рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русское устное народное поэтическое творчество

Русское устное народное поэтическое творчество - раздел Литература, Русское Устное Народное Поэтическое Творчество Содержание 1. Календарная Обря...

Русское устное народное поэтическое творчество Содержание 1. Календарная обрядовая поэзия 1. ЗИМНИЕ СВЯТКИ 2. МАСЛЕНИЦА 3. ПЕСНИ ВЕСЕННИХ ПРАЗДНИКОВ 4. КУПАЛЬСКИЕ ПЕСНИ 5. ЖНИВНЫЕ ПЕСНИ 2. Семейная обрядовая поэзия 1. СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ 2. ПРИЧИТАНИЯ 3. ЗАГОВОРЫ 28 2.4. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ 5. ЗАГАДКИ 3. Сказки 1. СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ 2. ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ 3. БЫТОВЫЕ НОВЕЛЛИСТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ 4. Несказочная проза 1. ПРЕДАНИЯ 2. ЛЕГЕНДЫ 3. БЫЛИЧКИ 5. Несказочная поэзия 1. БЫЛИНЫ 1. ВОЛХ ВСЕСЛАВЬЕВИЧ 2. СВЯТОГОР И ИЛЬЯ МУРОМЕЦ 3. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК 4. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И КАЛИН – ЦАРЬ 5. ДОБРЫНЯ И ЗМЕЙ 6. АЛЕША ПОПОВИЧ И ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ 7. САДКО 8. ВАСИЛИЙ БУСЛАЕВ 9. СМЕРТЬ ВАСИЛИЯ БУСЛАЕВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ 3. БАЛЛАДНЫЕ ПЕСНИ 146 5.4. ДУХОВНЫЕ СТИХИ 5. ТРАДИЦИОННЫЕ НЕОБРЯДОВЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ 6. ЧАСТУШКИ 6. Народный театр 1. ПРИБАУТКИ ПЕТЕРБУРГСКИХ БАЛАГАННЫХ «ДЕДОВ» 2. НАРОДНАЯ ДРАМА 7. Детский фольклор 1. ПОТЕШНЫЙ ФОЛЬКЛОР 2. ИГРОВОЙ ФОЛЬКЛОР 202 Литература 205 1. Календарная обрядовая поэзия 1. ЗИМНИЕ СВЯТКИ 1. Коляда, коляда! Пришла коляда накануне Рождества.

Мы ходили, мы искали коляду святую По всем дворам, по проулочкам.

Нашли коляду у Петрова-то двора.

Петров-то двор – железный тын, Среди двора три терема стоят. Во первом терему – светел месяц, В другом терему – красно солнце, А в третьем терему – часты звезды.

Светел месяц – Петр сударь свет Иванович, Красно солнце – Анна Кирилловна, Частые звезды – то дети их. Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой! На долгие веки, на многие лета! Характерный тип величальной колядки. Состоит из 3 частей: 1. Приход коляды, поиск ее колядовщиками. 2. Величание: характеристика хозяев и их двора. Оно содержит древние поэтические образы. Железный тын – поэтическое осмысление крепкого ограждающего круга.

Хозяева уподобляются солнцу, месяцу, звездам – наивысшая форма восхваления, связанная с культом небесных светил. 3. Пожелание благополучия. 2. Пришла Коляда Накануне Рождества Дайте коровку, Масляну головку! Ему с колоса осьмина, Из зерна ему коврига, Из полузерна – пирог. Наделил бы вас Господь И житьем, и бытьем, И богатством, А дай Бог тому, Кто в этом дому, Ему рожь густа, Рожь ужиниста.

И создай вам, Господи, Еще лучше того! В этой колядке появляется мотив просьбы колядовщиков об угощении. В тексте хорошо разработан мотив благопожелания богатого урожая, здоровья, счастья и богатства хозяевам. Появились христианские элементы. Используется характерный для фольклора художественный прием – гипербола: из зерна – коврига, из полузерна – пирог. В тексте есть парные рифмы: коровку-головку, густа – ужиниста. 3. Шила Машечка три шириночки. Машечка, Машечка, панья, говори с нами тихенько.* Первую шила господу Богу, Другую шила родному тятеньке, Третью шила братцу Феденьке.

Первую шила златом-серебром, Другую шила красненьким шелком, Третью шила черненьким шелком. * Припев повторяется после каждой строки. Этой колядкой ряженые величали малолетнюю дочь хозяина, которая подносила им угощение. Как художественный прием дважды используется трехкратное повторение. 4. Ой, рано-рано куры* попели. Святый вечер добрым людям!** Ще й раней того Ванечка встал.

По двору походил, звонком позвонил. Вставайте, братцы, поедем в ловы, Поедем в ловы, в зелены дубравы, Выловим павушку, Ванечке женушку. * Петухи. ** Припев повторяется после каждой строки. Перед вами дальневосточный вариант новогодней украинской щедровки – величания в честь неженатого сына хозяина. В ней содержатся свадебные мотивы, песня предсказывает скорую женитьбу. 5. Го-го-го, коза, го-го, серая, го-го, белая, Недавно с Москвы, с долгими космы. - Рожками сколю, косами свяжу! - Не ходи, коза, под тое село, Под Журавичи, под Буравичи: Там стрельцы-бойцы николаевцы.

Стрельнули козе в левое ухо - С правого уха потекла юха. Тут коза пала, тут и пропала. Ой ты, мехоноша, дуй козе в жилу, чтоб коза жила. Встань-ка, козухна, встань-ка, матухна! ( Коза встает.) Ты расходися, развеселися, (Танцует.) Пану-хозяину в ноги поклонися. (Кланяется.) Ох ты, пан хороший, шукай гривну грошей! Еще того мало, шукай кусок сала! Где коза хвостом, там жито кустом, Где коза ногой, там жито копной, Где коза рогом, там жито стогом! Поздравляем, хозяин с хозяйкою, С новым годом, с новым счастьем! Чтоб здоровы были, счастливо жили! Вариант дальневосточной обрядовой святочной песни, записанной от переселенцев из Черниговщины.

Исполняли в доме хозяина ряженые с «козой». В песне слышны отзвуки древней аграрной магии, связанной с козой, культовым животным. Приход ряженых, действия козы и благопожелания должны были содействовать урожаю, плодородию, счастью и здоровью всех домочадцев.

Ряженые с козой ходили обычно в ночь на Рождество, но, судя по этому тексту, обряд мог исполняться и в новогоднюю ночь. В тексте ощущается влияние украинской лексики: юха, шукай. 6. Хлебу да соли долог век, Слава! Барышне нашей боле того, Слава! Кому мы спели, тому добро, Слава! Кому вынется, скоро сбудется, Слава! Скоро сбудется, не минуется, Слава! Подблюдная песня, в которой пелась слава хлебу, обычно открывала новогодние гадания. Она предсказывала богатство и сытость той девушке, украшение которой вынималось из блюда. 7. Летел сокол из улицы, Слава! Голубушка из другой, Слава! Слеталися, целовалися, Слава! Сизыми крыльями обнималися, Слава! Кому мы спели, тому добро, Слава! Кому вынется, тому сбудется, Слава! Тому сбудется, не минуется, Слава! Подблюдная песня предсказывала скорую счастливую свадьбу. 8. На корыте сижу, я корысти гляжу, Еще посижу, еще погляжу.

Глядь-поглядь, корысть на двор, Корысть на двор, сто рублей на стол. Песня предсказывала длинное девичество и позднюю свадьбу. 9. Идет смерть по улице, Несет блин на блюдице.

Кому кольцо вынется, Тому сбудется, Скоро сбудется, Не минуется. Эта подблюдная песня предсказывала смерть. В ней используется поминальная символика: смерть несет блин. 1.2. МАСЛЕНИЦА 10. О, мы Масленицу встречали, Встречали, люли, встречали, Мы сыр с масельцем починали, Починали, люли, починали. Мы блинками гору устилали, Устилали, люли, устилали, Сверху масельцем поливали. Поливали, душа, поливали.

Как от сыра гора крута, А от масла гора ясна, Гора ясна, люли, гора ясна. А на горушке снеги сыплют, Снеги сыплют, люли, снеги сыплют, А нас мамочки домой кличут, Домой кличут, люли, домой кличут, А нам домой не хотится, Нам хотится прокатиться, Прокатиться, люли, прокатиться, С горушки да до елушки, До елушки, люли, до елушки! Песня исполнялась в начале праздника. В ней гиперболизировано изображение количества поглощаемой в праздник пищи: гора сыра, политая маслом и устланная блинками.

Встреча и празднование Масленицы – радостное событие, наполненное весельем, забавами, катанием с гор. Припев «люли» характерен для обрядовых и хороводных песен. 11. Масленица загорела – Всему миру надоела. Шла сторонкою к нам По заулочкам, закоулочкам, Несла блинов чугуны, Надорвала животы! Блинов напекла – Сама все пожрала! Весело гуляла, Песни играла, Обманула, провела, Годика не дожила, До поста довела! А нам редьки хвост Дала на пост! Протянула до поста – Гори, сатана! Здорово, прощай, На тот год приезжай! Песня исполнялась на проводах Масленицы, во время сжигания чучела.

Она уже не величается, ее бранят за то, что надоела, провела, все съела и довела до голодного поста. Вместе с тем вспоминают, что она весело гуляла. Ее провожают словами: «Гори, сатана», отмечая ее греховную языческую сущность, и все же приглашают: «На тот год приезжай!» 1.3.

ПЕСНИ ВЕСЕННИХ ПРАЗДНИКОВ

. В предложении используются повторяющиеся синтаксические конструкции. 16. Гу! В лете я в челночку, Зима – в полозочку. Завьем венки на грянки, На всю нелелю святую.

КУПАЛЬСКИЕ ПЕСНИ

*Каждая строка повторяется 2 раза. Марья Ивана в жито звала:* «Пойдем, Иван, жито глядеть!» Чье жито лучш... 19. 1.5. .

ЖНИВНЫЕ ПЕСНИ

Петрачкова женка На свою нивку Раненько выходила, Дочек-лебедок, Невес... «Пожинайте, невестки, Пожинайте, дочки, Дочки-лебедки, Невестки-перепе... Много уменьшительно-ласкательных суффиксов, придающих песне особый кол... Чье ж это поле задремало стоя? А Ванькино поле задремало стоя. 22.

Семейная обрядовая поэзия

Семейная обрядовая поэзия 2.1.

СВАДЕБНЫЕ ПЕСНИ

В песне упоминается печь, т.к. Причитание невесты в день «заручин». 5. У нас ныне непогожая неделька, Эх и лё, ой да ле лёли, неделька,* У на... - Матушка, что не пыль-то во поле, Сударыня моя, что не пыль-то запыли...

– Конец работы –

Используемые теги: Русское, устное, Народное, Поэтическое, Творчество0.086

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русское устное народное поэтическое творчество

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Творчество Андрея Рублева его значение для развития русской национальной культуры
С его именем связано возникновение художественного направления, на многие десятилетия определившего развитие русской живописи. Нам не известно в точности, когда родился Андрей Рублев. Большинство… Упоминание имени мастера последним, согласно тогдашней традиции, Означало, что он является младшим в артели. Но…

Бахтин М.М. "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса"
Западные литературоведы и писатели обычно ставят Рабле - по его художественно-идеологической силе и по его историческому значению - непосредственно… Но, преломляясь через это шутовство, раскрывается во всем своем величии гений… Мы не собираемся решать здесь вопросы о том, можно ли ставить Рабле рядом с Шекспиром, выше ли он Сервантеса или ниже…

Русская культура в XIV--XVI вв. В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стра-тнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III,… Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей… В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска. В 1550-х гг.…

Менталитет русского народа через призму русской литературы 19-го века
Поэтому можно сделать вывод, что на сегодняшний день это довольно актуальная тема. Однако этому вопросу посвящено мало научной литературы, лишь… Объектом нашего исследования является менталитет русского народа, его… Задача данного исследования проследить, каким образом в русской литературе и истории отображены особенности русского…

Евгений Онегин - энциклопедия русской жизни в высшей степени "народное" произведение
Это позволяет говорить нам об Евгении Онегине какоб истинно народном произведении. Петербург того времени был местом обитаниялучших людей России -… Там блистал Фонвизин,друг свободы , люди искусства - Княжнин, Истомина. Автор хорошо знал илюбил Петербург, он точен в описаниях, не забывает ни о соли светскойзлости , ни о необходимых…

Традиции русского народного костюма
Народный костюм - не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века… Актуальность работы связана с активизацией интереса народного костюма как к… Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.Задачи:…

Серебрянный век русской поэзии. Творчество Маяковского
Время ощущалось как пограничное, когда уходит не только прежний быт, отношения, но и сама система духовных ценностей требует радикальных изменений.В… И одновременно резкий всплеск, расцвет культурной жизни. Особенно динамично в… Литературные течения серебряного века. В литературе развивается новое течение - модернизм. В свою очередь, оно…

Русские и советские композиторы. Жизнь и творчество Михаила Ивановича Глинки (1804 – 1857 гг.)
Здесь он узнал и полюбил народнуюпесню, заслушивался ею. Во впечатлительную детскую душу маленького Глинкиглубоко запали сказки крепостной няни… Музыка-душа моя сказал он однажды. Крепостной оркестр дяди исполнял… С ней Глинка занимался географией, русским,французским и немецким языками, а также игрой на фортепиано. Мальчик…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Мыслители Русского зарубежья о русской революции И в особенности это относится к представителям гуманитарных наук - философам, историкам, политикам. Каждый из них по своему относится как к самой… Подразумевая систему во всех революциях будь то Россия или Франция, они в… Политическое несоответствие ,по его мнению, находится в парадоксе развития экономики государства, постоянно…
  • Творчество народных певцов-композиторов Казахстана С детства он любил песни, кюи и всю свою жизнь посвятил песенному творчеству. Биржан пользовался у народа уважением и был назван "салом" (певцом,… Айтыс Биржана с поэтессой Сарой является большим вкладом, внесенным в… До 13 лет учился и воспитывался у муллы Кунту в ауле, а затем учился несколько лет в медресе Уалия. Ахан с детства пел…
  • Русские народные праздники Оно связано с обильным употреблением масляной пищи в праздничные дни. Обязательной едой на масленице были блины. Они являлись как бы основным ее… Праздничные костюмы с их броским аккордом открытых цветов, разноцветные ленты… На Масленицу обязательно пекутся блины круглый горячий блин - символ солнца и булочки в форме птиц чаще всего в форме…
  • Общая характеристика Русской правды, её значение в истории русского права До наших дней дошло более ста списков Русской правды. Все они распадаются на три основных редакции Краткая, Пространная и Сокращенная.Древнейшей… Сравнение сохранившихся редакций убеждает в том, что Права отнюдь не… По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы…
  • Русские народные песни Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие. Время совершения… Зимние святки с 25 декабря по 6 января все даты даны по старому стилю.… Цель всех обрядов и песен была одна способствовать жизненному благополучию крестьян.Потому календарным песням…