рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

Работа сделанна в 2007 году

Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?" - Дипломная Работа, раздел Литература, - 2007 год - Федеральное Агентство По Образованию Государственное Образовательное Учережде...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Уральский государственный университет имени А. М. Горького ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА ПОЗИТИВИЗМА В РОМАНЕ Н.Г.ЧЕРНЫШЕВСКОГО ЧТО ДЕЛАТЬ? Дипломная работа студента 6 курса Ивановой Яны Александровны Научный руководитель доцент Подчинёнов Алексей Васильевич г. Екатеринбург 2007 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ .3 ГЛАВА 1. Что такое позитивизм 1. Понятие и сущность позитивизма 2. Место позитивизма в русской общественной мысли xix века 12 1.3.судьба позитивизмаи его значение для россии .22 1.4.проблема формирования позитивистских взглядов чернышевского 26 Глава 2. Позитивизм в романе чернышевского н.г. что делать 1. Общая характеристика романа 29 2.1.1.проблема художественной формы в романе что делать 31 2.1.2.проблема композиции романа 3. Эзопов язык .37 2.1.4.диалог автора с проницательным читателем .40 2.2.этика позитивизма в нравственно- философских размышлениях и поступках героев романа 44 2.2.1. пошлые люди 44 2.2.2. новые люди 49 2.2.3.теория разумного эгоизма как основа позитивистской этики в романе что делать 54 2.2.4.рахметов особенный человек 58 2.2.5.реализация философских позитивистских доктрин в романе что делать .68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86 ВВЕДЕНИЕ Русская классическая литература ХIХ века была универсальной по своей природе и функциям она явилась нашей национальной философией, моралью, эстетикой, политикой. Вот почему каждый крупный писатель той эпохи был одновременно теоретиком, философом-мыслителем.

Многие пытались сформулировать цельную систему своих воззрений на общественную жизнь и на художественное творчество.

Замечательным примером такого единства теории и практики был творческий опыт Николая Гавриловича Чернышевского.

Лидер революционного движения в России, крупнейший философ-позитивист-материалист, создатель стройной эстетической теории, блестящий историк и экономист, Чернышевский воплотил свои научные взгляды в художественной практике - романах, повестях, рассказах, драматургических сочинениях.

Это не означало, что его беллетристические произведения оказались лишь иллюстрацией теоретических доктрин нет, автор всегда оставался художником.

И все отмеченное выше единство составляет специфическую особенность творческого облика Чернышевского. Об этом свидетельствуют произведения, в том числе и роман Что делать. Роман Что делать один из загадочных в русской литературе По-прежнему вызывают споры многие страницы, смысл которых очень часто оказывался упрятанным в эзоповское слово заявил современный биограф Чернышевского, автор обзора новейшей литературы о великом русском мыслителе, критике и беллетристе. Демченко А. Чернышевский продолжается Литературное обозрение, 1978, 6, с. 11 Г.В. Плеханов посвятил роману Чернышевского Н.Г. Что делать первое глубокое исследование Кто не читал и не перечитывал этого значительного произведения? Кто не увлекался им, кто не становился под его благотворным влиянием чище, лучше, бодрее и смелее? Кого не поражала нравственная красота действующих лиц? Кто после чтения этого романа не задумывался над собственною жизнью, не подвергал строгой проверке своих собственных стремлений и наклонностей? Все мы черпали из него нравственную силу и веру в лучшее будущее пусть укажут нам хоть одно из самых замечательных, истинно художественных произведений русской литературы, которое по своему влиянию на нравственное и умственное развитие страны могло бы поспорить с романом Что делать Плеханов Г.Г. Соч.в 24 томах.

М Л. 1923-1927, т. V , с 114-115 Эти же слова можно сказать об этом романе и сегодня. Он по-прежнему должен быть интересен нашим современникам и прежде всего как уникальное литературное явление.

Новый взгляд на популярное в 19 веке произведение Чернышевского открывает нам эту книгу и её автора совсем с неожиданной стороны.

Много чего находим мы в ней необычного для общепринятого истолкования романа. Это и концепция любви Чернышевского, и разумная до научности модель организации человеческого общества, основанного на постулатах добра и человеколюбия и альтруистический подход к эгоизму как не парадоксально это звучит, в основе которого высокая мысль о самопожертвовании и необыкновенная вера автора в человека и его человечность и его любовь к жизни и к людям.

Было бы интересно взглянуть на роман не с привычной для нас социально-политической и идеологической точки зрения, как когда-то нас учили в школе, а заглянуть в душу, в самое сердце этой книги, понять позитивную мысль автора и оценить её по достоинству. Кроме того, старая как мир мечта человека о лучшей жизни, которая лежит и в основе романа Что делать, по сей день остаётся актуальной в России.

Поэтому тема данного дипломного проекта Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского Что делать выбрана не случайно и вполне актуальна на сегодняшний день. Цель данной работы - проанализировать роман Н.Г. Чернышевского Что делать и изучить позитивистские взгляды в этом романе. Объектом нашего исследования является роман Чернышевского Н.Г. Что делать. Предмет исследования - позитивизм в романе Чернышевского Н.Г. Что делать. В ходе исследовательской работы необходимо решить следующие задачи 1. Обобщить учебную литературу по философии, истории философии и литературе 2. Определить, что такое позитивизм, каковы его основные черты и в чём заключается суть этого философского учения. 3. Проследить развитие общественной мысли в России в эпоху 60-х годов XIX века и определить роль, место и значение Н.Г. Чернышевского и его романа в этом развитии 4.Выполнить анализ романа Чернышевского Что делать с точки зрения основных идей позитивизма.

Сообразно поставленным задачам в работе использовались следующие методы исследования 1.Изучение научно-методической литературы 2. Изучение и анализ документальных и архивных материалов 3.Анализ художественного произведения - романа Н.Г.Чернышевского Что делать. В ходе исследования главной проблемой стало осуществление подбора необходимой литературы о жизни, творчестве и философских воззрениях Н.Г.Чернышевского, поскольку идеологизированный в советские времена писатель и его творчество сегодня мало кого интересует как объект научного исследования.

Основными источниками в данной работе послужили следующие труды 1 Текстологическое исследование Рейсера С.А. Некоторые проблемы изучения романа Что делать - Л 1975. 2 Книга Паперно И. Семиотика поведения Н.Г.Чернышевский - человек эпохи реализма - М Новое литературное обозрение , 1996 в которой автор воссоздает многокрасочную и подробную картину событий эпохи реализма, обращается к переписке, дневникам и мемуарам шестидесятников, внимательно воспроизводит наиболее характерные подробности быта новых людей . 3 Работы Бердяева Н.А Философия свободы и Философская истина и интеллигентская правда. Электронное издание БЭКМ, 2006 вопрос о развитии общественной философской мысли России 60-х гг. XIXвека. 4 Академическое издание Зеньковского В.В История русской философии вопрос о позитивизме в русской философской мысли, в том числе и у Чернышевского. 5 Роман Н.Г.Чернышевского Что делать и другие его работы. 6 Справочная литература и др. ЧТО ТАКОЕ ПОЗИТИВИЗМ? 1.1. Понятие и сущность позитивизма.

Позитивизм от лат. positivus - положительный, в общем смысле это направление современной философии, объединяющее единственным источником истинного, действительного знания конкретные эмпирические науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Философский словарь.

Под ред. Розенталя М.М. Изд-е 3-е. Изд-во политической литературы, М 1972, с.318-319 С опубликованием шеститомного Курса положительной философии французского философа и учёного О. Конта 1830-1842 , было положено начало новому мировоззрению, которое провозгласило решительный разрыв с философской традицией, считая, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии.

Такая контовская позиция получила название позитивизм, главным лозунгом которого стало заключение о том, что Наука - сама себе философия. Поскольку позитивизм не имеет дела с метафизическими проблемами, он отвергает как идеализм, так и материализм.

Пережитки метафизики, к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и сущностей должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и отвечает не на вопрос почему, а на вопрос как. Таким образом, возникновение позитивизма было своеобразной реакцией на неспособность некоторых философских направлений например, немецкого классического идеализма решить философские проблемы, выдвигавшиеся развитием наук. По мнению великого русского философа Н.А.Бердяева, в эпоху, когда философия идеалистов, благодаря идолосотворённому гнозису Гегеля поставила себя выше авторитета Бога, вера в неё пала. И будто бы в назидание за подобное идолопоклонство Немезидой гегельянству становится материализм.

Именно в это время, время общего кризиса мировой философии, появляется позитивизм, смягчивший грубости, крайности и нелепости материализма. Цит.по Электр. изд-е БЭКМ 2006. Бердяев Н.А. Философия свободы.

Т. I. С.12-13 Приверженцы нового философского течения относятся отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Они противопоставляют духу отрицания и в теории, и в действительности, принесенному Революцией впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения, созидательный, позитивный дух. Категория позитивного становится наиболее общей и главной в их мировоззрении, поэтому позитивизм и другие слова, производные от позитивного, становятся основными терминами для обозначения контовского учения.

Что же такое позитивное в истолковании основателя позитивизма? О.Конт указывает пять значений этого слова 1 реальное в противовес химерическому 2 полезное в противовес негодному 3 достоверное в противовес сомнительному 4 точное в противовес смутному 5 организующее в противовес разрушительному. Конт О. Курс положительной философии Т.4, с.34-36 К этим значениям Конт добавляет такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом.

Там же. Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом трех стадий или трех состояний, который он считал своим главным открытием. Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии. 1 На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, он стремится к абсолютному знанию. Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития фетишизм, политеизм, монотеизм.

Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил. Но притязания теологии проникать в предначертания Провидения безрассудны и подобны предположению о том, что у низших животных существует способность предвидеть желания человека или других высших животных. 2 На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования.

Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать. Конт О. Курс положительной философии Т.4. С. 16. Метафизическое мышление, составляя, как и теологическое, неизбежный этап, по своей природе является критическим, разрушительным.

Его черты в значительной мере сохраняются и в современную эпоху. 3 Основной признак позитивной, или реальной, или научной стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями. Там же. С. 17. Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма.

Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов они составляют для нее лишь необходимый сырой материал, а законов.

Существование неизменных естественных законов - условие существования науки их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение. Таким образом, мировоззрение позитивистов базируется на неоспоримом авторитете науки. Во главу угла они ставят обоснованный, научно доказанный факт. Нет ничего относительного, что нельзя было бы увидеть или потрогать. Точность и логичность мысли лежит в основе позитивистского мышления.

Из общего представления о сути позитивизма мы можем выделить некоторые его черты 1. Отрицание взаимосвязи физики и философии, и, как следствие, отрицание мировоззренческого характера науки. 2. Поскольку раскрытие причин и сущностей не является задачей науки, позитивизм отрицает существование объективной истины и объективный характер науки. В конечном счете, позитивизм ведет к субъективизму и прагматизму. В этом смысле даже объективно-идеалистическое мировоззрение оказывается на голову выше позитивизма, поскольку оно признает существование объективной истины и во многом опирается на здравый смысл. 3. Отказ от объяснительной функции научных теорий приводит позитивизм к отрицанию преемственности научного знания.

В этом смысле было бы уместно вспомнить утверждение О.Конта о том, что Наука - сама себе философия Те руины принципов, которые остались от механики Ньютона после экспериментальных открытий конца XIX - начала XX века и теорией Эйнштейна, представляют собой еще здание, если сравнить их с тем, что осталось от оснований классической физики с созданием квантовых теорий. Эти философы ведут речь не об отсутствии математического соответствия, а об отсутствии концептуального соответствия между классическими, релятивистскими и квантовыми теориями.

Философы объективно регистрируют этот факт, но делают из него свои субъективистские выводы. Для материалистов подобное несоответствие есть тревожный симптом, свидетельствующий, что физика больна субъективизмом в интерпретации физических законов и явлений. 4. Объяснительные функции физических теорий позитивизм стремится заменить математическим формализмом теории. 5. Упор на математическое описание явлений и отказ от объяснительных функций теории ставит позитивистов в неприятное и трудное положение.

Именно по этой причине они стараются не касаться того, что ученые именуют физическим смыслом, сущностью и т.д. Позитивизм стремится обойти, спрятать, завуалировать противоречия науки. Перефразируя известное выражение, можно так охарактеризовать их тактику нет обсуждения проблем - нет и самих проблем Тактика замалчивания проблем, тактика создания препятствий для их обсуждения, тактика обструкции - характерный прием позитивистов.

Позитивное мышление, которому свойственны все эти признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Повторим, что согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Рассматривая позитивизм, ставящий науку выше философии, всё же как философское направление, вполне логично было бы разграничить два базовых понятия наука и философия, лежащих в основе этого учения и, на первый взгляд может показаться, являющихся спорными по отношению друг к другу.

Возникнув в XIX веке, на новом этапе развития знаний, и озвучив противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии, как уже было сказано выше, позитивизм тем самым поставил под сомнение познавательные возможности философии, ее научность, развенчав королеву наук в служанки и превратив её в своеобразный суррогат науки, имеющий право на существование лишь в те периоды, когда еще не сложилось зрелое научное познание.

Справедливости ради, следует заметить, что подобная точка зрения имеет право на существование, как, впрочем, и та, что философия - единственная из наук объясняет, что такое бытие, какова его природа и соотношение материального и духовного в нём. Справедливо и то, что на определённых стадиях познания наука и философия взаимодействуют между собой. Научно-философское мировоззрение выполняет познавательные функций, родственные функциям науки.

Наряду с такими важными функциями как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность, логичность философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.

На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений, формирует общие предположения об их природе и возможных способах познания. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания, практики, она создает философские эскизы тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку.

При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимых, логически и теоретически возможных вариантов. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием белых пятен познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане пробел предстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы миропонимания.

Философия же заполняет их силой логического мышления. Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Однако сами они таких представлений не вырабатывают - в конкретных науках используется универсальный мыслительный инструментарий категории, принципы, различные методы познания, но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслением познавательных приемов, средств.

Общемировоззренческие и теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии. Таким образом, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

Кроме того, пренебрежение философией в области фундаментальных исследований влечёт за собой наивность и размытость мировоззренческих позиций людей науки. Обойти философию в фундаментальных исследованиях, игнорировать ее, устранить философию, попытаться подняться над философией - сродни самообману, поскольку философия жестко связана с мировоззрением, которое неустранимо из фундаментальных основ любой науки.

В этом смысле позитивизм Конта принимает оттенок довольно грубой категоричности, если рассматривать это учение как явление однослойное. Если же принять во внимание идею самого Конта о создании синтетической мировоззренческой системы, которую он положил в основу своего учения, то становится очевидным тот факт, что позитивизм как таковой представляет собой явление весьма неоднозначное и многомерное. Весь вопрос в том, на какую почву он ложится, и какие следствия влечёт за собой.

Именно такой подход как нельзя более скоро приближает нас к цели нашего исследования - изучению позитивистских взглядов в романе Н.Г.Чернышевского Что делать - поскольку мировоззренческая позиция самого Чернышевского в этом ключе столь же неоднозначна, как и явление позитивизма, особенно на почве русской общественной мысли. 1.2.

Место позитивизма в русской общественной мысли xix века

Во всех различных течениях русской мысли главным является утверждение ... Сходные умонастроения суммируются в некое психологическое единство и п... В отношении русской души, русской национальной почвы любая западная ид... Полн.собр.соч. Все-таки приведенная выше цитата - очень красноречива. Но вот, в одном...

Общая характеристика романа

Чернышевский Н.Г. Когда Н. 84. В главном Н. В этом, кстати, главная особенность позитивизма Чернышевского - в осно...

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

3. Водолазов Г.Г. в 24-х томах. Ткачёв П.Н. Чернышевский Н.Г.

литература по философии, истории философии и литературе 2. Дано определение позитивизму, выделены его основные черты и суть. 3. Реализована задача проследить развитие общественной мысли в России в эпоху 60-х годов XIX века и определить роль, место и значение Н.Г. Чернышевского и его романа в этом развитии 4.Выполнен анализ романа Что делать с точки зрения основных идей позитивизма.

Сообразно поставленным задачам в работе использовались следующие методы исследования 1.Изучение научно-методической литературы 2. Изучение и анализ документальных и архивных материалов 3.Анализ художественного произведения - романа Н.Г.Чернышевского Что делать. Исследование проводилось на основе следующих источников 7 Текстологическое исследование Рейсера С.А. Некоторые проблемы изучения романа Что делать - Л 1975. 8 Книга Паперно И. Семиотика поведения Н.Г.Чернышевский - человек эпохи реализма - М Новое литературное обозрение , 1996 в которой автор воссоздает многокрасочную и подробную картину событий эпохи реализма, обращается к переписке, дневникам и мемуарам шестидесятников, внимательно воспроизводит наиболее характерные подробности быта новых людей . 9 Работы Бердяева Н.А Философия свободы и Философская истина и интеллигентская правда. Электронное издание БЭКМ, 2006 вопрос о развитии общественной философской мысли России 60-х гг. XIXвека. 10 Академическое издание Зеньковского В.В История русской философии вопрос о позитивизме в русской философской мысли, в том числе и у Чернышевского. 11 Роман Н.Г.Чернышевского Что делать и другие его работы. 12 Справочная литература и др. Структура данной работы традиционна и включает в себя введение, две главы основной части, заключение и список использованной литературы.

Первая глава посвящена теоретическому аспекту проблемы.

В ней раскрыто общее понятие и сущность позитивизма как философского направления, определены его основные черты и место в русской общественной мысли 19 века. Также рассмотрен вопрос о формировании позитивистских взглядов Н.Г.Чернышевского.

Позитивизм от лат. positivus - положительный, в общем смысле это направление философии, считающее единственным источником истинного, действительного знания конкретные эмпирические науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Основателем позитивизма считается французский мыслитель и учёный О.Конт. Приверженцы нового философского течения относились отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому.

Они противопоставляли духу отрицания и в теории, и в действительности созидательный, позитивный дух. Категория позитивного стала наиболее общей и главной в их мировоззрении, поэтому позитивизм и другие слова, производные от позитивного, стали основными терминами для обозначения контовского учения. О.Конт указывает пять значений слова позитивное 1 реальное в противовес химерическому 2 полезное в противовес негодному 3 достоверное в противовес сомнительному 4 точное в противовес смутному 5 организующее в противовес разрушительному.

К этим значениям Конт добавляет также такие черты позитивного мышления, как тенденция не заменять абсолютное относительным, а подчинять его всеобщему закону здравого смысла.

Мировоззрение позитивистов базируется на неоспоримом авторитете науки. Во главу угла они ставят обоснованный, научно доказанный факт. Нет ничего относительного, что нельзя было бы увидеть или потрогать. Точность и логичность мысли лежит в основе позитивистского мышления.

Русской мысли позитивизм стал известен уже в 30-40-х гг. XIX в но наибольшее распространение он получил лишь в конце шестидесятых годов этого века. Это было связано, во-первых, с общим кризисом мировой философии во-вторых, с изменившейся в эти годы социально-политической обстановкой в России и с необходимостью создания такого учения, посредством которого стало бы возможным внести позитивные изменения в жизнь общества. Таким механизмом, предложившим свою методологию в отношении организации социального устройства, и выступил позитивизм, приверженцами которого стала прогрессивная разночинная молодёжь во главе со своим идейным вождём Н.Г.Чернышевским.

Вопрос о корнях позитивизма в мировоззрении Чернышевского до сих пор остаётся до конца не ясным в науке. Разночинцы 60-х были борцами за всеобщее счастье, были безбожниками и при этом аскетами, они сознательно отказывались от надежд на потустороннюю жизнь, а при этом в земной жизни выбирали лишения, тюрьмы, преследования и смерть и своей радикальностью раздражали не только официальные власти, но и предшествовавшее им поколение интеллигентов дворянского сословия, которые не мыслили духовного развития без веры и не теряли надежды на сохранение былого элитарного миропорядка.

Именно о прогрессивно настроенных людях Чернышевский зовёт их новыми и идёт речь в романе Что делать. Во второй главе дипломной работы, которая носит сугубо практический характер, проводился анализ романа Н.Г.Чернышевского Что делать с точки зрения реализации в нём позитивистских идей автора. Глава поделена на два раздела в первом даётся общая характеристика произведению, во втором разделе раскрывается вопрос об этике позитивизма в нравственно-философских размышлениях и поступках героев романа.

С точки зрения методологии, роман полностью отвечает духу позитивистского мышления. В этом смысле сразу же обращает на себя внимание структура произведения, которая у Чернышевского строго организована.

Что делать - в заглавии автор даёт утверждение. Далее на примере своих героев Чернышевский излагает программу реальных действий для каждого из ряда проницательных читателей, которая научит их стать счастливыми. Именно такую позитивную цель ставит перед собой автор - научить людей жить так, чтобы эта жизнь приносила им радость, чтобы они чувствовали себя в ней счастливыми. Первым делом нужно и это первое новое, а значит позитивное утверждение автора заняться образованием души и ума русского народа.

Душе нужно дать свободу и осознание того, что поступать честно и благородно гораздо выгоднее, чем обманывать и трусить примером тому служит в романе благородный поступок Лопухова, который сначала спасает Веру Павловну от пошлой среды семейства её родителей, предложив ей фиктивный брак с собой а также путь особенного человека Рахметова, подробная биография которого приведена в романе. Следующий необходимый шаг в продвижении к новому обществу - это, конечно, свободный и справедливо вознаграждаемый труд и первопроходцем в этом деле конечно же является Вера Павловна, которая открывает швейную мастерскую и своим личным примером пробуждает для счастливой жизни своих работниц, тем самым пополняя ряды новых людей. Таким образом, Чернышевский показывает путь и вместе с тем организует всё пространство своего произведения нравственно совершенствующейся личности от мира прошлого в мир будущего, от личного к общественному.

И в этом пути, под которым Чернышевский подразумевает самою жизнь, человек должен пройти, если не все четыре, то хотя бы три стадии совершенствования самого себя пошлые люди, новые люди, высшие люди и благодать почти что неземная в образе заслуженного торжества новой, светлой жизни над старой, грязной.

По замыслу Чернышевского, его книга должна была стать настоящей Энциклопедией знания и жизни, учебником жизни. Само слово энциклопедия или учебник уже указывает на намерение автора строить свое произведение в необычной для литературного понимания форме.

Претензия Чернышевского на научность позволяет говорить именно о позитивистской направленности его произведения. Автор на страницах романа излагает позитивные теории и на практике показывает их реализацию, а также определяет конечную цель всех устремлений его новых героев. Здесь звучат такие новые идеи, как отказ от условностей элитарной культуры светского общества, утверждение равенства женщин, поклонение науке, и конкретные формы поведения фиктивный брак, создание артелей, полезное чтение, скромная одежда, подчеркнутая прямота речи и т.д Всё новое, реальное, точное, полезное в противовес старому, химерическому, смутному, негодному у Чернышевского пошлому. Основой подобной позитивистской этике должна служить теория разумного эгоизма, т.е. расчёта выгод - это принципиально новый моральный кодекс новых людей.

Чтобы не ошибиться в понимании сложившейся сложной бытовой ситуации, понять потребности другого человека и свои собственные, избежать расхождения благих намерений и реальных жизненных результатов, новые люди постоянно рассуждают о любви, анализируют свои чувства, желания, поступки.

Таким образом, разумные эгоисты в романе свою выгоду, свое представление о счастье не отделяют от счастья других людей. Следовать теории разумного эгоизма - значит избрать этически безукоризненную линию поведения, чтобы под влиянием личной заинтересованности не нарушить справедливости общества, не ущемить чужих прав. И.Паперно в своей книге Семиотика поведения Н.Г.Чернышевский - человек эпохи реализма сравнивает роман Что делать? с новым Евангелие.

Наверное, в этом что-то есть. Если Евангелие - это благая весть, данная людям во имя спасения их души, то роман Чернышевского тоже своего рода благая весть, посланная автором прогрессивно настроенным слоям общества во имя сохранения здравого смысла и создания новых лучших условий жизни. Что-то вроде религии разума на заре века технического прогресса. Ведь Чернышевский сам признаёт, что стоит на пороге новой религии. Если вспомнить отзывы современников о нём, в которых его сравнивают то с ангелом во плоти, то с самим Христом если вспомнить факт бешеной популярности его книги среди молодёжи 19 века, конкуренцию которой могла составить разве что Библия, навряд ли мы сможем оспорить, сложившееся мнение, озвученное Ириной Паперно.

Так или иначе, но этическая ценность романа заключается уже в той позитивной мысли, которая лежит в основе всей книги - мысль о торжестве в человеке человеческого силой его разума и благородных устремлений.

Жить, чтобы созидать любить, чтобы становиться лучше трудиться, чтобы приносить пользу и при этом испытывать величайшее наслаждение от того, что ты делаешь.

– Конец работы –

Используемые теги: Философия, этика, позитивизма, романе, Чернышевского, Что, делать0.103

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Философия и этика позитивизма в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"
Многие пытались сформулировать цельную систему своих воззрений на общественную жизнь и на художественное творчество. Замечательным примером такого единства теории и практики был творческий опыт… Лидер революционного движения в России, крупнейший философ-позитивист-материалист, создатель стройной эстетической…

Образы разночинцев в романе И.С. Тургенева "Отцы и Дети" и в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"
Нужно отметить, что один из них выходит издворянской семьи - это Рахметов, который ради своих принципов продаетполученное наследство и полностью… Близость его к народу так же подчеркивает прозвище Никитушки Лемовдарованное… На что нигилист отвечает А что ж коли он заслуживает презрения . Евгений считает русских людей темными, с ограниченным…

Как отвечает Н. Г. Чернышевский на вопрос, поставленный в заглавии романа «Что делать?»
В конце пятидесятых годов в литературу вошли «особенный человек» Рахметов и «новые люди», описанные Н. Г. Чернышевским. Кто же они и откуда? В… Мне кажется, что это были первые ростки русской интеллигенции. Именно для… Первопроходцем практического ее воплощения в жизнь является Вера Павловна, которая открывает швейную мастерскую и…

Художественные особенности и композиционное своеобразие романа Чернышевского "Что делать?"
Я даже и языком-то владею плохо. Но это все-такиничего lt gt Истина хорошая вещь она вознаграждает… Так, например,Черны шевский питает слабость к нанизыванию глагольных цепочек Мать перестала осмеливаться входить в…

Рахметов - "особенный" герой романа "Что делать?" Чернышевского
Они любят труд, горячопреданы науке, их нравственные идеалы высоки. Эти люди строят свои отношения навзаимном доверии и уважении. Они не знают… Таких людей, как он, оченьмало их не удовлетворяет ни наука, ни семейное… Он прошелшколу политического воспитания у студента-разночинца Кирсанова.

Жанровое и идейное своеобразие романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?"
Нередкоавтор, по добно суфлеру, врывается в повествование и упорно требует отчета усвоих читателей дескать, все ли им понятно? И сам же злорад ным… Автор и его герои говорят нелепым, топорным и невразумительнымязыком. Главные герои ведут себя неестественно, но они, словно куклы, послушныволе автора, который может заставить их делать…

"То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи".
На сайте allrefs.net читайте: "Владислав Лебедько"

Соотношение понятий этика, прикладная этика и профессиональная этика
Этика развивается более х тысяч лет являясь одной из наиболее древних человековедческих дисциплин Отцом этики считают древнегреческого... Термин этика происходит от древнегреческого слова ethos под которым... В развитом состоянии этика представляет собой науку о морали содержащую две составляющих теоретические исследования...

Тема: 1.1 "Предмет, специфика и задачи этики. Что такое этика"
тема quot Предмет специфика и задачи этики Что такое этика quot... quot История этических учений quot... тема quot Этические учения Древнего Востока Древней Индии Древнего Китая quot...

История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая. Философия XV-XIX вв.. Сборник Философия эпохи Возрождения. Итальянские гумманисты XIV-XV вв. У истоков гуманизма. Антропоцентризм. Флорентийские платоники. Философия Николая Кузанского. Социально-филосо
http filosof historic ru books item f s z... История философии Запад Россия Восток книга вторая Философия XV XIX вв Сборник...

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Тема 1. ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ ВВЕДЕНИЕ... Тема ПОНЯТИЕ ЭТИКИ ЛИЧНОСТИ И ЭТИКИ...
  • Деловая этика этика деловых отношений: современные подходы КУРС ЛЕКЦИЙ КАФЕДРАЛЬНОГО ФОНДА... По дисциплине...
  • Что такое «обломовщина»? (по роману И. А. Гончарова «Обломов») Мы видим Обломова за самым его любимым и привычным занятием — лежанием на диване. Но ведь, когда мы знакомимся с Обломовым, он находится в возрасте… Диван, халат и туфли становятся определенными символами его жизни. Это —… Такая жизнь и стала обломовским идеалом. Детству Илюши Обломова посвящена отдельная глава романа, которая называется…
  • Философия Н.Г. Чернышевского О том, что реальный Чернышевский - сложная фигура, не укладывающаяся в прокрустово ложе каких-либо схем, свидетельствуют оценки его личности,… Замечательный русский историк С.М. Соловьев, по воспоминаниям его сына Вл.С.… Над развалинами беспощадно разбитого существования встает тихий, грустный и благородный образ мудрого и справедливого…
  • Что такое философия, ее предназначение, социальные функции и роль в жизни человека Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и он… Современное человечество располагает огромным объемом информации и знаний о… Однако любовь к мудрости не делает человека ее обладателем, хотя и является важным условием, чтобы стать…