рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Стилистика и символика

Стилистика и символика - раздел Литература, Роль символики в раскрытии идейного замысла поэмы "Двенадцать" А.А. Блока Стилистика И Символика. Стилистика, Символика Поэма Александра Блока “Двенадц...

Стилистика и символика. Стилистика, символика Поэма Александра Блока “Двенадцать” достаточно богата символикой, что вообще характерно для лирики серебряного века, и далее мы попытаемся собрать эти символы в некую единую систему. Ритм первой главы “Двенадцати” выдержан в стиле народном, которым обычно сопровождались выступления маленьких кукольных театров — вертепов или разные скоморошьи представления.

Если Катьку рассматривать как Коломбину, а Петруху - как Пьеро, то все происходящее в Петрограде начинает напоминать кукольную комедию в балаганчике. Тогда становятся понятными неуклюжие движения персонажей, которых, как кукольных игрушек, дергают за ниточки невидимые руки. Частушки в третьей главе и балаганный стих в четвертой лишь усиливают это впечатление. Такой прием сразу дает ощущение нереальности.

Тут же добавлен такой элемент, как огромный холст, весьма похожий на экран кинотеатра. Этот подход, в сочетании с постоянными контрастами “черное - белое”, создает впечатление, что мы смотрим какой-то фильм или выступление того же самого вертепа, и это впечатление не исчезает до самого конца поэмы. Пейзаж опять-таки графичен: белый снег - черное небо - ветер - огни. Эти легко представимые детали отнюдь не придают реальности картинам, зато легко ассоциируются с концом света.

Черно небо, снег и огонь — вполне подходящие символы для земли, над которой навис гнев Божий. Двенадцать - ключевое число поэмы, и множество ассоциаций можно связать именно с ним. Прежде всего, это двенадцать часов - полночь, двенадцать месяцев - конец года. Получается какое-то “пограничное” число, так как конец старого дня (или года), а также начало нового - это всегда преодоление некоего рубежа, шажок в неизвестное будущее. У А. Блока таким рубежом стало падение старого мира. Неясно, что впереди.

Наверное, “мировой пожар” вскоре перекинется на все сущее. Другая числовая ассоциация - это двенадцать апостолов. На это косвенно указывают и имена двух из них - Андрюхи и Петрухи. Вспомним и историю апостола Петра, трижды отрекшегося от Христа за одну ночь. Но у А. Блока наоборот: Петруха за одну ночь трижды возвращается к вере и трижды вновь отступает. К тому же он — убийца своей бывшей возлюбленной. Замотал платок на шее - Не оправиться никак. Платок, как петля, на шее, и Петр превращается в Иуду. А роль предателя Иуды играет Ванька (Иоанн). И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль.

Ко всему готовы, Ничего не жаль Их винтовочки стальные На незримого врага Не очень-то благовидные дела творятся в революционном Петрограде, оттого, вероятно, вечер и ночь — самое подходящее для них время суток. Да еще ветер бушует, сбивает с ног. Это природное явление и символ очистительной силы, сносящей все ненужное, искусственное, чужеродное.

Ветер веселый И зол, и рад. Крутит подолы, Прохожих косит, Рвет, мнет и носит Большой плакат: “Вся власть Учредительному Собранию” В стихийном бунте поэт показывает не только разрушительную, но и созидательную силу. Недаром впереди революционного патруля оказывается Иисус Христос. Блок только обозначил будущее, оно еще высветится ярко и зримо в других его произведениях. Здесь же крепко “держится”, стараясь не отстать от настоящего, призрак старого мира — голодный пес. Его невозможно отогнать, как нельзя в единый миг стряхнуть с себя бремя прошлого, оно неотступно преследует по пятам каждого.

Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались — поколочу! Скалит зубы — волк голодный — Хвост поджал — не отстает — Пес голодный — пес безродный 3.5 Особенности композиции поэмы Особенности композиции поэмы: И опять идут двенадцать. А. Блок Александр Александрович Блок — гениальный мастер слова, одним из первых русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и интересное.

Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, «хоронясь за дома». Поэма удивительно музыкальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь бесшабашной русской частушкой: Как пошли наши ребята В красной гвардии служить - В красной гвардии служить - Буйну голову сложить! Через городской «жестокий романс» автор приходит к четкому революционному маршу: Вдаль идут державным шагом — Кто еще там? Выходи! Это — ветер с красным флагом Разыгрался впереди Поэт высокой культуры и изысканного вкуса, Блок «не боится» включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата, старушки, прохожего.

Эти слова не экзотические вкрапления, а существенная деталь поэмы. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными героями.

Вон барыня в каракуле. К другой повернулась: — Уж мы плакали, плакали Поскользнулась. И — бац — растянулась. Поэма «Двенадцать» построена на излюбленном блоковском приеме — антитезе. «Черный вечер, Белый снег. «. Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в конце появится красное знамя. Почему поэт видит революцию двухцветной Эта поэма совсем не так проста, как может показаться на первый беглый взгляд. Блок восторженно приветствовал революцию, несущую обновление, а в своей поэме он рисует беспощадный портрет участников и победителей.

Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом — огни, огни, огни В зубах цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Никакого романтизма, загадочности. Совершенно определенная характеристика участников — каторжников. Отчего же завораживает читателя повествование? Почему-то веришь, что эти двенадцать создадут необыкновенный, доселе неизвестный мир. Совершенно неожиданно впереди этих бойцов оказывается Иисус, олицетворяющий святость помыслов и самой революции.

Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос. Поэма «Двенадцать» на долгие годы стала хрестоматийным олицетворением революции, а ее создатель — большевистским поэтом. Сам Блок не был столь категоричен в оценке этого произведения.

Будучи символистом, он и в этой поэме остался верен себе. 3.6 Контрастное изображение двух миров Контрастное изображение двух миров: — Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались — поколочу! Поэма построена на антитезе — противопоставлении двух цветов — белого и черного, двух миров — старого и нового. Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер - На всем Божьем свете. Блок пытается художественно осмыслить и передать в образах те грандиозные свершения, которые творились в те дни на его глазах.

Драматическое и напряженное противостояние двух миров он изображает предельно правдиво, не стараясь давать оценку происходящему. Многие очевидцы боятся революцию, проклинают, ждут еще худших времен. Ветер хлесткий! Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос. А это кто? Длинные волосы И говорит вполголоса: — Предатели! — Погибла Россия! Должно быть, писатель — Вития ветер веселый И зол, и рад Это скорее символ перемен, сметающий все ненужное, искусственное и наносное.

От северного ветра трудно спрятаться и удержаться на ногах. Он настигает и сносит. Лишь двенадцать могут противостоять напору стихии, потому что сами так же неуправляемы, неудержимы в своей ненависти и непримиримости к старому миру. Злоба, грустная злоба Кипит в груди Черная злоба, святая злоба Товарищ! Гляди В оба. Блок не старается приукрасить своих героев, они реальные люди, их душе близка разбойная вольница.

В зубах — цигарка, примят картуз. На спину б надо бубновый туз! И революция, по словам поэта, « это не идиллия». В стихийном движении вперед она сметает на своем пути правых и виноватых, случайной и ненужной жертвой становится Катька, убитая своим любовником Петрухой. Да, жертвы неизбежны и, как правило, нелепы. Несчастный убийца даже погоревать толком не может. Его революционные товарищи сердятся неуместности горя бойца: — Ишь, стервец, завел шарманку. Что ты, Петька, баба, что ль? — Верно, душу наизнанку Вздумал вывернуть? Изволь! — Поддержи свою осанку! — Над собой держи контроль! — Не такое нынче время, Чтобы нянчиться с тобой! Поэма во многом символическая.

Блок описывает реальные события и лица, но не может отказаться от намеков, домыслов, пытаясь максимально точно выразить тот образ, который существует в его воображении, восприятии этого стихийно рождающегося из хаоса нового мира. Не поэтому ли в

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Роль символики в раскрытии идейного замысла поэмы "Двенадцать" А.А. Блока

Цели: • Более глубокое знакомство с особенностью творчества А.А. Блока как поэта-символиста; • Погружение в эпоху революционных событий Задачи: •… Три стихотворения.Александр Александрович Блок – крупнейший русский поэт… Его отец – А.Л.Блок, профессор философии Варшавского университета, мать – А.А.Бекетова, по второму браку…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Стилистика и символика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Страницы биографии
Страницы биографии. Блок – Трагический тенор эпохи. * * * Он прав – опять, фонарь, аптека, Нева, безмолвие, гранит Как памятник началу века, Там этот человек стоит… А.А.Ахматова. Три стихотв

Формулировка темы
Формулировка темы. Двенадцать» - первое произведение о революции «Двенадцать» - вещь пронзительная, кажется, единственно значительная из того, что появилось в области поэзии за революцию. С.Н.Булга

Утверждению революции подчинено всё: содержание и форма
Утверждению революции подчинено всё: содержание и форма. Утверждению революции подчинено всё: • и образный строй – герои поэмы, отряд красногвардейцев, идущий по городу, первоначально «голытьба», л

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги