рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема надежды в творчестве Булата Окуджавы

Тема надежды в творчестве Булата Окуджавы - раздел Литература, Тема Надежды В Творчестве Булата Окуджавы Оглавление Введение. Булат Шалвови...

Тема надежды в творчестве Булата Окуджавы Оглавление Введение. Булат Шалвович Окуджава 1. О поэтическом наследии писателя. Авторская песня 2. Проза Булата Окуджавы 3. Тема надежды как основная в произведениях писателя Заключение. Вклад Булата Окуджавы в русскую литературу ХХ века Использованная литература Введение. Надежда, белою рукою сыграй мне что-нибудь такое, чтоб краска схлынула с лица, как будто кони от крыльца.Сыграй мне что-нибудь такое, чтоб ни печали, ни покоя, ни нот, ни клавиш и ни рук О том, что я несчастен, врут. Еще нам плакать и смеяться, но не смиряться, не смиряться.

Еще не пройден тот подъем. Еще друг друга мы найдем Все эти улицы - как сестры. Твоя игра - их говор пестрый, их каблуков полночный стук Я жаден до всего вокруг. Ты так играешь, так играешь, как будто медленно сгораешь. Но что-то есть в твоем огне, еще неведомое мне. Булат Окуджава. Избранное. Стихотворения. "Московский Рабочий", 1989. Окуджава Булат Шалвович (1924-1997), русский поэт, прозаик.

Родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения – радистом. В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946–1950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах.

В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском, не включались автором в позднейшие сборники. В 1956 переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе.(1) За всю свою не очень долгую жизнь Булат Окуджава написал много интересных произведений – прозаических, драматургических и, конечно, стихов.

Именно как поэт, и особенно, поэт-песенник, он и известен широкому кругу читателей. В нашем исследовании мы постараемся проследить становление писателя как мастера, анализируя и рассматривая его произведения с точки зрения главной темы творчества поэта – темы надежды. Именно с этой темой он выступал в литературе еще пятидесятых годов, что видно из процитированного стихотворения, написанного в 1956 году. Определяя задачи нашей работы, мы решили, проанализировав творчество Б.Окуджавы, рассмотреть тему надежды в самых известных его произведениях, определив и вклад писателя в русскую литературу ХХ века. (1) Энциклопедия«Кругосвет» мат-лы сайта www.krugosvet.ru 1.

О поэтическом наследии писателя. Авторская песня

В прессе развернулась травля Высоцкого (она нашла поэтическое отражени... 1998. «Не знаю, — сказал волк,– я об этом не думал». Точные акценты. Воображение не улетает за облака и в то же время романтически приподня...

Заключение.

Вклад Булата Окуджавы в литературу ХХ века. В нормальном обществе существованием таких, как Окуджава, дорожат.

Дорожат уже потому, что оглядываются, боятся: что подумает, что скажет? Дорожат, как и положено дорожить находящимся наготове чувством стыда — этим первичным признаком человека, без которого он попросту не человек. В обществе ненормальном, заражающем ненормальностью даже тех, кто против нее восстает, таких — ненавидят. Слава богу, не все — что внушает надежду на нашу небезнадежность.

Наше общество всегда было разным – и нормальным, и ненормальным, это подтверждает его (общества) такое разное отношение к своим поэтам… Всенародная любовь к Окуджаве обречена была сопровождаться и ненавистью, отмечающей ненавидящих, как клеймо. Сперва это был официоз, потом — те, кого по-разному, но равно сближает неприязнь к удивительной и, как им, вероятно, казалось, оскорбительно вызывающей независимости, которой поистине, как никто, обладал Булат Окуджава. При том что он-то ничуть не вел себя вызывающе, не эпатировал, не дразнил; он просто проходил над пропастью, не замечая ее… Этот полет над пропастью (куда так легко обрушиться, стоит лишь на мгновение усомниться в том, что поэзия, как сказал Мандельштам, «есть сознание своей правоты») невесом, как бывает только во сне. Вот он и шел над пропастью, пока не сорвался… Сердце не выдержало… Фольклором городской интеллигенции» гениально назвал песни Окуджавы Александр Володин: фольклором, то есть искусством для всех, однако — интеллигенции, той среды и породы, которой свойственно пестовать индивидуальность.

И любопытно, что слухи или легенды льстят не Окуджаве, притискивая его бочком к одному из самых знаменитых героев или самых суровых правителей, но — им самим, очеловечивая их любовью к песне или роману.

Окуджава сам — персонаж фольклора, что, с одной стороны, замечательно, а с другой — не так уж и хорошо, так как способно обобществить его уникальность. Как бывает со всеми, кого слишком пристрастно любим, ревниво ища в них, как в зеркале, подобие нас самих.

Эта страсть, как страсть вообще, эгоистична, и, надеюсь, настанет пора, когда мы научимся любить в нем — его самого. Введем в тот ряд русских поэтов, которым он много родственней, чем сверстникам-современникам, вместе с кем собирал когда-то полные «Лужники». Русский грузин Окуджава — поэт снов, то есть того, интимней и индивидуальней чего не бывает. Поэт подсознания? Нет, лучше сказать — надсознания, ибо какое тут «под», какое подпольное существование! Здесь то, что прежде назвали бы воспарением, а Окуджава назвал и теперь: «Давай, брат, воспарим!» Он — рассказчик своих снов, но не толкователь их, поскольку каждый волен их понимать по-своему.

Вспомним его знаменитое: «Моцарт на старенькой скрипке играет… красный камзол, башмаки золотые, белый парик, рукава в кружевах». Где, ежели не во сне, на какой картине можно увидеть Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), разряженного, как маркиз ? И когда вольнолюбцы, прозревшие за чужой (в том числе и за его) счет, принялись поносить Окуджаву за «комиссаров в пыльных шлемах» — вот они, шестидесятнические иллюзии, вот тоска по «ленинским нормам»! — это ведь не только жалкое высокомерие тех, это показатель их невежества… Между прочим, с иллюзиями тоже не всё просто.

Иллюзии могут быть подобием спасительного, лечебного сна — но они еще и привилегия Пушкина, Мандельштама, Зощенко, Пастернака с их высокой доверчивостью, обычно отличающей гениев.

И, коли на то пошло, самая опасная из иллюзий — что мы, нынешние, будто бы раз навсегда отрезвели: вот самый прямой путь к отупляющему самодовольству. Что ж до «Сентиментального марша», корить Окуджаву им не только неисторично, неблагодарно, но и неграмотно. Тут — эстетика прощания. Эстетика обреченности — не только иллюзий, но и себя самого. По крайней мере той части собственной (однако и общей) жизни, собственной (но и общей) судьбы, которая прожита с этой иллюзией. «Но если вдруг когда-нибудь мне уберечься не удастся… я всё равно паду…» Это даже независимо оттого, что думал Булат Окуджава, сын расстрелянного отца и матери-лагерницы, чья тогдашняя реабилитация могла хоть ненадолго воскресить былую иллюзию. Так или иначе, он ее не воспел, а отпел… Со временем мы поймем, сколь духовно подвижен был тот, кого мы (простительное заблуждение современников), единожды полюбив, сделали заложником своей постоянной любви.

А он, создав свой элегически-романтический имидж, принялся за его ироническое разрушение.

Доброволец Отечественной войны, встретивший День Победы и свой день рождения солдатом, долечивающим рану, он готов был сказать о пуле, настигшей его, с показательным легкомыслием: «раной одной откупился сполна от смерти на этой войне». Ирония, а там и жесткость, даже жестокость к себе — вот что проступит, допустим, в рассказе «Девушка моей мечты», одним из, лучших прозаических сочинений Окуджавы. Все это делалось писателем для создания своей второй реальности, отстоять ее перед пошлостью реальности первой, а потом подвергнуть собственной жестокой ревизии.

Испытать на истинность и на прочность — также собственные, не чужие. Как бы то ни было, Булат Окуджава — своего рода независимое государство; островное — учитывая и независимость, и неотрывное от нее одиночество. Может быть, целый архипелаг, разнородный, но однопородный. Замкнутая цивилизация со своей историей, кризисами и взлетами, с разрушением и созиданием. Окуджава был одним из тех, едва ли не главных, кто рушил Большой Стиль социалистического реализма,— однако с годами и для себя самого сыграл в одиночку роль постмодернизма.

Всего, в целом. Перехватил эту роль у тех, кто ее обдумывал и разучивал. Сочинил даже пародию на себя — «на несуществующие стихи», то есть предупредил их появление, остерег себя самого от им же самим проторенного пути. «Дело поэта вовсе не в том, чтобы достучаться непременно до всех олухов; скорее, добытая им гармония производит отбор между ними, с целью добыть нечто более интересное, чем среднечеловеческое, из груды человеческого шлака»- сказал Александр Блок. Булат Окуджава произвел свой отбор — уже настолько явный, что иные из не желающих ему соответствовать сами о том заявляют.(1) (1) Станислав Рассадин.

Архипелаг Булат. – Голос надежды: новое о Булате Окуджаве. Т.1. Когда поэта любят все, тут что-то не так: или в поэте, или в любящей массе. Для Окуджавы наступает время любви, обремененной — и количественно ограниченной — пониманием. Только им, пониманием, можем мы оправдать свою самолюбивую надежду, что прошли отбор и отсев.

Окуджава, во всяком случае ранний, — звенящая музыкальная нота наших надежд. Не зря в ностальгических фильмах, будь то оскароносный «Москва слезам не верит» или всенародно полюбленные «Покровские ворота», звучит он, Окуджава. Звучит не всегда в ладу с хронологией — но в той же степени, в какой не ладят с ней сами шестидесятые, начавшиеся чуть раньше и завершившиеся много позже.(1) (1) Станислав Рассадин.

Архипелаг Булат. – Голос надежды: новое о Булате Окуджаве. Т.1. Использованная литература. 1. Я.И. Гройсман. Голос надежды: новое о Булате Окуджаве. Т.1 – М 2006. Использованы воспоминания: 1. Станислав Рассадин. Архипелаг Булат. 2. Алексей Смирнов. Песенка нечаянной радости. 3. Ирина Алексеева. Возвращение на Арбат. 2. В. Новиков. Авторская песня как поэзия сопротивления. – М 1998. 3. Энциклопедия «Кругосвет» - материалы с сайта 4. Владимир Ермаков. Булат Окуджава.

Любовь и разлука. 1998 материалы сайта 5. Рассадин С. Сны Булата Окуджавы. Дело. 1994. №8 (май). 6. Булат Окуджава. Избранное. Стихотворения. – М - 1989. 7. Чаепитие на Арбате. Стихи разных лет. – М ПАН, 1996. То же (в сокр.) Сост. О.Окуджава. – М Корона-Принт, 1997. 8. Избранные произведения. В 2-т. Вступ. Ст. Г.А.Беловой. – М 1989. 9. Упраздненный театр. Семейн. Хроника. – М - Издат. Дом Русанова. 1995.

– Конец работы –

Используемые теги: Тема, надежды, творчестве, Булата, Окуджавы0.073

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема надежды в творчестве Булата Окуджавы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Военная тема в творчестве Булата Окуджавы
До войны, его огорчало, что в день его рождения не ассоциируется ни с какой великой датой истории.Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея… Неактуальность, прежде всего, из-за звучания.Но если задуматься, сопоставить… А таких людей война не покидает до конца жизни. Они сотни и сотни раз переосмысляют свои поступки, правильность своих…

Булат Окуджава
Три года я прожил в Нижнем Тагиле. Затем вернулся в Москву. Учился в школе. После девятого класса в семнадцать лет ушел добровольно на фронт.… Затем, когда умер Сталин, и начали налаживаться нормы демократические… Хотя стихи эти были очень слабые, подражательные. Посвящались в основном праздникам, временам года. Затем я переехал в…

Тема дороги в творчестве Николая Рубцова
Более того, мы вынуждены были коснуться его биографии, а также попытались показать связь с традициями русской классической литературы и стихами… Цель нашей работы: • раскрыть значение темы дороги для понимания всей поэзии… Задача 2 главы: рассмотреть основные мотивы и особенности его творчества. Задача 3 главы: раскрыть смысловую нагрузку…

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского
Блок воспринимался кактрагический поэт эпохи , услышавший музыку революции, Маяковский вошел внашу культуру поэтическим знаменосцем Октября, первый… Каждый поэтрано или поздно дает оценку своему творчеству, а Маяковский верил,… Маяковский пишет Гражданин фининспектор! Простите забеспокойство. Спасибо, не тревожьтесь, я постою.У меня к вам дело…

Тема родины и природы в творчестве Есенина
Талант поэта заключается в том, что он мог улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки пе¬реживаний и настроений, которые возникали в его душе.… Часто поэт при¬бегает к приему олицетворения, поэтому его природа всегда… Это важно знать для понимания позиции С.Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту…

Новые темы в творчестве Чингиза Айтматова
Это люди чистые и честные, открытые всему хорошему вмире, в деле безотказные, в стремлениях возвышенные, во взаимоотношениях слюдьми прямые и… Своей искренностью и прямотойнайденные писателем герои как бы сами подсказали… В рассказах Джамиль и Первый учитель Айтматов запечатляет яркие куски жизни, светящиеся радостью и красотой,несмотря…

Теоретический раздел → Курс лекций → Раздел 1. Информация и информатика. → Тема 1. Понятие информации → Тема 1. Лекция
Сигналы и данные Данные и методы Понятие об информации Кодирование данных двоичным кодом Единицы представления данных Понятия о... Теоретический раздел Курс лекций Раздел...

Тема Родины в творчестве А. Ахматовой
Проследим эволюцию этой темы в поэзииАхматовой.Стихотворения первых сборников Ахматовой Вечера и Ч ток написаны в основном на любовную тему. В этих… В этовремя многое меняется и в жизни самой Ахматовой Гумилев уходит на… Ахматова всегда оставалась встороне от политики, но она выражала отноше ние к России в своих стихах Думали нищие мы .В…

Тема любви в творчестве А.И.Куприна
Стр.10-3. Поединок - одна из самых общественно значительных произведений Куприна. Стр. 15-4. Армия глазами А.И.Куприна. Стр. 22-III. Заключение 1.… Стр.28-3. Литература. Стр.I. Вступление. 1. Место А.И.Куприна в русской… Литературная деятельность нового поколения прогрессивных художников слова, принадлежащих к направлению критического…

Детская тема в творчестве Достоевского и Шолохова
Однако в интересных наблюдениях современного художника главный упор сделан не на то, что роднит Шолохова с Достоевским, а на то, что их отличает.В… Непримиримые противники индивидуалистических устремлений личности, Достоевский… Характер гуманизма Достоевского существенно отличается от характера гуманизма Шолохова, и это естественно, ведь…

0.025
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Булат Окуджава Родной язык мой - русский. Я - русский писатель. Жизнь моя была обычной, такая же, как жизнь моих сверстников. Ну, если не считать того, что в 37-м… Остался жив. Учился в университете на филологическом факультете. Окончил.… Я заведовал отделом пропаганды. И там же, в Калуге, у меня вышла первая маленькая книжечка стихов. Но так как в Калуге…
  • Христианская тема в творчестве А.А.Иванова В одиннадцать лет он поступил “вольноприходящим” учеником в Императорскую академию художеств, где воспитывался под руководством своего отца.… Художник как бы открывает потаенный божественный смысл природы. Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования,…
  • Жизнь и творчества Лопе де Вега. Художественные особенности творчества на материале пьесы "Собака на сене" Ведь у Лопе де Вега действительно не существует каких то отдельных частей жизни, жизнь- едина и неделима, и все происходящее в ней- это сотворенное… В его творчестве перекликаются все стороны жизни человека, что и проявило мой… В его творенье Нет законов Есть лишь одно, Природное начало- Единство действий Еще, меня удивляет то, пожалуй…
  • Тема родины и природы в творчестве Есенина Талант поэта заключается в том, что он мог улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки пе¬реживаний и настроений, которые возникали в его душе.… Часто поэт при¬бегает к приему олицетворения, поэтому его природа всегда… Это важно знать для понимания позиции С.Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту…
  • Тема: Бальзак и Флобер о художественном творчестве Исторического человека, по словам Л.Февра, можно притянуть к делу за что угодно - за ногу, за руку, а то и за волосы, но едва начав тянуть, мы… Даже "осколочные" художественные памятники эпохи, будь то пейзаж, натюрморт… Искусство, таким образом, способно не только восходить к базовым для данной культуры категориям, но и продуцировать…