Художественная оппозиция феминность маскулинность в современной женской прозе

Художественная оппозиция феминность маскулинность в современной женской прозе. Феминность и маскулинность как оппозиция гендерного сознания пронизывает и художественное творчество.

Сознательная ориентация на образное эстетическое познание гендерных отношений в обществе, наметившаяся на рубеже XX-XXI в.в ведет к глубокому и подробному раскрытию оппозиции феминное-маскулинное порядок определяется характером творчества - женского или мужского как в содержательной сущности образов литературных героев, так и в поэтике произведений в целом. Однако оппозиция феминное - маскулинное не сводится только к предмету художественного изображения она заложена и в авторском взгляде на мир Ведь говоря о женской прозе, мы не сводим вопрос к биологическому автору, а имеем в виду гендер как социокультурный конструкт, позволяющий и в прозе авторов-женщин увидеть различное сочетание феминниности и маскулинности.

Именно оно определяет как типологию женского творчества, так и его поэтику. Таким образом, заглавие главы несет в себе достаточно широкий двоякий смысл. Данная глава диссертации посвящена гендерному своеобразию типологии и поэтики творчества Людмилы Петрушевской, Татьяны Толстой, Людмилы Улицкой.

О том, что это разные и яркие творческие индивидуальности известно давно. Опираясь на итоги их изучения, можно сказать, что для Т.Толстой больше характерны метафоричность образов, раскрываемых в игрушечной художественности вселенной, по определению критики Вайль, Генис, 1990 , удивительное неслияние а по большому счету - слияние иронии и лирики. Проза Л. Петрушевской выявляет метафизичность образов и жестокую иронию на грани сарказма. Бытовая определенность образов, максимально приближенных к формам самой жизни, характеризует прозу Л. Улицкой.

На эту типологию на уровне творческой индивидуальности в целом накладывается типология гендерная, для данного исследования определяющая. Порядок репрезентации материалов продиктован типологией женской прозы по гендерному признаку, начиная с достаточно ярко выраженного маскулинного начала и заканчивая преобладанием феминного, т.е. материал расположен в такой последовательности Т. Толстая, Л. Петрушевская, Л. Улицкая.

Это специально оговорено лишь в параграфе 2.1. ввиду его наибольшей концептуальной значимости и наибольшего объема, но такого же порядка мы придерживаемся и во всем последующем изложении результатов исследования. 2.1.