рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Особенности изображения революции и гражданской войны в романе Белая гвардия

Особенности изображения революции и гражданской войны в романе Белая гвардия - Реферат, раздел Литература, Тема революции в творчестве М.А.Булгакова Особенности Изображения Революции И Гражданской Войны В Романе Белая Гвардия....

Особенности изображения революции и гражданской войны в романе Белая гвардия. Сын профессора Киевской академии, впитавший лучшие традиции русской культуры и духовности, М. А. Булгаков окончил медицинский факультет в Киеве, с 1916 года работал земским врачом в селе Никольское Смоленской губернии, а потом в Вязьме, где и застала его революция. Отсюда в 1918 году Булгаков через Москву перебрался, наконец, в родной Киев, и там ему и его близким довелось пережить сложную полосу гражданской войны, описанную затем в романе Белая гвардия, пьесах Дни Турбиных , Бег и многочисленных рассказах.

Михаил Афанасьевич Булгаков революцию октября 1917г. воспринял как переломное событие не только в истории России, но и в судьбах русской интеллигенции, с которой справедливо считал себя кровно связанным. Послереволюционную трагедию интеллигенции, очутившейся в водовороте гражданской войны, а после ее окончания, в значительной своей части - в эмиграции, писатель запечатлел в первом своем романе Белая гвардия и пьесе - Бег. В романе Белая гвардия много автобиографического, но это не только описание своего жизненного опыта в годы революции и гражданской войны, но и проникновение в проблему Человек и эпоха это и исследование художника, видящего неразрывную связь русской истории с философией.

Это книга о судьбах классической культуры в грозную эпоху лома вековых традиций. Проблематика романа чрезвычайно близка Булгакову, Белую гвардию он любил более других своих произведений.

Эпиграфом из Капитанской дочки Пушкина Булгаков подчеркнул, что речь идет о людях, которых настиг буран революции, но которые смогли найти верную дорогу, сохранить мужество и трезвый взгляд на мир и свое место в нем. Второй эпиграф носит библейский характер. И этим Булгаков вводит нас в зону вечного времени, не внося в роман никаких исторических сопоставлений. Развивает мотив эпиграфов эпический зачин романа Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала революции второй.

Был он обилен летом солнцем, а зимой снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды звезда пастушеская Венера и красный дрожащий Марс. Стиль зачина почти библейский. Ассоциации заставляют вспомнить о вечной Книге бытия, что само по себе своеобразно материализует вечное, как и образ звезд на небесах. Конкретное время истории как бы впаяно в вечное время бытия, обрамлено им. Противостояние звезд, природный ряд образов, имеющих отношение к вечному, вместе с тем символизирует коллизию времени исторического.

В открывающем произведение зачине, величавом, трагическом и поэтическом, заложено зерно социальной и философской проблематики, связанной с противостоянием мира и войны, жизни и смерти, смерти и бессмертия. Выбор звезд Венера и Марс дает возможность нам, читателям, спуститься из космической дали к миру Турбиных, поскольку именно этот мир будет противостоять вражде и безумию. В Белой гвардии милая, тихая, интеллигентная семья Турбиных вдруг становится причастна великим событиям, делается свидетельницей и участницей дел страшных и удивительных.

Дни Турбиных вбирают вечную прелесть календарного времени Но дни и в мирные, и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты? Воспоминания о матери и прежней жизни контрастируют с реальной ситуацией кровавого восемнадцатого года. Великое несчастье - потеря матери - сливается другой страшной катастрофой - крушением старого, казалось бы, прочного и прекрасного мира. Обе катастрофы рождают внутреннюю рассеянность, душевную боль Турбиных.

В романе Булгакова два пространственных масштаба - малое и большое пространство, Дом и Мир. Пространства эти находятся в противостоянии, подобно звездам на небе, каждое из них имеет свою соотнесенность со временем, заключает в себе определенное время.

Малое пространство дома Турбиных хранит прочность быта Скатерть, несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна Полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной вазе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы. Цветы в доме Турбиных - красота и прочность жизни. Уже в этой детали малое пространство дома начинает вбирать в себя вечное время, сам интерьер дома Турбиных - бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкафы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры - все это огороженное стенами малое пространство вмещает в себя вечное - бессмертие искусства, вехи культуры. Дом Турбиных противостоит внешнему миру, в котором царят разрушение, ужас, бесчеловечность, смерть.

Но Дом не может отделиться, уйти из города, он часть его, как город - часть земного пространства. И вместе с тем это земное пространство социальных страстей и битв включается в просторы Мира. Город, по описанию Булгакова, был прекрасный в морозе и в тумане на горах, над Днепром. Но облик его резко изменился, сюда бежали промышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели. Бежали журналисты, московские и петербургские, продажные и алчные, трусливые.

Кокотки, честные дамы из аристократических фамилий и многие другие. И город зажил странною, неестественной жизнью Внезапно и грозно нарушается эволюционный ход истории, и человек оказывается на ее изломе.

Изображение большого и малого пространства жизни вырастает у Булгакова в противопоставление разрушительного времени войны и вечного времени Мира. Тяжкое время нельзя пересидеть, закрывшись от него на щеколду, как домовладелец Василиса - инженер и трус, буржуй и несимпатичный. Так воспринимают Лисовича Турбины, которым не по нраву мещанская замкнутость, ограниченность, накопительство, отъединенность от жизни. Что бы там ни случилось, но не станут они считать купоны, затаившись в темной комнате, как Василий Лисович, который мечтает только пережить бурю и не утратить накопленного капитала. Турбины иначе встречают грозное время.

Они ни в чем не изменяют себе, не меняют своего образа жизни. Ежедневно собираются в их доме друзья, которых встречают свет, тепло, накрытый стол. Звенит переборами Николкина гитара - отчаянием и вызовом даже перед надвигающейся катастрофой. Все честное и чистое, как магнитом, притягивается Домом. Сюда, в этот уют Дома, приходит из страшного Мира смертельно замерзший Мышлаевский.

Человек чести, как и Турбины, он не покинул поста под городом, где в страшный мороз сорок человек ждали сутки в снегу, без костров, смену, которая так и не пришла бы, если бы полковник Най-Турс, тоже человек чести и долга, не смог бы, вопреки безобразию, творящемуся в штабе, привести двести юнкеров, стараниями Най-Турса прекрасно одетых и вооруженных. Пройдет какое-то время, и Най-Турс, поняв, что он и его юнкера предательски брошены командованием, что его ребятам уготована судьба пушечного мяса, ценой собственной жизни спасет своих мальчиков.

Переплетутся линии Турбиных и Най-Турса в судьбе Николки, ставшего свидетелем последних героических минут жизни полковника. Восхищенный подвигом и гуманизмом полковника, Николка совершит невозможное - сумеет преодолеть, казалось бы, непреодолимое, чтобы отдать Най-Турсу последний долг похоронить его достойно и стать родным человеком для матери и сестры погибшего героя.

В мир Турбиных вмещены судьбы всех истинно порядочных людей, будь то мужественные офицеры Мышлаевский и Степанов, или глубоко штатский по натуре, но не уклоняющийся оттого, что выпало на его долю в эпоху лихолетья Алексей Турбин, или даже совершенно, казалось бы, нелепый Лариосик. Но именно Лариосик сумел достаточно точно выразить самую суть Дома, противостоящего эпохе жестокости и насилия. Лариосик говорил о себе, но под этими словами могли бы подписаться многие, что он потерпел драму, но здесь, у Елены Васильевны, оживает душой, потому что это совершенно исключительный человек Елена Васильевна и в квартире у них тепло и уютно, и в особенности замечательны кремовые шторы на всех окнах, благодаря чему чувствуешь себя оторванным от внешнего мира А он, этот внешний мир согласитесь сами, грозен, кровав и бессмыслен. Там, за окнами беспощадное разрушение всего, что было ценного в России.

Здесь, за шторами непреложная вера в то, что надо охранять и сохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах, что это осуществимо.

Часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий. В Белой гвардии, в произведении во многом автобиографичном, интеллигентная семья Турбиных оказывается втянута в события гражданской войны в не называемом по имени Городе, за которым легко угадывается родной для Булгакова Киев. Главный герой романа, старший брат Алексей Турбин военный медик, много повидавший за три года мировой войны.

Он - один из тысяч офицеров старой русской армии, которым после революции приходится делать выбор между противоборствующими сторонами, вольно или подневольно служить в одной из враждующих армий. Завязкой основного действия можно считать два явления в доме Турбиных ночью пришел замерзший, полумертвый, кишащий вшами Мышлаевский, рассказавший об ужасах окопной жизни на подступах к Городу и предательстве штаба.

В ту же ночь объявился и муж Елены, Тальберг, чтобы, переодевшись, трусливо покинуть жену и Дом, предать честь русского офицера и сбежать в салон-вагоне на Дон через Румынию и Крым к Деникину. О чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести, и это офицер русской военной академии думал Алексей Турбин, мучился и воспаленными глазами вычитал в книге Святая Русь - страна деревянная, нищая и опасная, а русскому человеку честь - только лишнее бремя. Слово честь, вспыхнув впервые в разговоре Турбина с Еленой, становится ключевым, движет сюжет и вырастает в главную проблему романа.

Отношение героев к России, конкретные поступки разделят их на два лагеря. Мы чувствуем в пульсирующем ритме романа растущее напряжение Петлюра уже окружил прекрасный Город. Молодежь Турбиных приняла решение идти в штаб к Малышеву и записаться в Добровольческую армию. Но Булгаков устраивает серьезное испытание Алексею Турбину ему снится вещий сон, который ставит перед героем новую проблему а что, если и правда большевиков имеет такое же право быть, как и правда защитников престола, отечества, культуры и православия? И видел Алексей полковника Най-Турса в светозарном шлеме, в кольчуге, с длинным мечом и испытал сладостный трепет от сознания, что увидел рай. Потом появился огромный витязь в кольчуге - вахмистр Жилин, погибший в 1916-м на Виленском направлении.

Глаза обоих были чисты, бездонны, освещены изнутри. Жилин и рассказал Алексею, что апостол Петр на его вопрос, кому приготовлены в раю пять огромных корпусов ответил А это для большевиков, с Перекопу которые. И смутилась душа Турбина Большевиков? Путаете вы что-то, Жилин, не может этого быть. Не пустят их туда. Нет, ничего не путал Жилин, ибо на его слова, что, мол, большевики в Бога не верят, а потому должны попасть в ад, Господь ответил Ну не верят что ж поделаешь Один верит, другой не верит, а поступки у всех одинаковые Все вы у меня, Жилин, одинаковые - в поле брани убиенные. Зачем этот вещий сон в романе? И для выражения авторской позиции, совпадающей с волошинской Молюсь за тех и за других, и для возможного пересмотра решения Турбина воевать в белой гвардии.

Он понял, что в братоубийственной войне нет правых и виноватых, все несут ответственность за кровь брата.

В Белой гвардии противопоставлены две группы офицеров - те, кто ненавидели большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку, и вернувшиеся с войны в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь. Однако Алексею и его младшему брату Николке участия в драке избежать не удается.

Они в составе офицерских дружин участвуют в безнадежной обороне города, где сидит правительство никем не поддерживаемого опереточного гетмана, против армии Петлюры, пользующейся широкой поддержкой украинского крестьянства. Впрочем, в армии гетмана братья Турбины служат всего несколько часов. Правда, старший успевает получить ранение и застрелить человека в перестрелке с преследующими его петлюровцами.

Больше Алексей в гражданской войне участвовать не намерен. Николка же еще собирается сражаться с красными в составе добровольческой армии, и в финале содержится намек на его будущую гибель при обороне врангелевского Крыма на Перекопе. Сам писатель явно на стороне Алексея Турбина, стремящегося к мирной жизни, к сохранению семейных устоев, к налаживанию нормальной жизни, устройству быта, несмотря на господство большевиков, разрушивших прежнюю жизнь и пытающихся заменить старую культуру новой, революционной.

Булгаков воплотил в Белой гвардии свою идею сохранения дома, родного очага после всех потрясений революции и гражданской войны. Дом, который старается сохранить в океане общественных бурь Алексей это дом Турбиных, в котором угадывается булгаковский дом на Андреевском спуске в Киеве. Из романа выросла пьеса Дни Турбиных, где в заключительной сцене возникала та же тема, но уже в несколько сниженном виде. Один из комических персонажей пьесы, житомирский кузен Лариосик, произносит возвышенный монолог Мой утлый корабль долго трепало по волнам гражданской войны Пока его не прибило в эту гавань с кремовыми шторами, к людям, которые мне так понравились Впрочем, и у них я застал драму Но не будем вспоминать о печалях Время повернулось, и сгинул Петлюра.

Мы живы да все снова вместе И даже больше этого. Елена Васильевна, она тоже много перенесла и заслуживает счастья, потому что она замечательная женщина.

И мне хочется сказать ей словами писателя Мы отдохнем, мы отдохнем Здесь цитируются слова Сони из финала чеховского Дяди Вани, с которыми соседствует знаменитое мы увидим все небо в алмазах. Булгаков видел идеал в том, чтобы сохранить гавань с кремовыми шторами, хотя время и повернулось. Булгаков явно видел в большевиках лучшую альтернативу по сравнению с петлюровской вольницей и считал, что интеллигентам, уцелевшим в огне гражданской войны, надо, скрепя сердце, примириться с советской властью.

Однако при этом следует сохранить достоинство и неприкосновенность внутреннего духовного мира, а не идти на беспринципную капитуляцию. Белая идея оказалась слаба перед красной, дискредитирована трусостью и шкурничеством штабов, бестолковостью вождей. Однако это не значит, что идеи победивших в гражданской войне большевиков в нравственном отношении сколько-нибудь привлекательны для Булгакова. Там тоже насилие, тоже кровь, за которую никто не ответит, как подчеркивается в финале Белой гвардии. Исторические события - это фон, на котором раскрываются человеческие судьбы.

Булгакова интересует внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сохранять свое лицо, когда трудно оставаться самим собой. Если в начале романа герои пытаются отмахнуться от политики, то потом ходом событий вовлекаются в самую гущу революционных столкновений. Алексей Турбин, как и его друзья за монархию. Все новое, что входит в их жизнь, несет, ему кажется, только плохое.

Совершенно политически неразвитый, он хотел только одного - покоя, возможности радостно пожить около матери, любимых брата и сестры. И только в конце романа Турбины разочаровываются в старом и понимают, что нет к нему возврата. Моментом перелома для Турбиных и остальных героев романа становится день четырнадцатое декабря 1918 года, сражение с петлюровскими войсками, которое должно было стать пробой сил перед последующими боями с Красной Армией, а обернулось поражением, разгромом.

Пожалуй, описание этого дня сражения - сердце романа, его центральная часть. 14 декабря 1918 г. Почему именно эту дату выбрал Булгаков? Ради параллели 1825 и 1918? Но что в них общего? Общее есть очаровательные франты, русские офицеры защищали на Сенатской площади честь - одно из высоконравственных понятий. Булгаков напоминает датой еще раз о том, что история - удивительно сложная и непоследовательная вещь в 1825 г. дворяне-офицеры пошли против царя, голосуя за республику, а в 1918 г. опомнились перед лицом безотцовства и страшной анархии.

Бог, царь, глава семьи - все объединялось понятием отец, хранящий на веки вечные Россию. Как же вели себя 14 декабря герои романа? Они умирали в снегу под напором петлюровских мужичков. Но честного слова не должен нарушить ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете - так думал самый юный, Николка, выражая позицию тех, кого Булгаков объединил понятием белая гвардия, кто защитил честь русского офицера и человека и изменил наши представления о тех, кого до недавнего времени зло и уничижительно именовали белогвардейцами, контрой. В этой катастрофе белое движение и такие герои романа, как Петлюра и Тальберг, раскрываются перед участниками событий в своем истинном свете - с гуманностью и предательством, с трусостью и подлостью генералов и штабных. Вспыхивает догадка, что все - цепь ошибок и заблуждений, что долг не в защите развалившейся монархии и предателя гетмана и честь в чем-то другом.

Погибает царская Россия, но Россия - жива В день сражения возникает решение о капитуляции белой гвардии.

Полковник Малышев вовремя узнает о бегстве гетмана и дивизион свой успевает вывести без потерь. Но поступок этот дался ему нелегко - может быть, самый решительный, самый отважный поступок в его жизни. Я, кадровый офицер, вынесший войну с германцами на свою совесть беру и ответственность, все, все, вас предупреждаю! Вас посылаю домой! Понятно? Полковнику Най-Турсу это решение придется принимать несколько часов спустя, под огнем противника, в середине рокового дня Ребят! Ребят Штабные стегвы Последние слова, которые в своей жизни произнес полковник, были обращены к Николке Унтег-цег, бгостьте геройствовать к чег-тям Но он, кажется, выводов не сделал.

Ночью после смерти Ная Николка прячет - на случай петлюровских обысков - револьверы Най-Турса и Алексея, погоны, шеврон и карточку наследника Алексея. Но день сражения и последовавшие затем полтора месяца петлюровского господства, я полагаю, слишком маленький срок, чтобы недавняя ненависть к большевикам, ненависть горячая и прямая, та, которая может двинуть в драку, перешла в признание противников.

Но это событие сделало возможным такое признание в дальнейшем. Много внимания Булгаков уделяет выяснению позиции Тальберга. Это антипод Турбиных. Он карьерист и приспособленец, трус, человек, лишенный моральных устоев и нравственных принципов. Ему ничего не стоит поменять свои убеждения, лишь бы это было выгодно для его карьеры.

В Февральской революции он первым нацепил красный бант, принимал участие в аресте генерала Петрова. Но события быстро замелькали, в городе часто менялись власти. И Тальберг не успевал в них разбираться. Уж на что казалось ему прочным положение гетмана, поддержанного немецкими штыками, но и это, вчера такое незыблемое, сегодня распалось, как прах. И вот ему надо бежать, спасаться, и он бросает свою жену Елену, к которой питает нежность, бросает службу и гетмана, которому недавно поклонялся.

Бросает дом, семью, очаг и в страхе перед опасностью бежит в неизвестность Все герои Белой гвардии выдержали испытание временем и страданиями. Только Тальберг в погоне за удачей и славой потерял самое ценное в жизни - друзей, любовь, Родину. Турбины же смогли сохранить свой дом, сберечь жизненные ценности, а главное - честь, сумели устоять в водовороте событий, охвативших Россию. Эта семья, следуя мысли Булгакова воплощение цвета русской интеллигенции, то поколение молодых людей, которое пытается честно разобраться в происходящем.

Это та гвардия, которая сделала свой выбор и осталась со своим народом, нашла свое место в новой России. Михаил Афанасьевич Булгаков - писатель сложный, но в то же время ясно и просто излагающий самые высокие философские вопросы в своих произведениях. Его роман Белая гвардия рассказывает о драматических событиях, разворачивающихся в Киеве зимой 1918-1919 годов. Писатель диалектически рассуждает о деяниях рук человеческих о войне и мире, о вражде человеческой и прекрасном единении - семье, где только и можно укрыться от ужасов окружающего хаоса. А за окнами - восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит все грознее, щетинистей. И с тревогой думает Алексей Турбин не о своей возможной гибели, а о гибели Дома Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи. Но, может быть, любви и преданности дана сила оберечь и спасти и Дом будет спасен? Четкого ответа на этот вопрос в романе нет. Есть противостояние очага мира и культуры петлюровским бандам, на смену которым приходят большевики.

Михаил Булгаков оправдывает тех, кто был частью единой нации и воевал за идеалы офицерской чести, страстно выступая против разрушения могучего отечества.

Дом Турбиных выдержал испытания, посланные революцией, и тому свидетельство - непопранные идеалы Добра и Красоты, Чести и Долга в их душах. Судьба посылает им Лариосика из Житомира, милого, доброго, незащищенного большого младенца, и Дом их становится его Домом. Примет ли он то новое, что называлось бронепоездом Пролетарий с истомившимися от ратного труда часовыми? Одна из последних зарисовок в романе - описание бронепоезда Пролетарий. Ужасом и отвращением веет от этой картины Он сипел тихонько и злобно, сочилось что-то в боковых снимках, тупое рыло его молчало и щурилось в приднепровские леса. С последней площадки в высь, черную и синюю, целилось широченное дуло в глухом наморднике верст на двадцать и прямо в полночный крест. Булгаков знает, что в старой России было много такого, что привело к трагедии страну.

Но писатель утверждает, что Дом примет красноармейца-часового, потому что они братья, они не виновны и одновременно виновны в том, что должны участвовать в братоубийственной войне.

Красный часовой тоже видел в полудреме непонятного всадника в кольчуге - Жилина из сна Алексея, для него, односельчанина из деревни Малые Чугуры, интеллигент Турбин в 1916-м перевязывал рану Жилину как брату и через него же, по мысли автора, уже побратался с часовым с Красного Пролетария. Все - белые и красные - братья, и в войне все оказались виноваты друг перед другом.

И голубоглазый библиотекарь Русаков в конце романа как бы от автора произносит слова только что прочитанного Евангелия И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали Мир становился в душе, и в мире он дошел до слов слезу с очей, и смерти не будет, уже ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло Торжественны последние слова романа, выразившего нестерпимую муку писателя - свидетеля революции и по-своему отпевшего всех - и белых и красных.

Последняя ночь расцвела. Во второй половице ее вся тяжелая синева - занавес Бога, облекающий мир, покрылась звездами. Похоже было, что в неизмеримой высоте за этим синим пологом у царских врат служили всенощную. Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира. Когда писатель заканчивал свой роман в первой половине 20-х годов, он еще верил, что при советской власти возможно восстановить нормальную жизнь, без страха и насилия.

В финале Белой гвардии он предсказывал Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? Глава 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Тема революции в творчестве М.А.Булгакова

Революция 1917 г. имела огромное влияние на М.А. Булгакова, изображение этого события прочно вошло творчество писателя. Сам Булгаков принимал непосредственное участие в революции служил военным… Но постепенно его отношение к революции вообще, как к событию, не принесшему стране ничего, кроме разрухи и несчастий,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Особенности изображения революции и гражданской войны в романе Белая гвардия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Особенности раскрытия темы революции в повести Собачье сердце
Особенности раскрытия темы революции в повести Собачье сердце. Взгляд с небес мы переводим на грешную землю, начиная читать повесть Собачье сердце. Здесь мы видим непримиримое отрицание поверженной

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги