рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Художественное воплощение творческого начала в образе Мастера

Работа сделанна в 2008 году

Художественное воплощение творческого начала в образе Мастера - Курсовая Работа, раздел Литература, - 2008 год - Творческий путь Гумилева Художественное Воплощение Творческого Начала В Образе Мастера. Москва 30-Х Го...

Художественное воплощение творческого начала в образе Мастера. Москва 30-х годов XX века, описанная М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», многое значила в жизни самого писателя: и первые успехи, связанные, прежде всего, с постановкой на сценах различных театров столицы пьес «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Багровый остров», и долгие годы литературной травли, и признание таланта, и непонимание, и жесткая (вернее было бы сказать жестокая) критика.

Наверное, поэтому в московских главах «Мастера и Маргариты» столько драматизма и горькой сатиры. Читая их, представляешь, в каких сложных условиях жил и работал писатель, ведя борьбу за свои произведения, вообще за физическое существование с берлиозами, латунскими, лавровичами и другими окололитературными «деятелями». Из художественных средств и приёмов, с помощью которых М. Булгаков решает проблему творческого начала своих героев в московских главах романа, я бы выделила антитезу, сравнение, а так же внутренние монологи, диалоги персонажей.

Одно из главных действующих лиц Московских глав - Мастер. Из рассказа самого героя узнаём, что в прошлом он был историком, « Жил одиноко, не имея нигде родных и почти не имея знакомых в Москве » , работал в музее. Но, выиграв однажды сто тысяч рублей, уходит с работы и посвящает всё своё свободное время созданию романа о Понтии Пилате.

Мастера, как историка, не могла не заинтересовать такая противоречивая и загадочная личность, каким был Пилат Понтийский. Именно для того, чтобы не расточать зря силы, отдав всё для главного в жизни (создание романа и было этим «главным»), герой решает уйти с работы. Мастер - неординарная личность. Он знает « пять языков, кроме родного, английский, французский, немецкий, латинский и греческий » Читает по-итальянски.

Работает Мастер самозабвенно, не жалея сил, находясь полностью во власти своего детища. Необходимо отметить, что неоценимую моральную поддержку в создании романа оказала ему Маргарита, с которой он неожиданно встретился во время одной из своих прогулок. Молодая женщина была замужем, но, как сама признавалась, « живу с тем, кого не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным от него ничего не видела, кроме добра » Встреча с этой необыкновенной женщиной было, по словам героя, случаем « гораздо более восхитительным, чем получение ста тысяч рублей » Мастер « неожиданно, понял, что всю жизнь любил именно эту женщину! » Чувства были глубоко взаимны.

Именно Маргарита назвала бывшего работника музея - «Мастером». Мастер творит совершенно свободно, ощущая свободным, прежде всего, самого себя. Ценность в мире для него сейчас имеют только создаваемый им роман и любимая женщина. В этот момент жизни герой имеет сходные черты с героем «ершалаимских» глав романа - Иешуа Га-Ноцри. Бродячий философ видел смысл своей жизни в проповедовании Истины, в которую искренне верит.

Мастер же, создавая свой роман о судьбе Понтия Пилата, поднимая самые злободневные проблемы, так же познаёт Истину, и публикация произведения сделало бы его в конечном итоге своеобразным проповедником этих идей. Но, закончив роман, герой попадает из мира, созданного в романе, в реальную жизнь. «И тогда моя жизнь кончилась » говорит Мастер. Роман отказывались печатать. А когда все же был напечатан большой отрывок из романа, то в печати появляются критические статьи под заголовками: «Враг под крылом редактора», «Воинствующий старообрядец», в которых предлагалось « ударить, и крепко ударить по пилатчине и по тому богомазу, который вздумал протащить её в печать Подобные статьи, безусловно, были знакомы М. Булгакову в его писательской деятельности, когда после публикации «Белой гвардии» «Комсомольская правда» называла её автора « новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной слюной » и т.д. Сначала газетные статьи вызывали у Мастера смех, затем было удивление, после - страх.

Создателю романа о Пилате казалось, « что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим.» Из этого можно сделать вывод, что все те критики, литераторы, которые с остервенением набросились на писателя, выбивающегося из их общей массы, сами крайне зависимые люди, то есть люди несвободные.

Поддавшись страху и отчаянию, Мастер сжигает свой роман.

Это был первый шаг на пути отказа от познания Истины, первый шаг к потере внутренней Свободы. В больнице внешность и поведение Мастера резко меняются. Перед нами предстаёт уже не создатель романа о прокураторе Иудеи, целеустремлённая и одухотворённая своим «детищем», по настоящему сильная и свободная личность, а больной и безучастный к происходящему человек, который всего боится. Сам герой признаётся, что ему «В особенности ненавистен людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик » Однако равнодушие Мастера простирается дальше взаимоотношения с людьми, он отрекается от своего романа: «Я вспомнить не могу без дрожи мой роман.» Отречение от произведения, в котором воплотились все важнейшие мысли, было следующим шагом к потери Мастером своего истинного «я», своей личности и свободы.

Покорность сложившимся обстоятельствам автор «Мастера и Маргариты» выявляет не только с помощью речи персонажа, но и применяя цветовую символику.

Описывая одежду, в которую облачён его герой М. Булгаков пишет: «На нём было бельё, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.» Согласно учения П. Флоренского о соотнесённости цвета и характера человека выявляется, что бурый цвет, один из оттенков серого, обозначает покорность. Отрекаясь от своего романа, Мастер тем самым отказывается познать Истину, а, следовательно, и Свободу. Так, во время первой встречи Мастера и Иванушки Бездомного поэт сначала увидел, как « на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света » Иными словами Мастер прячется от Истины, не желая ни свободы, ни встречи с возлюбленной.

Теперь автор романа о Понтии Пилате мечтает только о покое. Мастер заблуждался в том, что Маргарита забыла его. Прибегнув к помощи Сатаны, она похищает любимого из клиники. Но что же эта женщина слышит «Не плачь Марго, не терзай меня » - говорит Мастер. Слова его полны эгоизма и беспамятства. Он не хочет пробуждения прежних чувств, от которых уже отрёкся и, « обращаясь к далёкой луне (далекой Истине, далёкой Свободе) бормочет: «И ночью при луне мне нет покоя, зачем потревожили меня? О боги, боги » И только полные любви и горечи слова Маргариты, а вовсе не волшебное питьё, которое подаёт Коровьев, превращают пациента № 118 в Мастера.

Это происходит не у Воланда, а в арбатском подвальчике, куда, благодаря Маргарите, возвращается Мастер. «Теперь ты прежний » - говорит Маргарита. И действительно, Мастер вновь обретает утраченную веру в любовь, ощущает себя творцом романа: « Я помню его наизусть Я теперь ничего и никогда не забуду » Это обновлённый Мастер уже не прячется от луны (Истины), а « улыбается ей, как будто знакомой хорошо и любимой » Означает ли это, что герой вновь обрёл прежнего себя? Ответ на этот вопрос можно найти, проанализировав последние сцены романа.

Воланд говорит Мастеру о том, что « роман прочитали и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен » , при этом Мастеру показывают героя его романа. Это было последнее испытание для Мастера, проверка.

Но, увы, « Мастер стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора.» Маргарита же не смогла остаться равнодушной, пассивной наблюдательницей, видя страдания Понтия Пилата. Она не стала дожидаться «санкции» Воланда, чтобы крикнуть: «Отпустите его ». Мастер же оказался неспособен на такое чувство. И только когда Воланд предлагает ему « роман кончить одною фразой » , герой совершает поступок, который предопределил его будущее, которого так хотел покой. « Мастер как будто бы этого ждал уже, пока смотрел на сидящего прокуратора.

Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам: «Свободен! Свободен! Он ждёт тебя!» В финале романа находим этому подтверждение в следующих словах: « Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил своего героя.» Руководствуясь понятиями «свет», «тьма» и «покой», которыми апеллирует в своей работе «Духовные искания русской классики» И. Виноградов, становится понятным, почему Мастер не заслужил «Свет», то есть место абсолютно свободной личности.

Левий Матвей, являясь посланником главы «ведомства добра» и «света», говорит о герое: « Он не заслужил света, он заслужил покой » Причины кроются, на мой взгляд, в том, что Мастер прекратил борьбу, поддался отчаянью и страху - тому, что и убило в нём МАСТЕРА, художника, творца. В финале романа он получает именно то, чего так жаждет – недостижимую в жизни гармонию.

Ту, которой желали и А.С. Пушкин: « Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит » и М.Ю. Лермонтов: « Я ищу свободы и покоя » Возможно, что Мастер награждён покоем в потустороннем мире по убеждению самого М. Булгакова. Писатель, исходя из опыта собственной жизни, считает, что в этом мире, кишащем латунскими, лавровичами, алоизиями свобода творчества невозможна в принципе. Покой Мастера, по мнению Л. Яновской, «на грани света и тьмы, на стыке дня и ночи.» Можно предположить, что когда-нибудь герой обретёт «Свет». Но произойдет это только с помощью его верной подруги.

Ведь Маргарита лишена света из-за своей любви. Воланд говорит об этом так: « тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.» Маргарита – персонаж, созданный М.А. Булгаковым с большой теплотой и симпатией. Героиня в свои тридцать лет, отличаясь красотой и умом, могла бы вызвать зависть у многих женщин. У неё было всё, о чём можно только мечтать: любящий муж, прекрасная квартира, домработница, достаточно прочное материальное положение.

Но одиннадцать лет, а именно столько времени насчитывает её семейная жизнь, Маргарита « не знала счастья » Возможно, именно потому, что лишена свободы. Познаёт героиня своё счастье, только познакомившись с Мастером. Уже во время первой встречи М. Булгаков, используя цветовую символику, создаёт тревожную атмосферу, предвещающую страдания: «Маргарита несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто.» Но пока ничего ещё не предвещает беды. Мастер самозабвенно работает над романом, вдохновляемый любимой женщиной: «Она сулила ему славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером» , говоря, что « в этом романе её жизнь». После публикации большого отрывка из романа и начавшейся вслед за этим травли его автора интересна реакция героев на происходящее в контексте проблемы свободы-несвободы.

Если статьи Латунского, Аримана и Лавровича вызвали у Мастера смех, затем удивление и страх, вследствие чего писатель заболевает, то у Маргариты - только гнев: «Глаза её источали огонь, руки дрожали и были холодны.» Мастер сломлен, его воля подавлена, Маргарита же не только устояла, но и (это случится позднее) помогла своему возлюбленному воскресить в себе прежнего Мастера.

Преданный нежданным «другом» (Алоизием Могарычом), не имеющий сил справиться со своим страхом, болезнью, Мастер исчезает. Маргарита, вернувшись утром в подвальчик на Арбате, где жил её возлюбленный и не найдя его там, во всём винит только себя. В этом поступке, как считает героиня, оно похожа на Левия Матвея: «Да, да, да такая же самая ошибка Я вернулась на другой день но было уже поздно.

Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!» Долгие месяцы живёт эта женщина, испытывая мучения от осознания своей вины, отчаянья от своего бессилия найти любимого. Всё меняется с приходом весны, когда обновляется не только природа, но и весь мир. Маргарита начинает изо всех сил верить, надеяться и верить в скорую встречу с Мастером.

Именно Вера, помноженная на сильное чувство, позволяет героине добиться желаемого результата. Роман «Мастер и Маргарита» имеет сложную архитектонику. Трудно определить его в жанровом соотношении. Об этом свойстве произведения точно заметил исследователь наследия Михаила Булгакова М. Крепе, считая, что « Роман Булгакова для русской литературы действительно в высшей степени новаторский, а потому и нелегко дающийся в руки. Только критик приближается к нему со старой стандартной системой мер, как оказывается, что кое-что так, а кое-что совсем не так. Платье менипповой сатиры при примеривании хорошо закрывает одни места, но оставляет оголёнными другие, пропповские критерии волшебной сказки приложимы лишь к отдельным, по удельному весу весьма скромным, событиям, оставляя почти весь роман и его основных героев за бортом.

Фантастика наталкивается на сугубый реализм, миф на скрупулёзную историческую достоверность, теософия на демонизм, романтика на клоунаду.» При этом менипповая сатира подразумевает создание фантастической среды обитания для своих персонажей, оживление «царства мёртвых», полёт на небо, нисхождение в преисподнюю, которая « переворачивает общепринятую иерархию ценностей, порождает особый, свободный от всяких условностей и предрассудков тип поведения героев » , а пропповские критерии волшебной сказки определяются « представлениями народа о добре и зле Эти представления воплощаются в образах положительных героев, неизменно выходящими победителями Наиболее популярны сюжеты о трёх царствах, о чудесном бегстве » Действия в романе «Мастере и Маргарите» переносят читателя то в Москву 20-30 годов XX века, современное для автора романа время, то в «ветхозаветный» Ершалаим и его окрестности, возвращаясь тем самым на две тысячи лет назад.

Для какой цели Михаил Афанасьевич сравнивает события и людей, между которыми полегли столетья? Я убеждена, что писатель хотел тем самым показать повторяемость проблем, их вечностный характер.

Определяя жанр романа «Мастера и Маргариты», можно с уверенностью сказать, что это роман философский, так как проблемы, поднятые в произведении, носят не только социальный, политический, бытовой, но и, в большей степени, философский характер.

К таким проблемам, наверняка, можно отнести и вопросы сущности творчества, его места в жизни человека и общества. Михаил Булгаков использует различные художественные средства и приёмы для раскрытия этой проблемы.

Прежде всего, писатель использует приёмы, раскрывающие психологию: внутренние монологи, диалоги, портретные зарисовки, наконец, антитеза, подчёркивающая амбивалентность, то есть двойственность персонажа, и образы-символы. 3.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Творческий путь Гумилева

Проблема понимания загадки творческого начала в человеке является не столько теоретическим, сколько глубоко жизненным вопросом, который затрагивает… В самом известном романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» одним из… Целью моей работы является раскрытие художественного воплощения творческого начала в романе М.А. Булгакова «Мастер и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Художественное воплощение творческого начала в образе Мастера

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Жизнь и творчество М.А. Булгакова
Жизнь и творчество М.А. Булгакова. Образ Мастера как один из центральных, носит автобиографические черты. Поэтому в своей работе я не могу не остановиться на биографии писателя. Детство и от

Художественное воплощение творческого начала в образе Ивана Бездомного
Художественное воплощение творческого начала в образе Ивана Бездомного. Иван Бездомный - следующее звено в цепочке героев московских глав романа «Мастер и Маргарита» с помощью которого выявляется п

Творчество и свобода по Булгакову
Творчество и свобода по Булгакову. В начале своей работы я писала, что в творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущность человека, его способности и мастерство,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги