рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Обонятельные образы

Обонятельные образы - Дипломная Работа, раздел Литература, Стилистическая функция сенсориальных образов в романе Бориса Виана "Пена дней" Обонятельные Образы. Обонятельное Восприятие - Это Один Из Видов Восприятия Ч...

Обонятельные образы. Обонятельное восприятие - это один из видов восприятия человека. У человека при восприятии обычно формируются сложные полимодальные образы цвето-звуко-осязательно-обонятельной природы.

Запахи участвуют в формировании чувства реальности предметов. Как отмечают ученые, иногда человеку бывает достаточно почувствовать какой-то запах, чтобы по нему как по якорю абсолютно четко вспомнить ситуацию, когда он его впервые почувствовал его, вспомнить людей которые с ним тогда были, свои чувства к ним, разговоры. Иногда человеку бывает достаточно почувствовать какой-то запах, чтобы по нему как по якорю абсолютно четко вспомнить ситуацию, когда он его впервые почувствовал его, вспомнить людей которые с ним тогда были, свои чувства к ним, разговоры.

И это все благодаря чуть слышному запаху промелькнувшему в воздухе. Следовательно, сильна связь между запахом и эмоциями Запахи пробуждают более эмоциональные воспоминания, нежели иные сенсорные впечатления например, звуки или фотографии. А это в свою очередь лишний раз иллюстрирует несомненную важность обонятельных образов в структуре художественного произведения.

Для создания образов-запахов Борис Виан в своем романе использует следующие слова odeur, arфme, parfum благоухание, fumet запах горячих кушаний, sentir, croiser, fermer пахнуть словосочетания odeur agrйable приятный запах, une odeur fin тонкий запах odeur forte резкий запах odeur des fleurs запах цветов, sentir une l odeur чувствовать запах, йmettre une odeur издавать запах, une odeur de fleurs s est rйpandue запахло цветами. Образы-запахи в структуре произведения сопровождают героев, передавая их внутреннее состояние, эмоции, вводя читателя в мирпереживаний, помогая создать комплексную картину описываемого автором мира. Запахи могут быть просто приятными или неприятными, например От светлых волос Ализы поднимался восхитительный запах С. 23. Он привлек ее к себе и поцеловал где-то рядом с волосами.

Она чудесно пахла С. 34. Она была податливая и ароматная С.98 Но гораздо чаще запахи передаются описательно, с использованием сложных конструкций и метафор Он вдыхал сухой и свежий ветер, С. 42. И облачко обволокло их. Внутри было жарко и пахло сахаром и корицей С.36 А чем вы душитесь сказал он. Хлоя предпочитает орхидейную эссенцию трехлетней выдержки.

Я не пользуюсь духами сказала Ализа. Это у нее от природы сказал Шик. Просто сказка - сказал Колен Вы пахнете лесом с ручейком и крольчатами С.56 Вся комната была заполнена выбранными Коленом белыми цветами, а на подушке смятой постели лежал лепесток алой розы. Запах цветов и аромат девушек смешивались воедино, и Шик чувствовал себя роящейся пчелой С.40 В церковь проникли облака.

Они пахли кориандром и горными травами. Стало жарко, все почувствовали, как их обволакивает благодушная, умиротворяющая атмосфера С. 42. Я всегда беру ее подушку, вечером мы за нее еще подеремся, моя ей слишком туга, под головой она остается совсем круглой, а я, я беру ее потом, когда она пропитывается ароматом ее волос. Никогда больше я не почувствую сладостного аромата ее волос С.94. Ее пенящиеся волосы свободно развевались и выделяли сладкий пар, ароматизированный жасмином и гвоздикой С. 97. Пахло старой полукожей и дымом оливковых листьев, что в совокупности составляло довольно-таки омерзительный запах С. 102. Неприятные запахи в романе имеют запах эфира, который напоминает о смерти Метров через сто до них донесся запах анестезирующих средств, в ветреные дни он проникал еще дальше.

Запах эфира забивал все остальные С. 90. Хлоя по-прежнему плакала, уткнувшись в белый мех, а у Колена был вид мертвеца.

Запах тротуара становился все сильнее и сильнее. Пары эфира наполняли улицу С.90. Кроме того, это могут быть запахи подземелья и крови, что создает не очень приятный, а скорее даже отталкивающий образ, особенно совместно со зрительными ассоциациями, вызываемыми текстом Нескольким тощим пучкам лучей удавалось проникнуть в коридор, но, наткнувшись на керамические плитки, такие сверкающие в былые времена, они разжижались и растекались, оставляя по себе длинные влажные следы.

Стены пропахли подземельем С. 86. Кровь подгорала, соприкасаясь с металлом цепи, и заражала воздух ужасающим запахом обугливающейся живой плоти С.89. Встречается в романе и запах-пародия Они оказались в темном коридоре, пропахшем религией 42 Таким образом, разнообразные образы-запахи помогают автору создать более полную и яркую картину мру в своем романе, они не менее важны, чем визуальные и слуховые образы. 2.2.5 Вкусовые образыВкусовые ощущения человека, по мнению некоторых психологов, не играют существенной роли в постижении реальной действительности, но вместе с тем, отмечается, что вкус - неотъемлемое чувство человека, без которого ощущение окружающего мира было бы неполным.

Это справедливо и для восприятия романа Пена дней, где вкусовые образы представлены менее обильно, чем зрительные или слуховые, но не менее разнообразно. Кулинарные эксперименты повара Николаса, фантастический музыкальный инструмент Колена, способный смешивать коктейли в то время, как на нем играют, являются неотъемлемой частью авторского мира. В оригинале романа вкусовые ощущения передаются описательно с использованием слов goыt ощущение, свойство, saveur приятный вкус, goыter пробовать на вкус, avoir un goыt amer быть горьким на вкус. Но чаще всего вкусовые качества передаются сложными многокомпонентными конструкциями, в которых каждый их них вызывает у читателя отдельную вкусовую ассоциацию, а сложенные вместе они превращаются в нечто совершенно непередаваемое и невыразимое.

Это касается блюд, которые готовит Николас Испеките корку для пирога, как для обычной закуски.

Разделайте большого угря и нарежьте его на кусочки по три сантиметра. Сложите их в кастрюлю вместе с белым вином, солью и перцем, тонко нарезанным луком, веточками петрушки, тмином и лавровым листом, для остроты добавьте несколько зубчиков чеснока. Сварите. Выньте угря из кастрюли и переложите на противень. Пропустите содержимое кастрюльки через шелковое сито, добавьте сладкого испанского лука и уваривайте до тех пор, пока соус не начнет налипать на ложку.

Пропустите через волосяное сито, залейте угря и кипятите две минуты. Поместите угря внутрь корки. Окружите по краям каймой из грибов, в центре сделайте букет из молоки карпа. Полейте сверху остатками соуса С. 9. И Николас принялся за работу состояла она в извлечении из форм заливного морского языка и нарезании ломтиками трюфелей для украшения рыбной закуски С.10 Не хочет ли Месье позавтракать? Могу предложить толченый бычий хвост и чашу благовонного пунша с гренками, намазанными анчоусным маслом 11. На глазах у Колена и Хлои он изготовил себе чудовищное пойло.

Он взял белого вина, ложку уксуса, пять яичных желтков, две устрицы и сто граммов рубленого мяса, приправленного сливками и щепоткой гипосульфита натрия. Все это исчезло в его глотке со звуком хорошо разогнанного циклотрона. С.76. а также напитков, которые готовит Колен при помощи своего пианокотейля - Каждой ноте ответил Колен я поставил в соответствие какой-нибудь крепкий напиток, жидкость или ароматическое вещество.

Сильная педаль соответствует взбитому яйцу, слабая - льду. Для сельтерской нужна трель в высоком регистре. Количество пропорционально длительности на учетверенную восьмую приходится шестнадцатая часть единицы, на четверть - единица, на целую ноту - четыре единицы. Когда играется медленный мотив, в действие приводится регистровая система - с тем чтобы не порция увеличивалась - коктейля получилось бы слишком много а возрастала крепость напитка.

Кроме того, в зависимости от длительности пьесы можно при желании изменять значение единицы, например, уменьшить его в сто раз - с тем чтобы получить напиток, вобравший в себя все гармонии, достигается это побочной регулировкой С. 14. Колен поднялся и, совершив несложный маневр, отодвинул маленькую подвижную панель, они взяли два стакана, наполненные переливающейся всеми цветами радуги жидкостью. Антикватор выпил первым и прищелкнул языком.

В точности вкус блюза сказал он И даже именно этого блюза. Знаете, ваше изобретение, это здорово С.82 А если я сыграю Misty Morning предложил антикватор Подойдет? Да сказал Колен Выйдет потрясно. Получится жемчужно-серый и мятно-зеленый коктейль с привкусом перца и дыма С.82 Отдавая неизменную дань пародии, Виан и в обрисовке вкусовых образов прибегает к данному приему Возьмите колбасенника и, невзирая на все крики, обдерите его как липку, стараясь не повредить при этом кожу. Нашпигуйте колбасенника тонко нарезанными лапками омаров, с размаху припущенными в достаточно разогретое масло.

Сбросьте на лед в легком чугунке. Поднимите пары, красиво расположите под ними кружочки тушеного телячьего зоба с рисом, обманите колбасенника. Когда он испустит фа нижней октавы, добавьте соль, быстро снимите его с огня и залейте портвейном высшего качества. Перемешайте платиновым шпателем. Приготовьте форму чтобы она не заржавела, смажьте ее маслом. Перед подачей на стол добавьте в подливку пакетик гидрата окиси лития и кварту парного молока. Обложите матовым рисом, подавайте на стол и сматывайтесь С.21 В описании религиозного обряда венчания пародируется и вкус еды Все еще играла музыка, и в церкви танцевали люди, кроме того, там подавали очистительное мороженое и богоугодные прохладительные напитки с маленькими иеродульскими сандвичами с треской С.34 А лечебное питье имеет настолько непривлекательный вид, что и вкус его вызывает серьезные опасения Это было налитое в остекленевшее кремне-содо-известковое вместилище питье необычного цвета, отливающее царским пурпуром Кассия и зеленью синюшного мочевого пузыря с легким отклонением к голубизне зеленого хрома. И, тем не менее, данное пойло, обладающее видимо убойным вкусом судя по реакции доктора, выполняет свое назначение бодрит Доктор поднес стакан к носу, понюхал, загорелся, хлебнул, посмаковал, выпил и схватился обеими руками за живот, уронив свою докторскую сумку. Действует? А сказал Николас.

Ух Да сказал доктор От этого можно подохнуть Вы что - ветеринар? Нет сказал Николас кулинар.

Итак, в общем оно действует.

И неплохо сказал доктор Я чувствую себя бодрее, чем раньше. С.68. Итак, можно отметить следующее, создавая вкусовые образы Борис Виан почти не передает их напрямую, то есть он не говорит это вкусно или это не вкусно, иногда он упоминает о приятном или неприятном вкусе, но чаще всего вкусовые ощущения у читателей вызываются описательными конструкциями описанием блюда, его ингредиентов, описанием напитка, его цвета, реакции на него у выпившего. 2.2.6 Осязательные образыОсязательные ощущения включают в себя множество разнообразных чувств это и тактильные ощущения, когда мы чего-либо касаемся, и ощущение жара, холода, боли, ощущение материала какого-либо предмета, его шероховатость или гладкость и т.д. У Бориса Виана осязательные ощущения передаются следующими словами и словосочетаниями attouchement, frфlement прикосновение, frфlement de la main прикосновение руки, toucher, toucher касаться, effleurer касаться слегка, effleurer касаться рукой, serrer обнять, dans ses bras, йtreindre сжать в объятиях, prendre par la taille обнять за талию, embrasser du regard обнять взглядом, embrasser целовать, embrasser sur la bouche целовть в губы, caresser ласкать chaudement жарко, ardemment пылко, embrasser avec ardeur жарко целовать, froidement холодно, douloureusement больно, se cogner fort больно удариться чем-либо. Ощущения могут передаваться через движения, которые порождают тактильный контакт, например Они приблизились к копошащейся массе, и Шик, узнав Колена по раздвоенным лезвиям коньков, схватил его за лодыжки и выдернул наружу.

Они пожали друг другу руки С. 23. тактильные ощущения Но ответа он не услышал, ибо некий более чем долговязый тип, который уже минут пять демонстрировал всем свою скорость, именно в этот миг проскочил, согнувшись в три погибели и вытянувшись во всю длину, между ногами Колена, и произведенный им воздушный поток подбросил Колена на несколько метров над землей С. 24. контакт с воздухом, ощущение движения потока воздуха Люди прятали подбородки кто куда мог в воротники пальто, в шарфы, в муфты, он даже увидел человека, который использовал для этого проволочную клетку для птиц сопротивляясь, ее дверца на пружинках изо всех сил упиралась ему в лоб С.30. ощущение нажатия железных прутьев решетки на кожу Он зацепился ногой за одну из никелированных штанг и вмазался в перила С.31. ощущение удара У него болела спина.

В самом низу он понял почему и вытащил из-под воротника пальто целую штану С. 33. ощущение боли из-за неудобства в одежде Холод разогнал всех по домам.

Вырваться из его хватки удавалось, лишь разодрав в клочья примерзшую к стенам одежду, что неминуемо вело к смерти от ангины С. 34. ощущение холода Он слегка наклонил голову и поцеловал ее между ухом и плечом.

Она вздрогнула, но не отстранилась С.37. тактильный контакт, ощущение прикосновения Шик повалился на диван.

Колен и Хлоя очутились перед ним. Он подцепил их за лодыжки и повалил рядом с собой С. 56. тактильные ощущения через прикосновение Он быстро стащил перчатку, запутался внутри, влепил себе в нос затрещину, сделал Уй и пожал Хлое руку С. 78. через движение выражение ощущения от удара по лицу - боль и тактильный контакт - ощущение руки Хлои Он слегка прижал к себе локоть, который ощущал под рукой.

Люди туда спускались редко, так как крылья всех этих птиц служили источником ужасных вихрей и сквозняков, в которых парили мельчайшие перышки, белые, голубые и голубиные.

Они что, так без передышки и трепыхаются сказала Хлоя, придерживая шляпку, чтобы та не упорхнула. Нет, они подменяют друг друга сказал Колен. Он боролся с полами своего пальто. Надо поскорее пройти мимо голубей. Воробьи подымают меньше ветра сказала Хлоя, прижимаясь к Колену С. 37. ощущение потока воздуха, дуновения ветра - Ты меня щекочешь сказала Ализа и засмеялась. Хлоя нарочно ласкала ее там, где щекотно, по бокам до самых бедер.

Кожа у Ализы была горячая и живая С. 41. тактильный контакт Он толкнул дверь, та грубо возвратила ему пинок, и он, более не настаивая, вошел через витрину С. 69. удар дверью - тактильный контакт Шик вошел в подпольную проходную и отдал свою карточку на пробивку машине. Как обычно, он споткнулся о порог металлической двери ведущего в цеха узкого прохода, а клубы пара и черного дыма грубо ударили его по лицу С.95. ощущение удара. Ощущения могут передаваться через описание материала, что также рождает у читателей определенные тактильные ассоциации Колен уселся на табурет с сиденьем из пористой резины, обитой подобранным под цвет стен промасленным шелком С.34. Он вышел, спустился этажом ниже, слегка заламывая ноги на коврике из перфорированной резины, которой были устланы бетонированные коридоры С.23. Колен поднялся по лестнице из одетого шерстью камня С.30 возникает ассоциация мягко утопающих во мху ног Мне хотелось бы продолжал он лежать в слегка выжженной траве, и чтобы вокруг была сухая земля, и солнце, знаешь ли, и трава, желтая, как солома, и ломкая, с уймой всякой копошащейся в ней мелюзги, и еще сухой мох. Лежать на животе и смотреть С.76. рождается ощущения прикосновения к земле и сухой траве Он толкнул калитку из вощеного дуба и почему-то вздрогнул, ощутив под рукой ее обитую бархатом ручку. С. 79. Но чаще всего ощущения передаются автором комплексно, включая описание и движения, и тактильного контакта, и других осязательных чувств, то в свою очередь передает общее состояние героя, а не только какие-то его ощущения Он послюнил палец и поднял его над головой.

И тут же отдернул.

Палец обожгло, как огнем.

Воздух пропитан любовью заключил он И какой пылкой! С.32. Сердце его раздалось во все стороны, полегчало, подняло его с земли, и он вошел вслед за ними С.32. Она засмеялась и положила правую руку на его плечо. Он ощутил у себя на шее ее прохладные пальцы. Посредством сокращения правого бицепса, сигнал к которому поступил из мозга по очень разумно выбранной паре нейронов, он свел до минимума отстранение их тел С.33. И облачко обволокло их. Внутри было жарко и пахло сахаром и корицей С.33. Колен поцеловал ее в губы. Это длилось не очень долго, но в следующий раз у них получилось уже значительно лучше.

Затем он зарылся лицом Хлое в волосы, и они так и остались сидеть, не произнося ни слова С.34. Хлоя, мне хотелось бы ощутить ваши груди на моей груди, свои руки, сомкнувшиеся на вашем теле, ваши руки вокруг моей шеи, вашу благоухающую голову у меня на ключице, и вашу трепещущую кожу, и запах, исходящий от вас С.39. Ее сердце билось быстро, будто сжатое в слишком жестком корпусе. Колен обнял Хлою одной рукой и ухватился пальцами за ее изящную шею под волосами - так, как берут маленького котенка С.46. Колен и Хлоя оставались на солнцепеке бок о бок, они молчали, и сердца у обоих бились в ритме буги С.47. Внутри своего тела, внутри грудной клетки Хлоя чувствовала непроницаемую силу, враждебное присутствие, она не знала, как бороться, время от времени она кашляла, в надежде стряхнуть своего противника, вцепившегося в глубины ее плоти. Казалось, что, глубоко вздохнув, она заживо отдастся бесцветной ярости врага, его скрытой злокачественности.

Грудь ее едва вздымалась, и прикосновение гладких простынь к длинным голым ногам придавало спокойствие ее движениям С.69. Он придвинулся к ней и притянул ее к себе. Он целовал ее жалкие, обезумевшие глаза и чувствовал, как сердце у него в груди билось медленными, глухими ударами С.86. Трубы приближались.

Колен чувствовал, как его сердце ворочается в груди, словно разъяренное животное.

Сквозь ткань кармана он сжал в кулаке газету С. 98 2.2.7 Значение сенсориальных образов для создания общего стиля романаКаждое литературное направление, каждый жанр, каждый стиль создает свой собственный образ действительности, и этот образ отсылает читателя не столько к его реальному опыту, к знакомым фактам жизни, сколько к готовому культурному коду, к закрепленному в традиции представлению об этих фактах.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Стилистическая функция сенсориальных образов в романе Бориса Виана "Пена дней"

Прожив короткую жизнь 1920-1959 , Виан успел попробовать себя в разных жанрах. Он написал огромное количество литературных произведений, выступал… Литературное творчество Виана - основная часть его наследия. Жанровое разнообразие его поражает это романы, пьесы, стихи, рассказы, либретто опер, критические статьи о джазе,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Обонятельные образы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика общественной и культурной жизни послевоенных лет во Франции и Европе
Общая характеристика общественной и культурной жизни послевоенных лет во Франции и Европе. Роман Пена дней был написан в 1947 году и традиционно относится исследователями к произведениям послевоенн

Понятие художественного образа и его роль в произведении
Понятие художественного образа и его роль в произведении. Художественная литература - один из видов искусства, которое, в свою очередь, является средством познания жизни, отражая и осмысляя действи

Общее понятие сенсориального образа
Общее понятие сенсориального образа. Сенсориальный образ можно еще назвать чувственным, то есть такой который реализуется через наши органы чувств, передает наши ощущения. Через ощущения мы познаём

Зрительные образы в романе
Зрительные образы в романе. Образы, призванные вызвать у читателя конкретные зрительные ассоциации у Виана чрезвычайно многообразны и передаются множеством способов от простого словесного выражения

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги