Жанры произведений

Жанры произведений. Сначала обратимся к роману «Евгений Онегин». Сразу же необходимо сказать, что это – роман в стихах. Роман сам по себе – это жанр, исторически сложившийся как письменное повествование. замысел этого новаторского произведения заключался в том, чтобы правдиво показать и раскрыть образ и судьбу героя времени, представителя данной исторической эпохи, олицетворяющего, сосредоточивающего в себе основные черты пушкинской эпохи.

А «зеркалом», «энциклопедией» эпохи и должен был явиться пушкинский «роман в стихах». Отсюда особая динамичность этого произведения. Ведь содержание его росло и развивалось вместе (или почти одновременно) с развитием общества и самого автора. В романе создается эффект непосредственного присутствия, что резко повышает степень соучастия и доверия читателя по отношению к тексту.

А.С. Пушкин сознательно избегал норм и правил, обязательных не только для романа, но и вообще для всего, что могло бы быть определено как литературный текст. Прежде всего, предмет повествования представлялся читателю не как завершенный текст — «история жизни человеческой», а как произвольно вырезанный кусок произвольно выбранной жизни. Герои «Онегина» неизменно оказываются в ситуациях, знакомых читателям по многочисленным литературным текстам.

Но ведут они себя не по нормам «литературности». В результате «события» — то есть сюжетные узлы, которые подсказывает читателю его память и художественный опыт, — не реализуются. Сюжет «Онегина», в значительной мере, отмечен отсутствием событий (если понимать под «событиями» элементы романного сюжета). В результате читатель все время оказывается в положении человека, ставящего ногу в ожидании ступеньки, между тем как лестница окончилась и он стоит на ровном месте.

Сюжет складывается из не происходящих событий. Произведение «Анна Снегина» является поэмой, написанной в стихотворной форме, так же как и роман «Евгений Онегин». В поэме нет последовательного рассказа о событиях, нет сквозного действия. События даны отдельными эпизодами, автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник событий предреволюционного и революционного времени.

Поэма начинается и заканчивается лирическим аккордом - воспоминания автора о ранней юности, о "девушке в белой накидке". Необходимо сказать о лиро-эпическом жанре, который присущ и «Евгению Онегину», и «Анне Снегиной». В основу романа «Евгений Онегин» легли события, происходящие в дворянской России XIX века, дворянское общество в целом, которое было сословием душе- и землевладельцев. Это и есть эпический жанр. А сама любовная история Евгения Онегина и Татьяны Лариной придает поэме необыкновенную лиричность.

В основу поэмы «Анна Снегина» легли события пред- и послереволюционной России, что придало произведению эпический размах, а рассказ о взаимоотношениях лирического героя с "девушкой в белой накидке" придает поэме проникновенный лиризм. Эти два взаимопроникающих начала становятся определяющими в сюжете поэмы, как, впрочем, и в романе А.С. Пушкина. "Анна Снегина" - это одновременно и "объяснение с женщиной", и "объяснение с эпохой", причем первое явно подчинено второму, ибо в основе поэмы, вопреки ее локальному, именному названию, лежит рассказ о революционной ломке в деревне.

При постоянном звучании лирической темы здесь достигнут широкий масштаб изображения народной борьбы и глубокое проникновение в человеческие характеры. IV.