей по преимуществу жизненный уклад и идеалы феодальных верхов, она избирает главными героями не монархов и вельмож, а людей среднего состояния - купцов, горожан, солдат, моряков и т.п показывая их в повседневной практической деятельности, в семейном быту. Реализм 18 в. проникнут духом просветительской идеологии.

Он утверждается прежде всего в прозе все более определяющим жанром литературы становится роман - прозаическое повествование о судьбах обыкновенных людей, эпос частной жизни. Наиболее значительные реалистические романы в 18 в. созданы в Великобритании Д. Дефо, С. Ричардсон, Г. Филдинг, Т. Смоллетт, Л. Стерн , Франции А.Ф. Прево, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо , Германии ранний И.В. Гёте. Вслед за романом возникает буржуазная, или мещанская драма в Великобритании - Дж. Лилло, во Франции - Дидро, в Германии - Г.Э. Лессинг, молодой Ф. Шиллер. Реализм 18 в. верно воссоздал обыденную жизнь современного общества и отразил его социальные и нравственные конфликты, однако изображение характеров в нем было прямолинейным и подчинялось моральным критериям, резко разграничивавшим добродетель и порок.

Лишь в отдельных произведениях изображение личности отличалось сложностью и диалектической противоречивостью Филдинг, Стерн, Дидро. В начале 19 в. романтизм несравненно глубже, чем просветительский реализм 18 в изобразил внутренний мир человека, выявляя конфликты и антимонии личности, открывая ее субъективную бесконечность. Романтизм также внедрил в искусство принцип историзма и народности.

Возникший в 30-е гг. 19 в. критический реализм имел генетические связи с романтизмом оба направления объединяло разочарование в итогах буржуазной революции и отрицательное отношение к утвердившемуся капиталистическому строю. Ч. Диккенс в Великобритании создал панорамные полотна жизни буржуазного общества, обнажая скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий. Ведущим жанром реалистической литературы остается роман.

Его действие концентрируется вокруг таких мотивов, как борьба за самоутверждение личности в собственническом мире, махинации дельцов, бедствия обездоленных. Реализм показал растлевающее влияние материальных благ на нравы, разрушение естественных связей между людьми, превращение брака в коммерческую сделку.

Критический дух реализма первой половины 19 в. не означал, однако, отсутствие положительных идеалов у писателей сила их критики обусловлена присущим им гуманизмом и верой в прогресс. В середине 19 в. реализм меняется. Если у Диккенса человек мог противостоять неблагоприятным условиям, то во второй половине века реализм на Западе изображает преимущественно отчуждением личности, ее нивелировку, утрату характера, воли, сопротивляемости среде, что особенно выразительно показано У. Теккереем.

Однако этому отчуждению отчасти в Великобритании Дж. Элиот противостояло утверждение высокой человечности, борьба за гуманные идеалы. Произведения писателей отражали философскую проблематику, широчайший охват социальной действительности, сострадание к судьбам униженных и оскорбленных, тонкость психологического анализа. Как ведущее направление критический реализм утверждается в английской литературе в 30-40-е годы XIX века. Своего расцвета он достигает во второй половине 40-х годов - в период наивысшего подъема чартистского движения.

В 30-40-е годы выступают такие замечательные писатели-реалисты, как Диккенс, Теккерей, сестры Бронте, Гаскелл, поэты-чартисты Джонс, Линтон и Масси. В истории Англии 30-40-е гг. XIX в это период напряженной социальной и идеологической борьбы, период вступления на историческую арену пролетариата. Эта бурная эпоха вызвала к жизни расцвет демократической культуры. Политическая атмосфера в стране особенно накалилась в 1846-1847 гг т.е. в канун европейских революций 1848 г. Во второй половине 40-х годов выступила замечательная плеяда чартистских поэтов и публицистов.

Стихи поэтов-чартистов отличались большой социальной глубиной и политической страстностью. В 40-е гг. были созданы лучшие произведения английского критического реализма. Именно в это время выходят романы Домби и сын Ч. Диккенса, Ярмарка тщеславия У. М. Теккерея, Джейн Эйр и Шёрли Ш. Бронте, Мэри Бартон Э. Гаскелл. Все эти произведения с большой силой отразили настроение широких масс. Творчество английских реалистов развивалось в обстановке напряженной идеологической борьбы.

В трудах буржуазных ученых и писателей утверждалось понятие викторианской Англии, связанное с насаждаемым ими представлением о периоде правления королевы Виктории, продолжавшемся с 1834 г. по 1901 г как эпохе благоденствия и устойчивого процветания страны. Эта официальная точка зрения не соответствовала истинному положению дел и опровергалась самой действительностью.

Ее разрушению содействовало творчество писателей-реалистов. В своем творчестве английские реалисты XIX в. всесторонне отразили жизнь современного им общества, правдиво воспроизвели типические характеры в типических обстоятельствах. Объектом своей критики и осмеяния они сделали не только представителей буржуазно-аристократической среды, но и ту систему законов и порядков, которая установлена власть имущими. Писатели-реалисты ставят проблемы большой социальной значимости, приходят к таким обобщениям и выводам, которые непосредственно подводят читателя к мысли о бесчеловечности и несправедливости существующего общественного строя.

Произведения писателей-реалистов имеют ярко выраженную антибуржуазную направленность. В описании людей из народа особенно ярко проявился гуманизм английских писателей, а прежде всего у Ч. Диккенса. Блестящих успехов в английской литературе XIX в. достигает роман. Жанр романа прочно завоевывает себе популярность. Диккенс и Теккерей, сестры Бронте и Гаскелл помогли своим современникам задуматься над коренными проблемами эпохи, раскрыли перед ними глубину социальных противоречий. Со страниц их романов страшными глазами смотрели нищета и страдания народа.

И не старая добрая Англия, а страна, раздираемая противоречиями, была изображена в их книгах. Собственно, это была не одна Англия, а две - Англия богатых и Англия бедных. Широко раздвинулись социальные и вместе с тем и географические рамки романа трущобы Лондона и английская провинция, небольшие фабричные города и крупные индустриальные центры за пределы Англии переносят действие своих романов Теккерей и т.д. Появляются и новые герои.

Это не просто люди из народа, а люди, глубоко задумывающиеся над жизнью, тонко чувствующие, горячо реагирующие на окружающее и активно действующие Джон Бартон в романе Мэри Бартон, герои романов Шарлотты и Эмилии Бронте. Формы английского реалистического романа XIX в впитавшего достижения просветительского романа предшествующего столетия, открытия романтиков, опыт создания исторического романа В. Скотта, многообразны.

Эпическая многоплановая масштабность в изображении общества сочетается с углубляющимся мастерством изображения человеческой личности в ее обусловленности обстоятельствами и ее взаимодействии с окружающим. Возрастает мастерство психологического анализа. После 1848 г. начинается новый период в истории критического реализма и одного из ведущих жанров - романа. В 50-60-е гг последовавшие за революционным подъемом и подавлением европейских революций 1848 г Англия вступает в новую фазу развития.

Англия завоевала ведущее положение на международной арене в промышленности и торговле. Реалистический роман второй половины XIX в. в Англии приобретает новые черты и особенности. Это проявилось в заметном усилении драматического и лирического начал, в более пристальном внимании к интеллектуальной и духовной жизни героев к их психологии с особым интересом романисты этого периода относятся к разработке этического аспекта общественной проблематики.

Это сказалось в творчестве Джорджа Элиот, а позднее в романах Мередита и Батлера. Подводя итог выше сказанному можно сделать следующий вывод у художника-реалиста в его мировоззрении и творческом методе преобладает стремление к объективному изображению действительности. Он, как правило, не приписывает ей того, что он хотел бы в ней видеть. Свой идеал реалист стремится вывести из условий самой объективной реальности, из познания ее исторически закономерного развития, из заключенных в ней возможностей.

ГЛАВА 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

оль описания природы в романах Джейн Остен "Гордость и предубеждение" и Шарлотты Бронте "Джейн Эйр"

И неудивительно, что роль описания в романах носит разный характер. Если у Ш. Бронте мы постоянно наталкиваемся на описания природы, то Д. Остен… Если Джейн Эйр - это синтез романтизма и реализма, то Гордость и предубеждение - это явный критический реализм, причем…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные литературные течения XVIII и XIX вв

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Судьбы и творчество английских писательниц-романистов
Судьбы и творчество английских писательниц-романистов. Джейн Остен С именем Джейн Остен для каждого образованного англичанина связано многое книги, которые он когда-то прочел и любит перечитывать,

Роль описания природы в романах
Роль описания природы в романах. В Гордости и предубеждении Особую любовь и признание в Англии получил роман Гордость и предубеждение, и являлся любимым детищем самого автора. Получив корректуру Го

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги