рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Россия у А.Блока и поэтическая традиция

Россия у А.Блока и поэтическая традиция - раздел Литература, Содержание Введение Глава 1. Блока 1.влияние Классической Литературы 2. Блока...

Содержание Введение Глава 1. Блока 1.Влияние классической литературы 2. Блока 3. Блока 4.Блока 1.5. Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский в творческом сознании А Блока Глава 2. Блока и поэтическая традиция 1. Традиции Н.А.Некрасова в развитии темы России в творчестве А.Блока 2.Влияние поэзии Вл. Соловьева на поэтическое творчество А.Блока Заключение Библиография Введение Одна из важнейших задач в словесности - выработка представления о литературе как о процессе, то есть о совокупности не разрозненных, а взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений.

Это легче делать на примерах прозы, где преемственность сюжетов, мотивов, характеров, важных деталей нагляднее и потому доступнее восприятию. Сложнее показать идейно-тематическую преемственность, если речь идёт о лирических произведениях. Здесь, как правило, восприятие формы преобладает над восприятием содержания, так что звучание заслоняет смысловое наполнение произведения или, по словам Б.Пастернака, образ мира, в слове явленный. Тем более в этом случае важно иметь навыки исследования текста, умение определять традицию, а затем и своеобразие сочетающегося с ней авторского новаторства.

Этим обусловлена актуальность работы. Интересна она еще тем, что именно А. Блок принадлежал к числу тех поэтов, кто наиболее естественно ощущал себя связанным с русской поэтической культурой кровными узами родства, выявлению которых и посвящена наша работа.

За относительно короткий период времени Блок в своей поэтической деятельности проделал громадную эволюцию. Д. Максимов, посвятивший изучению творчества Блока несколько программных работ, очень точно назвал эту особенность блоковского творчества воплощением идеи пути в его поэтическом сознании 12 . Это связано с необычайной чуткостью поэта к событиям внешней жизни и с самой действительностью, менявшейся поистине стремительно. Блок формировался как поэт в 90-е годы XIX в когда еще явственно давала о себе знать атмосфера эпохи безвременья, как позже назвали 80-е годы символисты.

Представление о символизме в сознании читателя часто связывается с разрушением традиций русской классики XIX в во многом такое суждение справедливо. Однако требуется существенная оговорка символизм действительно противостоял реалистическим традициям отечественной литературы, господствовавшим в прошедшем столетии, но при этом имелся в виду реализм как художественный метод, а не пантеон имен, связанных с реализмом. В символизме не было, как позже в футуризме, нигилистически-пренебрежительного отношения к дорогим именам. Напротив, считая себя наследниками всей мировой культуры, заимствуя, подобно своим западным единоверцам, краски со всех палитр и звуки со всех клавиров Теофиль Готье, русские символисты вместе с тем всячески подчеркивали свою связь с отечественной классикой.

А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Гоголь, Ф. Достоевский и Н. Некрасов - среди тех, кого символисты называли своими великими предшественниками не забывая о том, что вообще символистам был свойствен своеобразный подход к творческому наследию великих художников прошлого, когда оно интерпретировалось применительно к нуждам философско-эстетических правильнее сказать религиозно-эстетических построений символистов, все же необходимо отметить, что активное обращение к русской художественной культуре выгодно отличало символистов от последующих модернистских школ, и круг имен русских поэтов, оказавших заметное влияние на представителей нового искусства, должен быть даже расширен за счет включения таких, как Е. Баратынский, К. Батюшков, Я. Полонский, А. Майков,An. Григорьев, А. Апухтин и др не говоря уже о В. Соловьеве, ставшем духовным отцом младших символистов.

Провозглашая в публицистике символизм как принципиально новое и вполне самостоятельное явление, на практике все без исключения виднейшие символисты считали себя продолжателями дела русских классиков.

Не составляет в этом смысле исключения и А. Блок. Для написания использовались работы, монографии, статьи ученых, литературоведов, критиков.

Так в монографии Авраменко А.П. А.Блок и русские поэты творчество поэта рассматривается на стыке двух эпох и предствалено как завершающее звено в развитии русской поэзии и открывающее новые пути в поэзии XX в. Л. Долгополова в книге На рубеже веков уместно делает одну существенную оговорку, где речь идет о диалектике блоковского творчества.

Вполне справедливо интересное суждение о литературе дает автор, которая стала для Блока не суммой программ а суммой личностей, каждая из которых обладала в его глазах своей особой ценностью и была величиной самостоятельной 4 . Д.Максимов в книге Поэзия и проза А.Блока отмечает, что более созвучными настроениям поэта в дореволюционный период становятся те авторы, чье трагическое мирочувствование, так же как у Блока, отразилось в темах неуюта, непокоя, трагизма жизни Е. Баратынский, Ап. Григорьев, Ф. Тютчев и М. Лермонтов.

На всеядность символистов показывает В Орлов в книге Жизнь А.Блока Объединяя в своих рядах художников не только блестяще одаренных, но и без исключения великолепно образованных не случайно М. Горький, например, называл В. Брюсова самым культурным писателем России, символизм усилиями своих приверженцев вырабатывал эстетику, учитывающую лучшие достижения мировой литературы. Этим и объясняется столь необычайно широкий диапазон имен авторов, почитаемых ими своими от Данте и Пушкина до Гамсуна и Метерлинка, в представлении обычного читателя едва ли имеющих точки соприкосновения. В этом смысле, если правомерно вообще говорить о традициях мировой культуры, так как это понятие слишком уж обширно и неопределенно по содержанию, то эти традиции различимы в эстетике символизма. Об этом пишет П. Громов в своей монографии Блок, его предшественники и современники И. Машбие - Веров в монографии Русский символизм и путь А.Блока отмечает, что будучи по происхождению романтическим явлением искусства, символизм на исходе XIX в. производил свою переоценку ценностей, где едва ли не главной составляющей стала борьба за духовное обновление жизни, понимаемое, правда, очень специфично.

Такое понимание задач в свою очередь повлияло на изменение литературных ориентиров, почитаемых в среде символистов как объект особого внимания и творческого подражания.

На передний план выдвигаются художники романтической плеяды, которые в XIX в казалось, были прочно отодвинуты на обочину историко-литературного процесса и не могли претендовать на роль властителей умов, такие, как В. Жуковский, Е. Баратынский, А. Фет и особенно Ф. Тютчев, потеснивший в представлении символистов даже Пушкина.

Хотя символисты, конечно, первыми заметили значительность этих авторов, надо признать, что в большей мере именно благодаря их усилиям, возрождавшим романтические принципы в искусстве рубежа XIX-XX вв художественное наследие указанных поэтов прочно перешло в разряд отечественной классики.

О символистах и их связи с русской литературой пишет З.Минц, где частности отмечается, что генезис символизма, как и всякого романтического искусства, в отрицании действительности, в данном случае - в отрицании бездуховного мещанского бытия России. Но негативное отношение к действительности само по себе еще не может быть плодотворной программой искусства, необходимо ясное сознание того, во имя чего отрицается данная действительность.

У символистов отрицание определялось идеалистической природой ордена, как они сами иногда называли это новое направление в литературе. Залог возрождения литературы, по Мережковскому, в усилении прежде всего мистического содержания. Нужно еще учесть, что символизм вырастал в период некоторого спада критического реализма, обнаружившего свою недостаточность в отображении всей сложности современной жизни. 90-е годы стали узловым моментом в развитии русской литературы, когда единый ствол литературы XIX в критический реализм- как бы разветвляется в направлении ПОИСКОВ во-первых, продолжение линии критического реализма в творчестве Л. Толстого и его младших последователей Д. Мамин-Сибиряк, В. Вересаев, А. Куприн и обогащение реалистического письма явственно ощутимым лирическим элементом А. Чехов, В. Короленко, И. Бунин, во-вторых, реалистическая литература, усваивавшая новые, передовые социалистические идеи общественного развития будущая литература социалистического реализма М. Горький и, наконец, в-третьих, литература модернистских школ, первой из которых заявила о себе в середине 90-х годов школа символизма.

Символизм, таким образом, стал одним из направлений поисков при отталкивании от критического реализма частично и в этом заключен смысл противопоставления символистами себя и своего творчества реализму.

Г.А.Гуковский в статье К вопросу о творческом методе Блока отметил одно противоречие - историзм не в том. что поэт пишет о прошлом, а в глубинных качествах.его мироощущения, что и подчеркивает сам автор словами все, что он А.Блок пишет исторично 1,67 . Цель работы исследовать процесс развития художественного творчества А.Блока в связи с традициями русской поэтической культуры XIX в. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи - показать связь символизма и классической литературы - рассмотреть творчество А.Блока на стыке двух эпох отечественной литературе - выявить основные традиции классической литературы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключение и литературы.

Глава 1 Глава 1. Формирование творческого мировоззрения А.Блока 1.1.

Влияние классической литературы

Особенно существенна эта оговорка в отношении Блока, о чем очень верно... Поэзия вечных ценностей, как бы она ни была хороша, отвлекает, с точки... Счастливая пора, дни юности мятежной! Умчалась ты и тихо я грущу. С. Для Гоголя-эпика прощание с романтизмом Вечеров связалось с темой гибе...

Блока и поэтическая традиция

Блока и поэтическая традиция 2.1.

Традиции Н.А.Некрасова в развитии темы России в творчестве А.Блока

Форму выхода дало соловьевство. Известно, что Блок сам определял свое ... Поскольку источник событий, переворотов, человеческих состояний усматр... д. Синтетический образ современной России в лирике Блока включал всю ее и... Блок сказал, что истинному поэту свойственно чувство пути 5, 369 .

литература в непрестанных поисках новых художественных решений не придет к более конкретному и реалистически многостороннему воспроизведению событий революции и гражданской войны.

Богат, многообразен и прекрасен поэтический мир Александра Блока. И все самое прекрасное в этом мире пронизано идеей добра и человечности, любви к родине и народу, верою в будущее.

Ощущение призвания у Блока было в такой же степени драматическим, как и ощущение колдовской - то пророческой, то роковой, то необычайно притягательной - силы поэзии. Стихотворение К Музе - это боль и сладость пребывания в поэзии, муки и разочарования от горькой страсти к ней и дарящее мгновения огромного счастья чувство гармонии, когда словом удается выразить то, что переполняет душу. Все это относится к целостной оценке стихотворения, а если прочесть его начало вне контекста - не покажется ли оно тривиальным? Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть.

Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть 6,81 . Что же касается исследователей творчества поэта, то на нее обратил внимание Ю. Тынянов, который писал, что Блок предпочитает традиционные, даже стертые образы ходячие истины, так как в них хранится старая эмоциональность слегка подновленная, она сильнее и глубже. Приближается звук. И, покорна щемящему звуку, Молодеет душа. И во сне прижимаю к губам твою прежнюю руку, Не дыша 6,106 . Такова первая из четырех строф этого стихотворения.

Блок поместил его в разделе Родина книги третьей своего поэтического собрания. Внешне, словесно оно не выделяется такой программностью, как, например, входящие в тот же раздел стихотворения Россия , Коршун, цикл На поле Куликовом, где прямо утверждается гражданская патриотическая тема. И все-таки именно рядом с ними - это Приближается звук Вот произведение, ускользающее от разбора.

Кажется, непреодолимая стена - между привычными рассуждениями критики и щемящим звуком стихотворения. А ведь этот звук продолжает и развивает тему Родины. Вспоминаются предостерегающие строки другого стихотворения Блока Печальная доля - так сложно, Так трудно и празднично жить, И стать достояньем доцента, И критиков новых плодить 6,105 Слова трудно, празднично - это жизнь, это поэзия, то, что вместилось в звук, не дающийся доцентам и критикам, которые, по мнению Блока, глухи к музыке. Поэзия протестует против немузыкальности чужих и лишних слов. 2.2.Влияние поэзии Вл. Соловьева на поэтическое творчество А.Блока Следующий важнейший этап эволюции Блока, уже непосредственно связанный со становлением его символизма годы создания Стихов о Прекрасной Даме 1901 -1902 Период этот весьма значим для поэта.

Смена домашних и книжных влияний неясными, но мощными импульсами, идущими от раскаленной атмосферы предреволюционных лет падающее на эти же годы глубокое и исполненное драматизма чувство Блока к будущей жене, Л. Д. Менделеевой наконец, овладевшие всем существом поэта VII, 18 впечатления от мистической лирики Вл. Соловьева - все это резко изменило внутренний мир Блока, способствовало его художественному созреванию, превращению в яркого и самобытною художника.

Поэзия Вл. Соловьева, мистическая, мистико-эротическая и мистико-утопическая в своей основной мировоззренческой и эмоциональной основе, нерасторжимо связана с той символичностью, которая естественно вытекает из платоновско-романтического двоемирия и из представления о символической, знаковой природе самой земной жизни. Вместе с тем диалектический характер мировоззрения Вл. Соловьева позволил ему увидеть В материальном мире не только инобытие, но и неизбежный этап развития мирового духа, понять высокий смысл земного, посюстороннего мира, человеческой жизни и истории.

Поэтому идеи платонизма реализуются в его творчестве двояко. Этот мир предстает то как тяжелый сон земного псевдобытия, как тени и отзвук искаженный истинного мира вечных идей Милый друг, иль ты не видишь, то как знаки тех же идей, однако наполненные не только чужим, но и собственным смыслом, не искажающие гармонию миров, а вносящие в нее новую, дополняющую мелодию.

Отсюда - и два пути символообразования. На первом создаются образы, земное содержание которых связано лишь с неизбежностью говорить об идеях на земном языке материальное в них - только грубая кора вещества, под которой взгляд мистического поэта, не веруя обманчивому миру, давно привык узнавать сиянье божества. Земные значения таких символов, по сути, равны нулю, земной здесь только план выражения.

Такова символика в стихотворениях Вся в лазури сегодня явилась , Близко, далеко, не здесь и не там, в мистических сценах поэмы Три свидания и др. Действительно, первый земной план значений таких символов, как семигранный венец 2 или таких символических МОТИВОВ, как сочетание белой лилии с алою розой или голубки с древним змеем Песнь офитов 3, смыкание золотой цени 4 полностью условен.

Впрочем, он зачастую восходит к мифу. Тогда перед нами мифологемы. В любом случае, однако, такие символы - знаки духовных сущностей, по сути дела, не имеющие никаких жизненных, бытовых адекватов. Многозначность такого символа вся относится к миру мистических идей. Блоковсквие Стихи о Прекрасной Даме во многом восходят и к мифам соловьевского мировосприятия, и к его лирическому мировидению. Неудивительно, что и принципы символообразования, и значения символов у Блока и у Вл. Соловьева глубоко родственны.

Это не помешало Блоку создать произведение ярчайшей оригинальности, по сути не имеющее в русской литературе прямых литературных истоков. У Блока, как и у Вл. Соловьева, в основе поэтическою мировидения лежит мифопоэтическая картина мира. Лирический repoй цикла - земной человек, живущий среди народов шумных, по всей душой устремленный ввысь, к звездам и к голосам миров иных, среди которых ему открывается высокое -является Ты Прекрасная Дама, Дева-Заря-Купина, царица чистоты ближайшим образом напоминающая соловьевскую Душу Мира, а также Wectsc-ele Шеллинга. Только любовь Ты способна дать лирическому герою полноту счастья.

Гимны в честь Прекрасной Дамы и сложные, драматические перипетии взаимоотношений лирического героя и Дамы составляют основное содержание цикла. Хотя для Блока главный эмоциональный комплекс - лирический, однако содержание цикла может быть истолковано и в мистическом плане приобщение личности духовной субстанции бытия, и в мистико-утопическом ожидание всеобщего обновления мира, когда небо вернется к земле и в ряде других, строго говоря, не могущих как и полагается мифу быть до конца перечисленными.

Эта многоплановость целого определяет и многозначность каждого образа цикла. Ведь в отличие от лирики Вл. Соловьева стихотворения здесь, хотя и сохраняют полную автономность как самостоятельные лирические произведения, вместе с тем являются всегда мастью целого.

На поверхностном, фабульном уровне это целое весьма близко к лирическому дневнику не случайно Блок датирует все тексты цикла и располагает их в строго хронологическом порядке на глублнно-сюжетном уровне это же целое связано с реализацией-нереализацией описанного выше и связанного с Вл. Соловьевым исходного мифа. Связь каждого стихотворения с общей темой Стихов о Прекрасной Даме позволяет истолковывать лирическую непосредственноть и сиюминутность КОЛЛИЗИЙ любого текста как антипод единого сюжета.

Она же определяет и значение каждого образа как символа. Я , Ты Прекрасная Дама, постоянно ожидаемая мистическая Встреча героев, любые детали их окружения природа, город или их психологическне состояния - все это одновременно и знаки скольщих сквозь земное мистических сущностей. Однако символика Стихов о Прекрасной Даме не вполне совпадает с соловьевской. С одной стороны, символизм здесь в силу указанной выше нерасторжимости отдельных текстов с целостным мифом значительно сложней, разветвленной и последовательней, чем в лирике Вл. Соловьева.

По существу он универсален. В поэтическом наследии Вл. Соловьева мы зачастую находим вполне традиционные произведения чисто пейзажной интимной Три дня тебя я видел, ангел милый , Тесно сердце - я вижу - твое для меня, философской От пламени страстей, нечистых и жестоких , Если желанья бегут, словно тени и т. д. лирики, которые ничто не заставляет нас воспринимать как символы. Для произведений, вошедших в Стихи о Прекрасной Даме, включение в целое означает именно принудительное навязывание их символической многоплановости, многослойности смыслов, даже если из самого текста они с обязательностью не вытекают.

Так, стихотворение Слышу колокол. В поле весна в другом контексте могло бы быть воспринято в как только интимное. Для текста же как части цикла достаточно отождествить героев стихотворения с я и Ты Стихов о Прекрасной Даме, чтобы его коллизия расставание влюбленных оказалась символической и активизировались его глубинные значении невозможность на земле мистической Встречи, нереализуемость идеалов высокого и др С другой стороны, однако, в блоковских символах, сравнительно с Вл. Соловьевым да и с большинством писателей-символистов значительно ярче и выделеннее первые земные планы значений.

Цикл неполной пронзительного лиризма, яркой и вполне- посюсторонней страсти, глубоко эмоциональных природоописаний и сложного, углубленного психологизма. Символы с приглушенным или вовсе редуцированным земным значением для Блока мало характерны хотя и не исключены полностью ср. стихотворения Верю в Солнце Завета , Мы преклонились у завета и др Господствуют же символы, земные значения которых раскрыты настолько непосредственно эмоционально, что эта яркая чувственная окрашенность передается и всем другим рядам их значений. Таково, напри мер, знаменитое, программное для цикла Предчувствую Тебя. Года проходит мимо 1901 , где нестерпимо яркие чувства лирического я равно окрашивают все символы стихотворения предчувствие Ее появления, лучезарность, возможность изменения облика и др I, 94 , воспринимаем ли мы их в интимном, мистическом или мистико-утопическом ряду значений.

Заключение Для верного понимания эволюции поэта важно учитывать эти две стороны блоковского отношения к действительности.

Само собой разумеется, реально они взаимосвязаны, но трудность развития Блока в том-то и состоит, что на разных этапах своей эволюции он несколько по-разному представляет себе их соотношение.

В литературе о Блоке и посейчас можно встретить утверждения, сводящиеся к тому, что Блок до 1905 г. не знал жизни, а после революции вдруг узнал ее. На деле возникающие здесь проблемы сложнее. Представление о трагедийной взаимосвязи разных сторон действительности Блок вырабатывал на протяжении всего своего творческого пути. Поверхностно, вне соотношения с эволюцией поэта понимаемые суждения его на эти темы могут подать повод и для утверждений типа не знал - узнал. Сравнивая подход живописца и современного писателя к своему жизненному материалу.

Блок писал в статье 1905 г. Искусство красок и линий позволяет всегда помнить о близости к реальной природе и никогда не дает погрузиться в схему, откуда нет сил выбраться писателю. Игнорируя поэзию раннего Блока, можно сделать вывод из этих слов, что Блок только сейчас задумался о преимуществе красок и линий над схемами. На деле же у Блока всплывает в открытой форме коллизия, существовавшая и ранее.

То, что Блок сталкивает схемы с красками и линиями говорит о кризисе мировоззрения. Открыто признается неудовлетворительность обобщающих творческих принципов, и суть именно в этом Душа писателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лаборатории слов. Блок и раньше сомневался в применимости, пригодности схем и абстракций для художественного обобщения эмоционально-жизненного материала-еще в 1902 г. он признавался Я уже никому не верю, ни Соловьеву, ни Мережковскому. Суть у Блока- если воспринимать все это в единстве его эволюции - не в механическом противопоставлении природного и идейно-оценочного моментов, но в открытом выражении кризиса. на рубеже двух миров, в эпоху подготовки и осуществления Октябрьской революции.

Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические искания всего XIX века. И вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской истории. Блок входил в поэзию со своим особым, ярко выраженным лирическим я, которое вскоре приобрело черты индивидуальности - черты лирического героя. И лирическое я, и лирический герой выражали лирическую тему Блока - и как поэта, и как личности его отношение к окружающему миру и восприятие этого мира. Мир блоковских чувств и переживаний всегда находился в соотношении с временем, которое оп напряженно и мучительно стремился понять.

А понять для него значило выработать свою особую, не только художественную, но и человеческую, широкую точку зрения на происходящее, на события.

Блок знал, что живет в переходную, кризисную эпоху. Ценности, которыми жил XIX век, подвергались пересмотру, продлению во времени. Великая историческая миссия Блока и заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого преимущественно русскую и преимущественно девятнадцатого века в соприкосновение с мятежностыо и неспокойством своего времени, в итоге- в соприкосновением с революцией. Он завершил в своем творчестве девятнадцатый век, он продлил его во времени, допел до естественного разрешения те главные вопросы и проблемы, которыми жили его великие предшественники.

Блок страстно хотел увидеть, осознать, что же идет на смену прошлому. Роль отдельной личности в истории Блок оценивал не очень высоко. Проблема личности решалась им не столько в плане соотношения человека и того или иного государственного устройства, сколько в плане более широком - соотношения личности и социальной среды, личности и общества, личности и исторического процесса.

Исторический процесс сам в себе таит семена возрождения, поскольку главной действующей силой тут оказывается народ - бессознательный носитель духа музыки, хранитель культуры , Эти категории - дух музыки, культура - имели в глазах Блока самодовлеющее значение. То, что они обозначают, не поддается логическому определению, но для Блока как раз эта их черта и была решающей. Ему важно как можно шире охватить историю человечества, увидеть в ней единый процесс мировых видоизменений и перевоплощений.

Как справедливо указывает в одной из своих работ 3. Г. Минц, понятие народ было для Блока не столько социальным, сколько духовным понятием. 61 Литература 1. БАЗАНОВ В.Г. К творческим исканиям Блока - М 1981 319c. 2. Белинский В. Собр. соч. В 3 т. М 1948 303c. 3. БЛОК А. Собр. соч. В 8 т М. Л 1960-1963. 4. БЕРБЕРОВА Н. Александр Блок и его время М 1999 142с. 5. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы. Л 1978 263с. 6. Виноградов В.В.Поэтика русской литературы М. Наука, 1976 г 7. Гинзбург Л. О лирике.

Л 1974 351с. 8. ГУКОВСКИЙ ГА К вопросу о творческом методе Блока Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. первая. Лит. наследство М 1980 Т. 92 275с 9. Долгополов Л. А.Блок и современность. На рубеже веков. Л 1977 363с. 10. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л 1977 234с. 11. КОЖИНОВ В. Россия. Век XX 1901-1939 М 1999. -241с. 12. ЛИХАЧЕВ Д.С. Литература Реальность Литература Л 1981 С. 168-172. 13. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. М 1976 357с. 14. МАКСИМОВ Д. Поэзия и проза Александра Блока Л 1975 311с. 15. Максимов Д.Е.О спиралеобразных формах развития литературы к вопросу об эволюции А. Блока - В книге Культурное наследие Древней Руси М. Наука 1976 г 16. М а ш б и ц - В е р о в И. Русский символизм и путь Александра Блока. Куйбышев, 1969 208с. 17. МИНЦ З.Г. Поэтика Александра Блока СПб 1999 285.с. 18. МинцЗ.Г. Блок и русский символизм- М. Наука 1980 - 361с 19. Орлов В.Н. Перепутья.

Из истории русской поэзии начала XX века. М 1976 398с. 20. ОРЛОВ В.Н. Поэма Александра Блока Двенадцать М 1962 2 98. 21. ОРЛОВ В. Александр Блок Очерк творчества М 1956 С. 181. 22. Русский романтизм.

Сб. статей Под ред. К. Н. Григорьяна. Л 1978 203с. 23. Стасов В. Избранные соч. В 3 т. М 1952 298с. 24. ТАГЕР Е.Б. Мотивы возмездия и страшного мира в лирике Блока Литературное наследство. Александр Блок. Кн. первая М 1980 С. 94. 25. Тарасова Б. Символизм А.Блока Литература в школе 2000 N 4 С. 15-29. 26 ТИМОФЕЕВ Л.И. Творчество Александра Блока М 1963 С. 81-82. 27. Творческий метод.

Сб. статей. М 1960 302с. 28. Теория литературных стилем! Сб. статей. М 1982 257с. 29. Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. Л 1924 М 1965 390с. 30. ТРУБИНА Л.А. Верю в Россию Символы Блока и Белого Литература в школе 2001 5 С. 19 25. 31. Фохт У. Некоторые вопросы теории романтизма Проблемы романтизма. -М 1967 402с.

– Конец работы –

Используемые теги: Россия, Блока, поэтическая, Традиция0.075

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Россия у А.Блока и поэтическая традиция

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Анализ стихотворения Блока «Россия»
Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года "Видно дни золотые пришли ": "Видно, дни… Мир ранней поэзии А.Блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой… Так, в самом своем известном стихотворении, надолго ставшем символом поэзии А.Блока - "Незнакомка" - лирический герой…

Поэтические традиции народной культуры греков-урумов с. Улаклы Великоновоселковского района Донецкой области
Ведь как показывает анализ жанрового состава собранного фольклорного материала в селе Улаклы (во время экспедиций с 2002 по 2007 гг. под… Были записаны песни, большое количество частушек, сказок, пословиц и… Актуальность данной темы обусловлена состоянием ее исследованности в науке.

Поэтические традиции в казахской музыке
К социально-бытовым поэмам относятся "Козы-Корпеш и Баян-Сулу", "Кыз Жибек", "Айман — Шолпан" и др. Батыры в лирических поэмах борятся против… Напевно-речитативная форма исполнения казахского эпоса — результат… Некоторые исполнители обходились без музыкальных инструментов. Героические и лиро-эпические поэмы — жанры, которые…

Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой
И делал навеки своим. Известным литературоведом В. М. Жирмунским было проведено крупное исследование, посвященное теме " блоковского текста" в… Понятие легенды неоднозначно.Термин "легенда" применительно к истории своих… В статье "Блок", написанной вскоре после смерти поэта, Тынянов писал: "Блок- самая большая лирическая тема Блока. ( )…

Россия в лирике Блока и Есенина
Особенно мощно эта тема начинает звучать в его лирике вовремя переломных событий начала века. С болью в душе и сердце поэт восклицает Россия,нищая… Свои переживания были впервые выражены Блоком встихотворении Осенняя воля ,… Предчувствие надвигающихся серьезных перемен в судьбе родиныочень ярко выражено в чудесном поэтическом цикле стихов о…

Поэтический образ России в лирике Л. А. Блока
Совсем другой представляется нам страна в стихотворении «Русь». Это таинственная, колдовская земля. Здесь обитают колдуны, ворожеи, черти и ведьмы.… Для того чтобы постичь «живую душу», нужно не просто наблюдать за нею, нужно… Поэт всего в нескольких строфах, но так живо передал облик русской деревни с ее «расхлябанными колеями» и «серыми…

Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой
Всегда. Брал у всех, все, что ему нравилось. И делал навеки своим. 14, стр. 104 Известным литературоведом В.М. Жирмунским было проведено крупное… Очень много противоречивых фактов и мнений связаны с этой темой. Настоящая… С этой легендой Ахматова в поздние годы жизни, по мнению многих исследователей, считала необходимым бороться,…

Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой
Всегда. Брал у всех, все, что ему нравилось. И делал навеки своим. 14, стр. 104 Известным литературоведом В.М. Жирмунским было проведено крупное… Очень много противоречивых фактов и мнений связаны с этой темой. Настоящая… С этой легендой Ахматова в поздние годы жизни, по мнению многих исследователей, считала необходимым бороться,…

Опоры трубопроводов, опоры под трубопроводы, скользящие опоры, опоры технологических трубопроводов. Блок хомутовый. Блок катковый. Опора шариковая..Опора регулируемая.Крепление трубопроводов.
Трубопроводы работают при различных температурных режимах .В результате температура среды трубопровода меняет температуру трубы ,металл нагревается… Опоры трубопроводов изготавливаются из углеродистой стали обыкновенного… Опоры трубопроводов по ОСТ 36-146-88 ( тавровые приварные ТП, опора угольные приварные УП, опора корпусная приварная…

Россия А Блока
Например, в стихотворении 1901 года Видно дни золотые пришли Видно, дни золотые пришли, Все деревья стоят как в сияньи. Ночью холодом веет с земли… Мир ранней поэзии А.Блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной… Так, в самом своем известном стихотворении, надолго ставшем символом поэзии А.Блока - Незнакомка - лирический герой…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Анализ стихотворения А. Блока. «Россия» В стихотворении охватывается время, начиная от времён золотых и кончая далёким будущим, скрывающимся за горизонтом. А. Блок любил Россию странною любовью, любил её такой, какая она есть: с… С тех пор, как прошли "годы золотые", она обнищала, и, что ещё хуже, стала попадать под сильное влияние "чародеев" -…
  • Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой Всегда. Брал у всех, все, что ему нравилось. И делал навеки своим. 14, стр. 104 Известным литературоведом В.М. Жирмунским было проведено крупное… Очень много противоречивых фактов и мнений связаны с этой темой. Настоящая… С этой легендой Ахматова в поздние годы жизни, по мнению многих исследователей, считала необходимым бороться,…
  • Традиции готического романа в творчестве Агаты Кристи Введение 3 Глава 1. Готический роман в историческом аспекте . 1.1 Готический стиль. Истоки .1.2 Канон готического романа. 1.3 Пространственная… Во многом это связано с тем, что детектив как жанр недостаточно исследован -… Из известных нам авторов, внесших существенный вклад в развитие данной темы, можем указать Г.А. Анджапаридзе…
  • Традиции русской литературы в творчестве раннего Максима Горького Содержание Введение…3 §1. Влияние опыта мировой классики и современности на творчество Максима Горького…5 §2. Ранние романтические произведения… Как писатель, Горький обогатил мировую литературу новыми темами, идеями,… Максим Горький вошел в литературу на грани двух исторических эпох, он как бы совместил в себе эти две эпохи. Пора…
  • Блок Александр Александрович И женат он был на дочери великого ученого Д. И. Менделеева, творца Периодической системы элементов.И как замечательно, что родился Александр… Рос и воспитывался он в семье деда (А. Н. Бекетов) , в обстановке хорошо… Вообще литература играла очень большую роль в обиходе бекетовской семьи. Все здесь, начиная с деда-ботаника, писали и…