рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общая характеристика общественной и культурной жизни послевоенных лет во Франции и Европе

Общая характеристика общественной и культурной жизни послевоенных лет во Франции и Европе - Дипломная Работа, раздел Литература, Стилистическая функция сенсориальных образов в романе Бориса Виана "Пена дней" Общая Характеристика Общественной И Культурной Жизни Послевоенных Лет Во Фран...

Общая характеристика общественной и культурной жизни послевоенных лет во Франции и Европе. Роман Пена дней был написан в 1947 году и традиционно относится исследователями к произведениям послевоенного периода литературы.

Этот год явился переломным для творчества Б. Виана. Для общественной жизни Франции этого периода характерно увлечение американской культурой, происходящее на волне всеобщей эйфории после освобождения Парижа союзниками.

В сороковые годы французы заново открывали для себя американскую литературу, от которой были изолированы во время оккупации. Однако в моду тогда вошли не только Фолкнер, Хемингуэй и Колдуэлл, но и американская массовая беллетристическая продукция, и в первую очередь - черный роман, замешанный на жестокости и эротике, при этом умело спекулировавший на острых социальных проблемах.

Во Франции такие книжки становились бестселлерами. Отсюда неслыханная популярность романа Виана Я пряду плюнуть на ваши могилы, выпущенного от имени вымышленного американского автора Вернона Салливена. Роман, в котором герой-метис, мстя за линчеванного брата, садистски убивает двух белых женщин, был издан в ноябре 1946 года и пошел буквально нарасхват.

Кроме того, в моду вошел американский джаз и джазмен Виан с успехом выступает в это время в роли музыканта Косиков Г.К. О прозе Бориса Виана Виан Б. Пена дней. Роман. Новеллы Составление и вступительная статья Г. К. Косикова М. Изд-во Художественная литература , 1983. С. 5 Однако, нельзя однозначно говорить о том, что Виан попал в струю. Фатализм, чувство предопределенности разводили его с доминировавшей во Франции идеологемой об ответственности человека за свой выбор и свою судьбу.

Можно сказать, сердечная аритмия определила и столь характерную для Виана аритмию с умонастроением своего времени. Поражение Франции и немецкая оккупация для аполитичной семьи и самого Виана не стали большим духовным потрясением. Жизнь, замкнутая на себе, спасала от проблем большого мира и тема окружающей катастрофы не стала темой его размышлений. Вместе с тем, роман Бориса Виана не был написан в пустоте, автор не находился в изоляции от общественной и культурной жизни Европы и Франции. 1947 год был богат на разнообразные события, происходивших в различных сферах жизни и получивших статус значительных.

Так, например, в 1947 году президентом Французской Республики был избран В. Ориоль, П. Рамадье - председателем Совета министров. В мае этого же года коммунисты были исключены из правительства. В этом же году произошло создание партии голлистов, а в политической ситуации страны наблюдалась министерская нестабильность.

В Париже заключаются мирные соглашения с участием Италии, Венгрии, Румынии, Болгарии и Финляндии. В этот же год в Испании, находящейся под диктатурой генерала Франко принимается закон о престолонаследии, возвращающей страну к монархическому строю. В Греции Павел I на троне Георга II. Румыния изменяет свой политический статус и становится после отречения короля Михая народной республикой. В Советском Союзе в сентябре 1947 г. н совещании коммунистических партий, в котором учавствоали апртии Франции, Италии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии и Югославии, создается Информбюро коммунистических и рабочих партий Коминформ. В это же время ООН предлагает разделить Палестину на два государства, арабское и палестинское этот план отвергнут арабскими странами, находящимися в этом районе.

Происходит становление независимости Индии и разделение страны на два государства Индия с преобладанием индусского населения премьер-министр - Дж. Неру и мусульманский Пакистан главой государства становится М.А. Джинна. Пакистан при этом оказался разделенным на две территориальных единицы, находящихся на расстоянии 1700 км друг от друга Западный Пакистан и Восточный Пакистан Бенгалия. Начинается первая Пакистано-индийская война, главный объект спора между двумя новообразовавшимися государствами - штат Кашмир. На Мадагаскаре происходит вооруженное восстание.

В США Президент Трумэн объявляет политику сдерживания коммунизма.

Утверждается так называемый План Маршалла по восстановлению Европы, принятый в июне 1947 года Конгрессом Соединенных Штатов, а также закон Тафта-Хартли, ограничивающий право трудящихся на проведение забастовок. Общественная мысль также не стоит на месте, в этот год обретают воплощение идеи С. Вайли Тяжесть и милость и Т. Адорно Диалектика просвещения. В ряду литературных произведениях, появившихся в этот год, помимо романа Б. Виана Пена дней, можно отметить следующие роман Чума А. Камю, Упражение по стилю Р. Кено, пьеса Служанки Ж. Жене, публикация поэмы Дневника возвращения в родную страну Э. Сезера - негритянского поэта с Мартиники, роман По кличке Вулкан М. Лаури, пьеса Трамвай Желание Т. Уильямса.

В этот же год Ж. Вилар организует драматический фестиваль в Авиньоне, прежде чем возглавить Национальный народный театр в Париже. Дж. Стрелер создает с П. Грасси Пикколо-театро в Милане. В области искусства также можно отметить несколько значительных событий. В Соединенных Штатах происходит утверждение живописи действием или жестом.

Дж. Поллок создает свои картины, раскладывая холсты на полу студии и разбрызгивая по ним краску. И. Монтан впервые поет песню Les Feuilles mortes Опавшие листья Ж. Превера и Ж. Косма, а Э. Пиаф исполняет песню La Vie en rose Жизнь в розовом цвете. Кинематограф в 1947 году знаменуется выходом фильма К. Отан-Лара по роману Р. Радиге Дьявол во плоти с Ж. Филипом в главной роли. И наконец в 1947 году впервые самолет преодолевает сверхзвуковой барьер, это произошло в США. Как видно из этого краткого перечня основных событий общественной и культурной жизни Европы и США в послевоенный 1947 год, война не пресекла попытки людей двигаться вперед.

В тяжелое время человечество нашло себе силы создавать, творить, изобретать. Люди не озлобились, не потеряли веру в лучшие душевные качества, в любовь, доброту, в красоту. Конечно, по ком-то война ударила сильнее, кто-то разочаровался в прежних идеалах, кто-то утратил веру, но нельзя говорить о пессимистических общественных настроениях в целом, наоборот, конец войны обозначил переворот в общественном сознании и подъем в искусстве и литературе в целом. 1.2 Роман Б. Виана Пена дней как произведение послевоенной литературы Жизнь и творческий путь Бориса Виана не были легкими и заурядными.

Неспокойная предвоенная обстановка, тяжелые военные и послевоенные годы, в которые и был написан роман Пена дней, наложили свой отпечаток на все творчество писателя. Недаром критиками и литературоведами данный роман Бориса Виана относят к так называемой послевоенной литературе, которая названа так не только потому, что произведения, включаемые в это определение, написаны после Второй мировой войны, но и потому что они имеют ряд общих характерных черт освещение проблемы человек на войне, вообще военной проблематики, затрагивание коренных вопросов о природе военных конфликтов, о значении войн для человечества, пересмотр морально-нравственных, духовных вопросов в рамках военных конфликтов, значение личности на войне, появление потерянного послевоенного поколения и жизнь после окончания войны, и т.д. Но роман Бориса Виана и здесь стоит особняком относясь по временным рамкам к литературе послевоенных лет, он, тем не менее, являет собой специфическое явление, то, что впоследствии окрестят авангардом. И на это есть свои причины.

Некоторые из них кроются в биографии Виана, в том, как он переживал войну и немецкую оккупацию Франции, как зародилась идея создания романа Пена дней и как она была воплощена.

Здесь стоит привести еще один факт, отмеченный Ерофеевым в своей статье Мерцающая эстетика Бориса Вина Ерофеев В. Борис Виан и мерцающая эстетика. Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов.

М 1990. с. 7. В Словаре современной литературы, выпущенном парижским университетским издательством в 1962 году, издании солидном и ответственном, о Борисе Виане нет ни слова. Его имя отсутствует даже в общем списке второстепенных и третьестепенных авторов - такого писателя не существует.

С этим можно было бы согласиться лишь в одном смысле в 1962 году писателя уже не существовало физически, он закончил свою короткую жизнь в тридцатидевятилетнем возрасте, в 1959 году, однако посмертное забвение оказалось столь же глухим, сколь и непродолжительным. Уже на следующий год после выхода названного Словаря имя Бориса Виана, благодаря публикации в карманной серии его романа Пена дней, гремело по всей Франции. С Борисом Вианом, таким образом, связана странная для французского писателя середины XX века история критика просмотрела Виана, будто его и вовсе не было, спохватилась лишь тогда, когда его не стало.

Слепота критики тем более поразительна, что Виан опубликовал при жизни все свои произведения, которые впоследствии принесли их создателю запоздалый бурный успех. Может быть, дело в личных качествах писателя? Может быть, он жил скромно и незаметно, бесплотной тенью промелькнул через жизнь? Но Виан меньше всего похож на отшельника. Больше того, этого безвестного писателя хоронил в июне 1959 года весь Париж у его могилы собрались популярные актеры, певцы, музыканты, культурная элита французской столицы.

На лицах парижских знаменитостей, как свидетельствуют фотографии, отражалось искреннее огорчение, однако не будет преувеличением сказать, что большинство людей не знали, кого они хоронят. Газеты, известившие своих читателей о смерти Виана, даже не упомянули о нем как об авторе романов и новелл.

В 1959 году хоронили принца богемного квартала Сен-Жермен-де-Пре, знаменитого джазового трубача послевоенных лет, любимца полуночников и не менее знаменитого литературного мистификатора, если не сказать скандалиста. Борис Виан родился 10 марта 1920 года в городке Виль-д Авре, находящемся между Парижем и Версалем. Родители его жили в красивом особняке на Версальской улице. Отец Бориса, Поль Виан, жил на доход с капитала и профессии никакой не имел. Был он человеком образованным и одаренным знал несколько языков, переводил, писал стихи.

Это был мастер на все руки в юности ради любопытства лил бронзу любил спорт пятнадцати лет водил машину и даже имел собственный самолет. От отца Борис унаследовал изысканный вкус, жажду знаний и страсть мастерить руками. Мать Бориса, Ивонна Вольдемар-Равене, прозванная детьми матушка Пуш, была восемью годами старше своего мужа. Происходила она из богатой эльзасской семьи, владевшей нефтяными скважинами в Баку и несколькими промышленными предприятиями во Франции.

Великолепная пианистка и арфистка, страстная любительница классической музыки и оперного искусства, Ивонна по настоянию родителей отказалась от артистической карьеры. Зато ей удалось передать свое увлечение детям трое из них стали музыкантами. По желанию матери детям дали музыкально-поэтические имена, а Борис так и вовсе был назван в честь Бориса Годунова - любимой оперы матушки Пуш. Но поскольку полвека назад этот факт был известен немногим, имя Бориса Виана сопрягалось с легендой о русском происхождении тут еще помогал армянский суффикс фамилии, которая в действительности имеет итальянское происхождение. В 1929 разразился промышленный кризис, Поль Виан разорился.

Особняк, где жила семья, пришлось сдать. В 1944, после смерти Виана-отца, имение пойдет с молотка за бесценок. Учился Борис легко - сначала в лицее в Севре, затем в Версале и наконец в Париже. В пятнадцать лет получил степень бакалавра по латыни и греческому, в семнадцать - по философии и математике.

Из живых языков знал английский и немецкий. В доме Вианов была огромная библиотека, и Борис довольно быстро пристрастился к книгам. Этому интересу способствовали и литературные наклонности взрослых. Но сам Борис в те годы о литературной карьере и не помышлял, книги были для него лишь развлечением. А так как времена менялись и нужно было выбрать профессию, он выбрал профессию инженера. Армия Борису не грозила из-за больного сердца в два года он перенес сильнейшую ангину, осложнившуюся ревматизмом, а перенесенный в пятнадцать лет брюшной тиф обострил болезнь сердца и привел к аортальной недостаточности.

Начало Мировой войны не изменило уклад жизни Вианов. Мало интересуясь ходом военных действий и политикой, они лишь переживали за своих близких. Борис предвидел скорое поражение французской армии, хотя не понимал еще, чем оно грозит. К весне обстановка в стране изменилась. Захватив Фландрию, немцы шли на Францию. Бельгия капитулировала, французская армия была разбита.

В мае Париж наводнили беженцы. Родные Бориса тоже вынуждены были бросить дом предупредив его, они погрузились в машину и через Ангулем отправились в Капбретон, курортный городок на берегу Бискайского залива. А 14 июня немцы вступили в Париж. В августе 1940 Вианы вернулись домой. Уже было подписано перемирие с Германией, повсюду хозяйничали немцы, подавленная Франция и не думала давать отпор. Впрочем, власть оккупантов ощущалась лишь в Париже, а в Сен-Клу и Виль-д Авре, где проживало семейство Вианов, немцев почти не было.12 июня 1941 состоялась помолвка Бориса с Мишель Леглиз, а 5 июля - свадьба с гражданской и церковной церемониями. Времена были трудные, но молодежь не желала мириться с мрачной реальностью, она веселилась еще бесшабашней, чем прежде.

Вечеринки в бальной зале следовали одна за другой, по две в неделю. Сам Борис не пил и не танцевал на этих праздниках в избранном обществе друзей он слыл непревзойденным организатором. Традиционные вечеринки, куда Борис и Мишель являлись с маленьким сыном под мышкой Патрик Виан родился 12 апреля 1942 , не были единственным развлечением.

Они много читали, очень любили американскую литературу, шумными компаниями ходили в кино. В июле 1942 Борис с облегчением закончил Центральную инженерную школу и нашел себе скучную, но сносно оплачиваемую работу в Ассоциации по нормализации AFNOR , которая занималась совершенствованием и стандартизацией формы всевозможных бытовых предметов. Главной страстью Бориса оставался джаз. После вступления в Hot-Club de France он не переставал играть в оркестре.

В 1945-ом освобожденный Париж заняли американские войска. Грезившие Америкой Борис и его друзья были на седьмом небе от счастья вот кто по достоинству должен был оценить их джаз. Разочарование наступило очень скоро. Американцы оказались совсем другими, чем их воображали себе поклонники Фолкнера и Дос Пассоса - реалисты до мозга костей, бесшабашные весельчаки, не упускавшие ни малейшей возможности подзаработать.

О джазе они и слыхом не слыхивали. К инженерно-бюрократической работе Борис начал испытывать отвращение и все больше времени посвящал сочинительству. В 1945 он написал новеллу Мартин позвонил мне, в 1946 - Южный бастион. Виан не стремился публиковать свои новеллы, единственными читателями были Мишель, которая исправно перепечатывала все на машинке. В это же время Борис заключил договор с Галлимаром на сборник новелл Часики с подвохом. Но ни одна новелла для этого сборника так и не была написана, известны лишь несколько вариантом предисловия, написанные Вианом.

В 1962 Жан-Жак Повер опубликует под этим названием три новеллы Виана, датированные сорок восьмым - сорок девятым годами Зовут , Пожарники и Пенсионер. В феврале 1946 Виан ушел из АФНОР-а и поступил на другую работу, Это было Государственное управление бумажной промышленности. Борис с загадочным видом что-то писал, благо работы было немного. Пару месяцев спустя выяснилось, что писал он роман. Виан держал свой замысел в глубоком секрете, даже Мишель почти ничего не знала.

А возникла идея романа Пена дней так в 1943 издательство Галлимара учредило премию Плеяды для начинающих писателей. Победитель получал крупное денежное вознаграждение и право публиковать свое произведение в любом парижском издательстве. В 1944 эту премию присудили Марселю Мулуджи, известному исполнителю песен, за роман Энрико последнюю премию в 1946 получит Жан Жене за пьесу Служанки. Секретарем премиальной комиссии был назначен Жак Лемаршан, которого Борис помянет доброй шуткой в Осени в Пекине, членами жюри - Андре Мальро, Поль Элюар, Марсель Арлан, Альбер Камю, Жан Полан, Рэймон Кено, Жан-Поль Сартр и еще несколько человек.

Виан решил попытать счастья и в марте засел за работу. К маю роман был готов озорная, остроумная и в то же время грустно-чарующая сказка. Мишель плакала, перепечатывая Пену дней. Рукопись понравилась Кено, который нашел, что Виан опередил свое время ее одобрил Лемаршан.

Доброжелательно отозвалась о ней и Симона де Бовуар, которая успела прочесть ее до Сартра она даже задумала опубликовать отрывки в новом литературно-философском журнале Тан Модерн. У Виана практически не было литературных соперников, премию сулили ему. И совершенно неожиданно присудили ее далеко не начинающему автору - поэту и аббату Жану Грожану, в его пользу прозвучало восемь голосов из двенадцати. Против Пены дней вели активную кампанию Жан Полан и Марсель Арлан, за что были сурово наказаны Вианом той же Осенью в Пекине и в новелле Примерные ученики. Борис был совершенно убит известием о своем провале, и Гастон Галлимар поторопился заключить с ним договор на издание Пены дней. Роман вышел в престижной белой серии в 1947 году. Сам Виан так сказал о нем Я хотел написать роман, сюжет которого заключается в одной фразе мужчина любит женщину, она заболевает и умирает Ерофеев В. Борис Виан и мерцающая эстетика. Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов.

М 1990. С. 10 Внешнюю ординарность сюжета искупали два обстоятельства - отношение романа со временем и форма исполнения.

Р. Кено назвал Пену дней самым проникновенным из современных романов о любви Казакова И.А. Художественный мир ранней прозы Бориса Виана. Канд. дис. Иваново, 2004. С. 8 По поводу этого романа сам Виан говорил в год смерти Я хотел написать роман, сюжет которого заключается в одной фразе мужчина любит женщину, она заболевает и умирает. В сюжете Пены дней, в самом деле, нет ничего необычного можно даже сказать, он банален, необычно другое взаимоотношения романа со временем, когда он был написан, и сама форма художественного воплощения бесхитростного сюжета.

Было явно не время писать о проникновенной любви двух очаровательных молодых существ, Колена и Хлои, которые, кажется, вообще лишены способности наблюдать время. Европа лежала в развалинах. Послепобедная эйфория быстро сменялась тревогой и горечью. Отношения между недавними союзниками неуклонно ухудшались. Мир приближался к холодной войне. Европейская интеллигенция стремилась осмыслить причины происшедшей катастрофы и не допустить новой.

Показательны послевоенные творческие планы А. Камю. После освобождения Франции он мечтал написать веселый роман, но вскоре склоняется к мысли о том, чтобы создать хронику-притчу эпидемии чумы и предупредить читателя о возможности рецидивов смертельной болезни. Виан в Пене дней совершенно очевидно пошел против течения. Он как бы подхватил замысел Камю написать веселый роман, бросив откровенный и непосредственный вызов времени и реальности.

Вопрос обращения с действительностью решается очень просто. Когда во время свадебного путешествия в большом белом лимузине Колену и Хлое стало как-то не по себе от проносящегося мимо пейзажа и Хлоя сказала Ненавижу этот тусклый свет, эту мглу то Колен нажал на зеленые, синие, желтые и красные кнопки, и разноцветные фильтры заменили автомобильные стекла. Теперь Колен и Хлоя оказались словно внутри радуги, и цветные тени плясали по белому меху сиденья Борис Виан. Пена дней пер. М. Голованивской, М. Блинкиной-Мельник , Сердце дыбом пер. Н. Мавлевич , Осень в Пекине пер. Е. Разлоговой, сост. В. Никитин - М. ТЕРРА Книжный клуб, 1998. с. 83. Подобный эскапизм отражает философию романа, который со всеми своими шуточками-прибауточками, самозабвенными словесными играми, каламбурами, неологизмами и наплевательским отношением к злобе дня содержал в себе вызов общему направлению европейских, и в частности французской, литератур.

Критика не заметила этого вызова, не обратила на него внимания, по всей видимости потому, что отнесла роман априори к жанру несерьезной литературы, отнеслась к нему как к игрушке и шалости создателя романа Я приду плюнуть на ваши могилы, очередной забаве мистификатора.

На самом деле Пена дней была не менее скандальна, чем мистификация, только скандал носил более тонкий, мировоззренческий характер и не вспыхнул потому, что критика до него не докопалась.

В основе романа лежит утверждение главного героя в жизни меня интересует не счастье всех людей, а счастье каждого в отдельности что перекликается со словами самого Виана из предисловия к книге И в самом деле, кажется, будто массы ошибаются, а индивиды всегда правы. Эти высказывания можно интерпретировать по-разному, но нельзя не заметить их индивидуалистической направленности. Мысль о счастье каждого человека в отдельности напоминает идею моралистов об индивидуальном самоусовершенствовании, с той, однако, существенной разницей, что вместо совершенствования здесь выдвинута идея удовольствия.

В полуголодной Европе 1946 года Виан повествует об изысканных яствах, которые готовит Колену его повар и наперсник по развлечениям, о немыслимых напитках, которые приготовляет сложный музыкально-питейный аппарат пианоктейль, сам по себе представляющий чудо в стране, где продажа спиртного была строго ограничена. Это роман-мечта о счастливой жизни, молочных реках с кисельными берегами, мир-сказка, готовый осуществить любые сокровенные желания героя он только подумал о любви, как тут же появилась Хлоя, мир-дитя, категорически не желающий взрослеть и заниматься взрослыми проблемами.

Само представление о счастье связано в романе не только с любовью, которая рисуется веселым и легким чувством, но также с праздностью, гурманством, путешествиями, комфортом и прочими удовольствиями. Это представление о счастье не требует от человека ничего, кроме богатства и молодости.

Колен и представляет собой богатого молодого человека, то есть это идеальный герой. Он красив и молод, его жизнь наполнена радостью и праздностью, повар-философ Николя готовит ему изысканные блюда, друзья любят Колена. Когда он чувствует потребность в любви - появляется Хлоя. Остальные пять героев имеют лишь один пропуск в страну идиллии - молодость, и потому в той или иной степени они ущербны им приходится соприкасаться с реальностью, однако психологическое измерение не имеет большого значения, отчего герои романа, в сущности, взаимозаменяемы.

Но существование утопии - это утопия. Счастью противостоят человеческая природа и человеческое общество заканчиваются деньги, заболевает Хлоя. В беспорядочную праздность Колена входит упорядоченность житейских проблем и нужд. Человеческая природа изначально фатальна - судьба может в мгновение разрушить любую устойчивую идиллию, напоминая о бренности человеческого бытия. Болезнь Хлои - метафора судьбы. Кроме собственно человеческого, счастью противостоит общество - мир взрослых со своими ценностями.

К таким неподлинным ценностям социального мира Виан относит в романе труд, порядок и религию. Для Виана любой нетворческий труд отвратителен и ужасен. Он высасывает из человека жизнь, превращая его в механизм. Условия труда организуются порядком. Слово порядок по нем. орднунг в послевоенной Европе вызывало вполне определенные ассоциации. Однако Виан противопоставлял порядку прежде всего индивидуализм, считая ценностью уникальность личности.

Выступая против порядка , Виану приходилось иметь дело с такими общественными институтами как армия и полиция. Пацифизм писателя проявлялся неоднократно в его творчестве, но выступление против полиции было программным - как отстаивание право личности на независимое существование. Религию Виан отвергает принципиально - не столько по моральным качествам ее служителей, сколько по мировоззренческим. Он отвергает сам предмет культа - Бога за его равнодушие к судьбам людей.

Все эти атрибуты внешнего мира разрушают идиллию внутреннего мира индивида, не оставляют ему ни малейшего шанса на вожделенное счастье. Основную идею романа можно выразить как столкновение мечты и действительности, как невозможность для человека противостоять некой фатальной силе. Мир Виана раскалывается на две части. С одной стороны, существуют люди с их миром любви, теплоты и уюта. С другой стороны - чуждые, враждебные человеку силы, странный город, урбанистические кошмары, машины, власть денег.

Герои Виана живут в каком-то абстрактном городе в абстрактное время. Они встречаются, влюбляются, мечтают, как бы отгораживая себя от реальности, замыкаясь в своем узком кругу. Но столкнувшись одни раз с реальностью, спустившись на землю, они попадают в жизненный водоворот в пену дней, и от невозможности противостоять ему - гибнут. Эта изначально романтическая идея в середине XX века осложнилась многими побочными линиями. Так, своеобразным веянием времени было введение в роман Виана образов двух лидеров французской литературы 40-х годов - Жан-Поля Сартра, который не без насмешки автора романа фигурирует в нем как Жан-Соль Cартр, и Симоны де Бовуар, представленной в романе, как герцогиня Бовуар.

Трактовка этих образов носит гротесковый характер. Важные драматургические особенности романа связаны следующей идеей Люди не меняются, меняются только вещи. Она определяет наличие двух драматургических линий, прослеживающихся через все произведение.

Одна из них постоянная это жизнь людей, которые, по мысли автора, не меняются, меняются лишь обстоятельства, в которые они попадают. Вторая линия переменная это жизнь вещей и нечеловеческих живых существ. Мышь - важный персонаж романа - сначала весело играет в лучах солнца, разделяя общее состояние покоя и радости. Во время болезни главной героини мышь ранит себя о стекло и ходит с перевязанными лапками на бамбуковых костылях. После смерти Хлои мышь кончает жизнь самоубийством. Изменяется и комната, в которой живут главные герои.

Просторная и светлая вначале, она становится сферической, затем начинает сужаться и в конце концов потолок объединяется с полом. Кровать Хлои по мере её болезни опускается к полу. Роман Виана Пена дней многослоен. Он включает в себя три сюжетных и смысловых пласта, взаимодействие и переплетение которых придает произведению своеобразный колорит первый пласт - лирический он связан с парой главных героев Колен - Хлоя второй пласт - партровский он связан с другой парой героев Шик - Алиса третий пласт - абсурдный. Некоторые сцены романа вызывают ассоциации с одним из направлений театральной жизни Парижа, получившим распространение в 50-е годы. Приемы театра абсурда призваны взорвать воображение читателя, заставить его удивиться, вызвать у него наиболее яркие и нестандартные ассоциации.

В самом деле - насколько более остро мы воспринимаем болезнь Хлои, когда она преподносится нам не в будничном значении туберкулез, а в таком неординарном преломлении в легком у Хлои растет кувшинка, и лечить такую болезнь нужно не лекарствами, а цветами, враждебными кувшинке, запах которых должен её убить.

Во время операции из легкого Хлои вырезают цветок длиной три метра. В данном случае кувшинка - своеобразный символ болезни. Поэтическое видение Виана делает возможным то, что цветок становится прямой причиной человеческой смерти. Общество, которое не дает счастья ни одному конкретному человеку, хотя претендует дать его всем им вместе, естественно, не может сделать этого, и потому оно лживо в самой основе. Виан как раз и стремится показать, насколько несчастливы и несвободны люди, доверившиеся такому обществу, поддавшиеся на его посулы.

Мир взрослых Виан отвергает, конечно, не потому, что эти люди имели несчастье выйти из детского или отроческого возраста, а потому, что утратили само качество детскости - силу и непосредственность восприятия жизни, нравственный максимализм, научились бездумно подчиняться обстоятельствам, вести себя разумно, соразмерять потребности с возможностями, откладывать на будущее исполнение желаний и тем самым - пусть незаметно - оказались в плену у социальной машины и вместе со своим сокровенным я утратили право на то счастье, которое ведь и им грезилось в детстве и которое каждому ребенку кажется природным, неоспоримым правом.

Право каждого человека на счастье - вот, в сущности, единственное требование Виана к жизни, которое звучит буквально в любой написанной им строчке.

Требование это как раз и становится той мерой, при помощи которой он проверяет на истинность любые формы человеческого общежития. Любые нормы и формы такого общежития от лозунга свобода, равенство, братство до такого института как общественная благотворительность - коль скоро они обнаруживают свою фальшивость - уравниваются Вианом перед лицом его категорического императива. И если Виан, например, с нескрываемым ужасом изображает сцены тяжелейшего труда шахтеров или заводских рабочих, то дело тут, конечно, не в том, это его страшил труд как таковой мало кто работал в своей жизни с такой отдачей сил, как Виан, а в том, что он органически не приемлет труд. отчуждающий человека от самого себя, превращающий его в простое средство для достижения неведомых, а то и чуждых ему целей, труд, способный убить его в самом прямом смысле слова.

Напомним в этой связи лишь один эпизод - тот, где Колен приходит наниматься на завод, выращивающий винтовочные стволы при помощи человеческого тепла и отбирающий у него это тепло вместе с жизнью За письменным столом сидел старик в белом халате Волосы у старика были всклокочены.

На стене висели различные виды оружия, сверкающие бинокли, огнестрельные ружья, смертометы различных калибров и полный набор сердцедёров всех размеров. Здравствуйте, месье сказал Колен. Здравствуйте, месье ответил старик А вы давно тут работаете спросил Колен. Год. Мне двадцать девять лет И он провел дрожащей морщинистой рукой по испещренному глубокими складками лбу Борис Виан. Пена дней пер. М. Голованивской, М. Блинкиной-Мельник , Сердце дыбом пер. Н. Мавлевич , Осень в Пекине пер. Е. Разлоговой, сост. В. Никитин - М. ТЕРРА Книжный клуб, 1998. с. 98 Виана страшит не только то, что люди вынуждены вступать в этот мир несвободы, предъявляющий права и на их личность, и на саму их жизнь, но и то, что они свыкаются с подобным положением вещей, начинают воспринимать его как нечто само собой разумеющееся.

Вот откуда главная задача писателя - отстранить неподлинную действительность, вскрыть ее нелепость, абсурдность, алогизм.

И Виан добивается этого двумя путями - комическим и трагическим. Комический эффект возникает у него тогда, когда он делает акцент на глубокой жизненной несерьезности тех форм человеческой деятельности, которые претендуют именно на серьезность, нередко даже - абсолютную. Иллюстрацией здесь может служить пародийная линия, связанная с фигурой Жан-Соля Партра. Виан вовсе не стремится опорочить реального человека - Сартра к которому относился дружески или его философию которой попросту не интересовался, он хочет высмеять самый тип философствования и философии, которая принимает свои конструкции за последнюю истину, за подлинную действительность и потому живет в блаженном отчуждении от действительной жизни.

Но вместе с тем для Виана совершенно очевидно, что только разоблачаемые им формы социокультурного общения и существуют реально, что именно они без остатка заполняют собой жизнь, не оставляя места ни для каких иных ценностей.

И в этом смысле они предельно серьезны, более того - угрожающе агрессивны по отношению ко всему, что им не соответствует. Отсюда - трагическая и далее - утопическая тема в творчестве Виана, в первую очередь - в Пене дней. Стилистика контрастов, специфически виановский колорит, возникающий от смешения фантастики и реальности, комизма и трагизма, пародии и патетики, ерничания и искренности, кукольности персонажей и человеческой правды их переживаний - вот чем проза Виана производит неповторимое впечатление, заставляя с первородной остротой ощущать привычные или просто забытые нами вещи. Ведь даже сам сюжет, использованный Вианом, по сути представляет собой не более чем банальную мелодраматическую историю о юной деве, умирающей от туберкулеза на руках у безутешного возлюбленного.

Однако Виан с необыкновенным мастерством сумел заново открыть человеческую глубину этого сюжета. Элитарный негативизм Виана, его разделение общества на своих и чужих пришлись по душе не желающим взрослеть подросткам, реалистам, требующим невозможного. И Виан, и его последователи были безнадежными утопистами, которые, впрочем, догадывались о своем утопизме и потому компенсировали свою социальную несостоятельность изрядной долей иронии.

Студенческий бунт шестидесятых годов способствовал невероятной популярности Виана газеты и журналы печатали о нем статьи, в университетах по его творчеству защищались диссертации, были изданы неоконченные произведения Виана в частности, ранний роман Волнения в Анденах. Такая популярность продолжается и в первой половине 70-х годов. Тираж Пены дней достигает миллиона экземпляров.

В трудах по истории новейшей литературы во Франции Виан занимает место современного классика. Однако уже в конце 70-х годов популярность Виана, безусловно в связи с изменением общественного климата в стране, падает. Любопытно отметить, что в исследовании начала 80-х годов Литература во Франции после 1968 года, где внимательным образом прослеживаются идейно-эстетические направления новейшей литературы и анализируется, какие писатели и почему популярны в читательской среде, имя Бориса Виана упоминается лишь однажды.

Причем показательно, в каком контексте он назван. Речь идет не о мировоззренческом влиянии Виана на современную литературу, а о его интересе к пародии, который находит отклик в творчестве писателей конца 70-х - 80-х годов. Казакова И.А. Художественный мир ранней прозы Бориса Виана. Канд. дис. Иваново, 2004. С. 5. Роль пародии в творчестве Виана и особенно в Пене дней действительно весьма значительна и разнообразна.

В этом смысле Виан принадлежит к семье великих пародистов от Рабле до Джойса, причем роль национальной традиции, которая включает в XX веке А. Жарри и Р. Кено, особенно чувствуется в его творчестве. В Пене дней Виан, словно бабочка, порхает от одного стиля к другому, не задерживаясь ни на одном, и создает таким образом особую атмосферу разностилья.

Борис Виан пародирует все, что превратилось или только может превратиться в клише канонические формы ренессансной лирики и кодифицированную стилевую манеру классицистов, подчеркнутую исповедальность поэтов-романтиков и нарочитую приземленность писателей-натуралистов, классическую ясность парнасцев и суггестию символистов, но с особой охотой, естественно современную ему литературу он пародирует, наконец, целые жанры, от романов розовой серии и трогательного рождественского рассказа до детектива, комикса и мультфильма.

Игра со стилями ведет к созданию определенного метастиля не для того, чтобы разоблачить условность того или иного жанра которая, в сущности, ясна, а для того, чтобы прорваться к изображению реальности в ситуации откровенного признания условности любых литературных приемов. Так, трагедия в романе возникает не непосредственно, а через игру в трагедию, через серьезность несерьезного значение пародии и несерьезность серьезного похороны Хлои неотличимы от черной игры в похороны - и, и сущности, уже нет разницы, игра это или нет, поскольку игра принимает суггестивный характер и захватывает читателя. Игра в трагедию, которая выглядит то игрой и потому окончательно не разрушает веселую основу романа, то, напротив, трагедией, вызывающей читательское чувство сопереживания вот основа художественной новизны Пены дней, в которой использован принцип мерцающей эстетики, получивший развитие в последующей литературе постмодернизма.

Игровой момент в Пене дней обусловлен не только стилистическими, но и словесными играми.

Обилие каламбуров, неологизмов, буквальное толкование идиоматических выражений придают роману несерьезный характер. То же самое можно сказать об игровом, фантастическом вещном мире Пены дней, который теснее связан с человеческими эмоциями, нежели в традиционной прозе. Когда Хлоя заболевает, квартира, в которой живут молодожены, начинает уменьшаться, скукоживаться. Говорящая мышка - элемент поэтики мультфильма не выдержав страданий Колена, кончает самоубийством.

Мир Пены дней в творчестве Виана оказался уникальным. Поэтика ювенильного романа в последующих произведениях постепенно распадается, герои взрослеют и обременяются заботами, которые в Пене дней казались чужими. На смену виановским играм идет стилистически куда более традиционный роман, оставляющий большое место размышлениям и самоанализу героев. Правда, фантастический элемент полностью не исчезает, но трансформируется, приобретая солидный притчевый характер. 1.3 Значение романа для творчества Б. Виана и литературного процесса во Франции в целом Роман писался в тяжелые годы второй мировой войны.

Законченный в 1946 году, он стал одним из самых популярных произведений Виана. Это сочинение концентрированно отразило настроения французской интеллигенции тех лет - скептицизм, неверие в жизнь, гротеск, ностальгию по красивому, поэтичному. Никто до Виана, изваяв шокирующий роман, не прикидывался всего лишь скромным переводчиком с английского. Не подвергался судебному преследованию за оскорбление общественной нравственности.

Не смеялся над знаменитым французским философом Жан-Полем Сартром, выведя его карикатурный образ в романе Пена дней под именем философа Жан-Соля Партра. Причем, Сартр шутку оценил и стал в последствии, если не другом, то хорошим приятелем Виана. Говорят, что имя человека определяет его судьбу, свое мальчик из парижского предместья получил в честь оперы Борис Годунов, страстной поклонницей которой была его мать. Неудивительно, что Виан сам начал писать оперы самую известную Фиесту - закончил за год до смерти. Французский романист, поэт, драматург середины XX века Борис Виан чья литературная карьера практически укладывается в десятилетие первые поэтические опыты датируются началом 40-х годов, последний роман Сердцедер появляется в 1953 г, представлял своим творчеством оппозиционное серьезной, ангажированной литературе течение.

В этом направлении трудно отыскать писателя более необычного, яркого и многогранного.

На родине Борис Виан известен не только как автор романа Пена дней и нашумевшей, скандально известной черной серии, но и как трубач джазового оркестра, исполнитель собственных песен, словом, принц богемного парижского квартала Сен-Жермен. Интерес читающей публики и французской литературной критики, а также кропотливая работа биографов и архивистов, неоценимая поддержка Мишель Леглиз, первой жены, и Урсулы Кюблер, второй жены Бориса Виана, позволили найти, восстановить и издать большую часть литературного наследия писателя, хотя долгое время значительная доля его неизданных работ считалась утерянной или просто неинтересной, недостойной внимания.

Внимание к творчеству Бориса Виана во Франции подтверждается постоянно возрастающим количеством изданий, пополняющих его библиографию. Внимание к личности и художественному творчеству Бориса Виана со стороны исследователей появилось в начале 60-х годов, уже после его смерти, и сохраняется до наших дней. Творчество Бориса Виана изучается в лицеях и университетах Франции делаются попытки создания сайтов, посвященных творчеству писателя.

Казакова И.А. Художественный мир ранней прозы Бориса Виана. Канд. дис. Иваново, 2004. С. 7. Интерес читателей к жизни Виана объясняется также и противоречивостью, парадоксальностью многих значительных событий в его судьбе и творчестве. Отметим один интересный факт в конце 40-х годов его скандально известный роман Я приду плюнуть на ваши могилы затмил, по словам Р. Кено, самый проникновенный роман о любви - Пену дней. В конце 60-х годов ту же позицию занял уже ставший хрестоматийным роман Пена дней по отношению к более раннему творчеству Виана. Французская литература начала 40-х годов и послевоенного периода была отмечена печатью ангажированности или вовлеченности в социально-политические события современного общества.

Эти понятия стали основополагающими в философии Сартра и употреблялись им по отношению к сознанию вообще и в более узком смысле, в рамках эстетической теории, к художественному творчеству писателя. Сознание, по Сартру, всегда вовлечено в события мира, а писатель вовлечен самим ходом истории, событиями социального мира. Писатель не может занять внешнюю позицию по отношению к обществу и истории, он сам историчен, история проходит по его судьбе, и только это прохождение создает возможность истинности художественного произведения. Таким образом, ангажированная литература не помещалась в рамки исключительно эстетической категории, она несла на себе приметы реального времени.

Напротив, романы Бориса Виана на фоне всеобщей ангажированности выглядели несерьезными и безыдейными. Виан обращается к иному типу художественного мышления еще задолго до появления постмодернизма, предвосхищая его, опережая время и оставаясь непонятым.

Понимание авторского мира Виана предполагает постижение ряда аспектов. Прежде всего, важную роль играют биографические сведения, которые во многом проливают свет на условия формирования эстетики писателя и являются немаловажным фактическим комментарием, необходимым при анализе сюжета и системы персонажей прозы Виана. Великолепное знание лучших традиций классической литературы позволило Виану выбрать свои художественные ориентиры, направляющие его на пути новаторства и экспериментов в области художественных методов, форм и языка повествования.

Переосмысливая литературную традицию и многочисленные социально-культурные концепты, лежащие в ее основе, Виан будто бы сшивает свой роман из всевозможных стилистических, образных и сюжетных форм, знакомых ему. Такой синтез дает возможность творческой самореализации автора через оригинальное структурирование произведения и методичное, целенаправленное разрушение читательского горизонта ожидания, связанного с сюжетно-стилистическими особенностями используемых Вианом жанровых форм. Художественное мышление писателя направлено на поиск способов реализации видоизмененной согласно авторскому желанию, нереальной реальности, существующей по своим алогичным и непредсказуемым законам.

Известность, а затем и слава пришли к писателю лишь через два года после смерти, когда в серии Классики XX века вышла первая монография о нем. С тех пор, вот уже в течение двадцати с лишним лет, Виан продолжает оставаться во Франции одним из самых любимых и читаемых - особенно среди молодежи - авторов.

Такие его романы, как Пена дней и Сердцедёр издаются миллионными тиражами. Рассказ Пожарные включен в антологию Шедевры смеха. Его произведения вошли в программы французских лицеев они переведены едва ли не на все европейские языки.

В Европе и в Америке о нем написаны десятки книг, сотни статей, ему посвящаются диссертации и международные коллоквиумы, в его честь выбита медаль. Сегодня уже нет сомнений, что Виан занял заслуженное и прочное место во французской культуре XX века. Глава II. Сенсориальные образы в романе Пена дней, их значение и функции 2.1

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Стилистическая функция сенсориальных образов в романе Бориса Виана "Пена дней"

Прожив короткую жизнь 1920-1959 , Виан успел попробовать себя в разных жанрах. Он написал огромное количество литературных произведений, выступал… Литературное творчество Виана - основная часть его наследия. Жанровое разнообразие его поражает это романы, пьесы, стихи, рассказы, либретто опер, критические статьи о джазе,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общая характеристика общественной и культурной жизни послевоенных лет во Франции и Европе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие художественного образа и его роль в произведении
Понятие художественного образа и его роль в произведении. Художественная литература - один из видов искусства, которое, в свою очередь, является средством познания жизни, отражая и осмысляя действи

Общее понятие сенсориального образа
Общее понятие сенсориального образа. Сенсориальный образ можно еще назвать чувственным, то есть такой который реализуется через наши органы чувств, передает наши ощущения. Через ощущения мы познаём

Зрительные образы в романе
Зрительные образы в романе. Образы, призванные вызвать у читателя конкретные зрительные ассоциации у Виана чрезвычайно многообразны и передаются множеством способов от простого словесного выражения

Обонятельные образы
Обонятельные образы. Обонятельное восприятие - это один из видов восприятия человека. У человека при восприятии обычно формируются сложные полимодальные образы цвето-звуко-осязательно-обонятельной

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги