Мифологема женского начала и патриотизма в лирике С. Есенина. Мифологема женского начала оказывается устойчивой категорией в творчестве С.А. Есенина.
Она дает возможность лирическому герою поэта устоять во времена кризисов, являясь опорой, поддерживающей его жизнь. В ранней лирике, когда поэт исповедует прекрасно и мудро устроенный мир, построенный на основе света, добра и почитания материнства, мотив женского начала звучит жизнеутверждающе. Своим присутствием оно облагораживает землю. В результате такого настроения практически во всех стихотворениях 10-х годов звучит тема матери, выражающаяся в разных образах: Богородицы, матери - земли, природы, России, матерей тварного мира, матери поэта и даже в образах окружающих их предметов.
Такое разнообразие способов его выражения обусловлено тем, что на лирике Есенина сказалось влияние двух традиций: литературной, доставшейся ему от символистов, в русле которой софийность мира подчеркивается присутствием в нем Богоматери - хозяйки прекрасно устроенного мира, и фольклорная, в которой тоже было заложено представление о священном характере земных сил благодаря неразрывной связи божественного и природного миров.
В своем творчестве поэт стремится объединить эти два начала в единое целое. Наиболее полно эта попытка реализуется в стихах о Руси, в которых образы женщины, родины и природы слиты воедино. Это ответный удар женского начала на те проклятия, которые лирический герой посылает ей в «Москве кабацкой». Теперь вместо возрождения, вместо материнского начала она является знаком мести, расплаты за поругание над святынями.
Из матери она превращается в «злую и подлую оборванную старуху» с «невеселой холодной улыбкой». Этот мотив является устойчивым для последнего периода творчества Есенина. В стихотворении «Вижу сон. Дорога черная » появляется образ женщины, которую нельзя любить: к нему едет “нелюбимая милая”: Вижу сон. Дорога черная. Белый конь. Стопа упорная И на этом на коне Едет милая ко мне. Едет, едет милая, только нелюбимая. Она несет с собой гибель лирическому герою, символом которой является белый конь. Он хочет задержать ее появление.
И с этой просьбой обращается к тому, что было ему ближе всего на земле - к природе, к березке: Эх, береза русская! Путь - дорога узкая. Эту милую, как сон, Лишь для той, в кого влюблен, Удержи ты ветками, Как руками меткими. Поэт перед смертью хочет примириться с «нелюбимой» - ради «березовой Руси», ради всего, что было ему дорого: Хулиган я, хулиган. От стихов дурак и пьян. Но и все ж за эту прыть, Чтобы сердцем не остыть, За березовую Русь С нелюбимой помирюсь.
Мотив женщины, несущей смерть приходит к Есенину от Блока, из цикла «Снежная маска». Его предшественник писал: Нет исхода из вьюги, И погибнуть мне весело, Завела в очарованный круг, Серебром своих вьюг занавесила Февральская революция 1917 года коренным образом меняет мироощущение Сергея Есенина. Если в лирике 10-х годов он исповедовал прекрасно устроенный мир, то в “маленьких поэмах” он переживает преображение мира - конец нынешних времен и начало новой, вневременной жизни: Зреет час преображенья, Он сойдет, наш светлый гость, Из распятого терпенья Вынуть выржавленный гвоздь. (“Преображение”) Ощущение наступления нового времени после революции переживал не только С.А. Есенин, но и другие писатели его времени.
Они ждали преображения мира и видели в революции способ его изменения. У соловьевцев, например, символом преображения была София. Младосимволисты хотели увидеть Россию, построенную на основе белого света, добра и, главное, мудрости.
Революцию 1917 года они воспринимали как интеллигентскую. Первая из историко-революционных поэм этого периода, «Песнь о великом походе», написана Есениным летом 1924 года. Эпоха Петра и эпоха Октября - к ним приковано внимание поэта в двух «сказах», двух частях поэмы. "Мы всему цари" - эта ведущая идея первого «сказа» получает художественное воплощение в образе «рабочего люда», построившего средь туманов и болот город. Те, кто строил его, погибли, «на их костях лег тугой гранит». Но всесильного царя Петра страшит народное возмездие.
По ночам ему слышится гневный голос погибших: И все двести лет Шел подземный гуд: "Мы придем, придем! Мы возьмем свой труд " Питерские рабочие, чьи деды и прадеды гордо заявляли: «Мы всему цари», поднявшиеся на защиту города революции главные герои второго вольного «сказа». Поэт слагает песнь в честь бойцов "красного стана" ; Пусть вас золотом Свет зари кропит. В куртке кожаной Коммунар не спит. Сатирически рисует Есенин «белый стан», передавая обреченность, моральное падение его защитников.
Вместе с тем, изображая врага, он не преуменьшает смертельной опасности интервенции. Отсюда острота, напряженность драматического конфликта, сила художественной правды поэмы, которая как мы видим, выражается в применении поэтом смысла «белого» цвета. 3.