Истоки романтизма

Истоки романтизма. Формирование европейского романтизма обычно относят к концу XVIII -первой четверти XIX века. Отсюда ведут его родословную.

В таком подходе есть своя правомерность. В это вре¬мя романтическое искусство наиболее полно выявляет свою сущ¬ность, формируется как литературное направление. Однако писатели романтического мировосприятия, т.е. такие, которые осознают несовместимость идеала и современного им общества, творили задолго до XIX столетия. Гегель в своих лекциях по эстетике говорит о романтизме средних веков, когда реальные обще¬ственные отношения в силу своей прозаичности, бездуховности вынуждали писателей, живущих духовными интересами, уходить в поисках идеала в религиозную мистику.

Точку зрения Гегеля во многом разделял Белинский, который еще больше расширил исто¬рические границы романтизма. Критик находил романтические черты у Еврипида, в лирике Тибулла, считал Платона провозвест¬ником романтических эстетических идей. Вместе с тем критик отмечал изменчивость романтических взглядов на искусство, их обус¬ловленность определенными социально-историческими обстоятель¬ствами.

Романтизм в своих истоках - явление антифеодаль¬ное. Он сформировался как направление в период острого кри¬зиса феодального строя, в годы Великой французской революции и представляет собой реакцию на такой общественный правопорядок, в котором человек оценивался, прежде всего по своему ти¬тулу, богатству, а не по духовным возможностям. Романтики про¬тестуют против унижения в человеке человеческого, борются за возвышение, раскрепощение личности.

Великая Французская буржуазная революция, потрясшая до основания устои старого общества, изменила психологию не только государственного, но и «частного человека». Участвуя в классовых битвах, в национально-освободительной борьбе, народные массы творили историю. Политика становилась как бы их повсе¬дневным делом. Изменившаяся жизнь, новые идейно-эстетические потребности революционной эпохи требовали для своего изобра¬жения новых форм. Жизнь революционной и послереволюционной Европы трудно было уложить в рамки бытового романа или бы¬товой драмы.

Пришедшие на смену реалистам романтики ищут новые жанровые структуры, трансформируют старые. 2.