Формы строфической организации стихотворений

Содержание Введение …. 3 Глава 1. Основные виды строф … 5 Глава 2. Сложные формы строфической организации стихотворений …… 11 Заключение … 23 Литература … 25 Введение «Стиховедение считается трудной частью теории словесности. Еще о Евгении Онегине было сказано: “Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить”. В наше время это должен уметь каждый школьник, но практически умеет далеко не каждый студент-филолог. А о более тонких деталях строения стиха не приходится и говорить», - пишет М. Л. Гаспаров.

Стихосложение (версификация) – это способ организации звукового строения речи, по которому речь делится на две большие категории – стихи и прозу. В стихосложении выделяется отдельная область исследований – строфика. Строфа – (греч. strophe – поворот) – группа стихов, с повторяющейся организацией ритма и(или) рифмы. Существуют строфы с устойчивым чередованием различных метров: (алкеева строфа, сапфическая строфа), а также различных клаузул и рифм. К последним относятся: двустишие (дистих), трехстишие (терцина), четверостишие (катрен), пятистишие (квинта), шестистишие (секстина), семистишие (септима), восьмистишие (октава), девятистишие (нона), десятистишие (децима). Также сущесвуют: онегинская строфа (14-стишие), одическая строфа, балладная строфа, сонет, рондо, триолет, лимерик и пр. Повторяемость – основной признак строфы.

Как правило, каждая строфа посвящена какой-то одной мысли (теме). При смене строфы меняется и тема. Строфика – раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое.

М. Л. Гаспаровым дано известное определение стиха: «Стих есть речь, в которой, кроме общеязыкового членения на предложения и пр присутствует еще и другое членение – на соизмеримые отрезки, каждый из которых тоже называется "стихом". Границы этих отрезков общеобязательно заданы для всех читателей (слушателей) внеязыковыми средствами: в письменной поэзии – обычно графикой (разбивкой на строки), в устной – обычно напевом или близкой к напеву единообразной интонацией.

При восприятии текста сознание учитывает объем отрезков и предчувствует их границы; подтверждение или неподтверждение этого предчувствия ощущается как художественный эффект». Метр и ритм представляют собой не просто две субстанции стиха, но два вектора: понять ритм можно, только зная метр, то есть исчерпав его до конца, представляя себе метрический рисунок стиха целиком.

Более наглядно эта закономерность обнаруживается в явлении рифмы, которая отсылает к предыдущей строке, то есть, по сути, требует одновременного чтения в обоих направлениях, хотя и не по всей длине стихотворной строки (сами слова "рифма" и "ритм" этимологически родственны и восходят к древнегреческому "rhithmos"). Рифма есть реализация ритмического вектора стиха, тогда как строфика – реализация вектора метрического. Глава 1.

Основные виды строф

Данте) А. Пушкиным созданная А.С. В первом 4-стишии перекрестная рифмовка (абаб), во втором - кольцевая ... А. Радищев) Алкеева строфа – строфа античного стихосложения из 4-х логаэд...

Заключение

Заключение Понятия формы и содержания стиха должны с необходимостью рассматриваться в контексте постулатов философско-феноменологического знания, точно так же как понятия движения, ритма и меры - в едином с ними контексте эстетических категорий гармонии, грации и красоты. Гармония есть мыслимая субстанция эстетического объекта, а мера – материальная субстанция такого объекта. Мера есть форма гармонии, а гармония – это содержание эстетически осознанной меры. Гармонию измерить нельзя, но можно обнаружить и изучать конструктивный принцип, который лежит в основе эстетического объекта и которым обусловлено само существование эстетически значимой меры. Таким принципом является божественная пропорция ритма или закон "золотого сечения", который, являясь универсальным законом художественной формы, математическими символами кодирует не только количественно- качественные состояния эстетического объекта, но одновременно и сам процесс перехода от одного качественного состояния к другому.

Метод ритмико-гармонической точности, в основу которого положена божественная пропорция ритма, позволяет "поверять алгеброй гармонию", отражая в едином критерии эстетические и формальные параметры художественного текста.

Категориальное триединство «ритм-форма-содержание» представляет собой художественную (эстетически значимую) «формулу» стиха, в которой ритм словесного уровня играет роль организатора эстетически значимого движения, локализованного в пределах конкретной меры – строфы (строфоида). Ритм есть имманентная и, одновременно, латентная качественно-количественная основа стиха, которая, с одной стороны, найдена поэтом и неявно зафиксирована им в тексте, а с другой – это та сущностная характеристика стиха, которая обнаруживается (или не обнаруживается) читателем в процессе сотворческого осмысления им поэтического мира автора.

Ритм неотделим от содержания: " Содержание и ритм, – писал А. Белый, – в большинстве случаев совпадают.

Ритм прорывается непосредственно: непосредственно он аккомпанирует смыслу». В более формальном представлении ритм, являясь объектом научного интереса, выступает как единый «ритмо-смысл». Но именно «ритмо-содержание» обретает в стихе форму как меру собственного самоограниченного саморазвития. Такой формой в строфических произведениях является строфа, а в астрофических – строфоид.

Литература

Литература 1. Богомолов Н. А. Стихотворная речь. М 1988. 2. Гаспаров М. Л. Современный русский стих. М 1974. 3. Гаспаров М. Л. Очерки истории русского стиха.

Метрика, ритмика, рифма, строфика. М 1984. 4. Илюшин А. А. Русское стихосложение. М 1988. 5. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. 6. Томашевский Б. В. Стилистика и стиховедение. М 1959. 7. Холшевников В. Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Л 1972. 8. Шенгели Г.А. Техника стиха. М 1960.