Творческое развитие Анны Ахматовой через лирическую героиню

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕРМИНОВ "ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ", "ЛИРИЧЕСКОЕ Я" В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ЛИРИКА", "ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ" 4 ГЛАВА 2. ЛИРИКА АННЫ АХМАТОВОЙ 2.1 АХМАТОВА И ДЕКАДАНС 6 2.2 ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ АННЫ АХМАТОВОЙ И ПОЭТИКА СИМВОЛИЗМА И АКМЕИЗМА 2.3 НОВЫЙ ТИП ЛИРИЧЕСКОЙ ГЕРОИНИ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ 10 ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ЛИРИЧЕСКОЙ ГЕРОИНИ 3.1 СБОРНИК "ВЕЧЕР". НАЧАЛО ПУТИ 12 3.2 "ЧЕТКИ". ПОЕДИНОК ПРОТИВОРЕЧИЙ 19 3.3 БЕЛАЯ СТАЯ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32 ВВЕДЕНИЕ Творчество каждого поэта и писателя – целый художественный мир, микрокосмос, развивающийся по особой, свойственной только ему траектории.

Конечно, каждый такой мир глубоко индивидуален, но не стоит забывать, что все в нашей жизни подчиняется каким-то общим законам, подвержено влиянию со стороны всего, что нас окружает.

То же можно сказать и о творчестве: его развитие подчинено законам искусства, веяниям эпохи, в которую оно создается. В данной курсовой работе речь пойдет о творческом развитии Анны Ахматовой, выражавшей свое мироощущение в поэзии через лирическую героиню. Лирика Анны Ахматовой формировалась в эпоху декаданса под влиянием таких литературных течений, как символизм и акмеизм. Эти культурные особенности наложили печать на творческую манеру поэтессы, но при этом ее стиль остался неповторимым и индивидуальным. Личность Ахматовой относится к числу самоактуализирующихся творческих личностей.

Развитие Ахматовой как поэтессы носит поступательный характер: от поэтического сборника к поэтическому сборнику художественный и идейный мир ее лирики становился богаче и ярче, сложнее и масштабнее. Эта особенность творчества Ахматовой нашла отражение уже в первых трех ее сборниках. Цель данной работы – последить эволюцию лирической героини поэтессы в книгах " Вечер", "Четки", "Белая стая", отметив влияние на ее художественное мировоззрение как эпохи серебряного века, так и обнаружив индивидуальные, свойственные только ей взгляды, воплощенные в лирическом субъекте посредством творчества, определить мотивы и темы, проявляющие характер лирической героини, проследить путь его развития.

Основным методом исследования в работе является сравнительно-сопоставительный метод при определении традиционного и новаторского в создании образа лирического героя, а также функциональный, в котором избирается система признаков, в совокупности создающих представление как о лирическом субъекте, так и о творческой манере, личности Анны Ахматовой.

Следовательно, объектом исследования являются поэтические сборники "Вечер", "Четки", "Белая стая", а предметом исследования - лирическая героиня этих книг и ее развитие. Актуальность исследования заключается в возможности использования данной работы на студенческих семинарах, конференциях, лекциях.

Кроме того, показателем актуальности является тот факт, что в научной литературе вопросу эволюции лирической героини в трех первых сборниках поэтессы уделено недостаточно много внимания. При этом каждый исследователь интерпретирует художественный и идейный мир лирики поэтессы по-своему. Наша задача – раскрыть особенности развития лирической героини, опираясь на характерную ее черту – противоречивость. Об этой черте писал еще Е. Долбин в работе "Поэзия Анны Ахматовой". Кроме того, в основу исследования мы положили тот факт, что творчество Ахматовой формировалось в конкретную культурно-историческую эпоху, и что особенности этой эпохи повлияли на образ лирической героини: черты эстетики декаданса в поэзии Ахматовой отметил К. Чуковский.

Работа состоит из четырех основных глав. В первой рассматриваются различные точки зрения на проблему лирического субъекта, во второй и третьей - влияние декаданса, акмеизма и символизма на образ лирической героини Ахматовой.

Четвертая глава состоит из трех подпунктов, в которых рассматривается образ лирической героини в развитии. Для написания работы были проанализированы учебные пособия, словари, монографии, статьи из периодики, освещающие данный вопрос. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕРМИНОВ "ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ", "ЛИРИЧЕСКОЕ Я" В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ 1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ЛИРИКА", "ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ" Прежде чем анализировать эволюцию лирической героини Анны Ахматовой, необходимо рассмотреть понятия "лирика", "лирический герой", поскольку именно эти понятия являются основополагающими в данной теме. Понятие лирика произошло от древнегреческого слова lyra - лира, поскольку изначально это была поэзия, предназначенная для пения под музыку лиры или лютни.

Сейчас этот литературоведческий термин обозначает один из трех литературных родов наряду с драмой и эпикой. В словарях литературоведческих терминов это понятие трактуется примерно одинакова. Так, Ю. Подольский раскрывает его так: “Под этим словом разумеют тот вид поэтического творчества, который представляет собою раскрытие, выражение души (тогда как эпос рассказывает, закрепляет в слове внешнюю реальность, события и факты, а драма делает то же самое не от лица автора, а непосредственной беседой, диалогом самих действующих лиц). < > И эпос, и драма - лишь отвердение, кристаллизация первородного лиризма < > Так как лирика является поэзией настроения и самое пленительное в ней, как и в музыке, это - ее тон, психологический и звуковой, то это и сближает ее, больше, чем другие виды поэзии, с музыкой именно”. Хотелось бы добавить, что на индивидуальность лирики может оказывать влияние то направление в литературе, в рамках которого развивается творчество поэта, соответственно, и лирический субъект будет обладать той эстетической философией, которая питает концепцию этого литературного направления.

В следующей главе будет рассмотрены именно эти нюансы в отношении лирики Анны Ахматовой.

ГЛАВА 2. ЛИРИКА АННЫ АХМАТОВОЙ 2.1

АХМАТОВА И ДЕКАДАНС

Любимыми ее эпитетами были: скудный, убогий и нищий" . 2.2 . "Декадентство (от позднелатинского decadentia - упадок) - общее наимен... Хотя Анну Ахматову и нельзя назвать поэтом-декадентом в полной мере, в... В литературу Ахматова пришла с самой традиционной темой – темой о любв...

ЛИРИЧЕСКАЯ ГЕРОИНЯ АННЫ АХМАТОВОЙ И ПОЭТИКА СИМВОЛИЗМА И АКМЕИЗМА

Гиппиус, в эпоху декаданса " роман кончен, трагедия десяти лет развяза... Это любовь. Стихия женской души неизбежно должна была начать с такого заявления се... Человек начинает воспринимать мир с удесятеренной силой, действительно... Важнейшие из них – новеллистическая композиция, ритмико-интонационная ...

НОВЫЙ ТИП ЛИРИЧЕСКОЙ ГЕРОИНИ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ

НОВЫЙ ТИП ЛИРИЧЕСКОЙ ГЕРОИНИ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ И ЕГО ЭВОЛЮЦИ... Такая "книга" распадалась на несколько глав (разделов) и объединялась ... Я гадаю: кто там? – не жених ли, Не жених ли это мой. В сборнике "Вечер" это был ее "мраморный двойник", "смуглый отрок", Ал... Трагической осени скудны убранства. Что это? Обращение к себе самой, п...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В лирической героине Анны Ахматовой воплощен образ самой поэтессы, точнее, ее авторское сознание. Анна Ахматова смогла создать четко очерченную фигуру, дать ей жизненную роль, наделить определенностью индивидуальной судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира, который развивается, самосовершенствуется.

Для облика лирической героини Анны Ахматовой в книгах "Вечер", "Четки", "Белая стая" характерна такая особенность, как противоречивость, внутренний конфликт устремлений, представлений о жизни, о своей личной и творческой задаче. Еще одной особенностью характера лирической героини является приоритет духовного начала над материальным миром, некоторый аскетизм взглядов, жизненной философии.

На наш взгляд, это связано как с личными чертами поэтессы, та и с влиянием на ее творчество эстетики декаданса, символизма и акмеизма. Развитие характера лирической героини в сборниках "Вечер", "Четки", "Белая стая" происходит поступательно, по спирали. Изначально заложенные противоречия постепенно усложняются, достигают высшей конфликтной точки, наделяя героиню трагизмом мироощущения, и в итоге более сильное начало одерживает победу.

Под сильным началом имеется ввиду та степень внутренней свободы, которая необходима для служения искусству. Для того, чтобы достигнуть этого уровня, лирическая героиня прибегает к помощи высших сил. Нравственное начало бытия для нее заключается в Боге, поэтому религиозность является ее отличительной чертой. Не менее сильно в ней и земное, женское начало, удел которого – любить и быть любимой.

Лирическая героиня сначала неосознанно, а потом и преднамеренно подавляет в себе женственность и чувственность, отказывается от личного счастья, образом которого является "светлый жених", и пытается заменить его страстью, игрой в чувства. Однако эта игра заводит ее слишком далеко, ей приходится преодолевать темные начала в себе, бороться с греховностью. На какое-то время она теряет нравственные ориентиры, но воля и провидение помогают ей вернуть утраченное, обрести внутреннюю ясность и продолжать развитие в правильном направлении.

В итоге она понимает свою жизненную задачу: нести правду людям через слово поэта, терпеть все лишения и невзгоды, быть обреченной на одиночество. Такова, на наш взгляд, эволюция лирической героини в первых трех книгах Анны Ахматовой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ахматова А. Собрание сочинений в двух томах. – М.: Правда, 1990 2. Ахматова А.А. // Русская литература ХХ в.: В 2 т. Т.2. – М.: ИНФРА-М, 2003. 3. Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой. – Л.: Наука, 1968. 4. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой. – М.: Наука, 1973. 5. Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: Литература, 1966 6. Кихней Л.Г. Поэзия Анны Ахматовой.

Тайны ремесла. – М.: Правда, 1991. 7. Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Проблемы истории критики и поэтики реализма. – М: Наука, 1987. 8. Корона В. Поэзия Анны Ахматовой: поэтика автовариаций. http: // abursh. sytes. net/abursh 9. Кормилов С.И. Поэтическое творчество А. Ахматовой М.: МГУ, 1998. 10. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста М.: Литература, 1972. 11. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. – М. Правда, 1991 12. Роднянская И.Б. Лирический герой // ЛЭС. – М.: Энциклопедия, 1974. 13. Скатов Н. Книга женской души (О поэзии Анны Ахматовой): вст. ст. к собр. соч. А. Ахматовой в 2-х томах, т.1. – М.: Правда, 1990 14. Словарь литературных терминов: B 2 т. – М.: Слово, 1985 15. Скрябина Т. Акмеизм. // Энциклопедия "Кругосвет". http: // www. krugosvet. ru 16. Тодоров Л. Лирический герой // Словарь литературоведческих терминов. – М.: Слово, 1983 17. Хейт А. Анна Ахматова.

Поэтическое странствие М.: Радуга, 1991. 18. Чуковский К. Анна Ахматова // Сочинения в двух томах.

Том 2. – М.: Правда, 1990. 19. Энциклопедия символов. Сост. Рошаль В.М. –М.: Сова, 2006.