рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Семейные ценности в романе "Белая гвардия" Булгакова

Семейные ценности в романе "Белая гвардия" Булгакова - раздел Литература, Содержание Введение Глава I. Теоретический Анализ Основных Проблем В Романе М...

СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Теоретический анализ основных проблем в романе М.А. Булгакова Белая гвардия 1. Творческий путь писателя и драматурга 2. Становление романа М.А. Булгакова Белая гвардия 3. Проблематика романа М.А. Булгакова Белая гвардия Выводы по I главе Глава II. Анализ темы семейных ценностей в романе М.А. Булгакова Белая гвардия 1. Анализ интерьера дома Турбиных в романе Белая гвардия 2. Духовные, нравственные и культурные традиций в романе Белая гвардия 3. Урок-дискуссия по роману М.А. Булгакова Белая гвардия на тему Человек.

Семья. История Выводы по II главе Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Интерес к творчеству М. Булгакова не утихает вот уже несколько десятилетий, и об этом свидетельствуют сотни литературоведческих, биографических, методических работ, посвященных писателю. Однако современное булгаковедение характеризуется не только увеличением количества монографий и статей, но и актуализацией новых аспектов интерпретации произведений этого автора.

Исследователи творчества М. Булгакова 60-80-х годов часто оценивали произведения писателя с идеологической точки зрения, акцентируя социально-историческую проблематику и оставляя без должного внимания проблемы религиозно-философские и онтологические. Такое, несколько поверхностное толкование приводило к искажению художественного мира М. Булгакова. За последние двадцать лет точка зрения исследователей творчества М. Булгакова на его произведения изменилась.

Многие подчеркивают в своих работах одну из особенностей творческого метода писателя, ставшую методологическим принципом всего булгаковедения последних лет взгляд на человеческую жизнь и исторические события с позиции вневременных ценностей. В.И. Немцев в книге Становление романиста отмечает Если рассматривать творчество М. Булгакова как единый текст, можно легко увидеть, что многие проблемы, к которым он обращается, часто поворачивались к вечности, словно к некоему арбитру, и то растворялись в ней, то находили там новую оценку 27, с. 7 . О необходимости рассмотрения всех произведений М. Булгакова как единого текста пишут такие исследователи, как Е.А. Яблоков, С. Кульюс, В.В. Химич. В 2002 году вышла монография О.С. Бердяевой с характерным названием Проза Михаила Булгакова Текст и метатекст, в которой автор рассматривает творчество писателя как единый метатекст, организованный прежде всего мотивно.

Романы, повести, рассказы, пьесы на мотивном уровне складываются в целостное единство 2, с. 5 . Подобный подход делает возможным философское осмысление творчества М. Булгакова, позволяет определить своеобразие мировоззрения писателя, выйти на уровень осмысления онтологической проблематики творчества.

Изменение методологии позволяет воспринимать творчество М. Булгакова во всей его философской глубине и художественном своеобразии и выводит литературоведение на уровень обсуждения концептуальных подходов к наследию великого мастера 27, с. 3 , предполагает вычленение и анализ важнейших для художественного мира писателя мотивов, образов, архетипов, символов.

Одним из структурообразующих элементов художественного мира М. Булгакова является образ дома. Исследование этого образа позволяет не только актуализировать онтологическую проблематику творчества М.А. Булгакова. Термин мировоззрение писателя понимается нами в том значении, о котором говорил Ю.Г. Кудрявцев в книге Три круга Достоевского Событийное.

Временное. Вечное Мировоззрение - система теоретически обоснованных взглядов человека или какой-либо социальной общности на мир. Улавливаются постоянно существующие, глубинные взаимосвязи между явлениями. Отражается вечный уровень бытия, его философичность, его высшая математика. Автор книги отмечал тесную взаимосвязь мировоззрения и творчества, определяющую глубину и художественное своеобразие произведения писателя Мировоззрение требует творчества.

Творчество есть показатель мировоззрения. Понимаемое таким образом мировоззрение накладывает свой отпечаток на творчество. Обладающий мировоззрением художник способен создать высшее в искусстве. В частности, в литературе - философский роман. Дом относится к основополагающим архетипам человеческой культуры. Изначально предназначенное для защиты человека от природной стихии, жилище постепенно приобретает новые функции и начинает рассматриваться в контексте широкого круга понятий кров, семья, народ, страна, нравственность, память, вера. Получив дополнительную семантическую нагрузку, дом превращается в уменьшенную модель мироздания и человеческого бытия, в полной мере выражая особенности менталитета того или иного народа.

Эта гармоничная модель мироздания, реализовавшаяся в трех типах дома и сохранявшаяся в русской культуре на протяжении нескольких столетий, в прошлом веке была разрушена. Ее деформация, начавшись еще в последние годы XIX столетия, вызвала тревогу русской интеллигенции, усилившуюся после первой революции - 1905 года. Не случайно лейтмотивом сборника статей русских философов и социологов Вехи, вышедшего в 1909 году, стала мысль об извращении личности, ложности самого идеала для ее развития. Авторы сборника, пытаясь найти причины деформации идеала бытия и основу для возрождения нормального развития личности, актуализировали идею семьи и дома. Тема семейной преемственности появляется в статье А. Изгоева Об интеллигентской молодежи.

Заметки об ее быте и настроениях, автор которой говорит о необходимости восстановления утраченных связей между родителями и детьми Настоящей, истинной связи между родителями и детьми не устанавливается, и даже очень часто наблюдается более или менее скрытая враждебность душа ребенка развивается от противного, отталкиваясь от души своих родителей.

Русская интеллигенция бессильна создать свою семейную традицию, она не в состоянии построить свою семью. М. Булгаков принадлежит к тому поколению писателей, которое, по замечанию М.О. Чудаковой, пережив разрушение старых установлений, участвовало в работе по вычленению - хотя бы первоначально - каких-то безусловных ценностей и противопоставлению всему описываемому необходимых точек отсчета 33, с. 299 . М. Булгаков в поисках этих безусловных ценностей обращается к классической русской культуре, осознавая самого себя ее законным преемником и соответствующим образом выстраивая собственную творческую историю.

Не приемля и отталкиваясь от установлений нового, советского государства, М. Булгаков пытается возродить утраченный идеал человеческого бытия через восстановление традиционного для русской культуры архетипа дома. Вместе с тем духовное содержание этого архетипа накладывается на то представление о человеческом существовании, которое сложилось у писателя под влиянием его семьи. В результате возникает некий идеальный образ дома, где быт и бытие взаимосвязаны и взаимозависимы, где материальный, вещный мир одухотворяется человеком.

Оставаясь апологетом дома, который выступает залогом сохранения цельности человеческой личности и мира, М. Булгаков был вынужден наблюдать его неотвратимое разрушение в советской России.

В связи с этим в творчестве писателя возникает лейтмотив трагической раздвоенности личности, невозможности ее творческой реализации и достижения гармонии с окружающим миром. Оппозиция идеального дома и современного бездомья во многом определяет структуру, систему образов и мотивов произведений М. Булгакова, как эпических, так и драматургических.

Необходимость целостного рассмотрения семейных ценностей в романе М. Булгакова Белая гвардия и определяет актуальность дипломного исследования. Цель исследования является изучение семейных ценностей, воплощенных в романе М. Булгакова Белая гвардия. Предмет исследования роман М.А.Булгакова Белая гвардия. Объект исследования Семейные ценности в романе М.А.Булгакова Белая гвардия. Научная новизна данного исследования обусловлена недостаточной изученностью темы и заключается в следующем впервые предпринимается попытка систематизировать результаты отечественных исследований семейных ценностей в творчестве М. Булгакова производится анализ интерьера дома Турбиных в романе М. Булгакова Белая гвардия, раскрываются символическое и функциональное значения рассматриваются очерки, и фельетоны М. Булгакова как части единого метатекста в свете онтологической проблематики творчества писателя На защиту выносятся следующие положения 1. Дом как идеальная модель мироустройства является в прозе М. Булгакова залогом полноценной духовной жизни человека, творческой реализации личности. 2. В произведениях писателя гармоничная модель дома как единство трех ипостасей бытовой, бытийной и духовной находит свое воплощение в романе Белая гвардия квартира Турбиных. В целом же в творчестве М. Булгакова нашла отражение тенденция к разрушению традиционной нормы бытия и идеального образа дома. 3. Потеря опоры в виде морально-нравственных правил и законов, религиозной веры приводит к онтологическому кризису личности и установлению новых, враждебных отношений человека и внешнего мира. Данная цель обусловила постановку следующих задач 1. Проанализировать существующие работы, посвященные семейным ценностям в творчестве М. Булгакова и определить возможные направления исследования. 2. Рассмотреть типологию и символику семейных ценностей в романе М. Булгакова Белая гвардия в контексте духовно-нравственных традиций русской культуры, с учетом мировоззренческих особенностей творчества писателя. 3. Исследовать характерную для романа М. Булгакова Белая гвардия 20-х годов ситуацию онтологического кризиса личности в связи с темой разрушения традиционного миропорядка. 4. Проследить эволюцию образа дома в произведениях М. Булгакова 30-х годов в контексте проблемы искажения идеала человеческого бытия в пореволюционном мире. Эти задачи решаются на материале романа М. Булгакова Белая гвардия, писем и дневников писателя, воспоминаний о нем близких и современников.

Методологической основой исследования послужили труды русских философов рубежа XIX-XX веков Н. Бердяева, С. Булгакова, И. Ильина, М. Гершензона, Н. Трубецкого, П. Струве, П. Флоренского. Литературоведческой базой являются теоретические положения М.М. Бахтина, Е.М. Мелетинского, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, Б.М. Гаспарова, В.Е. Хализева, Е.Б. Скороспеловой.

В исследовании использовались биографический, системно-целостный методы, элементы мотивного, мифопоэтического, интертекстуального анализа, метод религиозно-философской интерпретации текстов. Методы исследования анализ методической и художественной литературы.

Теоретическая значимость дипломной работы состоит в том, что целостное исследование семейных ценностей позволяет скорректировать представление о структуре художественного мира М. Булгакова, а также выявить мировоззренческие основы творчества этого писателя.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА БЕЛАЯ ГВАРДИЯ 1.1.

Творческий путь писателя и драматурга

В условиях калейдоскопической смены властей в столице Украины 1918-191... Эти ранние драматургические опыты, сделанные, по признанию автора, нас... Главной мишенью сатирика явились многообразные искажения человеческой ... В том же направлении движется авторская мысль и в сатирической повести... Роман Мастер и Маргарита принес писателю мировую известность, но стал ...

Становление романа М.А. Булгакова Белая гвардия

Не случайно повествование начинается с рассказа о смерти матери, ставш... Апокалипсисом нашего времени назвал книгу своих эссе В.В. Через десять минут полная тьма была в квартире. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на что казалось ему прочным положение гетмана, поддержанного немецк...

Анализ интерьера дома Турбиных в романе Белая гвардия

От этой же домашней печки и пляшет человек в жизни, полагает Булгаков ... 2.2. А. И я считаю, что совсем не случайно темой его романа стало не отречение... Свет и тепло человеческого жилья, особенно дорогие в такую непогоду, и...

литература заняла достойное место в этом доме, где постоянно звучат имена Пушкина и Толстого, Достоевского и Бунина.

Я думаю, оттого так красиво в этом небогатом доме, что его атмосфера одухотворена вечно живым искусством. Кузен Лариосик из Житомира, нашедший приют в доме Турбиных, благословляет семейный уют простодушным признанием Господи, кремовые шторы за ними отдыхаешь душой А ведь наши израненные души так жаждут покоя Здесь читают по вечерам и поют под гитару, играют в карты и распивают горячительные напитки, любят и негодуют, смущаются, когда речь идет о деньгах, и свято хранят семейные традиции. В доме Турбиных скатерть, несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна Полы лоснятся, и в декабре на столе в матовой вазе стоят голубые гортензии и две мрачные и знойные розы, утверждающие красоту и прочность жизни. Война обнажает изнанку человеческих душ, идет проверка нравственных основ личности.

Автор помещает в эпиграф знаменитые строки из Апокалипсиса, согласно которым судим будет каждый сообразно с делами своими. Тема возмездия за содеянное, тема моральной ответственности за свои поступки, за выбор, который человек делает в своей жизни ведущая тема романа.

Такое обрамление произведения словами Библии придает ему дыхание вечности, соединяет судьбы человеческие в единую цепь, которая питается из глубины веков и становится историей.

Личность на крутом повороте истории, человек в водовороте событий, образ Времени и нравственная ответственность за выбор в момент трагической ломки - вот что волновало писателя в период создания романа. В Белой гвардии автор рассказал о бесчинствах и убийствах петлюровцев, о бездарности и трусости штабных офицеров, руководивших обороной Киева, о героической самоотверженности рядовых защитников о полковнике Най-Турсе, полковнике Малышеве, поручике Мышлаевском, юнкере Турбине. Среди защитников монархии оказались разные люди. Велика неприязнь писателя к тем, кто верховодит гетману, штабным офицерам - всем тем, кто думает не о спасении Отечества, а о спасении собственной шкуры.

Ненавистны также Булгакову приспособленец Тальберг с двухслойными глазами, трусливый и жадный инженер Лисович, беспринципный Михаил Семенович Шполянский. Рядовые участники белого движения, по мнению автора, выступают наследниками боевой славы Отечества. Когда сформированный для защиты Города Мортирный полк прошел в марше по коридорам Александровской гимназии, в вестибюле прямо перед ним будто вылетел сверкающий Александр, указывая на Бородинское поле. Зазвучавшая песня на слова лермонтовского Бородино - это не только символ доблести, отваги, чести, но и признак всего того, разительно отличает Турбиных, Мышлаевского, Малышева от прочих господ офицеров. Если Тальберг - чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести, крысьей побежкой убегающий прочь с тонущего корабля, бросая братьев и жену, то главные герои романа - воплощение лучших рыцарских качеств.

В обстановке, когда кажется все разрушено, предано, продано, с недоумением и болью спрашивает себя Алексей Турбин Нужно защищать теперь Но что? Пустоту? Гул шагов? И все-таки он не способен оставаться в стороне от грозных событий, нарушить свой долг офицера и спешит к тем, кто пытается спасти Отечество, не отдав его судьбу в нечистые руки Петлюры или гетмана Скоропадского.

Даже в полубредовом сне видит Турбин, как хватается за браунинг, услышав чьи-то немыслимые речи, будто русскому человеку честь - только лишнее бремя. Так же, следуя законам чести, совести и благородства, совершает героический поступок Най-Турс, вступив в неравный бой с петлюровцами.

Прикрывая юнкеров, он бесстрашно вел поединок, оставшись один со своим пулеметом перед наступающими кавалеристами. И командир дивизиона Малышев, беря всю ответственность на себя, принимает единственное правильное решение в создавшейся ситуации - распускает по домам юнкеров, осознав бессмысленность сопротивления петлюровцам.

Немало мужества стоила та ночь для Мышлаевского, когда он с сорока офицерами и юнкерами в легких шинелях и сапогах в жесточайший мороз стоял насмерть на боевом посту. Вместе с тем Булгаков не поэтизирует своих героев. В каждом из них есть свои недостатки хвастовство, донжуанство. Но это все-таки извинительные минусы, так как все искупается благородством поведения. Главное в них то, что они люди долга и готовы быть с Россией в ее бедах и испытаниях, готовы защищать Отечество, Город и Дом. Они не способны совершить бесчестный поступок, и не могут спрятаться, отсидеться, отмолчаться, переждать.

Новых, нежданных гостей в Городе им пришлось встречать, жертвуя жизнью. Сам Всевышний берет под защиту беляков Чуть-чуть иронизируя, Булгаков нарисовал в романе царство Божие, где апостол Петр принимает погибших. Среди них и полковник Най- Турс в светозарном шлеме, кольчуге с рыцарским мечом со времен крестовых походов.

Райское сияние ходило за Наем облаком. Рядом с ним и вахмистр Жилин, погибший еще в первую мировую войну, и большевики с Перекопа, и еще многие другие, кто хватал друг друга за глотку, а теперь успокоился, навоевавшись за свою веру. Господь Бог произносит вещие слова Все вы у меня одинаковые - в поле брани убиенные. Слова эти, прозвучавшие со страниц романа, поразили современников Булгакова неслыханной смелостью и мудростью. Так еще никто не писал о Гражданской войне, никто не отважился подняться над схваткой, горюя и скорбя обо всех погибших Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто. Просто растает снег, взойдет зеленая украинская трава, заплетет землю выйдут пышные всходы задрожит зной под полями и крови не останется и следов. Дешевая кровь на червонных полях, и никто выкупать ее не будет.

Никто. Боль и мука сердца в этих словах, скорбь гуманиста, не принимающего кровавой бойни, человеческих страданий, страшных потерь Дом Турбиных - это, прежде всего, люди, его населяющие.

Братья, Алексей и Николка, дружно живут с сестрой. Они гостеприимны, великодушны, самоотверженны. Они отзывчивы на чужую боль, готовы принять на себя удар, предназначенный другому, близкому человеку. Турбины умеют любить, и вознаграждены за это любовью. Пусть силен еще Марс, но Венера тоже покровительствует героям. Братья находят своих любимых девушек. Мысленно возвращается Алексей к Юлии Рейсс, спасшей его и окруживший заботами в ту незабываемую ночь на Мало-Провальной.

Младший Турбин навещает Ирину Най, с которой сблизила его память о ее погибшем брате, воспоминания о совместных поисках его тела в анатомическом театре. Не остается одинокой и Елена. И пусть предмет любви может быть не слишком достойным, но само чувство всегда достойно! Турбины согреты любовью Всевышнего. Когда к нему обратилась с мольбой Елена, отступила смерть от Алексея и победила любовь. Описание жаркой молитвы Елены - сильнейшая по впечатлению страница романа. Неповторимые слова находит автор для передачи состояния героини, когда она, молясь о милосердии перед иконой Божьей Матери, отбивая земные поклоны, страстно шепчет Слишком много горя посылаешь, мать- заступница Мать- заступница, неужто не сжалишься? Может быть, мы люди и плохие, но за что же так карать-то? Всей душой вытягиваясь, распростертая на полу Елена приносит великую жертву самоотречения Пусть Сергей не возвращается Отымаешь - отымай, но этого смертью не карай. И свершилось чудо исцеления - встал на ноги Алексей.

Что это мистика, реальность, вера, сила внушения? Можно по-разному думать об этом, но, я думаю, нельзя не восхищаться талантом автора, его проникновением в человеческую душу, в силу жизни, в жизнь не только для себя. Подбор слов, эмоциональный взрыв, сила веры - все как в зеркале отражается в восприятии текста читателем.

Так побеждает Любовь. Над смертью, ненавистью, страданием торжествует от сердца к сердцу струящееся добро. И так хочется, чтобы были счастливы все Николка и Ирина, которые, на мой взгляд, очень похожи и достойны друг друга, а также Алексей с Юлией, Елена с Шервинским и все остальные.

И я делаю вывод, что Любовь не умирает ни при каких обстоятельствах, иначе умерла бы жизнь. Все пройдет, а Любовь останется. Эта категория вечна. Так же как и вечны звезды над нашими головами. 2.3. УРОК-ДИСКУССИЯ ПО РОМАНУ М.А. БУЛГАКОВА БЕЛАЯ ГВАРДИЯ НА ТЕМУ ЧЕЛОВЕК. СЕМЬЯ. ИСТОРИЯ Ход урока 1. Введение Почему мы обращаемся к роману М.А. Булгакова Белая гвардия Какие мысли приходят к нам в результате чтения романа? Учащиеся говорят о том, что роман Булгакова - одно из немногих произведений, которое рассказывает о видении Гражданской войны белыми офицерами.

В нём поднимаются сложные общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема нравственного выбора в сложные исторические времена. Особенно интересна роль семьи в их разрешении Какую форму урока лучше выбрать? Учащиеся предлагают форму урока-дискуссии Вспомним правила проведения урока-дискуссии.

Одиннадцатиклассникам они должны быть хорошо известны, но можно предложить заранее подготовленные распечатки. 2. Определение темы дискуссии, главных проблем, над которыми будем работать. Предложим ученикам высказывания исследователей творчества Булгакова и самого писателя. Булгаков смолоду смотрел на движущуюся историю как на часть биографии, а на свою судьбу как на некоторую частицу истории В. Лакшин. Уделяя столько внимания изображению жизни дома Турбиных, Булгаков защищает вечные, непреходящие ценности в своем романе дом, родину, семью И. Подхватилин. И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах - Дни Турбиных , Бег и романе Белая гвардия - упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране.

В частности, изображение русской интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы Гражданской войны в лагерь белой гвардии из письма М.А. Булгакова И.В. Сталину . 3. Определение и запись темы дискуссии и проблем для дальнейшего исследования. В результате обмена мнениями приходим к теме Человек.

Семья. История и следующим проблемам для исследования а отношения человек - человек б отношения человек - семья - дом взаимоотношения, взаимопроникновение в отношения человек - время - война человек - частица истории г отношения семья - время - война значение семьи в смутные времена д отношения человек - семья - вечность. Как выжить? В чём спасение? 4. Учащимся предлагается выбрать аспект проблемы, интересующий их, и распределиться по группам для работы. 5. Работа в группах накопление материала, анализ информации, подготовка к выступлению и оппонированию.

Обязательно помнить о правилах работы в группах. 6. Собственно дискуссия обмен мнениями . а Отношения человек - человек. Выступающие отмечают, что для Турбиных и их друзей главное в отношениях между людьми - искренность, правда, честь. Интерес вызывают отношения Турбиных и Тальберга, Николки и семьи Най-Турс, Турбиных и Лисовичей. б Отношения человек - семья - дом. Прежде всего, объясняется само понятие дом. Дом - жилище, дом - семейные устои, дом - традиции, дом - духовный мир, дом - отечество, дом - мироздание.

Особенности дома Турбиных любовь, уют, покой, традиции, главное - духовные ценности, вера и надежда, притягивающие к нему людей. в Отношения человек - время - война. Обсуждается вопрос о защите города, немцах, петлюровцах. Турбины на войне. Зачем они идут фактически погибать? Алексей, Николка, их друзья становятся на защиту, прежде всего вечных ценностей дома, родины, семьи.

Идёт разговор об офицерах Белой гвардии, показанных не в плакатной личине врага, а как обычные люди - хорошие и плохие, мучающиеся, заблуждающиеся, умные и ограниченные, показанных изнутри, а лучшие в этой среде - с очевидным сочувствием Б. Мягков. Особо отмечаются Най-Турс, Малышев. Особо говорится об ужасе братоубийственной войны. г Отношения семья - время - война. Выступающие приходят к выводу, что для Булгакова, как и для Л.Н. Толстого, равноценны в своей значимости сцены семейные и исторические.

Это отмечали и критики. Что несут Турбины во внешний мир? И что мир даёт им? Особое внимание учащиеся уделяют Елене, её отношению к братьям, мужу, друзьям. Молитва Елены. Сон Алексея. Мечта о покое, мирной жизни. Турбины ищут объяснения этому историческому бедствию, чувствуют, что это неизбежное возмездие за долгое равнодушие сытых Б. Мягков . д Время историческое и вечность.

Особое внимание уделяется эпиграфам, связанным с прошлым воспоминания, настоящим только миг и будущим вечность. Начало и конец романа - что относится к этим пластам? Последняя запись на печке Я взял билет на Аиду. Почему? Вечная ценность человеческой жизни - душа, питаемая красотой и любовью. Далее разговор идёт о символах романа. Святой Владимир с крестом. Вера православная, с которой нет разрыва и не чувствуется полной верности ей. Крест - символ мученичества, покаяния, искупления.

Кто ответит за кровь? Звезда - символ надежды. Символы цвета. Главный вопрос в чём видит Булгаков спасение? В любви и духовности. Финал романа открыт - он приглашает читателя к дальнейшим размышлениям. 7. Заключение. Вопрос классу. Следующее произведение, которое мы будем изучать, роман Мастер и Маргарита. Что наследует он у романа Белая гвардия ? Вопрос о свете и покое. Тему дома. Связь частного лица и истории. И связь неба и земли. И. Золотусский. 8. Рефлексия. ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ Вторая глава посвящена анализу темы семейных ценностей в романе М.А. Булгакова Белая гвардия. С целью рассмотрения типологии и символики семейных ценностей в романе М. Булгакова Белая гвардия в контексте духовно-нравственных традиций русской культуры, с учетом мировоззренческих особенностей творчества писателя.

Восемьдесят лет назад Михаил Булгаков начал писать роман о семье Турбиных, книгу пути и выбора, важную и для нашей литературы, и для истории русской общественной мысли.

Ничто не устарело в Белой гвардии. Поэтому нашим политологам следовало бы читать не друг друга, а этот старый роман. О ком и о чем же этот роман Булгакова написан? О судьбе Булгаковых и Турбиных, о гражданской войне в России? Да, конечно, но это далеко не все. Ведь такую книгу можно написать с самых разных позиций, даже с позиций одного из ее героев, подтверждение чему - бесчисленные романы тех лет о революции и гражданской войне. Мы знаем, например, те же киевские события в изображении персонажа Белой гвардии Михаила Семеновича Шполянского - Сентиментальное путешествие Виктора Шкловского, бывшего эсеровского боевика-террориста.

С чьей точки зрения написана Белая гвардия ? Сам автор Белой гвардии, как известно, долгом своим считал упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях Войны и мира. Белая гвардия - не только исторический роман, где гражданская война увидена ее свидетелем и участником с определенной дистанции и высоты, но и своеобразный роман воспитания, где, говоря словами Л. Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народной. Эта спокойная житейская мудрость понятна и близка Булгакову и молодой семье Турбиных.

Роман Белая гвардия подтверждает правоту пословицы Береги честь смолоду, ибо Турбины погибли бы, если бы не берегли честь смолоду.

А их понятие чести и долга основывалось на любви к России. Конечно, судьба военврача Булгакова, непосредственного участника событий, иная, он очень близок к событиям гражданской войны, потрясен ими, ибо потерял и никогда больше не видел обоих братьев, многих друзей, сам был тяжело контужен, пережил смерть матери, голод и нищету. Булгаков начинает писать автобиографические рассказы, пьесы, очерки и этюды о Турбиных, а в конце концов приходит к историческому роману о революционном перевороте в судьбах России, ее народа, интеллигенции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Не внешние события, передающие ход революции и Гражданской войны, не перемена власти, а нравственные конфликты и противоречия движут сюжетом Белой гвардии. Исторические события - это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы. Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений. Все герои Белой гвардии выдержали испытание временем и страданиями.

Турбины же смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а главное - честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем. Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России.

Роман М. Булгакова Белая гвардия - книга пути и выбора, книга прозрения. Но главная мысль авторская, я думаю, в следующих словах романа Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших дел и тел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? И весь роман - это призыв автора к миру, справедливости, правде на земле.

Проведенный нами теоретический анализ по проблеме семейных ценностей в романе М.А. Булгакова Белая гвардия позволил сделать следующие выводы проанализированы существующие работы, посвященные семейным ценностям в творчестве М. Булгакова и определить возможные направления исследования. рассмотрена типология и символика семейных ценностей в романе М. Булгакова Белая гвардия в контексте духовно-нравственных традиций русской культуры, с учетом мировоззренческих особенностей творчества писателя. разработан урок-дискуссия по роману М.А. Булгакова Белая гвардия на тему Человек.

Семья. История. Полученное в результате целостное исследование семейных ценностей позволяет скорректировать представление о структуре художественного мира М. Булгакова, а также выявить мировоззренческие основы творчества этого писателя. ЛИТЕРАТУРА 1. Белозерская-Булгакова Л. Е. Воспоминания. М 1990. 2. Бердяева, О.С. Толстовская традиция в романе М. Булгакова Белая гвардия Творчество писателя и литературный процесс Иваново, 1994 С. 101-108 3. Биккулова, И.А. В поисках жанра Белая гвардия М.Булгакова Моск. пед. ун-т М 1992 С. 9 4. Биккулова, И.А. Проблемы взаимосвязи романа Белая гвардия и пьесы Дни Турбиных М. А. Булгакова Размышления о жанре М 1992 С. 67-77 5. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков Кн. для учащихся ст. классов. М. Просвещение, 1991. 6. Богданова, О.Ю. Интерпретация текста романа Белая гвардия Лит. в шк М 1998 N 2 С. 125-134 7. Бузник, В.В. Возвращение к себе О романе М.А. Булгакова Белая гвардия Лит. в шк М 1998 1 С. 43-54 8. Булгаков М. Собр. соч. Т. 1. М. Художественная литература, 1989. С. 573. 9. Булгаков М. Собр. соч. Т. 2. М. Художественная литература, 1989. С. 721-722. 10. Булгаков М. Собр. соч. Т. 5. М. Художественная литература С. 447. 11. Владимиров, И. К истории романа Слово Лит худож. ежемесячник Госкомиздатов СССР и РСФСР М 1992 7 С. 70-71 12. Воспоминания о Михаиле Булгакове.

М. Советский писатель, 1988. 13. Гуткина, Н.Д. Русская история как известный порядок вещей Щедринские традиции в Белой гвардии М. Булгакова Рус. словесность М 1998 N 1 С. 22-26 14. Доронин, Т.И. Художественное осмысление времени в романе М. Булгакова Белая гвардия Античный мир и мы Материалы и тез. конф Саратов, 16-17 апр. 1998 Саратов, 1999 Вып. 5 С. 52-59 15. Доронина, Т.В. Масса и человек массы в романе Михаила Булгакова Белая гвардия К проблеме традиций Писатель, творчество современное восприятие Курск, 1998 С. 102-120 16. Дневник Елены Булгаковой.

М 1990. 17. Козлов, Н.П. Место романа М. Булгакова Белая гвардия в русской советской прозе 20-х годов Содержательность форм в художественной литературе Куйбышев, 1988 С. 146-163 18. Козлов, Н.П. От романа к пьесе Белая гвардия и Дни Турбиных М. Булгакова Содержательность форм в художественной литературе Куйбышев, 1989 С. 105-125 19. Кузина, Н.В. Миф о статуе в романе М.А.Булгакова Белая гвардия Пушкинско-пастернаковская культурная парадигма итоги исследования в ХХ веке Материалы науч. конф Смоленск, 2000 С. 82-94 20. Кулабухова, М.А. Традиции А.С. Пушкина в романе М.А. Булгакова Белая гвардия К Пушкину сквозь время и пространство Белгород, 2000 C. 68-71 21. Лакшин В.Я. Булгакиада. М. Правда, 1987 22. Лакшин В.Я. О прозе Михаила Булгакова и о нем самом Булгаков М. Избранная проза.

М 1966. С. 16 23. Лесскис Г.А. Триптих Михаила Булгакова о русской революции.

М 1999 24. Лопатина, Т.В. Роман М. Булгакова Белая гвардия 1923-1924 Моление о Доме Русская литература первой половины ХХ века Екатеринбург, 2002 С. 199-205 25. Лурье, Я. Историческая проблематика в произведениях М. Булгакова М.Булгаков и Война и мир Л.Толстого М.А. Булгаков - драматург и художественная культура его времени М 1988 С. 190-201 26. Михаил Булгаков Современные истолкования.

Сборник обзоров, М 1991 27. Немцев, В.И. Функция повествователя в художественной речи романа Михаила Булгакова Белая гвардия Поэтика советской литературы двадцатых годов Куйбышев, 1990 С. 72-98 28. Никонова, Т.А. Дом и город в художественной концепции романа М.А.Булгакова Белая гвардия Поэтика русской советской прозы Уфа, 1987 С. 53-62 29. Палиевский П. В. Шолохов и Булгаков.

М 1993 Творчество Михаила Булгакова.

СПб 1991 30. Петелин В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. М 1989. С. 274-277 31. Петров, В.Б. Нравственные ценности в горниле русской усобицы По страницам Белой гвардии Михаила Булгакова Лит. в шк М 2003 N 3 С. 22-25 32. Русские писатели ХХ в. Биобиблиографический словарь.

М 1998. Т.1. 33. Чудакова М. Михаил Булгаков глава из романа и письма Новый мир. 1987. N 2. С. 140 34. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова , М 1988 35. Яблоков, Е.А. Роман Михаила Булгакова Белая гвардия М. Яз. рус. культуры, 1997 С. 191 36. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М. Советский писатель, 1983.

– Конец работы –

Используемые теги: Семейные, ценности, романе, Белая, гвардия, Булгакова0.096

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Семейные ценности в романе "Белая гвардия" Булгакова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Тема любви в романе М.Булгакова "Белая гвардия"
Это результат вдохновения, размышлений, труда. Но, несмотря на восторженные отклики о романе, после его полной публикации, судьба этого произведения… Но даже в незаконченном виде роман Белая гвардия привлек внимание читающей… Далее следуют пиратские выпуски Белой гвардии и Дни Турбиных . И, казалось бы, спустя годы, мы читаем подлинную, в…

Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)
Большое место эта тема занимала и в произведениях советских писателей А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, пытавшихся сопоставить так или иначе… Образ Иисуса Христа в белом венчике из роз , идущего впереди отряда… С особенной силой и откровением религиозные мотивы прослеживаются в самых значительных и поистине эпохальных русских…

Между смыслом и ценностью. Проблема единства культуры у Романа Ингардена
Ингарден далек от того, чтобы быть здесь обстоятельным и утонченным. Несколько его работ, посвященных тому, что он называет человеческой… Видение это, пронизанное печалью, несет отпечаток мировой скорби… Однако, человек, ощущая то, что эта граница не соответствует его сущности, извлекает из себя самого энергию творческой…

Фантастика и реальность в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Булгакова нельзя назвать писателем-фантастом, как, например, братьев Стругацких. Но повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца», безусловно, будут… Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы… Последнее однозначно определить невозможно.Очень хорошо это подметил американский литературовед М. Крепс в своей книге…

Формирование семейных ценностей у молодежи в социальных общежитиях
Неутешительна статистика о тех, кто вырастает и покидает детские дома и интернаты. Ежегодно десятки тысяч сирот выходят из сиротских учреждений в… Ведущими причинами «социального сиротства» являются:  лишение… Одной из острейших проблем страны на сегодня является физическое и духовное здоровье детей и молодежи.Изменение…

Художественное воплощение категорий свободы-несвободы в романах М. Булгакова "Мастер и Маргарита" и Ч. Айтматова "Плаха"
Научная новизна В связи с тем, что проблема художественного воплощения категорий свободы-несвободы в романах М. Булгакова и Ч. Айтматова по сути в… Область применения - преподавание русской зарубежной литературы в… С развитием общества этот вопрос перерастает в проблему, так как каждое общественное устройство, каждый человек…

Роман Германа Гессе “Степной волк” как результат перехода от традиционного романа к модернистскому
Научная доказательность этой мысли может быть достигнута на пути познания закономерностей эволюции романа . В числе особенностей модернистского… В русском литературоведении эта “литературная революция” начинается уже с… Не множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его…

Библейские мотивы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
На протяжении всего своего жизненного пути он не раз задавался вопросами бытия, смысла жизни, борьбы добра со злом, не раз переосмысливал Ветхий и… А в 1937 году появляется и само название «Мастер и Маргарита». Этот… Для этого писатель и использует сложную структуру построения произведения. «Мастер и Маргарита» как справедливо…

Роман "Мастер и Маргарита" - заветная книга М. А. Булгакова
Михаил Афанасьевич Булгаков – писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна читающему миру только четверть… В его творчестве, и особенно в романе “Мастер и Маргарита”, отчетливо… В трудные тридцатые годы писатель, обреченный на творческое одиночество, на смертельную болезнь, приближение которой…

Образ Маргариты в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Меня интересовало, как автор выстраивает образ (портрет, речевая характеристика) , как эпизодический герой движет сюжет, помогая прочесть основные… Образ Маргариты очень дорог автору, быть может, поэтому в нем прочитываются… Образ Маргариты не простой, Поэтому, с моей точки зрения, именно слово Маргариты помогает открывать нам героиню,…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Мысль народная и "мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Жанр Войны и мира определяется как роман-эпопея.В чем смысл этого определения Через бесконечное множество судеб множества людей, взятых в различных… Автора Войны и мира упрекали в фаталистическом понимании истории и жизни… Постой сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся…
  • Дьявол и его свита в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые… Время начала работы над Мастером и Маргаритой Булгаков в разных рукописях… Вторая редакция, создававшаяся до 1936 г имела подзаголовок Фантастический роман и варианты названий Великий канцлер, …
  • Пространство и время в творчестве М.А.Булгакова (по роману Мастер и Маргарита) Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями. Вспомним хотя бы осетрину второй свежести, и придет на ум печальная мысль, что… Далеко не все способны осмыслить Мастера и Маргариту в том идеологическом философском ключе, который предлагает…
  • Духовно-религиозные искания М.А. Булгакова (по роману "Мастер и Маргарита") Фантастико-историческо-аллегорический роман Мас тер и Маргарита дает большие возможности понимания воззрений и поисковавтора. Введе ние плана… Маргарита и Иван менее первых, ибо для Маргаритыглавное при обретается после… Поэто му наибольшая смысловая нагрузка именно нанем. Библейский Пилат после осуждения Христа наказнь умыл руки,…
  • Миф в основе романа (на примерах произведений «Божественная комедия» Данте, «Фауст» Гете и «Мастер и Маргарита» М.Булгакова) Мифы это созданные народной фантазией рассказы о богах и героях. Мифология возникает на низкой ступени общественного развития и служит для… Нам и в голову не приходит вопрос о том, так ли это на самом деле. Подобные… Одиночки и могли быть разрушителями мифологического сознания, они могли быть, скажем, теми художниками, которые…