Роман Булгакова "Мастер и Маргарита" как одна из главных загадок современности

План Введение I. История создания романа. 1 Личность Булгакова. 2 История Мастера и Маргариты 3 Парадоксы в романе. II. Четыре слоя реальности. 1 Москва 20-30-х. 2 Ершалаим. 3 Воланд и его свита. a Образ Воланда и его история b Свита Великого Канцлера o Коровьев-Фагот o Азазелло o Бегемот o Гелла 4 Мастер и Маргарита. III. Некоторые загадки романа 1 Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо . Гёте, Фауст. 2 Никогда не разговаривайте с неизвестными или Семь доказательств существования Бога. 3 Великий бал у сатаны. Заключение.

Приложение 1 Письмо Булгакова Приложение 2 Москва Михаила Булгакова. Библиография Введение Настоящий Мастер - именно так, с большой буквы - может обессмертить себя одним-единственным сотворенным им чудом обессмертить себя, озадачить потомков и обогатить язык множеством волшебных, чарующих фраз, которые входят в его плоть и кровь, существуя как бы отдельно от романа.

Рукописи не горят Горят души, и из этого пепла, политого кровью сердца, вырастает то чудесное, уникальное, божественное, что уже не поворачивается язык назвать сухим и конкретным словом - произведение. 5 Двадцатый век подарил нам многое. В числе этого многого, а можно сказать, и главное, что он внес в историю - величайшие литературные произведения величайших авторов.

Творений было много драматические и сатирические, утопичные и реалистичные, исторические и фантастические. Многие из них по праву вошли в золотой фонд мировой литературы Но были и загадки, одной из которых стал роман М. Булгакова Мастер и Маргарита. Что хотел нам сказать автор? Что хотели увидеть в романе читатели? Что увидели? А главное, как наше видение романа соприкасается с тем, что хотел сказать Булгаков? Роман - загадка, загадка, над которой до сих пор бьются ученые, но каждый из них открывает в нем свой смысл.

И в этом вся сложность текст Мастера настолько перенасыщен проблемами, что основную найти очень сложно, я бы даже сказала - невозможно. Основная сложность в том, что в романе переплетается несколько реальностей с одной стороны - советский быт Москвы 20-30-х годов, как самая низшая, комедийная реальность, с другой - самая высшая библейская реальность римской провинции, города Ершалаима, далее - реальность всесильного Воланда, и, наконец - реальность Мастера и Маргариты, которые непосредственно взаимодействуют с каждой из перечисленных выше. История создания романа.

Личность М.А. Булгакова 1,2 Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом - загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то примечательна. До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в литературе. В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осененный громкой, но скандальной славой Дней Турбиных. Наконец, в 30-е годы Михаил Афанасьевич - театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может - не дают в это время он пишет свой нетленный и главный шедевр - Мастера и Маргариту. Надо сказать, что Булгаков - феноменальное явление советских времен. Он с детства ненавидел писать на социальный заказ, в то время как в стране конъюнктурщина и страх губили таланты и выдающиеся умы. Сам Михаил Афанасьевич был твердо уверен, что никогда не станет илотом, панегиристом и запуганным услужающим. В своем письме правительству в 1930г. см. приложение 1 , он признавался Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет. Эта невероятная смелость была, очевидно, вызвана тем, что Булгаков никогда не отступался от своих творческих позиций, идей и оставался самим собой в самые тяжелые моменты жизни.

А их у него было немало.

Ему полной мерой довелось испытать на себе давление мощной административно-бюрократической системы сталинских времен, той, которую он впоследствии обозначил сильным и емким словом Кабала. Многие его творческие и жизненные установки, реализованные в художественных произведениях и пьесах, встретили жестокий отпор.

В жизни Булгакова были полосы кризисов, когда произведения его не печатали, пьесы не ставили, не давали работать в любимом МХАТе. О том, кто был главным его врагом, он выразился в письме В. В. Вересаеву И вдруг меня осенило! Я вспомнил фамилии! Это - А. Турбин, Кальсонер, Рокк и Хлудов из Бега. Вот они, мои враги! Недаром во время бессонниц приходят они ко мне и говорят со мной Ты нас породил, а мы тебе все пути преградим.

Лежи, фантаст, с загражденными устами. Тогда выходит, что мой главный враг - я сам А не цензура, не бюрократы, не Сталин. С последним у Булгакова были особые отношения.

Вождь критиковал многие его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что называлось страшным словом ГУЛАГ. И умер не на нарах хотя в те времена забирали за гораздо меньшие прегрешения, а в собственной постели от нефросклероза, унаследованного от отца. Булгаков знал, что в Советском Союзе его вряд ли ждет блестящее литературное будущее его произведения постоянно подвергались чудовищной критике, доведенный до нервного расстройства, открыто писал Сталину письмо это приобрело широкую известность я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР ОБ ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЮ МОЕЙ Л.Е. БУЛГАКОВОЙ, которая к прошению этому присоединяется см. приложение 1 . На самом деле, Булгаков по-своему любил Родину, не представлял себе жизни без советского театра, но. Однажды он сказал Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был ненастоящий.

А если настоящий замолчал - погибнет. Почему же Вождь не ликвидировал антисоветчика, буржуазного писателя Булгакова? Говорят, писатель сразил его необыкновенным обаянием и чувством юмора.

А Сталин еще и ценил его как драматурга смотрел пьесу Дни Турбиных 15 раз! Л.Е. Белозерская жена Михаила Афанасьевича так описывает Булгакова при первой встрече с ним Нельзя было не обратить внимание на необыкновенно свежий его язык, мастерский диалог и такой неназойливый юмор. Передо мной стоял человек лет 30 - 32-х волосы светлые, гладко причесанные на косой пробор.

Глаза голубые, черты лица неправильные, ноздри грубо вырезаны когда говорит, морщит лоб. Но лицо, в общем, привлекательное, лицо больших возможностей. Это значит - способно выражать самые разнообразные чувства. Я долго мучилась, прежде чем сообразила, на кого же все-таки походил Михаил Булгаков. И вдруг меня осенило - на Шаляпина! Но в течение всей жизни его хранили женщины Татьяна, Любовь и Елена - его непосредственные ангелы-хранители. Многие, смотря на них, вспоминают знаменитое высказывание Первая жена - от Бога, вторая - от людей, третья - от дьявола. 4 Булгакову посчастливилось, что первой он встретил в своей жизни Тасю, Татьяну Николаевну, которая не раз спасала его от неминуемой гибели.

Думаю, и она была по-своему счастлива с ним. После того как, они расстались с Михаилом Афанасьевичем, Тася вышла замуж за их общего знакомого, адвоката Кисельгофа, с которым прожила потом долгую жизнь.

Вторая жена Любовь Евгеньевна Белозерская больше восьми лет была его добрым другом и советчиком. Елена Сергеевна стала его последней любовью, разделив горе и радость, вдохновение и разочарование. Это ей он на смертном одре шептал Королевушка моя, моя царица, звезда моя, сиявшая мне всегда в моей земной жизни И, наконец, Елена Сергеевна Когда они встретились, Михаил Афанасьевич сказал ей замечательные слова Против меня был целый мир и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно. Рядом с Мастером всегда была его верная Маргарита, которая, как бы ее не звали в миру Татьяна, Любовь или Елена, всегда спасала его, поддерживала, любила. 4 Таким был М. А. Булгаков.

Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер, он был представителем той части интеллигенции, которая, не покинув страну в трудные годы, стремилась сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему пришлось пройти через пристрастие к морфию когда работал земским врачом, гражданскую войну которую он переживал в двух ее пылавших очагах - родном городе Киеве и на Сев. Кавказе, жестокую литературную травлю и вынужденное молчание, и в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми зачитываются во всем мире. Анна Ахматова назвала Булгакова емко и просто - гением, и посвятила памяти его стихотворение Вот это я тебе, взамен могильных роз, Взамен кадильного куренья Ты так сурово жил и до конца донес Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил И в душных стенах задыхался, И гостью страшную ты сам к себе впустил И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит О скорбной и высокой жизни, Лишь голос мой, как флейта, прозвучит И на твоей безмолвной тризне. О, кто поверить, смел, что полоумной мне, Мне, плакальщице дней не бывших, Мне, тлеющей на медленном огне, Всех потерявшей, всех забывшей Придется поминать того, кто, полный сил, И светлых замыслов, и воли, Как будто бы вчера со мною говорил, Скрывая дрожь смертельной боли.

История Мастера и Маргариты

Граф Калиостро, ставший героем известного стихотворения Каролины Павло... Галинская Загадки известных книг Изд. 6. 7 Ныне я уничтожен. 9 Я ПРОШУ ПРАВИТЕЛЬСТВО СССР ПРИКАЗАТЬ МНЕ В СРОЧНОМ ПОРЯДКЕ ПОКИНУТЬ ...