Михалевич и Лаврецкий

Михалевич и Лаврецкий. Если в спорах с западником Паншиным Лаврецкий побеждает, обнаруживая положительные черты, и симпатии автора на его стороне, то этого нельзя сказать о спорах Лаврецкого со своим товарищем по университету энтузиастом Михалевичем.

Пылкий и восторженный, склонный, подобно Рудину, к общим рассуждениям, Михалевич критикует Лаврецкого за безделье и байбачество, за аристократизм, то есть за те качества, которые были унаследованы от предков и входили отрицательными компонентами в характер Лаврецкого.

Ты - байбак говорит Михалевич Лаврецкому и ты злостный байбак, байбак с сознаньем, не наивный байбак, вся ваша братия - начитанные байбаки. Конечно, идеалист Михалевич несколько увлекается критикой, ибо вряд ли можно назвать Федора Лаврецкого злостным байбаком. Однако справедливость требует признать, что черты лени и байбачества, в какой-то мере сближающие Лаврецкого с Обломовым, в нем есть. Обломов, как и Лаврецкий, наделен прекрасными душевными качествами добротой, кротостью, благородством.

Он не хочет и не может участвовать в суете окружающей несправедливой жизни.

Однако своих дел у Обломова, как и у Лаврецкого, нет. Бездеятельность - это трагедия. Имя Обломова стало нарицательным при обозначении человека, полностью неспособного к какой-либо практической деятельности. Обломовщина сильна и в Лаврецком. Это отмечал и Добролюбов. Дворянское гнездо несет в себе явный отсвет славянофильских идей. Славянофилы считали черты, воплотившиеся в характерах главных героев, выражением вечной и неизменной сущности русского характера.

Но Тургенев, очевидно, не мог считать достаточными для жизни эти черты личности своего героя. Как деятель, он - ноль - вот что более всего беспокоило автора в Лаврецком. Проблема деятельного начала в человеке - проблема острая для самого писателя и злободневная как для его, так и для нашей эпохи. Поэтому роман интересен и современному читателю. Наряду с глубокими и актуальными идейными спорами в романе получила освещение этическая проблема столкновения личного счастья и долга, которая раскрывается через взаимоотношения Лаврецкого и Лизы, являющиеся сюжетным стержнем Дворянского гнезда.