Реферат Курсовая Конспект
Своеобразие поэтики С. Есенина - раздел Литература, Оглавление Введение… 2 - 3 Часть 1. Своеобразие Поэтики С. Есенина 4- 1.1 Кра...
|
Оглавление Введение… 2 - 3 Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина 4- 1.1 Красота и богатство лирики Есенина 4- 1. Особенности художественного стиля 4 – 2. Особенности метафоры в поэзии Есенина 7 - 1.3 Поэтическая лексика 8- 4. Поэтическая техника С. Есенина 10-5. Луна в поэзии Есенина 11-2.1 Ведущие темы поэзии 15-1. Тема деревни 15-1.2 Тема родины в лирике Есенина 17-3. Тема любви 19 Часть 2. Предшественники и последователи 20-1. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина 2. Есенин и древнерусская литература 2.3. Параллели с Гоголем 2.4 Традиции Есенина в поэзии ХХ века 4.1Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова 2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций Заключение Введение В 1914 году в журнале “Мирок” за подписью “Аристон” было впервые напечатано стихотворение Есенина “Берёза”. Вслед за “Берёзой” появляются в печати “удивительно сердечные” и “размашистые” стихи Сергея Есенина.
Мог ли тогда, в 1914 году, кто-либо предположить, что в лице неизвестного автора, скрывавшегося под псевдонимом Аристон, в русскую поэзию ХХ века пришёл человек, которому суждено было стать достойным преемником пушкинской славы.
Милые берёзовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих И не в силах скрыть тоски.
Поэзия Есенина, удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире”. Казалось бы, о творчестве Есенина уже всё сказано[ ]. И всё - таки каждый человек, открывая томик его стихов, открывает своего Есенина. Я Есенина люблю с детства. Когда я была совсем маленькой, мама читала мне по вечерам стихотворение “Берёза”. Хотя я и не знала, кому принадлежит это творение, но уже с детства меня завораживали эти чудные строки.
Вряд ли можно о Есенине, как о Пушкине, сказать “Это - наше всё”. Но в то же время нет в России такого человека, который не знает хотя бы немного строк из стихов Есенина. Чем же он своеобразен, оригинален? В 11 классе, изучая литературу ХХ века, я познакомилась с творчеством многих поэтов-современников Есенина, поэтов, живущих и творивших после него. Тогда-то мы и задумались, где истоки творчества всенародно любимого поэта, есть ли у него последователи.
Итак, тема работы: Поэзия С. Есенина. Традиции и новаторство. Цель работы: Выявить своеобразие поэтики С. Есенина. Задачи: • Выявить особенности художественного стиля и поэтической техники. • Рассмотреть основные темы творчества поэта. • Определить роль традиций древнерусской литературы и фольклора в творчестве С. Есенина. • Изучить гоголевские традиции в творчестве С. Есенина. • Обобщить, какие есенинские традиции наследуются в поэзии 2-й половины XX века (на примере творчества Н. Рубцова и Н. Тряпкина). Для решения поставленных задач использовались следующие методы: • аналитический; • сопоставительный; • сравнительный Гипотеза: если С. Есенин черпал истоки своего творчества из древнерусской литературы, фольклора и литературы ХIХ века, то его открытия послужили основой поэзии поэтов ХХ века. Работая над исследованием «Поэзия С. Есенина.
Традиции и новаторство», мы обратились к литературоведческим материалам В. Ф. Ходасевича, П. Ф. Юшина, В. И. Эрлиха, В. И. Гусева.
Основополагающей в нашей работе стала книга В. Ф. Ходасевича “Некрополь”. В этой книге собраны воспоминания о некоторых писателях недавнего прошлого, в том числе и о С. Есенине. Книга была составлена в годы эмиграции В. Ф. Ходасевича. Издание также посвящено творчеству Белого, Брюсова, Гумилёва и Блока, Гершензона и Сологуба. Книга была составлена в Брюсселе еще в 1939 году, но в своём полном виде эта книга впервые была издана в 90-е годы. Ф. Ходасевич в этой книге как будто приоткрывает тайный занавес творчества Есенина, исследуя его творчество с помощью личных биографий и переписок с современниками.
Отсюда, простота, понятность этого издания. Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина. 1.1
Я пошел с тоски на луг. С. …. Нередко нас поражает способность Есенина переживать очарование прекрас... Есть у него стихотворение, которое можно образно назвать лесковским. Э...
metaphora - перенос) – это переносное значение слова, когда одно явлен... Поэтику Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туман... Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он создает их по фольклорному принципу: он берет для образа материа... Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хруптом мысленно кусая огурц...
Поэтическая лексика. Е. С. Он далёк от неё и рисует картину родного края, забытого и заброшенного... Используются также фольклорные конструкции поэтического образа. Стихотворение “Хороша была Танюша…” может служить примером умелого обр...
Поэтическая техника С. Поэтому обычный размер лучших его лирических стихотворений редко превы... И на колу под осиной Шкуру трепал ветерок. Две последние строки не только поясняют первые, имеющееся в них метони... Строфа у поэта обычно четырёхстрочная, в которой каждая строка синтакс...
Затем идут: золотой, белый, рыжий, серебряный, лимонный, янтарный, алы... Мне враждебны рабыни Смертно – влажной луны… Есенинская луна всегда в ... Сложная метафоричность, которой не избегает Есенин, не может быть отне... Основные из них:  Есенин часто употребляет слова с уменьши... Образы эти опять-таки заимствованы из фольклора, например, ягненок — о...
Бог – отец. Крестьянин забит, нищ, гол. 2.1.1. Каждое его стихотворение, написанное на любую тему, всегда необыкновен... “Это всё, что зовём мы родиной…” 2.1.2 .
Есенин был вдохновенным певцом России. В бурные революционные времена поэт говорит уже о “воспрянувшей Руси”,... Я очень люблю Родину! В стихотворении “Русь уходящая” Есенин уже опред... Поэт не только удивляется, но и хочет вобрать в сердце эту новь. Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам.
. Тема любви. Есенинская любовная лирика очень эмоциональна, экспрессивна, мелодична... Стихотворения, вошедшие в этот цикл, во многом противоречат тем строка... Об этом свидетельствует уже первое стихотворение этого цикла – “Улегла...
Предшественники и последователи . «Традиция - это всегда диалог, не исключающий полемику, продолжение начатого предшественником разговора о жизни, возвращение к поставленным им проблемам и попытка их решения уже на новом уровне, с иных общественно-исторических и эстетических позиций. Этот диалог включает в себя отношение к миру и человеку, а не только образно-стилевую манеру предшественника» утверждает К. Шилова. [ ] 2.1.
Души они не чаяли в малыше, обхаживали его и приобщали к своим духовны... «…Я рос рассказывал Есенин в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая... Есенин был связан с русской природой, с деревней, с народом. Он называ... Поэтому, естественно, что народное искусство повлияло на творчество Ес... е.
В таких произведениях, как “Песнь о Великом походе”, “По–осеннему кыче... Чтобы сказать о России новое слово, нужно не просто любить её, но быть... «Знаешь, почему я поэт? – спрашивал он Вольфа Эрлиха, –…У меня – родин... По многочисленным свидетельствам современников, поэт не раз обращался ... Скрытые параллели пронизывают, пожалуй, всё творческое наследие Есенин...
Темы, мысли и идеи, поднятые в лирике Есенина, нашли своё отражение и ... 2.4.1. Рубцов, который унаследовал основы творчества С. Ещё один исток творчества С. Таким поэтом стал Н.
Представление о литературе начала 60–х годов лучше всего дают воспомин... Рубцова – стихотворение “Звезда полей” (1964): Звезда полей во мгле за... Однако, образ – символ “звезда полей” несёт в стихотворении также и со... Недаром Н. Справедливо В.
Заключение.
Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими Пригоршнями сокровищ его души. А. Н. Толстой. Слова А. Н. Толстого о Есенине можно поставить эпиграфом к творчеству выдающегося русского поэта ХХ века. И сам Есенин признавался, что хотел бы “всю душу выплеснуть в слова”. “Половодье чувств”, затопившее его поэзию не может не вызывать ответного душевного волнения и сопереживания. Есенин – это Россия.
Его стихи – это разговоры о Руси, её прошлом, настоящем и будущем. И, конечно же, время определило значение есенинской поэзии, народной по своей сути. В её центре – великие противоречия нашей эпохи, и прежде всего – национальная трагедия русского народа, раскол между народом и властью, властью и личностью, её сиротство и трагическая судьба. Эти черты в характере русского народа, в русской душе и вошли в характер лирического героя С. Есенина. Есенин - пример для таких поэтов, как Н. Рубцов.
К счастью для нас и особенно для будущего русской культуры, наши поэты ХХ века смогли сохранить и донести до нас и до грядущих поколений живую музу русской поэзии. Да, у каждого из них она своя, но есть в ней то, что роднит всех и о чём хорошо сказал А. Передреев в стихотворении “Памяти поэта”: Тебе твой дар простором этим дан, И ты служил земле его и небу, И никому в угоду иль потребу Не бил в пустой и бедный барабан. Ты помнил тех, далёких, но живых, Ты победил косноязычье мира, И в наши дни ты поднял лиру их, Хоть тяжела классическая лира! Таким образом, целью работы являлось выявление своеобразия поэтики С. Есенина.
Для этого решались следующие задачи:  выявление особенностей художественного стиля и поэтической техники С. Есенина. Как результат: для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе. Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры.  Рассмотрение основных тем творчества.
В результате исследования были сделан вывод, что основными темами творчества Есенина являлись тема деревни, родины и любви.  Определение роли традиций древнерусской литературы и фольклора. Было определено, что поэзия Сергея Есенина и фольклор имеют очень тесную связь, а также следует сказать о мощном воздействии на Есенина древнерусской литературы и иконописи.  Изучение гоголевских традиций в творчестве С. Есенина.
Прямые параллели с Гоголем мы обнаруживаем в поэмах Есенина «Страна негодяев», «Анна Снегина», «Чёрный человек», в статье «Железный Миргород», многочисленных лирических стихотворениях. Скрытые параллели пронизывают, пожалуй, всё творческое наследие Есенина.  Обобщение есенинских традиций, наследуемых в поэзии 2-й половины ХХ века. Николай Тряпкин – самый крупный в наше время продолжатель традиции молодого Есенина. Народно – песенная традиция Есенина живёт во многих стихотворениях Н. Тряпкина.
Рубцов, вслед за Есениным, идёт от ощущения, что в мире господствует гармония, которую следует проявить… Она, прежде всего – в природе, согласно с природой, а не вопреки природе – вот незаявленный, но незыблемый девиз Есенина и Рубцова. Практическая направленность видится в возможности использования на уроках литературы. Приложение № 1. Фотоматериалы С. Есенина. С.А. Есенин. 1913 год. С.А. Есенин. Фотография с заграничного паспорта. 1922 год. Н.И. Колоколов, С.А. Есенин, И.Г. Филипченко. 1914 год. С.А. Есенин. 1922 год. Сергей Есенин с Н. А. Клюевым.
Осень 1916 г. С.А. Есенин. 1924 год. Сергей Есенин и Айседора Дункан С.А. Есенин с Айсидорой Дункан и ее приемной дочерью Ирмой. 1922 год. Библиография 1. Есенин С.А. Собр. соч.: в 3 т. Т. 1, 3. М 1977. 2. Гоголь Н. В. Собр. соч.: в 8 т. Т.1, 7. М 1984. 3. Рубцов Н.: Время, наследие, судьба: Литературно – художественный альманах. 1994. 4.Агеносов В Анкудинов К. Современные русские поэты М.: Мегатрон, 1997. – 88с 5. Гусев В. И. Неочевидное6 Есенин и советская поэзия. М 1986. С.575 6. Жизнь Есенина: рассказывают современники.
М 1988. 7. Лазарев В. Долгая память // Поэзия российских деревень, М 1982, с. 6, /140/. 8. Литература в школе. Научно – методический журнал. М 1996. 9. Прокушев Ю. Л.: Жизнь и творчество Сергея Есенина. М.: Дет. Лит 1984 32с 10. Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие. – 2-е издание СПб. 2004 496с. 11. В.Ф. Ходасевич.
Некрополь: Воспоминания М.: Советский писатель, 1991 192с. 12. Эрлих В.И. Право на песнь // С.А.Есенин в воспоминаниях современников: в 2 т. Т.2. М 1986 13. П.Ф. Юшин. Поэзия Сергея Есенина 1910-1923 годов. М 1966 317с.
– Конец работы –
Используемые теги: своеобразие, поэтики, Есенина0.057
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Своеобразие поэтики С. Есенина
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов