Миракль как форма средневековых театральных постановок

Миракль как форма средневековых театральных постановок. Особой формой театральных постановок был миракль. Само название миракль происходит от латинского слова чудо. И действительно, все конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные противоречия, в этом жанре разрешались благодаря вмешательству божественных сил святого Николая, девы Марии и т.д. 30, с. 45 . С течением времени эти пьесы, сохраняя религиозную морализацию, все острее показывали произвол феодалов, силу темных страстей, владевших знатными и богатыми людьми. В первом из известных нам мираклей - Игра о святом Николае 1200 - в центре внимания было чудо, совершенное святым для избавления христианина, попавшего в языческий плен, и лишь отзвуком шла история о крестовых походах.

Более поздний Миракль о Роберте-дьяволе давал уже общую картину кровавого века Столетней войны 1337-1453 гг. и страшный портрет бессердечного феодала. Само время - XIV век, полный войн, народных волнений и бесчеловечных расправ объясняет развитие такого противоречивого жанра, как миракль.

С одной стороны, крестьянские массы брались за топоры, восставали, с другой - подчинялись тяжелой жизни. Отсюда и элементы критики, и религиозное чувство в мираклях.

Большинство мираклей строилось именно на бытовом материале - из жизни города, из жизни монастыря или средневекового замка. Разоблачая притеснителей народа, Миракль о Берте рисует в положительном свете тех людей из их среды, которые не подвержены порокам и страстям, присущим знати, и могут, попав в среду простых тружеников, быть среди них своими людьми. Двойственность миракля была связана с идеологической незрелостью городского бюргерства того времени. Не случайно миракль, начинавшийся обычно с обличительного изображения действительности, всегда заканчивался компромиссом, актом раскаяния и прощения, что практически означало примирение с только что показанными злодеяниями, ибо предполагало в каждом злодее возможного праведника.

Это устраивало и бюргерское сознание, и церковь. 1.2.2.