рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Энциклопедизм произведений

Работа сделанна в 2008 году

Энциклопедизм произведений - раздел Литература, - 2008 год - Сравнительная характеристика произведений "Евгений Онегин" А.С. Пушкина и "Анна Снегина" С.А. Есенина Энциклопедизм Произведений. Энциклопедизм Романа В Стихах «Евгений Онегин» Со...

Энциклопедизм произведений. Энциклопедизм романа в стихах «Евгений Онегин» состоит в умении поэта описывать любое явление несколькими чертами. В.С. Непомнящий справедливо пишет: «Роман «Евгений Онегин» – не только и не столько «энциклопедия» жизни России в первой трети XIX века, сколько русская картина мира: в ней воплощены… представления о мире, жизни, любви, совести, правде, которые выстраданы Россией, всем ее огромным опытом, историческим и духовным, ее судьбой и верой. В романе показаны несколько слоев русского общества того периода: помещики Ларины, московское дворянство, высший свет. Подробно описывается быт того времени, их образование, повседневная жизнь.

Образование было поверхностным, "чему-нибудь и как-нибудь", а в необходимый набор знаний входил только французский язык, умение танцевать мазурку, "кланяться непринужденно" и "наука страсти нежной". Мы видим и круг чтения молодых людей того времени: сентиментальные романы и латынь "из моды вышли", и молодые люди увлеклись Адамом Смитом, "певцом Гяура и Жуана" Байроном и другими романтическими авторами, а также романами, в которых "отразился век и современный человек изображен довольно верно". Подробно в первой главе показан распорядок дня молодого повесы: бесцельное прожигание жизни на бульварах, в ресторанах и театрах, на беспечных пирах.

Мы видим и одежду главного героя ("надев широкий боливар" ), и его кабинет, в котором есть "все, чем для прихоти обильной торгует Лондон щепетильный и по Балтическим волнам за лес и сало возит нам", подробно описано и меню в ресторанах.

Не менее подробно описан и быт поместного дворянства. Пушкин достаточно много времени жил в своем имении Михайловское и хорошо знал жизнь провинциальных помещиков. О жизни крестьян он мог судить по рассказам своей няни Арины Родионовны, чей образ отчасти создал в лице няни Татьяны Лариной.

Автор показывает занятия уездных помещиков: их встречи, пиры, праздники, работы, соления грибов, разговоры "о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне"; круг чтения: сентиментальные романы и сонник Мартына Задеки. О жизни провинциального дворянства мы можем судить на примере семьи Лариных, занятиям старухи Лариной.

Также показана патриархальная Москва. Ее описание очень похоже на грибоедовское, что не случайно. Автор лишний раз хотел подчеркнуть ее патриархальность, верность традициям, консерватизм. Это лишний раз подтверждает слова Белинского о том, что роман Пушкина "Евгений Онегин" - это "энциклопедия русской жизни" первой четверти XIX века. «Анну Снегину» можно назвать «русской картиной мира» или энциклопедией русской жизни первой четверти XX века. Поэма полна драматических коллизий, связанных с судьбой народа в переломные периоды истории.

Здесь мы видим и деревню с помещиками (помещица Снегина – мать Анны), и вражду между жителями этих деревень - крестьянами (села Радово и Криуши), и саму Анну Снегину – важную даму из высшего общества, жену боевого офицера. Крестьяне хотят узнать правду о Ленине, который, как они слышали, борется за то, чтобы отдать крестьянам «без выкупа пашни господ». С.А. Есенин поднимается до подлинного историзма в показе революционных событий.

Он свято верит в правоту большевиков, их справедливую борьбу. С этими событиями связаны и судьбы главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, хутор которой во время революции крестьяне "забрали в волость с хозяйками и со скотом" ; крестьянина бедняка Оглоблина Прона, борющегося за новую власть и мечтающего скорее открыть "коммуну в своем селе"; старика мельника и его жены - доброй, ворчливой хлопотуньи; рассказчика-поэта, земляка Прона, вовлеченного революцией в «мужицкие дела». Кульминационная сцена поэмы - тревожный, заинтересованный разговор радовских мужиков с поэтом о земле.

В поэме показаны события февраля 1917 года, октябрьских дней и последняя часть поэмы - это описание суровых времен гражданской войны уже в «новой» России. Так же, как и в «Онегине», здесь показан значительный промежуток времени и то, как меняется жизнь, общество, устои, нравы на протяжении этого промежутка. V. Теперь приступим к сравнительной характеристике главных героев. Для удобства оформим сравнительную характеристику в таблице. ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭМЫ «АННА СНЕГИНА» Происхождение героев, образование.

Появление их в произведениях. Действие романа протекает в период подъема общественного движения против крепостничества. Пушкин рассказал о судьбе молодого человека, показав разочарованную, неудовлетворенную жизнью натуру, каким является Евгений Онегин. Онегин — представитель передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. По своему происхождению он дворянин, аристократ.

Его учили иностранные гувернеры и гувернантки. Сначала его воспитывала “мадам”; потом “monsieur ее сменил”. Француз, “чтоб не измучилось дитя, учил его всему, шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил”. Ученье его было поверхностное, бессистемное. В конце концов, Онегин научился говорить по-французски, танцевать мазурку, кланяться, также знал немного по-латыни. Онегин отличался от молодежи светского общества незаурядностью ума, он мог “без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм”. Евгений Онегин критически относился к действительности, был принципиальным человеком.

Каждому человеку в светском обществе он давал свою оценку. После Отечественной войны 1812 года, в год усиления реакции, Онегиным овладела хандра. Покинув светское общество, Евгений хотел заняться полезными делами. «Ему наскучил света шум», и Онегин решил уехать в деревню, где он получил имение от дяди. Любовная линия Так бы и протекала размеренно его жизнь, если бы не встреча с Татьяной Лариной.

Несмотря на то что опытный ценитель женских душ сразу разглядел естественность, высокий нравственный уровеньдуши Татьяны Лариной, он долго мучал и терзал девушку. Неприятно было наблюдать за «проповедью» героя, где он откровенно любуется умением говорить правду о себе, о невозможности быть с ним счастливой. Мы увидели неспособность Евгения к серьезному чувству, его эгоизм, жестокость, тщеславие.

Мало того, личные амбиции Евгения разрушили жизнь Владимира Ленского, увлеченного легкомысленной сестрой Татьяны – Ольгой. А их сцена дуэли является отвратительной характеристикой Евгения Онегина. Поединок кончается трагически для Владимира. И здесь наш герой словно прозревает: "Онегин с содроганием" видит дело своих рук, как "труп оледенелый" юноши везут в санях. Ленский убит "приятельской рукой". Бессмысленность этого поступка становится очевидной.

Дополнят характеристику Евгения Онегина и переживания главной героини – Татьяны Лариной. Девушка начинает вдруг понимать, что Евгений не такой, каким она представляла его в своих мечтаниях. Ветреный эгоист, сердцеед, человек, несущий боль и слезы другим, а сам неспособный сострадать. Татьяна выходит замуж за важного генерала, героя Отечественной войны 1812 года, и уезжает в Петербург. Приехав в Петербург, Евгений встречает уже другую Татьяну - светскую женщину, "законодательницу мод". На наших глазах гордый, надменный, неприступный Евгений становится беспомощным юношей, который безропотно добивается любви неприступной светской красавицы.

Он не способен понять внутренний мир Татьяны, которую считает "равнодушною княгиней, неприступною богиней". Немного жаль Онегина, ведь он исхудал, заболел, неужели Татьяна забыла о прежних переживаниях и неспособна сострадать Евгению? Это не так. Именно он заставляет переживать любимую героиню А.С. Пушкина, так как наш герой становится «мелкого чувства рабом». Что движет им:настоящая любовь или желание добиться своего любой ценой? Наверное, второе.

Ведь Татьяна не интересовала его раньше, так как это не было победой. Теперь же ее надо добиваться. Думает ли при этом Евгений Онегин о судьбе других людей: Татьяны и ее мужа? Нет, он по-прежнему остался жестоким. Я считаю, настоящий человек обязан думать о счастье других. Недаром русская пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Я думаю, что А.С. Пушкин, отразивший в романе народный взгляд на поступки героев, осуждает за вторжение в чужой мир Евгения Онегина.

Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отожествлять с автором. Герой в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего. Прежде всего, не в автобиографических подробностяях, а в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.

Различные впечатления волнуют героя: это до боли знакомая и родная природа и не менее романтический образ - воспоминание о «девушке в белой накидке». Юношеская любовь была безответной, но воспоминания о ней - легкие, радостные. Любовь, молодость, природа, родина - все это для поэта слилось в единое целое. Это все в прошлом, а прошлое - прекрасно и поэтично. От своего друга, старого мельника, герой узнает, что Анна Снегина, дочь соседней помещицы Снегиной, помнит его. Герой поэмы не ищет с ней встречи, она сама приходит к нему. Все изменилось, изменились они сами. Ему не хочется тревожить тот легкий поэтический образ, который остался от ранних юношеских впечатлений.

Любовная линия Февраль 1917 года всколыхнул деревню. Былая вражда между жителями села Радово и деревни Криуши вспыхнуло с новой силой. Другие впечатления волнуют лирического героя - воспоминание о "девушке в белой накидке". Юношеская любовь была безответной, но воспоминания о ней - легкие, радостные.

Любовь, молодость, природа, родина - все это для поэта слилось в единое целое. Это все в прошлом, а прошлое - прекрасно и поэтично. От своего друга, старого мельника, герой узнает, что Анна, дочь соседней помещицы Снегиной, помнит его. Он не идет к ней сам. Ему не хочется тревожить тот легкий поэтический образ, который остался от ранних юношеских впечатлений. Да, теперь Анна Снегина - важная дама, жена боевого офицера. Она сама находит поэта и почти прямо говорит, что любит его. Но прошлый образ юной девушки в белом ему милее, он не хочет поменять его на случайную любовную интригу.

В ней нет поэзии. Образ лирического героя невозможно передать без краткого рассмотрения сюжета. Жизнь еще теснее сближает поэта с местными крестьянами. Он идет с ними к помещице Снегиной просить, чтобы она отдала им землю без выкупа. Но в доме Снегиных горе - пришло известие о том, что на фронте погиб муж Анны. Конфликт между поэтом и Анной кончается разрывом. "Он умер А вот вы здесь" упрекает она героя своего недолгого романа.

События октябрьских дней снова сталкивают рассказчика с Анной. Имущество помещицы Снегиной конфисковано, мельник привез бывших хозяек к себе. Последняя встреча не сблизила бывших влюбленных. Анна полна личными, интимными переживаниями, а герой охвачен бурей гражданских событий. Она просит извинить ее за невольные оскорбления, а он думает о переделе помещичьих земель: " Скажите, вам больно, Анна, за ваш хуторской разор?" Диалог героев происходит в двух планах: очевидном и неявном, «подводном». Идет обычный вежливый разговор людей, почти чужих друг другу.

Но отдельные реплики, жесты, паузы показывают, что прежние чувства героев живы. Она: «Я даже вздохнула украдкой, / Коснувшись до вас рукой»; «Кого-нибудь любите?». Он: «Я слушал ее и невольно / Оглядывал стройный лик. / Хотелось сказать: / «Довольно!» / Найдемте другой язык!»; «Но почему-то, не знаю, / Смущенно сказал невпопад: / «Да Да » / Я сейчас вспоминаю »; «Не знаю, зачем я трогал / Перчатки ее и шаль». Герой получает письмо с лондонской печатью.

В письме героини ни слова упрека, жалобы, ни сожаления о потерянном имении, только светлая настальгия: Так часто мне снится ограда Калитка и наши слова. Теперь я от вас далеко В России теперь апрель. И синею заволокой Покрыта береза и ель. Обратим внимание на внутреннее сходство этих строк со словами Татьяны Лариной из XLVI строфы 8 главы «Евгения Онегина». Но вы по-прежнему милы, Как родина и как весна.

И опять проступает второй план, глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает все по-прежнему, но все ему видится уже другим: «Иду я разросшимся садом,/ Лицо задевает сирень. / Так мил моим вспыхнувшим взглядам / Погорбившийся плетень». Так жизнь переплела, перепутала личное и общественное, разъединила этих людей навсегда. Что же осталось от прежних впечатлений и переживаний? Все приходит, как налетевшая буря. И для тоскующей на чужбине Анны теперь воспоминания о прежней любви сливаются с воспоминаниями о Родине.

Теперь, на чужбине, для героини все роднее и ближе становится образ человека, любовь которого она отвергла дважды. Вывод по сравнительной характеристике. Роман Пушкина шутливо-таинственен и таинственно-шутлив. В его стиле — стиль жизни самого Пушкина, носителя тайн каких-то, в шутках сокрытых. Видит ли Есенин это двоемирие Пушкина? «О, Александр! Ты был повеса, Как я сегодня хулиган» произнес Есенин. Он пытается разгадать и Пушкина, и Онегина, В стихотворении «Пушкину» всплывает словечко, фактически открывающее роман «Евгений Онегин»; и Пушкин характеризуется так же, как сам он назвал своего героя, «повеса». А главное, сказывается в есенинском обращении к Пушкину социально аргументированное стремление: почтить, выразить любовь, но и встать на место того, кого чтят, славят, любят.

Если Пушкин более романтичен и сентиментален, то Есенин гораздо более серьезен и социально целенаправлен. Онегин-крестьянин одолел, победил Онегина-дворянина, героя романа Пушкина. «Анна Снегина»— свидетельство его победы и на литературном поприще, в качестве героя поэтического произведения.

Будучи произведением цельным и вполне законченным внутренне, «Евгений Онегин» Пушкина в то же время содержит в себе и как бы конспекты каких-то других, лишь вчерне намеченных тем, коллизий, характеров; а едва ли не любая из сюжетных линий романа могла бы развиться и не так, как она развилась. «А счастье было так возможно, Так близко » — с горечью произносит Татьяна.

Герои романа действительно ходят где-то поблизости от доступного счастья, от него отворачиваясь. А если б не отворачивались? Если бы жизнь свою построили они по-другому? Пушкин порою мысленно продолжал какое-либо событие не в том варианте, в каком оно имело место в реальности или в литературном сюжете, а в другом варианте, противоположном. Отсюда, например, размышление его о двух возможных продолжениях жизни Ленского: Ленский мог бы стать и обрюзгшим, съедаемым подагрой помещиком, но мог бы стать и великим поэтом.

Можно предположить, что повесть «Метель» — шутливый и причудливый вариант романа «Евгений Онегин», постскриптум к нему, написанный тогда же и там же, где был закончен роман, осенью 1830 года в Болдине. Во всяком случае, «Метель» и «Евгений Онегин» — произведения-побратимы; и в сферу творческого внимания Есенина попадают оба шедевра Пушкина. Оба они отзываются в «Анне Снегиной». «Село, значит, наше — Радово, Дворов, почитай, два ста, Тому, кто его оглядывал, Приятственны наши места». «Жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р***. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием: соседи поминутно ездили к нему поесть, попить » Кладешь рядом «Метель» и «Евгения Онегина»Пушкина и поэму Есенина «Анна Снегина» и не знаешь, кто кому отвечает: Есенин Пушкину или Пушкин Есенину.

Как назвать то, что происходит в поэме Есенина по отношению к пушкинскому роману, к герою его? И опять-таки готового названия нет, а сущность ясна: художественная трансплантация, перенесение литературного героя из одних общественно-исторических условий в другие, его полемическое обновление и утверждение своего превосходства над ним. VI. Два письма.

В двух произведениях очень четко выражена проблема, связанная с письмами. В «Евгении Онегине» это письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. В «Анне Снегиной» это письмо мельника с сообщением о том, что в Криушах расстрелян Оглоблин Прон. Другое - из Лондона, от Анны Снегиной.

Первое письмо от мельника играет очень важную роль. Оно заставляет главного героя отправиться к себе на Родину, вспомнить все былое, свою ушедшую молодость. Если бы не оно, то он не получил бы и письма от Анны. Первое же письмо в «Евгении Онегине», которое пишет Татьяна Евгению, играет совершенно другую роль. И сердцем далеко носилась Татьяна, смотря на луну… Вдруг мысль в уме её родилась… …светит ей луна. Облокотясь, Татьяна пишет. Это объяснение в любви Онегину.

Татьяна уверена, что после прочтения письма Евгений не отвергнет её: "Хоть каплю жалости храня,// Вы не оставите меня". Белинский скажет: "Онегин не узнал своей родной души; Татьяна же узнала в нём свою родную душу, не как в полном её проявлении, но как в возможности…". Роль такого письма в «Анне Снегиной» играют воспоминания главных героев о молодости, о том, что Анна сказала ему «нет», отвергла его любовь. Просто в поэме это написано в форме воспоминаний, а в романе дано письмом.

На самом же деле эти два эпизода являются идентичными друг другу. Что уж говорить про письмо Онегина к Татьяне и Анны к главному герою? Письмо Онегина кипит страстью, оно свежо и импульсивно. Сквозь строки пламенных речей угадываются неисчерпанный потенциал чувств, хранившихся где-то в глубинах сердца, ожидающих своего часа. Вот как Онегин умеет любить, и льются "мольбы, признания…" Нет, поминутно видеть вас, Повсюду следовать за вами, Улыбку уст, движенье глаз Ловить влюбленными глазами, Внимать вам долго, понимать Душой все ваше совершенство, Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть вот блаженство! Когда б вы знали, как ужсно томиться жаждою любви, Пылать – и разумом всечасно Смирять волнение в крови; Желать обныть у вас колени И, зарыдав, у ваших ног Излить мольбы, признанья, пени, Все, все что выразить бы мог Анна Снегина в своем письме вспоминает Родину, которая ей напоминает о первой и настоящей любви. Чувства к этому человеку она пронесла через всю жизнь.

Ее влечет желание хоть на мгновение оказаться с милой Родиной, поэтому она приходит в порт, где стоят иностранные суда, издали с тоской и волнением смотрит на красный флаг - это частичка России, утраченной ею Отчизны, но не забытой.

Конечно, все не так просто! Поэт это прекрасно осознает. Красный флаг - символ новой России - радует ее как знак утраченной Родины, но и страшит. Она не забыла, что ей пришлось пережить. Когда-то на вопрос поэта она ответила молчанием, в котором угадывалась не только боль утраты, но и осознание исторической справедливости народного возмездия. "Скажите, Вам больно, Анна, За ваш хуторской разор?" Но как-то печально и странно Она опустила свой взор. С каждым годом эта новая Россия становится для Анны Онегиной все ближе.

Мечты, думы об этой, казалось бы, утраченной навсегда и вновь обретенной Родине - это единственное, что согревает ей душу, удерживает на этой грешной земле. Теперь на чужбине для героини все роднее и ближе становится образ человека, любовь которого она отвергла дважды.

Сложен мир человеческих отношений, не поддается логике мышления, порывы человеческих сердец почти неуправляемы. Вот и Анна, узнав, что человек, некогда любивший ее, жив, находится по-прежнему на Родине, отправляет ему письмо, в котором открывает свою душу, высказывает самые сокровенные мысли и мечты. Так часто мне снится ограда, Калитка и ваши слова Но вы мне по-прежнему милы, Как родина и как весна. Скорее всего, она не ждет ответа на свое письмо, да и сама не будет больше писать.

Все необходимое она уже высказала, облегчила душу, а возврата к старому нет, время не может бежать вспять. Вывод к теме «Два письма». Сергей Есенин поднимает в этом письме еще и тему Родины, помимо любовной тематики. Еще одно различие заключается в том, что Онегин ждет ответа на свое письмо, а Анна нет. Онегин существует только одним – желанием увидеть Татьяну, Анна же если и хочет увидеть главного героя, родные места, то не выражает этого.

Она понимает, что это невозможно и ей остается только вспоминать и смотреть на красный флаг. Снегина осознает, что сама виновата в том, что отвергла его ранее, и что сейчас им не суждено быть вместе. Онегин же несколько раз упоминает в письме, что остались ему "судьбой отсчитанные дни". Он на грани сумасшествия: ему изо дня в день приходится скрывать страсть, "вести спокойный разговор, // Глядеть… весёлым взглядом", в то время как ему мерещатся руки, колени, уста, походка, глаза Татьяны.

Он всей своей необузданной душою стремится приблизиться к плоду своих мечтаний, прикоснуться к нему. В словах Онегина – раскаяние: "Боже мой!// Как я ошибся, как наказан…". Хотя эти письма объединены общей тематикой, все же в них много различного, как в поведении героев, так и в поднятых проблемах. Каждое из писем ярко индивидуально, и вместе с тем письма во многом перекликаются: 1. В словесно-стиховом плане - общие фразы. 2. В смысловом - общее настроение. 3. В интонационном - широкий спектр интонаций. 4. В культурном - принадлежность к образованному кругу. 5. В этическом - как вызов морали и образец морали одновременно. 6. В эстетическом - как высокохудожественный шедевр.

VII. Картины природы. Рассмотрим сначала роман «Евгений Онегин», какую роль в нем играют картины описания природы, а затем сравним с ним поэму «Анну Снегина». «Евгений Онегин» Когда В.Г. Белинский называл роман "Евгений Онегин" "энциклопедией русской жизни", то в первую очередь, конечно, выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем.

Но в этой "энциклопедии" заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф. Интересно отметить, что пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны. Кажется, что автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев.

В Лариной сливается особое восприятие мира, любви, жизни через природу. И недаром ведь Пушкин говорил: Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму Можно догадаться, почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, чтобы подчеркнуть "русскость". Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России это долгая зима (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность.

Это для страны, можно сказать, характерное время года. А вот над летом романист посмеивается: Но нагие северное лето, Карикатура южных зим, Мелькнет, и нет Если, рассказывая о своем "милом идеале", создатель романа дает сочные, вольные описания, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне.

А ведь Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: "И, утренней луны бледней " Онегин скучал в городе, где "равно он зевал средь модных и старинных зал", также скучно ему и в имении, хотя "деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок". Сам творец романа в стихах, запертый долгое время в Михайловском, несомненно, и смеялся над надоевшим деревенским однообразием, и рвался в столицу, но одновременно и наслаждался красотами родной природы.

Как известно, больше всего он любил осень. Описания природы в произведении неразрывно связаны с жизнью народа, подчеркивается единство крестьянского быта и природы. Пушкин едко противопоставляет свое "низкое" описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу "роскошным слогом" в романтическом стиле. Но именно эти картины "низкой природы" удивительно глубоко западают в душу. Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен.

Стиль и язык его описаний постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. В сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной. Пред ними лес; недвижны сосны В своей нахмуренной красе; Отягчены их ветви все Клочками снега; сквозь вершины Осин, берез и лип нагих Сияет луч светил ночных; Дороги нет; кусты, стремнины Метелью все занесены, Глубоко в снег погружены. А место, где похоронен Ленский, "поэт, задумчивый мечтатель", убитый приятельской рукой, вновь описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот юноша.

Прекрасны пушкинские описания зимы и осени. Также Пушкин чудесно описывает весну. «Анна Снегина» В этой поэме, несмотря на ее, не очень большой объем, очень много описаний природы. Так же, как и Пушкин, Есенин описывает природу тогда, когда хочет показать определенные чувства, показать важность этого момента, глубину чувств, насыщенность. Это прослеживается в сценах, когда главный герой едет к себе домой, в родное село. И каждый раз он говорит о нем только хорошее: Село, значит, наше – Радово, Дворов, почитай два ста. Тому, кто его оглядывал, Приятственны наши места.

Богаты мы лесом и водью, Есть пастбища, есть поля. И по всему угодью рассажены тополя. Дворы у нас крыты железом, У каждого сад и гумно. У каждого крашены ставни, Дорога довольно хорошая, Приятная хладная звень. Луна золотою порошею Осыпала даль деревень. «Ну, вот оно, наше Радово Промолвил возница Здесь! В отличие от «Евгения Онегина», здесь нет четкого описания времен года. Присутствуют только маленькие строки, отрывки.

Но и они дают возможность понять суть: Есенин отзывается о лете более положительно, чем Пушкин, но осень у обоих писателей представляет собой чудесное время года: Есть что-то прекрасное в лете, А с летом прекрасное в нас. Бедна наша родина кроткая В древесную цветень и сочь, И лето такое короткое, Как майская теплая ночь. Заря холодней и багровей.

Туман припадает ниц. Уже в облетевшей дуброве Разносится звон синиц. Обязательно нужно сказать о том, что Есенин, так же как и Пушкин, часто использует описание луны, чтобы передать определенное настроение. Это в точности перекликается с «Евгением Онегиным». Например, чтобы показать красоту села Радова, автор использует «красивое» описание луны: Луна золотою порошею Осыпала даль деревень. «Ну, вот оно, наше Радово Промолвил возница Здесь! А чтобы описать то настроение, которое было у главного героя во время расставания с Анной, он сравнивает луну с хохочущим клоуном.

Эти выглядит немного зловеще, что усиливает эффект от восприятия общей картины данного момента. Отличительной чертой «Анны Снегиной» является сиреневый цвет. Я думаю, Есенин выбрал именно его для описания событий, моментов, с которыми связаны былые любовные переживания, такие мягкие, нежные и романтичные, как куст сирени: Иду я на свой сеновал. Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам Состарившийся плетень. Сиреневая погода Сиренью забрызгала тишь. Также используется запах жасмина и сразу представляется прекрасное дерево, с белыми цветочками: Дом с мезонином Немного присел на фасад. Волнующе пахнет жасмином Плетневый его палисад. Белый цвет создает некое волнение, но в то же время помогает увидеть внутреннюю умиротворенность главного героя: Дымком отдает росяница На яблонях белых в саду. На фоне нежных, пастельных тонов используется и ярко алый цвет: Заря, как пожар на снегу Я думаю, это помогает передать чувство той горечи, который есть в душе у главного героя и вряд ли когда пройдет

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сравнительная характеристика произведений "Евгений Онегин" А.С. Пушкина и "Анна Снегина" С.А. Есенина

Важность сравнительной характеристики произведение для внимательного прочтения их читателями.ВВЕДЕНИЕ. Реферат посвящён анализу таких произведений… Данная тема привлекает внимание многих учёных-литераторов, критиков и… На примере Онегина А. С. Пушкин проиллюстрировал жизнь дворянина в 20-е годы XIX века. А.С. Пушкин пишет в романе,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Энциклопедизм произведений

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Название двух произведений
Название двух произведений. Следует отметить, что название романа А.С. Пушкина носит имя главного героя – Евгения Онегина. Автор сразу дает нам понять, что речь в романе пойдет о нем и что и

Жанры произведений
Жанры произведений. Сначала обратимся к роману «Евгений Онегин». Сразу же необходимо сказать, что это – роман в стихах. Роман сам по себе – это жанр, исторически сложившийся как письменное повество

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги