рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Утверждению революции подчинено всё: содержание и форма

Утверждению революции подчинено всё: содержание и форма - раздел Литература, Роль символики в раскрытии идейного замысла поэмы "Двенадцать" А.А. Блока Утверждению Революции Подчинено Всё: Содержание И Форма. Утверждению Революци...

Утверждению революции подчинено всё: содержание и форма. Утверждению революции подчинено всё: • и образный строй – герои поэмы, отряд красногвардейцев, идущий по городу, первоначально «голытьба», люди, которым «на спину б надо бубновый туз », по мере развития действия всё отчетливее приобретают качества образа-символа; к концу поэмы они – уже вершители революции, её апостолы (двенадцать), их «мерный шаг» - символическое шествие в будущее; • и композиция – постепенное поглощение мелкого, личного (образ Петрухи) темой общественного долга, • и ритм – сквозь надрывы ветра, сквозь частушечные мотивы гуляющей в свой час «голытьбы», сквозь затихающее вместе с гибнущим прошлым миром ноты старинного романса – все усиливающимся и подчиняющим себе началом прорывается рефреном отголосок маршевого ритма «Варшавянки»: Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! *** Вперед, вперед, вперед, Рабочий народ! • и интонация – ироническая, насмешливая, когда автор рисует сценки петербургского старого мира; возвышенная, патетическая, когда звучит тема революции; • и «цвет» - первые же слова поэмы, как бы подчеркивая бескомпромиссность исторических событий, происходящих в стране, включают черно-белую поэтика контраста – «Чёрный вечер.

Белый снег». И только красному флагу, «бьющему в очи», дано нарушить эту черно-белую гамму красок.

Поэму Блока «Двенадцать» долгое время считали произведением, посвященным исключительно революции, не воспринимая того, что скрыто за символами, не придавая значения тем вопросам, которые были затронуты в нём автором.

Очень много споров о том, почему свою поэму Блок назвал вроде бы ни о чем не говорящим словом «Двенадцать»? На мой взгляд, он сделал это потому, что поэма многопланова, и выделение в ней какого-то одного плана ставило бы в неравное положение остальные.

Многие писатели, как российские, так и зарубежные использовали символы, вкладывая с их помощью глубокий смысл в самые обычные, казалось бы, ничего не значащие сцены. Так, у Фета цветок – это женщина, птица – душа, а круг – иной мир, зная эти тонкости, лирику поэта начинаешь понимать совсем по- другому.

Так же как Брюсов, Соловьев, Белый и другие представители литературного направления под названием «символизм», Александр Александрович Блок употребляет в своем произведении много символов: это и имена, и числа, и цвета, и погода.

В первой части поэмы «Двенадцать» сразу же бросается в глаза следующий контраст: черный вечер и белый снег. Два противоположных цвета могут означать только раскол, разделение. Далее снова упоминаются эти прилагательные: черное небо, черная злоба, белые розы; и вдруг появляется красная гвардия и красный флаг. Они цвета крови. Получается, что при столкновении произойдет кровопролитие, а оно уже совсем близко – над миром поднимается ветер революции.

Мотив бури важен не только в понимании настроения людей, он позволяет рассматривать христианскую тематику, как сознательное искажение Библии. Двенадцать человек – двенадцать апостолов, среди них Андрюха и Петруха, а кругом огни, как в преисподней, люди же символизирующие последователей Христа, больше похожи на каторжников. А впереди сквозь вьюгу идет «Иисус Христос», держа в руках кровавый флаг. Пурга, по Пушкину – свадьба ведьмы или похороны домового.

Да и Христос - сын Божий, принявший мученическую смерть за грехи человеческие, не стал бы призывать к насилию. По-видимому, сам дьявол ведет за собой апостолов. Люди знают, что где- то рядом находится лютый враг, но они не видят беса, которому, пули пущенные вслепую, не могут причинить никакого вреда. А позади людей ковыляет пес – земное обличье черта, в таком виде Мефистофель являлся Фаусту у Гёте. Голодный пёс следит за тем, чтобы апостолы двигались в нужном направлении и не вышли из царства мёртвых.

Таким образом, революцию и её вершителей благословляет вовсе не Бог, а сатана. В поэме важна также символика имен. Героиня «Двенадцати», Катька, появляется на сцене во второй главе, чтобы погибнуть в шестой вместе со святой Русью от рук неверующих. Как ни странно, Блок дает той, что пала так низко, что даже каторжники презирают ее, такое светлое имя: Катерина - значит, чистая. Но так и должно быть, ведь она символизирует Россию, она самый положительный персонаж поэмы «Двенадцать». Так же, как Катерина из «Грозы» Островского или Катюша Маслова из «Воскресения» Толстого, Катька впадает в грех, но она все-таки остается святой, как наша Русь, ввергнутая в кровавое сражение между прошлым и будущим А патруль всё продолжает обход, и всюду ему слышатся раскаты грома, предупреждающие о приближении Грозы. И лишь один Петька чувствует неладное, его печалит смерть Катьки, пугает разыгравшаяся стихия.

Но товарищи его идут и идут вперед, стремясь отделаться от старого мира. Подходит время двенадцатой главы, она самая сложная.

Ею заканчивается поэма, но вопросы, поставленные автором, остаются без ответа. 3.4

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Роль символики в раскрытии идейного замысла поэмы "Двенадцать" А.А. Блока

Цели: • Более глубокое знакомство с особенностью творчества А.А. Блока как поэта-символиста; • Погружение в эпоху революционных событий Задачи: •… Три стихотворения.Александр Александрович Блок – крупнейший русский поэт… Его отец – А.Л.Блок, профессор философии Варшавского университета, мать – А.А.Бекетова, по второму браку…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Утверждению революции подчинено всё: содержание и форма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Страницы биографии
Страницы биографии. Блок – Трагический тенор эпохи. * * * Он прав – опять, фонарь, аптека, Нева, безмолвие, гранит Как памятник началу века, Там этот человек стоит… А.А.Ахматова. Три стихотв

Формулировка темы
Формулировка темы. Двенадцать» - первое произведение о революции «Двенадцать» - вещь пронзительная, кажется, единственно значительная из того, что появилось в области поэзии за революцию. С.Н.Булга

Стилистика и символика
Стилистика и символика. Стилистика, символика Поэма Александра Блока “Двенадцать” достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги