Творчество А.С. Пушкина

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Жизнь и творчество А.С.Пушкина 1. Детство (1799-1811) 2. Лицей(1811-1817) 3. Послелицейский период(1817-1820) 4. Южная Ссылка(1820-1824), Северная ссылка (Михайловское) (1824-1826) 7 1.5. «Годы скитаний» (1826-1830) 6. Болдинская осень (1830) 7. Последние годы жизни (1831-1837) 10 2. Основные темы лирики А.С.Пушкина 1. Тема любви в творчестве А.С. Пушкина 2. Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина 3. Тема свободы поэзии А. С. Пушкина 4. Философская лирика А.С.Пушкина 5. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина 21 Заключение 24 Список литературы 26 Введение Александр Сергеевич Пушкин — один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе.

Мир пушкинской поэзии — это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания.

Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль. В своих стихотворениях поэт обращается к разным темам.

Как я уже говорила, мир пушкинской поэзии необычайно широк. Но тема любви и дружбы проходит почти везде. Например, стихотворения «Мадонна», «Сожженное письмо», «Признание», «Прощание», «Я вас любил: любовь еще, быть может», «И.И. Пущину», «Друзьям» и многие другие. Многие стихотворения А. С. Пушкина посвящены природе. Поэт очень любил русскую природу и русскую, землю. Он любил гулять в лесу, наслаждаться свободой, окружающей его, свежим воздухом и мечтать.

Все стихотворения А. С. Пушкина проникнуты этими чувствами: «Зимнее утро», «Деревня», «Зимний вечер», «Осень» и другие. А.С. Пушкин был против неограниченной власти одного человека над другим. И этот свой протест он заключил в стихотворении «Анчар». Страшное дерево, все пропитанное ядом от корней до листьев, губит всякое живое существо, приближающееся к нему. И звери, и птицы ни в коем случае не подходят к нему. А человек может послать другого человека за ядовитой смолой к этому страшному дереву. И тот послушно пойдет на верную смерть, подчиняясь воле «непобедимого владыки». Пушкин не хочет и не может с этим примириться.

В своем творчестве поэт обращался к темам любви и дружбы, его волновали проблемы свободы и назначения поэта. Всю лирику А.С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале.

Целью данного реферата является рассмотрение творчества А.С. Пушкина, изучение и анализ основных тем в лирике А.С. Пушкина. 1. Жизнь и творчество А.С. Пушкина 1.1 Детство (1799-1811) А.С.Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала, выходца из Северной Абиссинии. Пушкин рос задумчивым и рассеянным, что вызывало у родителей недоумение.

А между тем эти черты свидетельствовали о внутренней сосредоточенности мальчика, его полном погружении в свой особый, еще детский, но уже поэтический мир. Впоследствии, однако, все изменилось: Пушкин стал живым, шаловливым ребенком, поражавшим родителей своим «пылким нравом, необыкновенной памятью и, в особенности, наблюдательным не по годам умом». Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по-французски.

Детям они дали французское воспитание. В раннем детстве поэт почти не говорил по-русски и не знал русского языка. Его учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью, няня Арина Родионовна, сказочница и певунья, и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь. Атмосфера родительского дома стала превосходной умственной школой для пытливого ребенка. Она развивала поэтическое воображение, обогатила ум и чувства поэта знанием великих достижений мировой культуры. 1.2 Лицей (1811-1817) В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей, на который возлагались большие надежды: он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам.

Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года. В свободные от уроков часы воспитанники вместе с педагогами спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля.

Всех охватило глубокое патриотическое воодушевление. Оно сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу. После заграничных походов вернулись русские офицеры, и лицеисты стали встречаться с ними. Пушкин познакомился с П.Я.Чаадаевым, блестящим гусарским офицером, философом, человеком острого ума, мятежного духа и поистине революционного темперамента, который с увлечением говорил о пагубности самодержавия.

Юный лицеист восхищался им. Он гордился знакомством с ним и горько сожалел о том, что судьба не представила этому умному и образованнейшему человеку обширного поля государственной деятельности. Пушкину хотелось скорее принять участие в многообразной и кипучей общественно-литературной жизни. В его стихотворениях все чаще прорываются жалобы на вынужденное невольничество в лицее. Эту грусть скрашивала дружба лицеистов, которая питалась патриотическими чувствами, а так же играми, забавами и общими духовными интересами.

Пушкин увлекался борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда его побеждали. Надолго запоминал серьезные обиды, нанесенные ему как человеку и унижающие его личное достоинство – этого он не прощал. А.С. Пушкин отличался в лицее веселостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но его шутки никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей. Особенно мужали и сплачивались лицеисты в спорах и поэтических состязаниях.

Педагоги поощряли литературное творчество. Пушкина признали все и именно ему предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 1815 года в присутствии знатных вельмож. Лицеисты знали, что сам Державин будет среди именитых гостей. Пушкин прочел оду «Воспоминания в Царском селе», где он впервые поставил полную подпись: Александр Пушкин. Его имя стало известно за пределами лицея. Лицейская лирика отразила сложный путь рождения гениального поэта. Лицейский период запомнился Пушкину и патриотическим подъемом 1812 года, тесной лицейской дружбой, первыми волнениями сердца, свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы. 1.3 Послелицейский период (1817-1820) Полным творческих замыслов поэт вступил в новую пору своей жизни.

Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский – пророчили Пушкину поэтическую славу. Служба в коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Пушкин по выходе из лицея, не обременяла его. Первоначально поэт уехал в Михайловское, но в Августе 1817 вернулся в Петербург и поселился с родителями на окраине столицы.

Поэт ощутил полноту жизни, наслаждался молодостью, здоровьем, избытком душевных сил. Круг знакомых Пушкина расширялся: здесь и друзья-лицеисты, и новые ценители его таланта. Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошел в круг вольномыслящей молодежи, которая мечтала об ограничении власти царя конституцией. В 1819 году Пушкин стал посещать дом Н.В.Всеволожского, друга поэта, любителя театра, у которого собирались члены кружка «Зеленая лампа», проходившие собрания держались в тайне.

На них обсуждались политические, экономические, социальные вопросы. Каждая тема сводилась к необходимости устранить или ограничить монархическое правление и уничтожить крепостное состояние. В кругу этих политических вопросов возникает и питается ими вольнолюбивая лирика Пушкина. Именно в этот период были написаны такие произведения, как: «Вольность» (1817), «Деревня»(1819), «К Чаадаеву»(1818), Руслан и Людмила (1820) и др. 1.4 Южная Ссылка (1820-1824), Северная ссылка (Михайловское) (1824-1826) Гроза над Пушкиным разразилась внезапно.

Александр I упрекнул директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник «наводил Россию возмутительными стихами», и приказал генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта. В апреле 1820 Милорадович пригласил к себе Пушкин и доверительно оповестил об опасности. Милорадович просил царя простить молодого поэта.

Но царь был неумолим. Александр I колебался, куда сослать или – в Сибирь или в Соколовский монастырь. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. В итоге Пушкин направлялся в Южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. В мае 1820 Пушкин выехал в южную ссылку. В середине мая 1820 года он прибыл в Екатеринослав, где вскоре тяжело заболел. В это же время туда приехала семья героя войны 1812 года генерала Раевского. Путь ее лежал на Кавказские воды. Инзов согласился отпустить Пушкина для лечения, и поэт поехал на юг. Путешествие увлекло Пушкина.

Сначала он увидел степь, затем море, потом Кавказские горы. Кавказская природа, древние легенды взволновали его. Здесь и возник пушкинский романтизм, в котором неудовлетворенность российской действительностью и слабой активностью разочарованного дворянского интеллигента совмещается с горячим личным порывом к свободе. На Кавказе путешественники пробыли до начала августа.

Затем они отправились в Крым. Пушкин побывал в Феодосии, Гурзуфе, Бахчисарае, Симферополе. Произведения этого периода: «Погасло дневное светило» (1820), «Кавказский пленник» (1821), «Цыганы» (1824) и др. 8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Ему запретили самовольно покидать Михайловское. Здесь он находился в полном одиночестве, вдалеке от друзей, от культуры. Мрачное состояние духа Пушкина в Михайловском еще более углубилось вследствие ссоры с отцом. Долгие осенние и зимние вечера он коротал с Ариной Родионовной.

Первоначальное пушкинское творчество в Михайловском проникнуто глубокой печалью. Но весной 1825 года и особенно летом настроение Пушкина меняется: он бодр, жизнерадостнее, душевно способен и сосредоточен. Немалая роль в душевном возрождении поэта принадлежит его друзьям И.И. Пущину, А.А. Дельвигу. но больше всего он обязан самому себе: неустанному труду. Произведения: «Я помню чудное мгновение» (1825), «К морю» (1824), «Пророк» (1826), «Борис Годунов» (1825) и др. 1.5 «Годы скитаний» (1826-1830) Последние дни в Михайловском он доживал с трудом.

Он узнал о разгроме восстания декабристов в Петербурге. Его знакомые и друзья числились в списках государственных преступников, их ждало суровое наказание, а пятеро из них было казнено. Пушкин не забудет их. На страницах его рукописей возникнут впоследствии быстрые рисунки пяти повешенных. Он посвятит декабристам немало стихотворных строк. Все лето 1826 года прошло в тяжелых и мучительных раздумьях.

А третьего сентября прибыл курьер и передал поэту приказ немедленно явиться в Псков. Губернатор отправил Пушкина в Москву, где короновался на царство Николай I . 8 сентября 1826 года Пушкин вошел в кабинет царя в Чудовом монастыре. Беседа продолжалась около двух часов. Пушкин обещал царю воздержаться от публичной критики правительства, но не скрыл от царя своего сочувствия декабристам. Николай I разрешил жить поэту в обеих столицах и вызвался быть единственным цензором его сочинений.

Поэт в свою очередь надеялся убедить царя пойти по пути реформ, и простить декабристов. Но надежды на перемену политических взглядов Пушкина не оправдались: он вовсе не намеревался стать официальным поэтом. За каждым его шагом бдительно следили: письма поэта просматривались, Свободные поездки по стране ему не разрешались, он не имел право публично читать свои рукописи, не смотря на обещания Николая I. Произведения: «Во глубине сибирских руд» (1827), «Арион» (1827), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии…» (1829), «Я Вас любил…» (1829) и др. 1.6 Болдинская осень (1830) Весной 1829 года Пушкин получает согласие на брак с Н.Н.Гончаровой.

Летом 1830 года поэт приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. Там ему пришлось пробыть не месяц, как предполагалось, а целых три: началась эпидемия холеры. Вынужденное пребывание в Болдине отмечено невиданным взлетом пушкинского гения. Он закончил роман «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», «Историю села Горюхина», несколько небольших драматических произведений, названных им «маленькими трагедиями», народно-лирическую драму «Русалка», поэму «Домик в Коланне», «Сказку о попе и работнике его Балде» и несколько лирических стихотворений.

Известный доносчик и агент Ф.Б. Вулгарин в 1830 году опубликовал фельетон, в котором утверждал, что Пушкин «в своих сочинениях не обнаружил не одной высокой мысли, ни одного возвышенного чувства, ни одной полезной истины…». В журналах пишут об упадке его таланта, обвиняют в подражательстве, бессовестно клевещут на него и унижают его человеческое достоинство.

Травля началась. Пушкин принял вызов. Он не мог не ответить на наглые выпады журналистов, а правительство в свою очередь не упускало случая, чтобы не напомнить поэту о своем недоверии. Все это определяло отношение поэта к русской жизни николаевского царствования. Лирика Пушкина в Болдинскую осень достигает невиданных идейно-художественных высот. 1.7 Последние годы жизни (1831-1837) В ноябре 1830 года Пушкин покидает Болдино.

В начале декабря он приехал в Москву, а 18 февраля 1831 состоялось венчание его с Гончаровой. Вскоре с женой он переехал в Петербург. Правительство в 30-е годы продолжало бдительно следить за пушкинским творчеством, за образом жизни поэта. В 1833 году, когда Пушкин отправился в Оренбург и Казань, следом за ним шла бумага, предписывающая местным властям следить за его поведением. Пушкин видел, что дела его всё ухудшаются. Семья росла, жизнь в Петербурге стоила дорого.

Материальное положение поэта вскоре стало катастрофическим. Ко всему этому прибавилось новое серьёзное беспокойство: сплетни вокруг имени его жены. 1834 год явился переломным годом жизни Пушкина. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры. Это звание оскорбило Пушкина – обычно такие звания давались юношам, а А.С. Пушкин был уже не молод. Поэт знал, что этим царь преследует определенные цели. С этого времени Пушкин презрительно отзывается о Николае I. Пушкин вынужден был служить, чтобы содержать семью.

Его угнетало светское окружение, но придворное звание обязывало посещать балы и вечера. Летом 1834 года он подал прошение об отставки, но ему пришлось забрать его обратно, так как ему запрещали работать в архивах. Пушкина травили чёрной завистью, клеветой, сплетнями, и это вело к кровавой развязки. Поэт это знал. Молодой француз Дантес, усыновлённый бароном Геккерном, зимой 1836 года стал оказывать Наталье Николаевне знаки внимания, Пушкин был взбешен.

В начале ноября поэт получил по почте циничный пасквиль, оскорблявший его честь, а также честь Натальи Николаевны. Пушкин пришёл к заключению, что пасквиль послан Геккерном. Он отправил Дантесу вызов на дуэль, но тот заявил, о своей любви к сестре Натальи Николаевны Екатерине и женился на ней. Свет выступил не на стороне Пушкина. Дантес не переменил отношения к его жене. 25 января Пушкин получил новое анонимное письмо, оскорблявшее его жену, в тот же день, он написал гневное и резкое письмо Геккерну с явным намерением оскорбить посланника и его сына, в ответ Дантес вызвал Пушкина на дуэль.

Дуэль состоялась 27 января 1837 году в нескольких верстах от Петербурга. Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ Данзас. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал, но нашёл в себе силы сделать ответный выстрел, достигший цели. Поэт воскликнул: «Браво!», однако Дантес был лишь легко ранен. Истекающего кровью Пушкина положили в карету. Рана оказалась смертельной. Доктора не скрывали от него трагического исхода. 28 января Пушкин простился с женой, детьми, близкими друзьями.

В предсмертный час он просил простить своего секунданта. Его последние слова были: «Кончена жизнь». 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут по полудню Пушкина не стало. В святогорском монастыре 6 февраля 1837 года рядом с могилами деда, бабки и матери Пушкина похоронили. Произведения: «Осень» (1833), «Медный всадник» (1833), «Вновь я посетил…» (1835), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) и др. 2.

Основные темы лирики А.С.Пушкина

Основные темы лирики А.С.Пушкина 2.1

Тема любви в творчестве А.С. Пушкина

С. Пушкин возносит женщину до небес и обожествляет ее: Исполнились мои же... С. 2.2 . Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою По мере...

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Таким является стихотворение “К Чаадаеву”. С жестокой радостию вижу. Даже подбор оттенков говорит нам о радужных картинах сельской природы:... Иначе, “везде следы довольства и труда”. Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую направленность.

Тема свободы поэзии А. С. Пушкина

В эти годы даже важнейшая для Пушкина любовная тема отходит на второй ... Он строит это стихотворение в соответствии с канонами и эстетикой клас... По Пушкин, не разделяя радикализма своего предшественника, не призывае... Стремление к свободе понимается поэтом не как абстрактная добродетель,... За образным описанием ужасной судьбы «измученных рабов» следует выраже...

Философская лирика А.С.Пушкина

Так как Пушкин в своем творчестве обращался к темам поэта и поэзии, вр... 2.5 . Пушкин утверждает высокую миссию поэта: Восстань, пророк, и виждь, и в... Пушкин мыслил себя очень важным звеном в цепи поколений, ему удается п... С.

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Почто в груди моей горит бесплодный жар. Каждый раз, перечитывая уже с детства знакомые произведения, я открыва... Основной смысл содержится в строках: Нет, весь я не умру — душа в заве... Здесь автор осознает силу поэтического творчества.

Заключение

Заключение О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: «Свободен, вновь ищу союза волшебных звуков, чувств и дум». Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений.

А. С. Пушкин является основоположником русского литературного языка. И, несомненно, он мастер слова! А. С. Пушкин — гений! Его любят и помнят все. Народ любит гениев простых в своей величественности и величественных в своей простоте.

Таким был и остался для нас Пушкин. Читая лирику А. С. Пушкина, великий русский писатель Н. В. Гоголь задался вопросом: «Что же стало предметом поэзии А. С. Пушкина?» И сам отвечал: «Все стало предметом». Первый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей литературы, начало всех ее начал – таково справедливо и точно признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусства слова. Пушкин впервые – на достигнутом им высочайшем эстетическом уровне поднял свои творения на передовой уровень просвещения века, европейской духовной жизни XIX столетия и тем самым ввел литературу русскую в качестве значительной национально-самобытной литературы в семью наиболее развитых к тому времени западных литератур.

Проходят десятилетия и эпохи, растет и крепнет русская литература, а сила гениального пушкинского слова не слабеет. Тайна безмерного обаяния поэта, по мнению Д.С. Лихачева, в том, что он и по сей день является образцом доброты и таланта, смелости, красоты, демократичности, жизнелюбия, верности в дружбе, уважения к труду и людям труда.

Объясняя истоки неутолимого влечения к поэту в наши дни, Лихачев говорит об открывшейся поэту ценности восприятия жизни вокруг него и в каждом человеке как величайшей тайны, требующей серьезного, глубокого ощущения, полной отдачи. Это залог ощущения счастья и гармонии. И если, в конечном счете, это идеал каждого человека, то в Пушкине он был воплощен в полной мере, потому он и есть наш идеал, вечно живой

Список литературы

Список литературы 1. Андронников И.Л. А.С.Пушкин.

Новые разыскания. – М 1948. 2. Анненский И.Ф. Книги отражений (об эстетическом отношении Пушкина к природе). – М 1979. 3. Афанасьев В.В. А.С.Пушкин. – М 1991. 4. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине Саратов. 1990. 5. Бердяев Н.А. Русская идея // Русская литература. – 1990. № 2. 6. Вацуро В.Э. Ранняя лирика Пушкина и поэтическая традиция 20-х годов // Русская литература. – 1964. №3. 7. Виноградов М.И. По живому следу.

Духовные искания русской классики. – М 1997. 8. Григорян К.Н. Пушкин и классика. – М 1964. 9. Анненков П.В. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина // Пушкин А.С. Сочинения. Т. 1. СПб 1855. С. 1- 432 10. Благой Д. Творческий путь Пушкина (1826 – 1830). М 1967 11. Бонди С.М. О Пушкине. М 1978 12. Вацуро В.Э. «Северные цветы»: История альманаха Дельвига – Пушкина. М 1978 13. Вацуро В.Э. Записки комментатора. СПб 1994 14. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М 1941 15. Пушкин в воспоминаниях современников / Изд. третье, дополненное.

Т. 1-2. СПб 1998 16. Разговоры Пушкина / Собрали Сергей Гессен, Лев Модзалевский. М 1929 17. Томашевский Б. В. Пушкин: Работы разных лет. М 1990 18. Федотов Г.П. Певец империи и свободы // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX – первая половина ХХ вв. М 1990 19. Эйдельман Н.Я. Пушкин: Из биографии и творчества. 1826-1837. М 1987.